КРЕАТИВНОСТЬ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ -ЭФФЕКТИВНЫЕ ПУТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Р. Х. Джураев А. Х. Махмудов
Модернизация производственно-экономической сферы диктует необходимость интенсивной подготовки духовно богатой, нравственно цельной, гармонично развитой личности, обладающей независимым мировоззрением и самостоятельным мышлением. К выпускникам вузов предъявляются требования профессиональной фундаментальности, высокого личностного развития и опыта активной и творческой деятельности. Для удовлетворения этих требований необходимо, чтобы подготовка специалистов осуществлялась на основе непрерывного фундаментального, творческого и духовного развития личности, что возможно в условиях перевода учебно-воспитательного процесса на компетентностную основу. Компетентностный подход к подготовке востребованных специалистов реализуется при внедрении в процесс обучения психолого-педагогических и дидактических мероприятий: 1) компетентно-стная модель личности выпускника бакалавриатуры, магистратуры;
2) учебно-творческий план (далее УТП) подготовки бакалавра, магистра;
3) УВП на основе креативной педагогической технологии; 4) компетентност-ный контроль формирования и развития различных аспектов компетентности.
Рассмотрим методологические и дидактические основы компетентност-ного подхода на примере подготовки магистров. Компетентностная модель личности магистра разрабатывается на основе Государственного образовательного стандарта специальности магистратуры и является методологическим стержнем, в котором сфокусированы современные и перспективные аспекты компетентности, востребованные передовым производством. Системно-функциональный анализ будущей профессиональной деятельности магистров технических специальностей позволяет выделить четыре группы аспектов компетентности: научно-профессиональные, научно-
исследовательские, социально-экономические и духовно-мировоззренческие. Содержание аспектов компетентности в вышеназванных группах отражает внутреннюю взаимосвязь и системное взаимодействие граней компетентности, обусловленных интеграцией требований системы «наука - образование -производство». Дидактическими основами, нацеленными на реализацию ком-петентностной модели личности выпускника как «идеального конечного продукта» процесса обучения в вузе, являются следующие компоненты: учебнотематический план, учебно-методические комплексы, учебный процесс.
Учебно-тематический план подготовки специалиста (далее УТП). В отличие от учебного плана для «знаниевой» подготовки УТП должен включать в себя не монодисциплины, а интегративные дисциплины, выделенные на основе системного анализа взаимодействия различных аспектов. Интегративные дисциплины способствуют приобретению опыта по решению локальных профессионально-практических задач и формированию интегративного
298
мышления. Изучение совокупности интегративных дисциплин УТП обеспечивает приобщение опыта эффективного решения актуальных и перспективных научно-прикладных профессиональных проблем и развитие компетентност-ного (интегративного) мышления в период обучения. К этой дидактической модели (УТП) предъявляются требования (непрерывность фундаментальной подготовки и преемственность учебных планов, оптимальность структуры и системность содержания плана, обеспечение условий для формирования самостоятельной и творческой личности и др.). В УТП заложены современные контрольно-оценочные и диагностические методы непрерывной оценки и самооценки уровней сформированности компетентности. Для реализации творческой направленности УТП его структура должна включать учебнотворческие, научно-исследовательские, практические и диагностические блоки.
Компетентностные учебно-методические комплексы (далее УМК). Важным дидактическим компонентом при компетентностной подготовке специалистов является разработка и создание компетентностью учебнометодических комплексов по интегративным дисциплинам. При разработке компетентностных учебно-методических комплексов должны учитываться такие требования, как методическое обеспечение индивидуализации обучения, профессионально-практическая направленность, диагностичность, креативность, структурно-логическая системность и др. Содержательные элементы структурных частей компетентностного учебно-методического комплекса можно объединить в программную, методическую, дидактическую и информационную группы. Разработка и создание УТП и компетентностных УМК по интегративным дисциплинам составляют содержание блока планирования дидактических основ компетентностной подготовки магистров.
Учебно-воспитательный процесс (далее УВП). Практическим компонентом дидактических основ при компетентностной подготовке специалистов является реализация УВП на основе креативной педагогической технологии. УВП при компетентностном подходе должен быть ориентирован на: обеспечение психолого-педагогических условий для индивидуализированного и творческого обучения магистрантов; создание условий для активного приобретения опыта решения актуальных профессиональных задач и использование исследовательских методов обучения; педагогическое стимулирование ритмичности выполнения самостоятельных творческих и научноисследовательских работ; использование диагностических методов и квали-метрических показателей для оценки эффективности УВП на различных этапах подготовки магистров и др. Таким образом, основными дидактическими элементами учебного процесса при компетентностной подготовке являются: проблемные и проблемно-креативные лекции, креативные семинары и практические занятия, лабораторно-исследовательские практикумы и самостоятельная работа.
Компетентностный контроль нацелен на определение уровней приобретенных аспектов компетентности на семестровых этапах обучения. Основой компетентностного контроля является реализация разных видов диагностики при компетентностной подготовке. В зависимости от этапа обучения различают: начальный, семестровый и аттестационный. Начальный
299
компетентностный контроль осуществляется с помощью входной диагностики, в процессе которой каждому магистранту предлагается решить комплект диагностических задач входного уровня. Оценка успешности решения входных диагностических задач и её интерпретация позволяют определять уровни развития определенных граней компетентности у магистранта перед началом обучения в магистратуре. Результаты входной диагностики дают возможность индивидуализировать и корректировать программу подготовки каждого магистранта. Семестровый компетентностный контроль реализуется через семестровую диагностику, при которой каждому магистранту предлагается для решения комплект диагностических задач 1-го, 2-го и 3-го уровней после каждого семестра обучения. Ложность диагностических задач повышается от семестра к семестру. Следовательно, успешное решение диагностических задач 3-го уровня позволяет определять уровень приобретенных компетентностей за три семестра обучения в магистратуре.
Аттестационный компетентностный контроль реализуется после 4-го семестра обучения в двух формах: (1) выпускная диагностика, базирующаяся на решении комплекта аттестационных диагностических задач, которые тоже обладают интегративно-аккумулирующим характером; (2) защита магистерской диссертации. Аттестационный компетентностный контроль направлен на оценку уровня приобретенных научно-профессиональных, научноисследовательских, социально-экономических и духовно-мировоззренческих аспектов компетентности магистра. Нормативный и высокий уровень компет-нтности выпускника указывает на тот факт, что данный выпускник магистратуры имеет хорошую методологическую, научно-профессиональную и социально-экономическую подготовку по выбранной специальности и готов успешно решать актуальные и перспективные научно-прикладные задачи в соответствующей отрасли производства.
Таким образом, реализация компетентностного подхода в учебном процессе высшей школы позволит готовить конкурентоспособных специалистов, способных творчески применять полученные знания и компетенции на практике, самостоятельно развивать и совершенствовать свои личностные качества, а также повышать свою компетентность в постоянно меняющихся условиях.
300