Научная статья на тему 'КРЕАТИВНОЕ ОБЩЕСТВО КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОЙ КОНВЕРГЕНЦИИ КУЛЬТУРЫ И ЭКОНОМИКИ'

КРЕАТИВНОЕ ОБЩЕСТВО КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОЙ КОНВЕРГЕНЦИИ КУЛЬТУРЫ И ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
МедиаVектор
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ КРЕАТИВНОГО ОБЩЕСТВА / КРЕАТИВНОЕ ОБЩЕСТВО / КРЕАТИВНАЯ ИНДУСТРИЯ / КОНВЕРГЕНЦИЯ КУЛЬТУРЫ И ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Костромицкая Анна Вадимовна, Жарук Андрей Дмитриевич

В статье рассмотрены концепции креативного общества в контексте конвергенции культуры и экономики. Авторами определены и описаны основные этапы становления креативного общества, рассмотрена историческая ретроспектива исследуемой проблематики. Также описаны классификация и основные тенденции развития современной креативной индустрии, дана оценка важности изучения креативной индустрии научными методами, используемыми в современной культурологии и экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE SOCIETY AS THE BASIS OF MODERN CONVERGENCE OF CULTURE AND ECONOMY

The article considers the concepts of a creative society in the context of the convergence of culture and economy. The authors have identified and described the main stages in the formation of a creative society, and considered a historical retrospective of the issues under study. The classification and main trends in the development of the modern creative industry are also described, an assessment of the importance of studying the creative industry with scientific methods used in modern cultural studies and economics is made.

Текст научной работы на тему «КРЕАТИВНОЕ ОБЩЕСТВО КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОЙ КОНВЕРГЕНЦИИ КУЛЬТУРЫ И ЭКОНОМИКИ»

УДК 008:316+330.88

КРЕАТИВНОЕ ОБЩЕСТВО КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОЙ КОНВЕРГЕНЦИИ

КУЛЬТУРЫ И ЭКОНОМИКИ

Костромицкая Анна Вадимовна,

кандидат культурологии, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);

Жарук Андрей Дмитриевич магистрант 2 курса направления подготовки «Культурология» Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. В статье рассмотрены концепции креативного общества в контексте конвергенции культуры и экономики. Авторами определены и описаны основные этапы становления креативного общества, рассмотрена историческая ретроспектива исследуемой проблематики. Также описаны классификация и основные тенденции развития современной креативной индустрии, дана оценка важности изучения креативной индустрии научными методами, используемыми в современной культурологии и экономике.

Ключевые слова: концепция креативного общества, креативное общество, креативная индустрия, конвергенция культуры и экономики.

Annotation. The article considers the concepts of a creative society in the context of the convergence of culture and economy. The authors have identified and described the main stages in the formation of a creative society, and considered a historical retrospective of the issues under study. The classification and main trends in the development of the modern creative industry are also described, an assessment of the importance of studying the creative industry with scientific methods used in modern cultural studies and economics is made.

Key words: creative society concept, creative society, creative industry, convergence of culture and economy.

Постановка проблемы. Современные экономика и общество в развитых странах все в большей степени становятся креативными, главными продуктами которых являются новые идеи и инновации в различных областях человеческой деятельности. В развитых странах креативность становится основным источником экономической ценности культурных артефактов. Интеллектуальная собственность наряду с такими ресурсами, как земля, рабочая сила, капитал считается наиболее ценным экономическим ресурсом. При этом для исследования процесса конвергенции культуры и экономики, как социального и культурного процессов, наиболее применимым считается социокультурный подход, поскольку личность как креативная единица при исследовании в рамках указанного подхода рассматривается как связанная с обществом в системном отношении и в культурном - как репрезентация совокупности ценностей, норм, коммуникативных практик. На основании выше сказанного возникает необходимость в оценке фундаментальных основ творчества, инновации и креативности в структуре современной экономике на базе социокультурного подхода.

Изложение основного материала. История понятия «креативное общество» начинается с попыток определения термина «creative society» и разработки его научного определения в философии начала 20 века. Феномен творческой и креативной деятельности существовал и осмысливался в различных формах и в прежние века, но такое широкое определение не может быть сведено к одному значению. Широкое публичное и общественное применение концептов креативного общества мы встречаем в 60-х годах ХХ века во время губернаторства Р. Рейгана в Калифорнии [6]. Рейган первым

сформулировал американский прагматический подход к дискурсу креативной демократии в США, что затем распространилось в Европе и позже - в России.

Следует отметить, что уже в начале 90-х годов ХХ века европейскими исследователями сформировано социально-философское понятие «креативное общество», а первые концепции креативного общества укоренены в религиозно-теологической трактовке феномена «социального». Так, изначально креативность рассматривалось как проект божественного творения, что свидетельствует о знакомстве политиков, которые использовали данный концепт во второй половине XX века, с философско-теологическим контекстом его оформления и развития. Поэтому исследователи утверждают, что в политической науке концепции креативности и креативного общества заимствованы из соответствующих подходов в теологической философии и социологии, а креативное общество исследовалось в религиозно-теологическом ключе с различными религиозными коннотациями вплоть до начала 2000-х гг. Изменения в концепции креативного общества связаны с популяризацией в науке философской концепции прагматизма, а также с тем, что в научных кругах начало преобладать понимание утилитарного характера феномена «креативность». Так, креативность становится одним из политических инструментов, а не только отражением господства экономического развития современного общества, в которое в 2000-е годы активно вовлечен культурный капитал, не только на уровне теории, но и в контексте практики в сфере культурных индустрий. В 2010-е годы идея креативного общества предельно рационализирована и секуляризована, что превалирует к концу первой четверти ХХ1 века как в исследовательском поле экономики, так и культурологии.

К концу ХХ-в начале XXI веков феномен креативного общества превратился в предмет специального изучения гуманитарных дисциплин в различных теоретико-методологических традициях и школах. При анализе литературных источников по тематике историко-философской реконструкции зарождения и оформления концепта «креативное общество» белорусским исследователем И. Я. Мацевич-Духан выявлены несколько основополагающих для него социальных теорий, конституирующих смысл обозначенного понятия и раскрывающих его в различных способах концептуальной операционализации: прагматистская теория креативной демократии, неопрагматистская теория креативного действия и праксеологическая теория общества сингулярностей. Исследователь отмечает, что при всём разнообразии современных подходов к определению «креативное общество» общим исследователи называют следующий тезис: императив творчества задаёт главный вектор и формы развития социокультурной действительности. При этом отмечается, что на рубеже XX-XXI веков концепт «креативное общество» перестаёт обозначать непротиворечивость и синтетичность (в данной статье авторы используют термин «синтетичность» как неразделимое единство), а всё больше превращается во множество разрывов культурных текстов, в которых ученые выявляют новые смыслы и взаимосвязи, удерживающие индивидов как структурных элементов общества. «Такой аспект рассмотрения приводит к росту прикладных исследований креативных сообществ, ориентированных на выработку конкретных управленческих, социально-экономических и политических рекомендаций» [6, с. 36]. Такого рода исследовательская политика приводит к риторике ярлыков и слоганов, например, «общество двух скоростей» раскрывает действительность сообществ в противопоставлении наиболее обеспеченным, экономически и социально защищённым классам [2, 5]. Подобная риторика объясняется однобоким использованием теорий без учёта многообразия кейсов и замечаний этно-конфессионального и социально-экономического характера от имеющихся схем обобщения экономических и политических элит. Таким образом, мы видим, что концепция креативного общества неоднородна и не имеет чёткого общепринятого определения, а скорее представляет собой систему теорий и размышлений, объединенных идеей того, что творчество задаёт вектор трансформаций социальной действительности и определяет формы дальнейшего развития культуры.

На сегодняшний день отечественные и зарубежные авторы отмечают ряд преимуществ креативного общества по сравнению с другими типами: во-первых, креативность рассматривается как социальная ценность, или ценность современной культуры, что способствует развитию научного, художественного и других видов

творчества; во-вторых, креативность не относится к сфере социального неравенства; в-третьих - влечет социальные трансформации, в основе которых принятие социальных амбиций групп (субкультур), ориентированных на активность и саморазвитие, не связанные с социальными привилегиями и экономико-политическими преимуществами. Как отмечает социолог Ю. Г. Волков, «из достигнутого состояния индивидуализма переход к креативной автономности видится в форме переключения социальной энергии на инновационные формы деятельности. Таким образом, общество, основанное на приоритете ценности креативности, демонстрирует готовность быть включённым в процесс созидания нового» [3], а, следовательно, и к переосмыслению предшествующего опыта, который может стать основой дальнейших социокультурных трансформаций.

Современное мировое сообщество нуждается в креативных социокультурных образованиях, поскольку только они обладают интенцией к замещению исчезающей общинной жизни, формирующей идентичность и чувство принадлежности, удовлетворяя через разнообразные проявления креативности интересы индивида и его потребности в общении, что сегодня не удаётся в полной мере осуществить семье, церкви или таким социальным институтам, как, например, школа. Здесь следует упомянуть предположение, согласно которому, исчезновение интеллигенции как класса по многим пунктам повышает популярность и узнаваемость креативности как базисной социальной ценности [4], поэтому потребность в принятии основ креативного общества оказывается зависимой от личных качеств и достоинств, что существенно демократизирует общественную жизнь. Иными словами, «в креативном обществе существует тенденция приоритетности творческих мотиваций» [5], с учетом того факта, что экономические и политические установки ограничены частными интересами либо же могут содержать социокультурные барьеры для большинства населения, что, в частности, касается культурного капитала и сферы образования.

Далее отметим черты креативного общества, которые исследователи данной проблематики определяют, как негативные. С возникновением креативного общества усиливается риск появления таких характеристик современного социума, как потребительство и расточительство. В наши дни очевидно противоречие между стремлением к социальному комфорту и стремлением к социальной самореализации, поскольку в массовой культуре, как преобладающем на сегодняшний день типе культуры, первостепенны рациональные устремления и основанное на них поведение личности и, как следствие, формирование потребительского общества с его поведенческими стандартами в логике рыночной сферы [1]. Безусловно, эти процессы влекут за собой социальное неравенство в отношении индивидов, занимающих разнообразные социальные позиции. К примеру, в контексте социально-профессиональных позиций требование к большинству соблюдения такого же высокого уровня правовой грамотности, каким обладают члены адвокатских корпораций или судейского корпуса, абсурдно. Аналогично этому мы наблюдаем «неоднозначное отношение общества к моделям элитарной креативности, которые базируются на аргументах социальной стратификации» [4]. Действенным инструментом повышения статуса креативного общества и массовых профессий видится работа по убеждению индивида в идее их базисности для развития личности, отдельных субкультур и общества в целом.

Следующая проблема состоит в том, что сегодня перед большинством стран стоит проблема интеграции и реинтеграции в современное мировое культурное пространство, обладающее характеристиками жесткой иерархизации, социального неравенства и недоверия. Вероятно, в ближайшие десятилетия большая часть развивающихся стран сможет войти в информационное общество, и, если это произойдет, они станут потребителями информационных услуг, все так же зависящими от передовых государств [2]. Однако для современных исследователей вполне очевидно, что современное информационное технокртаное общество не обезопасит человека от вхождения в конфликтную эпоху, так как во многом схожую с индустриальным обществом.

Важным фактором формирования креативного общества выступает наличие инструментов формирования креативной личности. Отметим, что именно институциональная среда с приоритетным значением институтов образования, культуры,

науки и семьи формирует жизненный путь, насыщенный творческим началом, что является базисом формирования креативного общества. Наиболее действенный способ «приблизить креативное общество связан с внедрением сети социального партнёрства, развитием горизонтальных социальных связей, расширением сфер деятельности, предпринимательства для воспроизводства социальной ответственности и инициативы» [5]. Максимальное использование интеллектуальных ресурсов различных слоёв населения - главная задача креативного общества. Соответственно, выделяется необходимость в высококлассных профессионалах с высоким творческим потенциалом, иными словами - социальным институтам важно сформировать культуру личности и культуру среды, отражающей реальные социальные инновации в науке, производстве, образовании, здравоохранении и других сферах. В данных примерах заявляет о себе процесс конвергенции культуры и экономики.

В мировом масштабе концепция креативного общества была отображена в 2010 году на Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и в Программе развития ООН (ПРООН), по результатам которых выпущен доклад «Креативная экономика - отчёт за 2010 г.», где обозначены отрасли креативной экономики. Согласно классификации ЮНКТАД, креативные индустрии собраны в четыре группы, которые на момент начала второго десятка XXI века уже были интегрированы в мировую экономику (табл. 1), иными словами, на уровне ООН был зафиксирован факт конвергенции культуры и экономики [6, 8]. Как мы видим, концепции креативного общества понадобилось около шестидесяти лет для интеграции креативной деятельности в отдельный сектор экономики. Важно отметить, что под категорией креативной индустрии теперь понимаются и традиционные направления культуры, такие как театр, искусство, музыка и т.д. При очевидном видовом разнообразии, общее свойство всех отраслей в классификации - использование творческого и интеллектуального труда для всех отраслей креативного сектора, связь развития с понятиями творчества, творческого труда, ключевой роли законов интеллектуальной собственности [3, 4]. Примечательно, что в отчетах экспертов сектор креативных отраслей определяется как ключевая точка роста современной экономики, а инвестиции в творческие индустрии становятся стимулом для развития и формирования рабочих мест, инноваций и торговли. Помимо этого, расширяется социальная интеграция, культурное многообразие и экологическая стабильность. В результате, в большинстве стран мира креативный класс, являясь продуктом креативного общества, обеспечивает и развивает как экономическую, так и культурную среду.

Таблица 1

Креативная индустрия по классификации ЮНКТАД [8]

Группа Подгруппы Примеры

Наследие Традиционная культура Народные художественные ремесла, праздники и фестивали

Достопримечательности культуры: Исторические и культурные памятники, музеи, места раскопок, библиотеки, выставки

Искусство Изобразительное искусство Живопись, скульптура, фотография и антиквариат

Исполнительское искусство Вокал, драматическое искусство и театр, балет, современный танец, опера, цирк и т. д.

Медиа Публикации и печатные издания Учебная и художественная литература, пресса и публикации

Аудиовизуальные средства Фильмы, телевидение, радио

Функциональный креатив Дизайн Графический дизайн, дизайн интерьера, мода, ювелирные изделия, игрушки

Новые медиа Цифровой творческий контент, программное обеспечение, видеоигры

Креативные услуги Архитектура, реклама, культурные и рекреационные услуги, исследования и разработки, цифровые услуги

Таким образом можно утверждать, что концепция креативного общества во всем ее многообразии является базисной основой внедрения креативного класса в мировую экономку. При этом сама конвергенция культуры и экономики происходит в рамках свойственной любой системе иерархии, структуры и эволюции.

Выводы. По результатам проведённой работы сформулированы следующие выводы:

1) Концепция креативного общества неоднородна и не имеет унифицированного определения. В наиболее широком смысле под концепцией креативного общества понимается система теоретических разработок, объединенных пониманием творчества как главного вектора и формы развития социальной действительности;

2) Основополагающая задача креативного общества - максимальное использование интеллектуальных ресурсов различных слоёв населения, вовлечение творческих личностей в экономическую деятельность;

3) Тенденция приоритетности творческих мотиваций в креативном обществе игнорирует ограничения частных интересов, связанных с экономико-политическими установками или социокультурными барьерами;

4) Конвергенция культуры и экономики проявляется в оценке экономического развития стран, регионов, отдельных секторов и отраслей. Так, в классификации ЮНКТАД креативные индустрии имеют общее свойство — это области приложения интеллектуального, творческого труда;

5) Современное креативное общество как фундамент интеграции креативного класса в экономику стран и регионов, требует дальнейшего исследования иерархии, структуры и трансформаций культуры и экономики.

Список литературы:

1. Волков Ю.Г. Креативный класс - альтернатива политическому радикализму // Социологические исследования. - 2014. - № 7. - С. 84-92.

2. Волков Ю.Г. Креативный класс: логика социального становления // Гуманитарий Юга России. - 2013. - № 3. - С. 128-140.

3. Заходякин И.В. Постиндустриальная экономика - что значит это понятие в современном мире // Креативная экономика. - 2008. - №1- С. 96-100.

4. Журавлев В.А. Креативное общество, его особенности и характеристика // Креативная экономика. - 2008. - Том 2. - № 11. - С. 42-49.

5. Корнилова, Т.В., Корнилов, С.А. Возможна ли модель креативности без психологии креативности? // Психологический журнал. - 2012. - № 6. - С. 76-83.

6. Мацевич-Духан, И.Я. От понятия к концепту креативного общества. // Журнал БГУ. Социология. - 2020. - №2. - С. 25-37.

7. Matsevich-Dukhan I. Towards a creative society: European versus American approaches. // European studies and Europe. - 2020. - №5 - P. 124-142.

8. Nelson C. The invention of creativity: the emergence of a discourse. // Cultural Studies Review. - 2010. - №16(2) - P. 49-74.

9. en.unesco.org: сайт. - 2022. - URL: https://en.unesco.org/creativity/publication/creative-economy-report-2013 (дата обращения: 10.02.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.