ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО. ГОСУДАРСТВО
УДК 37.036.5 + 64.012.1 + 332.12
Креативная деятельностная любовь к малой родине в технологическом и экономическом аспектах
А. Ю. Ильичёв
Институт социальных инноваций (Москва)
Определены элементы облика современной молодежи, ее предпочтения; выявлены некоторые аспекты отношения молодежи и старшего поколения к понятию «родина», рассмотрены качества будущих молодых специалистов. Обозначен формат участия молодежи в развитии городского пространства через сетевые проекты и сферы их реализации. Предложен проект модернизации городской среды Зеленоградского административного округа Москвы силами творчески настроенных жителей при поддержке Национального исследовательского университета «МИЭТ» и Инновационного территориального кластера «Зеленоград».
Ключевые слова: сетевой проект; креативный город; креативная экономика; инновационный территориальный кластер; Зеленоград; социологические исследования молодежи; патриотизм; компетентность; навыки будущего; индивидуальность.
В богатой истории России есть много ключевых, поворотных событий, когда перед угрозой военных нападений или природных катастроф народ пробуждался, «отряхивал сон» повседневности, мобилизовался и давал отпор агрессору или природной стихии. Людей объединяла мысль: «Дом, Родина в опасности! Не защитим — потеряем всё». В годы мирного существования, когда внешним рубежам не требовалась защита, был востребован добросовестный труд. Мирное соперничество с другими странами в экономической сфере мотивировало граждан к трудовым подвигам.
Сегодня национальная идея, в силу неоформленности, не может стать движущей силой ударного труда и вдохновенного творчества россиян. Санкции
© Ильичёв А. Ю.
против России и угроза вооруженных конфликтов отчасти сплотили народ, но, на наш взгляд, нужна иная — не мобилизационная — мотивация для проявления гражданами деятельностной любви к Родине.
Размышляя о том, как формируется мотивация для деятельности человека, Рудольф Штайнер отмечает: «...лишь только наша деятельность поднимается над областью удовлетворения чисто животных вожделений, как наши побудительные причины всегда оказываются пронизанными мыслями. Любовь, сострадание, патриотизм — все они являются движущими силами деятельности, не поддающимися разложению на холодные понятия рассудка. Говорят: сердце, душа вступают здесь в свои права. Несомненно, это так. Но сердце
и душа не создают побудительных причин для деятельности. Они их предполагают и принимают в свою сферу. В моем сердце появляется сострадание, когда в моем сознании возникает представление о возбуждающем сострадание лице. Путь к сердцу проходит через голову. Не составляет здесь исключения и любовь. Когда она не является просто проявлением полового влечения, она основывается на представлениях, образуемых нами о любимом существе. И чем идеалистичнее эти представления, тем большее блаженство дает любовь» [1, с. 93].
Сообразно тому, что любовь может быть важнейшим мотивом созидательной деятельности, четко сформированные представления о родине могут побуждать молодых людей к деятельности, нацеленной на проявление деятельност-ной любви к ней. Такие представления формировались в советское время, но Перестройка решительно ниспровергла старые ценности, не сформировав новых.
Бурное развитие вычислительной техники и сети Интернет принесло новые возможности, однако создало угрозу нивелирования усердия субъекта познания и самостоятельного мышления. Так, еще в 1980-х гг. западные ученые обратили внимание, что, несмотря на формально высокий уровень образования, все больше людей не овладевали основами знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения производственных функций, не понимали художественного смысла прочитанных книг. Элвин Тоф-флер в книге «Футурошок» [2] призвал к осмыслению проблемы функциональной неграмотности на научном и философском уровнях.
Согласно Рекомендации ЮНЕСКО о международной стандартизации статистики образования, функционально
грамотным «считается тот, кто может участвовать во всех тех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и общины и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счетом для своего собственного развития и для развития общины» (приводится по: [3, с. 195]). Это определение можно принять за основу наших дальнейших рассуждений.
В сочинении «Философия свободы» Р. Штайнер пишет: «Человек не является раз и навсегда организованным существом. Он всегда требует больше, чем мир дает ему добровольно. Природа дала нам потребности; среди них есть такие, удовлетворение которых она предоставляет нашей собственной деятельности. Обильны дары, уделенные нам, но еще обильнее наши желания. Мы словно бы рождены для недовольства. Наше стремление к познанию — лишь особый случай этого недовольства. <...> Нигде мы не довольствуемся тем, что природа простирает перед нашими чувствами. Всюду мы ищем того, что называется объяснением фактов. <...>
Вселенная является нам в двух противоположностях: "я"и мир. <...> Но мы никогда не теряем чувства, что мы все же принадлежим миру. <...>
Это чувство вызывает стремление преодолеть [возникающую] противоположность, перекинуть через нее мост. И в преодолении этой противоположности состоит, в конечном счете, все духовное стремление человечества. История духовной жизни есть постоянное искание единства между нами и миром. Религия, искусство, наука — все они в одинаковой степени преследуют эту цель» [1, с. 95—97]. Мы разделяем эту мысль, и, на наш взгляд, из нее следует вывод о необходимости учить молодежь
самостоятельному мышлению, стремлению к преодолению когнитивных препятствий на пути решения практических задач.
Обратимся к данным современных исследований для понимания уровня функциональной грамотности молодежи современной России.
В декабре 2016 г. ВЦИОМ представил данные исследования «Поколение Selfie: пять мифов о современной молодежи». В нем приняли участие 1600 человек из 130 населенных пунктов в 46 областях, краях и республиках России [4]. Исследование показывает, что легкость освоения современных информационных технологий и возможность доступа к громадному объему информации ведет к появлению зависимости от компьютерных игр (77 % от всех опрошенных) и интернет-зависимости (75 % от всех опрошенных). Следующие по значимости проблемы: конфликты с родителями (62 %) и ровесниками (61 %). Самоопределение молодежи показывает отсутствие значимых героев для подражания (57 %).
Согласно выводам исследования, представление молодых людей (18—34-летних) о себе и их образ в глазах старшего поколения (от 35 лет и старше) практически совпадает. Современных молодых людей считают материально ориентированными (76 и 75 % для каждой из этих возрастных групп соответственно), общительными (75 и 70 %), аккуратными (67 и 59 %), активными (65 и 55 %), любящими спорт (61 и 51 %). Вместе с тем молодежь считают расточительной (55 и 57 %) и ленивой (54 и 58 %).
На вопрос о том, испытывают ли молодые люди любовь к родине и каковы аспекты ее проявления, дают ответ результаты социологического опроса населения, проведенного на территории
района Савёлки Зеленоградского административного округа города Москвы1. В исследовании приняли участие 300 жителей района Савёлки, проживающих в Зеленограде более 10 лет. Выборка была сформирована по пяти возрастным группам с разбивкой на подгруппы мужчин и женщин. Разработанная анкета содержала как закрытые, так и открытые вопросы.
Как показало исследование, молодые люди от 18 до 25 лет, как и люди старшего возраста, считают своей родиной всю Россию, для них важны общероссийские ценности, чувство сопричастности к своей стране. Особенности возрастных групп выражаются в том, что с возрастом границы восприятия родины увеличиваются. Специфика гендер-ных групп при определении понятия родины и ее границ состоит в том, что мужчинам важна территория, на которой они живут, а женщинам — позитивное эмоциональное состояние и принадлежность к роду.
Служение родине — важная часть мировоззрения жителей города; наиболее значимыми видами этого служения они назвали соблюдение законов страны и следование моральным принципам; причем с возрастом усиливается тенденция к опоре на законы (возрастная группа от 26 до 40 лет), а затем на моральные принципы (после 40 лет). У зеленоград-цев сформировался позитивный образ страны: они считают ее «огромной», «великой» и «самой лучшей». Они готовы пожертвовать для своей родины
1 Социологический опрос по определению необходимости проведения работы по граж-данско-патриотическому воспитанию детей и молодежи, просветительской деятельности среди населения на территории района Савёлки ЗелАО города Москвы проведен по заказу управы Савёлки АНО «Центр научных исследований и экспертизы», руководитель проекта Ю. П. Кошелева.
самым ценным, что у них есть, включая собственную жизнь. При этом сам образ родины у женщин более позитивный, чем у мужчин.
Подростки и молодежь в возрасте от 10 до 17 лет воспринимают родину как место, где им хорошо, и считают родиной весь Зеленоград. Зеленоградцы в возрасте от 26 до 40 лет считают малой родиной район Савёлки. В основном жители района Савёлки воспринимают родину как страну в целом (такой вариант выбора занимает 1-е место по частоте), затем как район (2-е место). Иными словами, зеленоградцы преимущественно воспринимают «большое через малое», т. е. всю Россию — через ту территорию, на которой они живут.
Отношение к службе в Российской армии у зеленоградцев в целом позитивное. При этом многие из них считают, что защищать свою родину можно «без автомата в руках»; наиболее предпочитаемыми вариантами ее защиты опрошенные назвали физический и умственный труд («на производстве / заводах и фабриках» и «интеллектуально / головой»); при этом мужчины предпочитают действие, а женщины определяют условия, которые обеспечивают такую защиту.
Таким образом, исследование выявило глубокую любовь зеленоградцев к родине. За редким исключением, у них сложился позитивный образ нашей страны. Они готовы служить родине и защищать ее. В первую очередь это относится к молодежи.
Для реализации потребности в служении у молодежи должны быть сформированы определенные компетенции. Так, на одной из площадок Форума стратегических инициатив (Москва, 21—22 июля 2016 г.) — круглом столе «Человеческий капитал. Как растить кадры для экономики 2025+» — в результате дискуссии были определены
три наиболее важных навыка будущего: креативность, способность к сотрудничеству и самоорганизация.
Эти выводы прокомментировал П. О. Лукша, профессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО: «Для будущего нам нужен принципиально новый тип людей. Они должны быть способны порождать новизну и быть способны найти себя в разных секторах экономики в ситуации модернизированного производства 2035 г. Для этого необходимы такие навыки, как умение работать в мульти-культурных средах, в команде, и в то же время — умение работать с самим собой, над своими эмоциями, образованием» [5]. Трудно не согласиться с тем, что разрыв между запросом общества и возможностями системы — это главный вызов современности традиционному образованию. Необходимый ответ на вызов, по мнению П. О. Лукши, — в поиске новых организационных форм образования, которые позволили бы сократить этот разрыв. По словам О. Е. Бочарова, руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы в 2014—2016 гг., сегодняшний выпускник отстает от требований профессии примерно на три года, так как цикл обновления высокотехнологичной продукции укладывается во временной интервал от нескольких месяцев до полутора лет.
Предпочтения абитуриентов и родителей в выборе профессии в последнее время отражают тенденцию к получению практико-ориентированного образования. Об этом свидетельствует изменение соотношения абитуриентов, поступающих после школы в средние и высшие учебные заведения: по опросам, проведенным исследовательским центром портала БирвцоЬ [6], всего 48 %
выпускников собирались в 2016 г. поступать в вузы, тогда как в 2010 г. таковых было 80 %.
Сферы, наиболее востребованные выпускниками, поступающими в техникумы и колледжи: сестринское дело, программирование и юриспруденция. Среди абитуриентов наиболее популярными профессиями считаются: программирование, врачебное дело и инженерные специальности. По 11 % родителей будущих студентов вузов заявили о том, что их сыновья и дочери выбрали информационные технологии и медицину. Каждый десятый родитель абитуриента вуза сообщил, что его ребенок хочет освоить инженерную специальность. Дети 7 % опрошенных планировали поступать в педагогические университеты. Столь же востребованы профессии в юридической отрасли (7 %). Специальности сферы строительства и архитектуры выбрали дети 6 % опрошенных, сферы экономики — 5 % [6].
Итак, молодежь стремится изменять и улучшать свою жизнь, получать больше опыта, мобильности, финансовой независимости, возможности реализо-вывать собственные идеи или присоединяться к интересным проектам. Фокус потребностей смещается от «получить хорошую работу в корпорации» к созданию собственной, уникальной жизненной траектории.
К похожему выводу пришел А. Крол, основатель образовательной платформы и инкубатора проектов Serendipity University (www.alexeykrol.com): «Люди постепенно начинают осознавать, что собственная судьба является их главным проектом, и этот проект похож на путешествие, которое проходит через разные профессиональные роли, статусы, страны, компании, как чужие, так и свои. <...> Сейчас становятся нужны креативные люди, способные видеть тренды
и создавать инновации, новые продукты, причем лучше, чем у конкурентов, и быстрее конкурентов. Люди, способные создавать новые платформы и модели роста. Те, кто реально может что-то делать, созидать, изменять, добиваться результата, преодолевать препятствия, решать нетривиальные задачи, создавать инновации»2.
Таким образом, активная молодежь, материально ориентированная и ощущающая потребность в самореализации, живущая в играх и Интернете, позитивно настроена на служение родине физическим и умственным трудом и готова реализовать свою креативность в пространстве Зеленограда. Но для того чтобы молодежь направила свое креативное мышление на творческое преобразование города, увидела стимулы известности, профессионального роста, материального вознаграждения, Зеленоград должен предстать перед ней в новом образе.
Определение «креативный город» появилось в одноименной работе англичанина Чарльза Лэндри, эксперта Всемирного банка [7]. Лэндри проанализировал развитие современных городов и пришел к выводу, что на первое место в развитии городской среды выходят человеческие способности и мотивации, оттесняя на второй план инфраструктуру, природные ресурсы и т. п.
Движущая сила этого развития — креативная экономика или экономика знаний: особый сектор экономики, основанный на интеллектуальной деятельности. К числу его основных характеристик обычно относят: высокую роль
2 Крол А. Проектное обучение: что это и как оно может изменить вашу жизнь?: вебинар / Вед. Е. Волков // Medium.com [Электронный ресурс] / A Medium Corporation. 02.12.2016. URL: https://medium.com/krol-institute/ проектное-обучение-ЫааЪ521Ъ4й' (дата обращения: 16.06.2017).
новых технологий и открытий в разных областях деятельности человека; высокую степень неопределенности в критериях эффективности; большой объем уже накопленных знаний и острую необходимость генерации новых знаний.
Лэндри также считает, что источником креативности выступают творческие люди и организации, обладающие отличительной особенностью: собираясь вместе на одной территории, они формируют творческую среду, превращающую города в центры инноваций.
Согласно классификации Ричарда Флориды [8], Зеленоград можно отнести к креативным городам, так как он имеет:
— четкую территориальную границу;
— население более 200 тысяч жителей;
— высокий уровень образования (он в Зеленограде выше, чем в столицах европейских государств);
— университетскую среду;
— развитое промышленное производство.
Однако наличия этих признаков еще недостаточно для образования креативного города, который мог бы стать флагманом креативной экономики России. Осознанное стремление жителей к созиданию нового городского пространства, подкрепленное согласием администрации, может дать импульс к развитию сложившихся социально-экономических отношений и созданию новых объектов и связей системы креативного города.
Вот один из примеров креативного изменения городской среды. Канадский социолог Малкольм Гладуэлл в работе «Переломный момент» отмечает, что люди в повседневной деятельности управляются вовсе не глубинными,
устойчивыми структурами сознания, имеющими историю социальной среды и воспитания, а поверхностными воздействиями — сигналами слабыми, но исходящими от всей окружающей среды [9]. Чистота и порядок на улицах и во дворах, красота природных территорий оказывают косвенное, но мощное воздействие на горожан, гармонизируя их деятельность. Однако для формирования пространства креативного города необходимо также создавать больше мест и территорий, способствующих креативности как технологического, так и гуманитарного качества.
Привлечение молодежи к творению таких пространств даст им чувство причастности и вовлеченности в жизнь города — их малой родины, будет способствовать воспитанию гражданской позиции и позволит молодым людям освоить конкретные навыки изобретательства, конструирования, командной работы, наставничества и практического применения получаемых знаний.
Полезными для жителей и интересными для молодежи могут быть проекты по внедрению ряда сервисов (информационных, обслуживания в общественных местах, для людей с ограничениями жизнедеятельности), автоматизация рутинных работ и физического труда, разработка и применение сети «умных» цифровых помощников человека в месте проживания («умные» квартира — дом — город), обеспечение личной и коллективной безопасности человека на дорожках в лесопарковой зоне, в подъезде и квартире. Такие проекты могут стать областью применения креативного потенциала молодых людей.
Например, роботы в общественных местах (школы, учреждения здравоохранения, культурные центры) могут проводить мониторинг окружающей среды (качества воздуха, воды, пищи), служить
информаторами, оповещать в кризисных ситуациях об опасности и путях выхода, фиксировать такие ситуации. И этих роботов предстоит разработать и внедрить в производство креативной молодежи.
Безопасность в доме, подъезде, квартире могут повысить нейронные сети, опознающие как жильцов дома, так и людей, объявленных в розыск, а также тех, кто никогда не был в этом доме, и включить видеосопровождение посетителя до квартиры. Дежурные роботы (летающие и двигающиеся по дорожкам) в лесополосе помимо фиксации возможных правонарушений, подачи звуковых и световых сигналов способны оперативно вызвать наряд полиции для предотвращения преступлений. Пока они также существуют только в проектах.
Превращение города в интерактивный музей предполагает разработку дополненной реальности — с привязкой к местности, голосовыми помощниками-экскурсоводами, — а также создание виртуальных музеев на объектах городской инфраструктуры и предприятиях города.
Реализация проектов территориально может осуществляться в центрах молодежного инновационного творчества, Центре технологической поддержки образования (ЦТПО) НИУ МИЭТ, кружках и секциях робототехники и научно-технического творчества молодежи, на площадках Инновационного территориального кластера «Зеленоград».
Одним из заказчиков реализации сетевых проектов, на наш взгляд, может выступить Агентство инноваций Москвы, учрежденное Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.
На время реализации проекта будут сформированы команды — творческие коллективы, состоящие из экспертов,
ведущих специалистов, определяющих ключевые направления проекта, руководителей рабочих групп (например, дизайнеров, программистов, механиков и т. п.) и собственно молодых творцов. Наставничество над ними более опытных участников проекта способствует формированию преемственности, передаче опыта и технологий.
Итоговое представление проектов заказчикам можно проводить на площадках Ярмарки инновационно-технического творчества молодежи «Ритм Зеленограда» и «Научный городок». Достигнутые результаты — реализация проектов в Зеленограде — станут проявлением креативной деятельностной любви молодых новаторов к малой родине.
Литература
1. Штайнер Р. Истина и наука. Философия свободы: основные черты одного современного мировоззрения. СПб.: Деметра, 2007. 440 с.
2. Тоффлер А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997. 464 с.
3. Развитие образования: история и современность: мат-лы III межрегион. науч.-практ. конф., 18—29 мая 2000 г. / [Науч. ред. В. Г. Воронцова]. СПб.: СПбГУПМ, 2002. 354 с.
4. Пресс-выпуск № 3265. Поколение Selfie: пять мифов о современной молодежи // ВЦИОМ [Электронный ресурс] / Всероссийский центр изучения общественного мнения. 13.12.2016. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115996 (дата обращения: 16.06.2017).
5. Креативность, способность к сотрудничеству, самоорганизация — наиболее важные навыки будущего // Агентство стратегических инициатив [Электронный ресурс]. 22.06.2016. URL: http://asi.ru/news/57298/ (дата обращения: 16.06.2017).
6. Все больше абитуриентов предпочитают вузам колледжи и техникумы // SuperJob [Электронный ресурс]. 15.06.2016. https://www. superjob.ru/research/articles/112018/vse-bolshe-abiturientov-predpochitayut-vuzam-kolledzhi-i-tehnikumy/ (дата обращения: 16.06.2017).
7. Лэндри Ч. Креативный город: монография / Пер. с англ. [В. Гнедовского и др.]. М.: Классика-XXI, 2006. 399 с.
8. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее: пер. с англ. М.: Классика-XXI, 2007. 421 с.
9. Гладуэлл М. Переломный момент: как незначительные изменения приводят к глобальным переменам. М. [и др.]: Вильямс, 2007. 399 с.
Ильичёв Андрей Юрьевич — специалист по связям с общественностью, руководитель Информационной группы Института социальных инноваций (ИНСИ), Москва. E-mail: [email protected]
Статья поступила 10 января 2017 г.