Научная статья на тему 'Краудсорсинг бизнес-процессов – одна из стратегий современной концепции маркетинга'

Краудсорсинг бизнес-процессов – одна из стратегий современной концепции маркетинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
347
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАУДСОРСИНГ / АУТСОРСИНГ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / СИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙКРАУДСОРСИНГ / МАРКЕТИНГ / ПРИБЫЛЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / CROWDSOURCING / OUTSOURCING / BUSINESS- PROCESSES / IT TECHNOLOGIES / MARKETING / PROFIT / EFFICIENCY / SINTELLECTUAL CROWDSOURCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лапшова О. А.

В статье рассматривается такое явление как краудсорсинг бизнес-процессов, определяющий собой новую концепцию маркетинга в современном экономическом сообществе. Краудсорсинг позволяет менеджменту при низкой себестоимости получить решения сложных задач, привлекая массы людей в совместную работу. В статье приводятся примеры использования краудсорсинга крупными компаниями и доказывается эффективность его применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS PROCESSES’ CROWDSOURCING -IS ONE OF THE MODERN MARKETING CONCEPTS STRATEGY

The article describes such phenomenon as crowdsourcing business processes, defining a new concept of marketing in the modern economic community. Crowdsourcing allows to management at a low cost to obtain the solution of complex problems, attracting masses of people to work together. The article contains examples of the crowdsourcing using by the large companies and proved the effectiveness of its application.

Текст научной работы на тему «Краудсорсинг бизнес-процессов – одна из стратегий современной концепции маркетинга»

Проблемы экономики и менеджмента

ву до 2030 года. Утверждена Президентом ОАО «РЖД» 13.02.2009. № 293 р. www.rzd.ru

List of references:

1. Putin V.V. About our economic problems // Gazette. 30/01/2011.

2. Strategy for development of railway transport in Russia. Approved by the RF Government of 17.06.2008, № 887-p. www.rzd.ru

3. The strategy of innovative development of "Railways" for the period up to 2015. Approved by the President of JSC "RZD" 26.10.2010. www.rzd.ru

4. Environmental Strategy of JSC "RZD" for the period until 2015 and until 2030. Approved by the President of JSC "RZD" 13.02.2009. № 293 p. www.rzd.ru

О.А. Лапшова

ассистент, Волжский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет»

КРАУДСОРСИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ - ОДНА ИЗ СТРАТЕГИЙ СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА

Аннотация. В статье рассматривается такое явление как краудсорсинг бизнес-процессов, определяющий собой новую концепцию маркетинга в современном экономическом сообществе. Краудсорсинг позволяет менеджменту при низкой себестоимости получить решения сложных задач, привлекая массы людей в совместную работу. В статье приводятся примеры использования краудсорсинга крупными компаниями и доказывается эффективность его применения.

Ключевые слова: краудсорсинг, аутсорсинг, бизнес-процессы, интернет-технологии, синтел-лектуальный краудсорсинг, маркетинг, прибыль, эффективность.

O.A. Lapshova, Volgograd State Technical University

BUSINESS PROCESSES’ CROWDSOURCING - IS ONE OF THE MODERN MARKETING CONCEPTS STRATEGY

Abstract. The article describes such phenomenon as crowdsourcing business processes, defining a new concept of marketing in the modern economic community. Crowdsourcing allows to management at a low cost to obtain the solution of complex problems, attracting masses of people to work together. The article contains examples of the crowdsourcing using by the large companies and proved the effectiveness of its application.

Keywords: crowdsourcing, outsourcing, business- processes, IT technologies, sintel-lectual crowdsourcing, marketing, profit, efficiency.

Английское слово крауд («crowd») - переводится как скопление, множество, толпа. Впервые слово «краудсорсинг», как считается, использовал в 2006 году журналист Джефф Хауи в статье «The Rise of Crowdsourcing» для журнала Wired.

Соответственно краудсорсинг - это вовлечение из социума, из массы людей в совместную работу тех, кому это интересно, и кто хочет проявить себя. Это главное отличие от аутсорсинга, при котором приглашается определенный круг профессионалов

№ 4 (8) - 2012

53

Проблемы экономики и менеджмента

для решения задач. Еще одно отличие от обычного аутсорсинга - то, что никаких договоров с исполнителями компания не подписывает, а только обещает бонусы (призы) для победителей конкурса за лучшую идею. Именно добровольное участие без гарантированного вознаграждения и лежит в основе краудсорсинга.

Краудсорсинг - это привлечение к решению той или иной проблемы мнений огромного количества самых разных людей, а дальше эти мнения анализируются, выбираются наиболее значимые и на их основе принимается решение. Получается как бы коллективное управление ситуацией, предприятием или даже страной. Коллективное рождение идеи. Краудсорсинг - это принципиально новый подход для решения сложных задач. Он опирается на инициативу и интеллект сотен, тысяч, а иногда и сотен тысяч участников. При краудсорсинге можно не только вовлечь в этот процесс тысячи человек, но и создать «коллективный разум» национального масштаба.

Результатами мозгового штурма «сетевой толпы» могут стать, к примеру, дизайнерские решения для футболок, способы сокращения бюджета, слоган для новой марки пива, решение сложной математической задачи. Почти все что угодно, за исключением ряда практических областей, которые требуют применения определенных навыков.

Базисом всех проектов, использующих краудсорсинг, являются талантливые люди, которые готовы жертвовать своим временем. Обычно энтузиасты, которые занимаются такими проектами, стремятся не столько заработать денег, сколько получить моральное удовлетворение от работы. Возможно, именно поэтому самыми масштабными примерами краудсорсинга до сих пор были некоммерческие проекты.

Краудсорсинг - это современный подход к управлению бизнес- процессами в организациях, когда компания ориентируется в производстве товаров и услуг на клиента и дает ему возможность принимать решения.

Основным очевидным преимуществом краудсорсинга от всех других видов «сорсингов» является низкая себестоимость проекта и достаточно эффективная прибыль, на которую может рассчитывать компания в случае успеха. В случае же недостижения желаемого результата, компания, решившая применить такой инструмент как краудсорсинг, тратит свои усилия лишь на привлечение необходимого количества людей к своим бизнес- процессам, как правило, через интернет - технологии, что наименее затратно для современного социума.

Глобальные корпорации, равно как и небольшие предприятия, также не остались в стороне, кинувшись искать мудрость в толпе. Это вполне объяснимо, ведь попросить помощи у сетевых пользователей гораздо дешевле, чем нанимать дорогостоящих консультантов или проводить маркетинговые исследования и внедрять новинки. Кроме того, компании, использующие краудсорсинг, вполне обоснованно могут заявить, что прислушиваются в своей работе к пожеланиям клиентов. Кроме того, это вовлечение клиентов в работу компании, поиск свежих идей и просто более дешевый вид производственного процесса.

Количество примеров успешного использования краудсорсинга растет с каждым

54

№ 4 (8) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

днем. В их списке авторитетные компании вроде Nike или Procter and Gamble. Однако тем компаниям, которые решат выбрать новомодное направление в работе с клиентами, стоит помнить, что по мере применения краудсорсинга стали очевидны и его недостатки: рост количества бесполезных идей, спад мотивированности у пользователей со временем, а также низкое качество выдаваемого продукта.

В середине октября 2011г. Сбербанк объявил, что намерен использовать для управления технологию под названием «краудсорсинг». К краудсорсинговому проекту по решению задач Сбербанка присоединилась почти сотня тысяч человек, а глава Сбербанка России Герман Греф заявил, что краудсорсинг перевернет методы управления в 21 веке [1].

Технология синтеллектуального краудсорсинга была создана российской компанией Witology и построена на возможности объединения (синергии) интеллектуальных уровней участников. Эту концепцию положил в основу собственного краудсорсингово-го проекта Сбербанк.

Задача синтеллектуального краудсорсинга — найти множество лучших идей (и людей), тогда как обычный краудсорсинг направлен на вычленение одной идеи из многих. Сделать это можно, в частности, за счет применения системы рейтингов участников подобных проектов, а также специальных методик, которые позволят идеям проходить ряд эволюционных этапов видоизменений и отбора (за счет оценок идеи ее сторонниками, противниками, конкурирующими группами участников и экспертами). Новый метод работы с пользователями позволит повысить КПД работы сообществ и при этом избежать скатывания в базарный разговор, чтобы не пропустить ценную идею, заваленную грудами информационного «мусора».

Специализированная система рейтингов, доступ к подробной информации о каждом участнике, систематизированные критерии отбора идей и рыночные механизмы их оценки на определенных этапах — все это помогает выделить действительно лучшие идеи и наиболее толковых участников из всех остальных.

В банковской сфере уже есть элементы краудсорсинга. Например, многие банки просят клиентов предоставить свои идеи по улучшению продуктов или сервиса, реагируют на потребности клиента, собирают фокус-группы, делают пилотные внедрения, организуют различные опросы, составляют рейтинги.

Крупным банкам стоит взять на вооружение эту современную и продвинутую концепцию и стремится повысить собственную эффективность, переводя многие процессы на автоматический режим и уменьшая долю ручного труда.

Феномен «коллективного разума» раскрыл перед компаниями заманчивые перспективы. Краудсорсинг как понятие находится еще на начальных стадиях своего развития, поэтому фирма, которая в состоянии эффективно использовать его мощь, на данный момент, сможет занять более выгодную позицию в будущем.

Итак, выделим основные преимущества краудсорсинга как бизнес - инструмента:

1. Во-первых - масштабируемость. Доступ к результатам труда практически не-

№ 4 (8) - 2012

55

Проблемы экономики и менеджмента

ограниченной аудитории позволяет быстро создавать глобальный продукт.

2. Во-вторых, возможность разделить свои бизнес-риски с исполнителями задачи. В большинстве случаев исполнитель если и получает оплату за свой труд, то уже из прибыли, которую он принес бизнесу.

3. В-третьих, это присущий краудсорсингу бонусный эффект аутсорсинга - возможность извлечь дополнительную прибыль за счет регионального перепада уровня жизни. Т.е. использование дешевой удаленной рабочей силы.

Таким образом, становится возможным существование краудсосринга в аутсорсинге. Например, крупная производственная компания делегировала работу маркетинговой службы по разработке внешнего вида, названия нового товара аутсорсерам. А они в свою очередь, решили воспользоваться краудсорсингом, задействовав к этому процессу интеллект масс для определения самого предпочтительного для потребителей вида упаковки и названия продукта.

Таким образом, агентства, применяющие краудсорсинг, зарабатывают в одном случае на посредничестве, в другом — на работе. А использование «ресурсов толпы» — еще и дополнительное средство привлечения клиентов, ведь перспектива получить генерацию из нескольких тысяч идей звучит довольно заманчиво.

В России применение краудсорсинга несколько иное, чем на Западе. Во-первых, знают о нём немногие. А те, кто знает, относятся с недоверием. Массового применения, как инструмент внутреннего маркетинга компаний, краудсорсинг в России пока не получает [2]. Но ведущие мировые маркетологи прогнозируют успешное будущее «он-лайн бизнес- процессов» во всем международном экономическом сообществе. Тем более что приоритеты в выборе экономичных и менее затратных инструментов развития бизнеса не чужды российскому обществу.

Таким образом, можно определить краудорсинг бизнес- процессов как одну из современных концепций маркетинга.

Список литературы:

1. «Что такое краудсорсинг?» http://sberbank21.ru/articles/46/

2. Дмитриева В. Журнал «Советник. Грамотное управление», май 2011.

List of references:

1. «What is crowdsourcing?». http://sberbank21.ru/articles/46/

2. Dmitrieva V. Journal «The adviser. Competent management», may 2011.

56

№ 4 (8) - 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.