Научная статья на тему 'КРАУДФАНДИНГ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ'

КРАУДФАНДИНГ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КРАУДФАНДИНГ / ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / МЕДИЙНЫЕ РЕСУРСЫ / РЕКЛАМА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ / ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ананьева Екатерина Олеговна, Ивлиев Павел Валентинович

В данной статье рассматривается эффективный на сегодняшний день такой инвестиционный инструментарий как краудфандинг, позволяющий в условиях финансового дефицита развивать микроэкономические процессы. Анализируются позитивные и негативные аспекты краудфандинга. Разбираются виды данного инвестиционного механизма и его основные модели. Затрагиваются основные перспективы применения краудфандинга в отечественной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROWDFUNDING AS A WAY OF DEVELOPMENT MICROECONOMIC PROCESSES IN THE DIGITAL AGE

This article discusses such investment tools as effective today as crowdfunding, which allows developing microeconomic processes in conditions of financial deficit. The positive and negative aspects of crowdfunding are analyzed. The types of this investment mechanism and its main models are analyzed. The main prospects for the use of crowdfunding in the domestic economy are touched upon.

Текст научной работы на тему «КРАУДФАНДИНГ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_11_27

КРАУДФАНДИНГ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ CROWDFUNDING AS A WAY TO DEVELOP MICROECONOMIC PROCESSES

IN THE DIGITAL AGE

АНАНЬЕВА Екатерина Олеговна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент института по кафедре гражданского права и процесса Академии ФСИН России.

390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: [email protected];

ИВЛИЕВ Павел Валентинович,

кандидат юридических наук, доцент института по кафедре гражданского права и процесса Академии ФСИН России.

390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: [email protected];

ANANYEVA Ekaterina Olegovna,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor

of the Institute at the Department of Civil Law and Procedure of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: [email protected];

IVLIEV Pavel Valentinovich,

Candidate of Law, Associate Professor

of the Institute at the Department of Civil Law and Procedure of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: В данной статье рассматривается эффективный на сегодняшний день такой инвестиционный инструментарий как краудфандинг, позволяющий в условиях финансового дефицита развивать микроэкономические процессы. Анализируются позитивные и негативные аспекты краудфандинга. Разбираются виды данного инвестиционного механизма и его основные модели. Затрагиваются основные перспективы применения краудфандинга в отечественной экономике.

Abstract: This article discusses such investment tools as effective today as crowdfunding, which allows developing microeconomic processes in conditions of financial deficit. The positive and negative aspects of crowdfunding are analyzed. The types of this investment mechanism and its main models are analyzed. The main prospects for the use of crowdfunding in the domestic economy are touched upon.

Ключевые слова: Электронные технологии; краудфандинг; интернет; информация; инвестиции; медийные ресурсы; реклама; средства массовой информации; целевая аудитория; цифровые платформы.

Keywords: Electronic technologies; crowdfunding; the Internet; information; investments; media resources; advertising; mass media; the target audience; digital platforms.

Для цитирования: Ананьева Е.О., Ивлиев П.В. Краудфандинг как способ развития микроэкономических процессов в цифровую эпоху //Право и государство: теория и практика. 2022. № 11(215). С. 27-29. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_11_27.

For citation: Ananyeva E. O., Ivliev P. V. Crowdfunding as a way to develop microeconomic processes in the digital age // Law and state: theory and practice. 2022. No. 11(215). pp. 27-29. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_11_27.

Статья поступила в редакцию: 10.10.2022

Введение. На сегодняшний день цифровые технологии неизбежно и прочно и бесповоротно вошли в нашу жизнь. Развитие экономики по сути любого развитого государства не возможно представить без использования высоких электронных технологий. Сфера инвестиций также не является исключением из этого правила. И именно краудфандинг будет рассмотрен в теме данного исследования как новый способ инвестирования в цифровой экономике. Необходимо отметить, что данный инструментарий вне всякого сомнения получивший популярность в текущем веке именно по той простой причине, что всемирная паутина и высокие технологии являются неотъемлемым свойством современного мира. Именно благодаря интернету краудфандинг приобрел свою сегодняшнюю востребованность. Исследуемый в данной статье механизм содержит в себе огромный потенциал для применения. Являясь очень гибким способ инвестирования, а как известно его можно подогнать в общем-то под любые бизнес проекты, краудфандинг позволяет очень сильно развивать малое и даже среднее предпринимательство, что позволяет самым радикальнейшим способом резко увеличить микроэкономические процессы в масштабах всего государства.

Цель исследования. На основе объективных экономических тенденций выявить возможные на сегодняшний день самые эффективные способы развития отечественной экономики в первую очередь на микро уровне. Обосновать необходимость масштабного применения такого инструментария финансирования отечественных бизнес проектов как краудфандинг. Выявить его потенциальные положительные моменты и перспективы развития.

Методы исследования. В статье применяются методы анализа и синтеза информации. Посредством метода анализа выявляются основные положительные тенденции развития инвестиционных процессов в экономики в целом и в частности в малом предпринимательстве. А с помощью синтеза происходит обобщения полученной в исследовании информации и на ее основе выявляются причинно следственные закономерности, связанные с перспективами развития отечественной экономики.

Для полного понимания темы настоящего исследования необходимо предоставить четкое определение краудфандинга. Краудфандинг

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 11(115)

(от англ. crowd - толпа и funding -финансирование) - деятельность, связанная с привлечением финансовых ресурсов от большого количества людей, добровольно объединяющих свои ресурсы на специализированных интернет-сайтах (краудфандинговых площадках) в целях реализации продукта или услуги, помощи нуждающимся, проведения мероприятий, поддержки как физических, так и юридических лиц и т. д.[1]. То есть другими словами если вы обладаете какой-либо перспективной по вашему мнению бизнес идеей, и при этом у вас не хватает финансовых ресурсов для ее полномасштабной реализации, то вы можете зарегистрироваться на определенных интернет платформах, на которых вы рассказываете о своей идее и привлекаете людей для того чтобы они перечисли вам ту или иную сумму денежных средств для собственно реализации вашего проекта.

Первые упоминания о краудфандинге в исторической ретроспективе появились достаточно давно. Так, например, Собор Парижской Богоматери возводили на средства прихожан, свидетельствует о признаках краудфандинга. Но основное свое распространение данные инвестиционный инструментарий получил именно с момента появления цифровых технологий. Именно в век интернета краудфандинг получил свое второе рождение и сейчас переживает свой ренессанс.

В современной России исходя из отрицательного экономического климата и отсутствия инвестиций со стороны международного сообщества любая деятельность связанная так или иначе с реализацией коммерческих проектов будет на вес золота. А если учесть, что после известных политических событий и введением санкций со стороны многих западных государств экономика России находится в постоянном давлении, не получая должной финансовой подпитки, то любые инвестиции будут совсем не лишними. Более того пандемия коронавируса также сильно ударила по бизнесу, а уж что касается малого предпринимательства, то и подавно. Исходя из всего этого краудфандинг является более чем востребованным отечественными предпринимателями и государством в целом. Надо понимать, что чем больше будет успешных предпринимателей, тем больше будет уровень занятости населения, выше уровень доходов и материального потребления, что неизбежно за собой повлечет и увеличение макроэкономических показателей.

Краудфандинг как правило используется для финансирования небольших и средних по масштабу проектов. Так, например он часто применяется в производстве скейтбордов, небольшого гостиничного бизнеса, съемок музыкальных клипов, а также наибольшую популярность краудфандинг приобрел в творческой сфере.

В краудфандинге участвуют две стороны. Это так называемые бекеры и фаундеры. Фаундером будет являться сторона, которая непосредственно собирает финансовые средства для реализации своего проекта. Бекером является его контрагент, которым выступает инвестор, то есть в данной ситуации лицо, которое вкладывается своими деньгами в проект фаундера. Механизм краудфандинга реализуется на специальной платформе, которая является неким гарантом того, что финансовые средства не исчезнут. На самой платформе указываются цель сбора средств и его сроки. При инвестировании бекеры точно знают сколько средств собрано и сколько времени осталось до окончания сбора. Еже ли вся сумма уже собрана, а время сбора денежных средств ещё не вышло, то бекеры могут продолжать инвестировать. Вознаграждение, которое получают бекеры бывает нескольких видов. Самый выгодный для инвестора вид вознаграждения это в случае выдача как правило нематериальных бонусов инвесторам, которые выражаются в публичном упоминании в своих медийных ресурсах, реклама в средствах массовой информации, и вот в крайнем случае выдача фаундерам бесплатной будущей продукции. Но выдача готовой продукции бекерам используется достаточно редки и применяется как правило при реализации достаточно крупных производственных бизнес проектов. Еще один вид вознаграждения выражается в получении доли прибыли, то есть определенного процента от реализации продукции. Как правило данная модель инвестирования применяется при производстве сильно популярных продуктов. И финальным видом вознаграждения является выплата фаундером акций своей компании. Используется как правило для повышение узнаваемости своего бренда.

Необходимо отметить, что гибкость краудфандинга находит своё выражение не только в разных вариантов выплаты вознаграждения бекерам, но и имеет распространенные модели, которые позволяю фаундеру выбрать наиболее оптимальный режим взаимодействия с инвесторами. Так, например модель «все или ничего» подразумевает, что если инвестор не собрал деньги в срок, то он ничего и не получит. Этот вариант очень удобен для инвестора, так как по сути не позволяет ему ничего не потерять. Если деньги не собраны в полом масштабе, то бекеру возвращаются его пожертвования, а если проект набрал нужное финансирование, то бекер получит в дальнейшем вознаграждение от фаундера. Следующая модель называется «Оставить все». В соответствии с ней фаундер получит все деньги которые собрал проект, даже если изначально сумма проекта была значительно больше. Это отличный вариант сотрудничества для фаундера. Очень интересный вариант краудфандинга реализуется в модели «Вознаграждение» где финансовые средства получает не сам фаундер, а та команда высококвалифицированных профессионалов, которые в конечном счете будут реализовывать идею проекта. Это очень хороший вариант как для инвесторов, так как они получают гарантии реализации проекта обеспеченные специалистами своего дела, и для самого фаундера так как он несет значительно меньше ответственности за реализацию идеи. Следующая модель называется «Сделка со свободной ценой». Её сущность выражается в том, что фаундер уже создал некий проект, например книгу и инвесторы самостоятельно решают сколько за неё заплатить. Это очень хороший вариант для понимания потенциальных финансовых возможностей в данной бизнес ниши и своей целевой аудитории. Финальной вариантом будет являться модель с философским название «благотворительность», которая выражается в безвозмездном переводе средств на проекты. Выгода фаундера в такой модель не вызывает никаких вопросов. Такой вид краудфандинга наиболее часто применим в социальный проектах.

Разберем основные положительные свойства краудфандинга. Во-первых исследуемый нами инвестиционный механизм является очень гибким о чем собственно речь шла выше и тем самым позволяет эффективно воздействовать фаундеру именно на ту целевую аудиторию потенциальных инвесторов, которые нужны для реализации самого проекта. Во-вторых краудфандинг позволяет избежать большой бумажной во-

локиты, которая как правило имеет место быть при поиске крупного инвестора. К тому же венчурные фонды требуют от стартаперов детальные бизнес-планы своих проектов[2].

Также не приходится тратить время на переговоры. В-третьих не придется фаундеру отвечать перед одним инвестором, который может устанавливать свои правила и всевозможные особые условия. Краудфандинговые площадки ежедневно посещают миллионы пользовате-лей[3]. В-четвертых, наличие большого количества инвесторов, позволяет значительно быстрее раскрутить проект, так как бекеры по «сарафанному радио» самостоятельно сделают максимальный пиар данному проекту. В-пятых краудфандинга высока финансовая стабильность проекта, так как всегда найдутся инвесторы для реализации бизнес идеи. Другими словами фаундер всегда может рассчитывать на определенное количество денежных средств исходя из охвата своей целевой аудитории

Отрицательных качеств у краудфандинга в российской действительности также хватает. Первой из них является то, что инвестиции посредством краудфандинга являются достаточно новым инвестиционным инструментарием для отечественной экономики особенно в провинции. И по этой причине основной целевой аудиторией является именно молодежь, которая активно пользуется разными техническими гаджетами и весьма подкована в применении цифровых технологий. Но к превеликому сожалению данный контингент лиц в большинстве своем не является финансово состоятельным и независимым, что не позволяет раскрутить краудфандинг до необходимых масштабов. Во-вторых цифровые платформы, которые используют фаундеры для продвижения своих продуктов могут блокировать ряд проектов. Всевозможные социально неприемлемые или даже преступные, а также деградационно-паразитарные проекты будут заблокированы на платформах по понятным причинам. Третьей и пожалуй самой серьезной проблемой в продвижении и развитии краудфандинга в России будет являться возможность краж конкурентного бизнес предложения недобросовестными бекерами. К сожалению многие состоятельные граждане могут использовать краудфандинговые платформы не для инвестирования, а именно для того чтобы украсть идею хорошего проекта и реализовать его в одиночку без каких бы то не было помощников. К сожалению в российской действительности такого рода злоупотребления встречаются не редко ведь народ России прошедший приснопамятные девяностые, где каждый первый проект по сути являлся мошенничеством и огромное количество людей было обмануто и обворовано. Необходимо отметить, что многие среди обманутых граждан, для того чтобы отыграться сами начинали применять всевозможные мошеннические схемы. На сегодняшний день данная безнравственная составляющая полностью не искоренена, и поэтому к краудфандингу на сегодняшний день настороженное отношение большого количества россиян. Это касается как фаундеров так и бекеров. В-четвертых сложный объем расчета инвестиций не всегда позволяет четко сформулировать финальную финансовую цель по сбору средств, что в последующем может привести к закрытию проекта. В-пятых сред инвесторов может возникнуть конфликт интересов, который в общем-то заложен в краудфандинг большим количеством бекеров. И в-шестых краудфандинг выгоден достаточно крупным инвесторам, то есть обеспеченным гражданам, которые имеют желание эффективно разместить свои капиталы.

В мире на сегодняшний день существует достаточно большое количество успешных инвестиционных проектов посредством применения краудфандинга. Самыми крупным из них являются Xiaomi и Amazon, которые регулярно запускают краудфандинговые проекты с целью про-тестить потенциальные возможности тех или иных товаров. И если бекеров набирается много, то вышеназванные компании запускают продукт в производство. В России краудфандинг в основном выражен какими-либо творческими проектами, например музыкальными.

Заключение. Подводя итог всему вышесказанному можно смело утверждать, что такой инвестиционный инструментарий как краудфандинг имеет все шансы для того чтобы стать одним из основных механизмов развития малого предпринимательства в России, что в свою очередь позволяет развивать микроэкономические процессы. В пользу краудфандинга говорит его гибкость, а также простота и быстрота использования. Данный инструментарий гораздо доступнее чем государственное инвестирование и банковское кредитование, так как кредиты связаны со сложными банковским процедурами одобрения, а государственное финансирование содержит в себе мощные бюрократические начала и коррупционную составляющую. Современная экономика уже давно вступила в цифровую эпоху и с каждым годом становится все больше населения, которое обладает необходимыми знаниями в области электронных технологий и гаджетов позволяющих беспрепятственно выходить в интернет. Именно поэтому плодородная почва для развития краудфандинга имеет место быть и будет развиваться.

Библиогра фия:

1. Гусева Н.И. «Краудфандинг - серьезное явление в мире бизнеса и финансов» // Наука современности: проблемы и решения, статья в сборнике статей 2019 г., С: 59-61.

2. Абдрасулова Г.Э. «Специфика краудфандинга и перспективы его правового регулирования в республике Казахстан» // Вестник института законодательства и правовой информации республики Казахстан, № 2 (60), 2020 г., С: 78-86.

3. Веселовский М.Я. «Краудфандинг в России: состояние и возможности стимулирования инновационных стартапов» // Инновационное развитие экономики, № 2 (32), 2016 г., С: 7-13.

References:

1. Guseva N.I. "Crowdfunding is a serious phenomenon in the world of business and finance" // Science of the present: problems and solutions, article in the collection of articles 2019, C: 59-61.

2. Abdrasulova G.E. "The specifics of crowdfunding and the prospects for its legal régulation in the Republic of Kazakhstan" // Bulletin of the Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan, No. 2 (60), 2020, C: 78-86.

3. Veselovsky M.Ya. "Crowdfunding in Russia: the state and opportunities for stimulating innovative start-ups" // Innovative development of the economy, No. 2 (32), 2016, C: 7-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.