Научная статья на тему 'Краткий очерк истории и современности образовательной политики в полиции стран Евросоюза'

Краткий очерк истории и современности образовательной политики в полиции стран Евросоюза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕВРОСОЮЗ / EUROPEAN UNION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / EDUCATIONAL POLICY / ПОЛИЦИЯ / POLICE / ПОЛИЦЕЙСКАЯ АКАДЕМИЯ / POLICE ACADEMY / БАКАЛАВР ПОЛИЦИИ / BACHELOR OF POLICE / ЕВРОПЕЙСКИЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ / EUROPEAN POLICE COLLEGE / ПОЛИЦЕЙСКИЕ РЕКРУТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПОЛИЦИИ / VOCATIONAL POLICE TRAINING / МЕЖДУНАРОДНОЕ И ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL AND EUROPEAN LAW / POLICE RECRUITS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселев А. К.

Статья посвящена краткому анализу истории образовательной политики в полицейских структурах государств Евросоюза, а также реализации этой политики в ЕС в целом и в каждом государстве-участнике ЕС в отдельности. Предлагается ряд определений полицейской образовательной политики, реализуемой в начале XXI в. в Евросоюзе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a brief analysis of the history of educational policy in the EU police structures, as well as the implementation of this policy in the EU as a whole and in each EU state in particular. The author suggests a number of definitions of the police educational policy in the EU in the beginning of the 21st century.

Текст научной работы на тему «Краткий очерк истории и современности образовательной политики в полиции стран Евросоюза»

КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ПОЛИЦИИ СТРАН ЕВРОСОЮЗА

А. К. Киселев

Аннотация. Статья посвящена краткому анализу истории образовательной политики в полицейских структурах государств Евросоюза, а также реализации этой политики в ЕС в целом и в каждом государстве-участнике ЕС в отдельности. Предлагается ряд определений полицейской образовательной политики, реализуемой в начале XXI в. в Евросоюзе.

Ключевые слова: Евросоюз, образовательная политика, полиция, полицейская академия, бакалавр полиции, Европейский полицейский колледж, полицейские рекруты, профессиональная подготовка полиции, международное и европейское право.

Summary. The article presents a brief analysis of the history of educational policy in the EUpolice structures, as well as the implementation of this policy in the EU as a whole and in each EU state in particular. The author suggests a number of definitions of the police educational policy in the EU in the beginning of the 21st century.

Keywords: European Union, educational policy, police, police academy, bachelor of police, European police college, police recruits, vocational police training, international and European law.

Изучение истории полицейского образования, имеющегося в странах-участницах Евросоюза, имеет важное значение для практической деятельности полиции как органа государственной власти при решении задач модернизации системы полицейского/милицейского образования.

Регулярная полиция современного типа в европейских странах начала формироваться в середине XIX столетия. До середины XX в. обучение полицейских, как правило, проводилось в местных муниципальных отделениях полиции, и только в отдельных государствах начинают создаваться по-

165

лицейские школы или учебные центры, главной задачей которых была первоначальная (и только!) подготовка полицейских. Например, подобные заведения были созданы в Дании в 1914 г., в Швеции в 1915-1928 гг., в Норвегии в 1920 г., в Болгарии в 1925 г., в Люксембурге в 1928 г., в Испании и Италии в 1926 г. и т.д.

После окончания Второй мировой войны практически по всей Европе создаются специализированные полицейские школы и колледжи. Это, например, полицейская школа Мюнхена в Западной Германии (1945 г.), полицейский колледж Туллиан в Вели-

166

кобритании (1947 г.), курсы старших офицеров полиции в Ньюшателе в Швейцарии (1948 г.) и т.д.

В 1960-90-х гг. прошлого столетия на базе этих центров первоначальной подготовки формируются институты полиции, университеты полиции, университетские колледжи, которые дают уже не только первоначальную базовую подготовку новобранцам, но и проводят разнообразные курсы повышения квалификации для различных категорий служащих полиции. Это, к примеру, Школа жандармерии и полиции Люксембурга, работающая с 1965 г., полицейская Академия Финляндии (1961 г.), полицейский колледж в Брамсхилл (Англия, 1960 г.), Высший военно-учебный центр жандармерии Франции (1970 г.), Школа полиции Кипра (1964 г.) и др.

И только в конце 90-х гг. ХХ в. - в первое десятилетие XXI в. существовавшие ранее в государствах Евросоюза учебные заведения преобразовываются в полицейские академии, полицейские институты и специализированные профессиональные образовательные полицейские центры, которые не только проводят курсы по базовой подготовке и переподготовке офицеров полиции, но и дают обучающимся академическое образование с возможностью получения ими дипломов бакалавра полиции, то есть среднего и даже высшего специального образования.

Указанные учебные заведения в начале нынешнего столетия становятся основными звеньями образовательных полицейских систем государств-членов ЕС, а также крупными исследовательскими центрами, проводящими научно-практический анализ работы национальных полиций. Это, на-

пример, полицейская Академия Нидерландов в г. Апельдурн (создана в 2004 г.), Германский полицейский университет (с 2006 г.), полицейский колледж Финляндии (с 1998 г., реформирован в 2008 г.), университетский колледж полиции Норвегии (с 1995 г., реформирован в 2005 г.), Национальный учебный институт полиции Франции (с 1999 г.), Полицейская академия Бельгии (с 2002 г.) и проч. [1].

Эти и иные национальные полицейские академии и школы, работающие во всех странах ЕС и государствах-кандидатах в члены ЕС, в ходе своей образовательной и исследовательской деятельности обобщают как передовой опыт работы национальных полицейских структур, так и опыт работы полиции в рамках всего европейского содружества. Кроме этого, они становятся научными центрами, выполняющими исследовательскую работу в интересах совершенствования полицейской деятельности по заказам как национальных правительств и МВД своих стран, так и занимающихся научными исследованиями учреждений в интересах улучшения полицейской работы в рамках всего Евросоюза. Именно здесь накапливается опыт международного сотрудничества, причем не только в сфере подготовки полицейских управленческих кадров, но и в области научного обеспечения деятельности органов правоохраны.

В 2000 г. решением Совета Европы в Брамсхилле, Великобритания, был основан Европейский полицейский колледж - CEPOL. Аббревиатура CEPOL - французская и расшифровывается как College Europeen de Police - Европейский колледж полиции. CEPOL объединяет офицеров полиции высшего звена на террито-

Преподаватель XX

3 / 2010

рии Европы с целью укрепления международного сотрудничества в борьбе с преступностью, поддержания общественной безопасности и правопорядка. Задачи колледжа: повышение уровня компетентности полицейских, гармонизация и улучшение качества их образования, расширение знаний о национальных полицейских системах и ключевых инструментах полицейского сотрудничества в рамках ЕС (включая Европол и Евроюст) и всего международного сообщества, борьба с транснациональной преступностью (противодействие терроризму, организованной преступности, преступлениям в сфере высоких технологий, торговле людьми и нелегальному обороту наркотиков), разработка единого для учебных заведений стран ЕС учебного плана по вопросам полицейской этики, распространения детской порнографии в Интернете, домашнего насилия и функционирования Шенгенской информационной системы [2].

В целях адекватного понимания сущности исследуемой системы автором данной статьи уточнены элементы системы профессиональной подготовки полиции государств ЕС, ее назначение и цели деятельности, уровни обучения.

Позиция автора заключается в том, что современная система профессиональной подготовки полицейских кадров в государствах-членах Евросоюза представляет собой специальную профессионально-прикладную педагогическую, методическую и научную систему, реализуемую как в образовательных учреждениях, так и непосредственно на местах службы, решающую задачу формирования, повышения и поддержания профессионального мастерства сотрудников по-

лиции и охватывающую весь период их службы. Она включает в себя следующие элементы: раннюю профессиональную ориентацию молодежи на службу в полицию; специальное базовое обучение впервые принятых на службу полицейских рекрутов; подготовку специалистов со степенями бакалавров, магистров, докторов наук; дополнительное профессиональное образование в учебных центрах полиции; дистанционное профессиональное образование; переподготовку непосредственно в органах и подразделениях полиции, подготовку старших офицеров полиции из числа полицейской администрации на базе Европейского полицейского колледжа (CEPOL). Отсюда следует, что «профессиональная подготовка сотрудников полиции» как социальная категория шире, чем термин «профессиональное образование».

Анализ целей и задач каждого из элементов системы профессиональной подготовки кадров полиции государств Евросоюза позволил прийти к заключению, что система профессионального образования указанных госу- I6' дарств, представляя собой общественно-обусловленное явление социально-правового характера, выступает специфическим инструментом реализации государственной кадровой политики по обеспечению органов полиции высококвалифицированными и компетентными кадрами путем оптимального сочетания всех ее составляющих -профориентации, подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Данная система ориентирована на непрерывное воспроизводство необходимого количества специалистов органов внутренних дел с требуемым набором квалификационных характе-

168

ристик, позволяющих им эффективно решать правоохранительные задачи, поставленные перед полицией обществом и государством.

Чтобы в дальнейшем можно было проводить сравнительный анализ европейских систем профессиональной подготовки кадров полиции и при этом избегать терминологических и сущностных недоразумений, введем следующее определение: «Под профессиональной подготовкой кадров полиции понимается целенаправленный процесс подготовки кандидатов на любую полицейскую должность к квалифицированному и профессиональному выполнению своих функций, а также совершенствование профессионализма и компетентности с учетом международных стандартов и современных требований к правоохранительной деятельности» [3, с. 43].

Введем еще одно необходимое определение - определение образовательной политики в полиции. «Образовательная политика полиции - это система правовых, организационных, педагогических и иных методов, приемов, сил и средств, направленных на обучение и воспитание профессионализма сотрудников полиции при использовании разнообразных возможностей как национального государства, так и международного полицейского сообщества». Определим «полицейское образование как процесс передачи или приобретения общего или частного связанного с полицией знания, которое ведет к получению некоторой квалификационной степени (например, диплома профессиональной степени, диплома о высшем образовании, степени бакалавра, магистра, докторской степени)».

На основании сказанного представляется возможным сформулировать определение профессиональной подготовки полиции стран ЕС и ее социального назначения. По мнению автора, сегодня профессиональная подготовка полиции государств-членов Евросоюза как определенная социально-правовая категория представляет собой обусловленную потребностями государства многоуровневую систему многопрофильного непрерывного обучения граждан и действующих сотрудников полиции, осуществляемого как в образовательных учреждениях различного типа и вида, так и непосредственно на местах службы. Она интегрируется в постепенно складывающуюся в Европе единую систему профессиональной подготовки кадров как специфическая составляющая и преследует цели поддержания и повышения профессионального мастерства офицеров полиции, охватывающие весь период их службы.

На развитие профессионального полицейского образования решающее влияние оказало изменение в 70-е гг. XX в. социального предназначения полиции, нашедшего выражение в идее служения полиции обществу в тесном сотрудничестве с гражданами. В Европе с этого времени стало нормальным считать, что в современном цивилизованном обществе полиция -уже не карательная силовая структура, а сервисная служба с широким спектром социальных услуг, где «общество - это покупатель, а полицейское подразделение - это продавец своей полицейской услуги». Акцент при этом делался и делается сегодня на решении тех вопросов, которые ставит население перед полицией и которые входят в ее компетенцию [4, с. 145].

Преподаватель XX

3 / 2010

ф

Можно сказать, что предназначение полиции в его современном понимании выступает центром, в соответствии с которым создаются и функционируют системы профессионального полицейского образования. Качественное образование сотрудников, по мнению большинства специалистов полицейской службы и исследователей, является необходимым условием успешности и процветания правоохранительных органов, соответствующих новым криминальным вызовам XXI в. [5; 6]. С конца 60-х гг. прошлого столетия в европейских странах в связи с изменением социальной роли правоохранительных органов и внедрением в полицейскую деятельность новейшей техники от сотрудников полиции требуется уже иной уровень образования, новые умения, например исследовательские, коммуникативные, критическое мышление, понимание разнообразных социальных проблем и умение их разрешать [7, р. 39-52].

Практика показала, что полицейские, имеющие более высокое образование, результативнее в работе, лучше контактируют с коллегами по службе, гражданами, представителями разных культур, рас, религий. Они легче адаптируются к социальным нуждам общества, а не фокусируются только на полицейской деятельности. Такие сотрудники действуют более профессионально и более преданы своему делу.

Образовательный и культурный уровень полицейских рассматривается сейчас в странах Евросоюза как основной фактор, обеспечивающий прогрессивное развитие полиции, а полицейское образование -как мощный резерв повышения эффективности полицейской деятельности [8, р. 23-25].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. [Электронный ресурс]. - Режимы доступа: www.bmi.gv, www.cepol. europa.eu, www.phs.no, www.interieur. gouv. fr/sections/a_l_interieur/la, www.policenationale/organisation/ dfpn; www.polamk.fi,www.dhpol.de/ en/hochschule/Die_Hochschule. php; www.police.lu;www.mvr.bg, www. politieacademie.nl/politie/_EN; www.npia.police.uk; www.tulliallan. police.uk, www.politiskolen.politi.dk; www.politi.dk.

2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cepol.europa.eu.

3. Колонтаевская И. Ф. Профессиональная подготовка управленческих кадров полиции за рубежом (теоретические и организационно-правовые аспекты) // Административное право и процесс. - 2007. - № 3.

4. Юридическая педагогика: Учебник. -М., 2001.

5. Law and Order. - 1985. - № 4. - P. 23-25.

6. The Police: Methods of Operations and Investigations. - Washington, 1994. -P. 401-404.

7. Cohrane R. The Training of Community Liason Officers / R. Cohrane, S. Phillips // New Directions in Police Training. -

L.: Home Office Research and Planning 169 Unit, 1988.

8. Shafer K. H. High-Performance Policing for the 21st Century // The Police Chief. - 1997. - Nov. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.