Научная статья на тему 'Краткий обзор работы полиции Германии (по материалам поездки в Германию делегации БелЮИ МВД РФ)'

Краткий обзор работы полиции Германии (по материалам поездки в Германию делегации БелЮИ МВД РФ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2493
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Краткий обзор работы полиции Германии (по материалам поездки в Германию делегации БелЮИ МВД РФ)»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ' ОПЫТ

КРАТКИЙ ОБЗОР РАБОТЫ ПОЛИЦИИ ГЕРМАНИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПОЕЗДКИ В ГЕРМАНИЮ ДЕЛЕГАЦИИ БЕЛЮИ МВД РФ)

А.Б. СВИСТИЛЬНИКОВ,

кандидат юридических наук, доцент (БелЮИ МВД России);

М.А. ЗЕЛЕНСКИЙ,

кандидат юридических наук, доцент (БелЮИ МВД России)

В условиях нарастания транснациональных террористических и криминальных угроз все большую актуальность приобретают развитие и укрепление практического взаимодействия органов внутренних дел с зарубежными партнерами. Правительство Российской Федерации и правительство Федеративной Республики Германии, выражая озабоченность ростом преступности, руководствуясь стремлением обеспечить эффективную защиту своих государств от преступных деяний, придавая важное значение международному сотрудничеству в борьбе с преступностью, в стремлении оказывать взаимное содействие, принимая во внимание цели и принципы международных договоров, а также резолюции ООН, заключили ряд соглашений о сотрудничестве в борьбе с преступлениями, представляющими повышенную опасность.

Во исполнение данных соглашений разработана и претворяется в жизнь стратегия МВД России на укрепление межгосударственного сотрудничества правоохранительных органов, имеющего большое значение для гарантии свободы, безопасности и прав граждан, укрепления дружеских отношений между государствами. Активно разрабатываются различные формы и методы сотрудничества правоохранительных органов, совершенствуется правовая база совместных действий для создания эффективной системы взаимодействия. Государства получают возможность обмениваться различного рода информацией, взаимно обогащаться современными методиками и тактиками борьбы с преступностью. Для практического осуществления эффективной полицейской кооперации необходимо наличие высококвалифицированных кадров правоохранитель-

ных органов, способных противодействовать преступлениям международного характера.

Образовательный и культурный уровень сотрудников правоохранительных органов - это мощный резерв повышения результативности правоохранительной деятельности. Сегодня изменился сам облик офицера милиции, определяющими компонентами которого являются высокая степень профессиональной, социальной и личностной компетентности. Он должен обладать коммуникативными способностями и такими ключевыми квалификациями как заинтересованность, самостоятельность, ответственность, толерантность, гибкость и креативность мышления, способность к взаимодействию с коллегами, в том числе и зарубежными.

Содержательным и результативным был визит делегации нашего института в Институт Саксонской полиции в период с 29 сентября по 03 октября 2008 г., в состав которой входили представителями профессорско-преподавательского состава вузов МВД России и практических органов УВД по Белгородской области.

Мы считаем необходимым кратко пояснить в статье организационно-правовые основы, направления и пределы деятельности полиции ФРГ.

Одной из наиболее важных задач государства является обеспечение безопасности своих граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы. Именно полиции вменяется в обязанность предотвращение преступных деяний, представляющих опасность для общества. На основании абз. 1 ст. 20 Основного закона ФРГ «Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством». Поря-

док осуществления государственной власти в ней устанавливается таким образом, чтобы исключить возможность использования полиции вне прямого назначения.

Полиция ФРГ является структурным элементом федеративного государства, имеющего двухуровневую систему государственной власти, Федеральное министерство внутренних дел осуществляет взаимодействие между этими двумя уровнями на основе соглашений с министерствами внутренних дел земель. Приоритет при этом остается за федеральным МВД. Его распоряжения обязательны для всех земель, но в то же время оно не вправе вторгаться в пределы компетенции субъектов федерации (ст. 74 Основного закона ФРГ).

В целом полиция Германии включает в себя федеральные полицейские ведомства (службы) и полицию земель.

Структура федеральных полицейских служб охватывает следующие органы, юрисдикция которых распространяется на всю территорию государства:

• федеральное ведомство по уголовным делам;

• федеральную пограничную охрану;

• федеральное ведомство по охране Конституции;

• железнодорожную и воздушную полиции федерального Министерства транспорта;

• службу почтовой полиции федерального Министерства почты, радио и телеграфа;

• службу таможенного розыска федерального Министерства финансов.

Федеральное ведомство по уголовным делам (Bundeskriminalamt (BKA - БКА) [1]. Руководство ведомством осуществляет президент федерального управления по уголовным делам, главная резиденция с девятью отделами расположены в Висбадене, а филиалы главной резиденции с двумя отделами - в Мекенхайме (под Бонном) и одним - в Берлине. БКА подчиняется федеральному МВД.

Оно выполняет разнообразные задачи как на федеральном, земельном, так и на международном уровнях, в частности:

- осуществляет сбор информационных материалов и других документов, касающихся контроля полиции над преступностью, и в том числе с ее организованными проявлениями. Является автоматизированным центром обмена информации между федеральной полицией и полицией земель. На него возложены также функции НЦБ Интерпола в Германии;

- информирует полицию федерации и земель по вопросам, представляющим для них интерес;

- изучает состояние и динамику преступности, в том числе ее организованные проявления, и готовит статистические отчеты о преступности;

- оказывает помощь полиции земель по контролю над преступностью, в частности ее организованными проявлениями;

- проводит мероприятия по совершенствованию деятельности криминальной полиции, в том числе и подразделений по линии контроля над организованной преступностью.

Для оказания помощи в проведении расследования преступлений БКА может направлять своих сотрудников в органы полиции земель. Основаниями для принятия такого решения являются:

1) просьба заинтересованного земельного ведомства по уголовным делам;

2) приказ федерального министра внутренних дел при наличии серьезных обоснований необходимости расследования преступления на территории земли или нескольких земель;

3) поручение федерального прокурора.

Если совершенное преступление затрагивает интересы нескольких земель или совершается на территории нескольких земель, и в этой связи возникает необходимость участия сотрудников БКА, то БКА информирует об этом высшие органы власти и прокуроров земель. В случае согласия прокурора и высшего органа власти земли БКА договаривается с ведомством по уголовным делам соответствующей земли о совместном проведении необходимых оперативных мероприятий. Если есть необходимость привлечь к расследованию преступления (преступлений) не только БКА, но и другие подразделения, то решение об этом принимают федеральный министр внутренних дел и высшие органы власти земель по взаимному согласию [2].

К числу приоритетных задач БКА относится осуществление расследований особо опасных преступлений, как правило, транснационального характера: международной контрабанды наркотиков, оружия, боеприпасов, взрывчатых и радиоактивных веществ, фальшивомонетничества; преступлений, совершенных против жизни и свободы Федерального президента, членов Федерального правительства, Бундестага, Федерального конституционного суда или

гостей конституционных органов (§ 1 Закона о БКА) [3]. При этом следует иметь в виду, что если международные организованные сообщества действуют в приграничных районах Германии, федеральный министр внутренних дел по согласованию с высшими органами власти соответствующих земель может поручить борьбу с ними другим полицейским силам.

Контролем над организованной преступностью занимается первый (главный) отдел БКА, на который возложены также задачи по борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и др. Необходимо учитывать, что в ряде ведомств по уголовным делам земель ФРГ также созданы подразделения, занимающиеся вопросами контроля над преступностью. Обмен информацией между ними осуществляется при помощи объединенной коммуникационно-справочной системы полиции ФРГ INPOL, введенной в действие в 1972 г., центральная служба которой находится в Федеральном ведомстве криминальной полиции. В этой системе находятся следующие специализированные массивы данных:

- сведения о делах, связанных с незаконным оборотом наркотических средств;

- сведения об осужденных лицах;

- криминалистический учет;

- информационный массив «организованная преступность».

Для проведения информационного поиска в INPOL необходимо ввести имя, фамилию и дату рождения интересующего лица [4].

В землях Германии созданы также специальные инспекции криминальной полиции по борьбе с организованной преступностью.

Федеральная пограничная охрана (Bundesgrenzschutz - (BGS - БГС)). БГС является особым видом полицейских формирований и находится непосредственно в ведении федерального министра внутренних дел.

Правовую основу ее деятельности составляют ст. 73 Основного закона ФРГ, которая предоставляет федерации исключительное право законодательства в вопросах охраны границ, и ст. 87, предусматривающая создание особых пограничных органов.

Для решения специальных задач в структуру пограничной полиции входят: федеральная морская полиция, четыре авиаотряда воздушной полиции и группа ГСГ-9.

Подразделение по борьбе с терроризмом (Grenzschutzgruppe GSG-9) было создано в 1972 г. после инцидента во время Олимпийских игр в Мюнхене [5]. В этой группе служат

сотрудники полиции и пограничники. Они проходят усиленную подготовку по многим дисциплинам, начиная с плавания и заканчивая каратэ и метанием ножей, уверенно владеют стрелковым оружием от револьвера до снайперской винтовки. Группой руководят командир и два его заместителя. В состав подразделения входят три боевых взвода и четыре взвода обслуживания. Боевой взвод состоит из пяти отделений по шесть человек в каждом [6].

Средний конкурс при наборе кандидатов в возрасте от 20 до 25 лет - не менее двух человек. Лица, успешно сдавшие экзамены, проходят восьмимесячное обучение.

Решение об использовании GSG-9 принимает федеральный министр внутренних дел.

Федеральное ведомство по охране Конституции (Bundesverfassungsschutz - BVS - БФС) подчиняется федеральному министру внутренних дел [7]. В состав ведомства входят пять подразделений:

1. Администрация.

2. Отдел по борьбе с правым радикализмом.

3. Отдел по борьбе с левым радикализмом.

4. Отдел по обороне от шпионажа.

5. Отдел по защите государственной тайны.

Задачами ведомств по охране Конституции федерации и земель являются сбор и оценка информации:

- о посягательствах на свободный демократический правопорядок, на целостность и безопасность, как федерации, так и земли; имеющих своей целью нанесение вреда деятельности, проводимой сотрудниками конституционных органов федерации или земли;

- тайной или опасной для безопасности деятельности в пользу иностранного государства в рамках, определенных данным законом;

- посягательствах, определенных данным законом, которые угрожают интересам ФРГ применением силы или подготовительными к этому действиями.

Органы прокуратуры, БГС, БКА и полиции согласно Закону «О сотрудничестве» обязаны сами или по запросу сообщать БФС все значимые для него сведения любого характера о совершенных преступлениях, а Федеральная пограничная охрана - и сведения, полученные в ходе пограничного контроля.

В ФРГ создана и действует пятиступенчатая система контроля за подразделениями

зарубежный опыт

«силовых структур», выполняющими специальные задачи:

- парламентский (комиссии бундестага);

- правительственный (федеральный канцлер, федеральный совет безопасности, Ведомство федерального канцлера, уполномоченный по координации деятельности спецслужб, комитет статс-секретарей по делам секретных служб и безопасности);

- парламентско-правительственный (федеральный уполномоченный по защите данных на лиц);

- межведомственный (Постоянный комитет по вопросам безопасности в спецслужбах);

- ведомственный (соответствующие комитеты в министерствах).

Основные направления деятельности железнодорожной полиции федерального Министерства транспорта определяются следующим образом:

- охрана железнодорожных сооружений;

- поддержание порядка на вокзалах;

- обеспечение безопасности движения.

Воздушная полиция обеспечивает безопасность воздушного сообщения, а также устраняет опасность, которую самолеты гражданской авиации могут принести населению на земле.

Федеральное министерство почты, радио и телеграфа имеет в своем составе службу почтовой полиции. Сотрудники почтовой полиции осуществляют охрану почт, радио, телеграфа, ведут борьбу с хищениями почтовых отправлений, подделкой почтовых и телеграфных документов, нарушением тайны переписки, воровством из автоматов, установленных в учреждениях связи.

Полиции земель состоят из:

- полиции охраны порядка (охранная полиция);

- уголовной (криминальной) полиции;

- полиции охраны порядка на воде;

- полиции готовности;

- земельных ведомств по охране Конституции (ЛФС);

- органов полицейского управления (администрация).

Следует учитывать, что в целом полицию Германии принято делить на: полицию, сотрудники которой при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду (униформированная полиция), и криминальную полицию, а также земельные ведомства по охране Конституции, сотрудники которых не имеют и не носят формы.

Полиция охраны порядка осуществляет общую охрану общественной безопасности и

порядка. Хотя в каждой из земель ФРГ действует свое законодательство и ведомственные предписания, регулирующие деятельность полиции, направления деятельности охранной полиции в целом во всех землях одинаковы:

- предотвращение правонарушений и проведение неотложных оперативно-розыскных мероприятий до прибытия сотрудников криминальной полиции [8];

- поддержание общественной безопасности и порядка во время демонстраций, собраний, шествий и при скоплении большого количества людей в иных случаях [9];

- поддержание порядка в общественных местах, охрана важных сооружений и правительственных зданий;

- регулирование уличного движения и контроль за соблюдением правил безопасности движения;

- конвоирование арестованных и охрана их во время судебных заседаний;

- контроль за соблюдением противопожарных, санитарно-эпидемиологических правил, выполнением правил торговли на рынках;

- паспортный контроль;

- контроль за соблюдением принятых эталонов мер и весов;

- контроль за деятельностью игорных домов, лотерей, тотализаторов;

- лесоохрана;

- рыболовный надзор, контроль за соблюдением правил охоты;

- контроль за соблюдением правил в гостиницах, ресторанах, барах, казино;

- местная гражданская оборона;

- наблюдение за детьми и подростками, находящимися под опекой.

Полиция охраны порядка является наиболее многочисленными видом полицейских сил ФРГ. Ее численность насчитывает около 160-165 тыс. человек.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Земельные ведомства по уголовным делам (Landeskriminalamt - LKA - ЛКА) являются основными органами решения уголовно-полицейских задач. ЛКА осуществляют непосредственное оперативное руководство деятельностью криминальной полиции и подчиняются министрам внутренних дел (сенаторам по внутренним делам) земель. Они являются органами сбора и обработки информации по всем вопросам оперативно-розыскной деятельности, сотрудничают с Федеральным ведомством криминальной полиции при расследовании особо важных дел (государственная измена, фальши-

вомонетничество, торговля наркотиками, убийства, грабежи и т.п.), в большинстве земель контролируют нижестоящие подразделения.

Консультативные пункты криминальной полиции земель консультируют юридических и физических лиц по вопросам обеспечения защиты зданий, сооружений, жилых помещений, офисов от проникновения, хранилищ - от взлома, а транспортных средств - от угона.

Полиция охраны порядка на воде осуществляет свои функции на водных коммуникациях (реках, каналах, озерах), в прибрежных водах, а также в портах, на речных и морских судах, верфях и т.п.

Полиция готовности - это вид мобильных сил германской полиции. Она представляет собой организованные и оснащенные по единому принципу службы. Они организационно самостоятельны и располагаются в общих казармах. Каждая федеральная земля в зависимости от количества населения, проживающего на ее территории, имеет от одного до семи отрядов; отряды разделены на сотни, взводы и группы. Если в одной земле несколько отрядов, то они подчинены одному директору (или президиуму). Для оказания поддержки органам полиции другой земли или федерации в целом полиция готовности используется только цельными подразделениями, например, при проведении крупных общественных мероприятий, обеспечении визитов государственных деятелей других стран, катастрофах, крупных авариях, а также при объявлении чрезвычайного положения или при необходимости организации обороны. Использование подразделений полиции готовности осуществляется по указанию министра внутренних дел (сенатора по внутренним делам).

Полиция готовности осуществляет подготовку молодых специалистов для среднего звена полицейской оперативной службы. Любой полицейский полиции охраны порядка должен в начальный период своей службы два-три года прослужить в полиции готовности.

Органы полицейского управления. Высшее звено полицейского управления земель - это министерство внутренних дел (которое возглавляет министр или сенатор). Средний уровень органов полиции в большинстве земель образуется правительственным президиумом или окружным (районным) правительством. Нижний уровень органов полиции принципиально создается на уровне городов

и районов. Они имеют различные названия: полицейские президиумы, полицейские дирекции, районные полицейские органы.

Полицейские участки по охране порядка также имеют различные названия: главные полицейские вахты (караулы), полицейские станции и посты. В основном именно здесь осуществляется повседневная полицейская служба.

Служебные участки уголовной полиции разбиты на децернаты или комиссариаты. Для решения специальных задач используются специальные комиссии.

В полиции земель при необходимости создаются специальные службы, относящиеся, как правило, к полиции охраны порядка:

- дорожная полиция (контроль, регулирование, расследование несчастных случаев);

- оперативные отряды (существующие постоянно или собираемые по тревоге);

- вертолетные отряды;

- специальные оперативные команды (по борьбе с организованной преступностью, по обезвреживанию взрывчатых веществ и т.д.);

- отряды служебного собаководства;

- подразделения по средствам связи, транспортным средствам и оружию;

- полицейские оркестры и другие вспомогательные подразделения.

Нетрудно заметить, что в круг обязанностей полиции входят не только борьба с преступностью, но и мероприятия социального обслуживания населения, которые носят профилактический характер и направлены на предотвращение возможных нарушений закона [10].

В период пребывания в ФРГ наша делегация приняла активное участие в совещании представителей МВД Саксонии, Президиума земельной полиции Саксонии, Института Саксонской полиции с целью обсуждения перспектив международного сотрудничества; была приглашена на торжественные мероприятия по случаю присвоения звания комиссаров, выпускникам Института Саксонской полиции, а также приведения к присяге выпускников средней школы полиции Дрездена.

В ходе визита проведены переговоры с профессорско-преподавательским составом кафедры криминалистики Института Саксонской полиции по подготовке совместных публикаций. Члены делегации приняли участие в обсуждении возможностей развития дальнейшего сотрудничества между вузами и практическими органами полиции

зарубежный опыт

и милиции, которое может обеспечить взаимную стажировку преподавателей, обмен студентами с целью изучения не только иностранных языков, но и специальных предметов, преподавание спецкурсов по темам «Проблемы борьбы с международным терроризмом», «Организация безопасности во время проведения государственных визитов», «Инновационные средства и методы обеспечения безопасности дорожного движения», «Актуальные способы разрешения конфликтных ситуаций между сотрудниками полиции и гражданами» и т.д.; обмен результатами научных исследований, издание совместных сборников научных трудов; оказание взаимной поддержки при проведении проектов и развитии методов и содержания обучения.

Члены делегации с большим интересом посетили практические органы полиции (Управление полиции Юго-Западная Саксония в г. Цвикау, Управление полиции в г. Гёрлиц); ознакомились с их организационной структурой и формами деятельности, получили аутентичные наглядные материалы для использования в научной и практической деятельности.

В рамках визита руководители партнерских вузов заместитель начальника Белгородского юридического института МВД России А.Б. Свистильников и исполняющий обязанности ректора Института Саксонской полиции Р. Бертель подписали Протокол о сотрудничестве на 2008-2013 гг., который вносит большой вклад в дело всестороннего укрепления существующих многие годы добрых профессиональных отношений между нашими вузами.

Говоря о личных наблюдениях, сделанных в ходе поездки в Германию, следует отметить, что там, в целях подключения населения к обеспечению законопорядка и общественной безопасности, постоянно проводится акция «Бдительный сосед», заключающаяся в том, что любой гражданин может сообщить в полицию о совершенном правонарушении, причем абсолютно любом. За эту информацию, в зависимости от ее важности начальник полиции может выдавать денежное вознаграждение в сумме до пяти тысяч евро.

Служить в полиции (в переводе на наш язык в аттестованной должности) можно до 60 лет. Работа хорошо оплачиваема, поэтому, по всей видимости, проблем с «текучестью» кадрового состава нет. При этом в полицию ежегодно набирается незначительное

количество сотрудников и соответственно, возникают проблемы с выдвижением на руководящие должности молодых людей.

Подготовка полиции достаточно серьезна и фактически на офицерские должности назначаются сотрудники, после соответствующего обучения, прослужившие постовыми и имеющие опыт работы в полиции в определенных должностях.

Несколько слов хочется сказать об обучении полицейских. При их подготовке основной упор делается на дисциплины, непосредственно связанные с работой полиции. Большое количество времени отдано для стажировки будущего полицейского, в том числе и офицера, т.е. стажировке в практических органах, причем, именно в той должности, в которой он будет в дальнейшем работать.

Преподаватель, идя на занятие, сам определяет, каким образом оно будет проводиться, и сам решает, какие методические материалы ему брать с собой. Интересно то, что эти разработки являются исключительно его частной собственностью и поэтому у каждого они свои (если, конечно же, они вообще ему нужны). Следует отметить также, что все виды занятий, в том числе и лекции, проводятся в составе группы не более 30 человек.

В Германии заявление в полицию теперь можно подать по Интернету. Сегодня криминальные ведомства земель Вестфалия объявили об открытии специальных сайтов, которые в круглосуточном режиме принимают информацию о готовящихся или уже совершенных преступлениях.

Многим жителям Германии иногда удобней связаться с представителями закона по Интернету, нежели звонить по телефону. В качестве примера можно привести инцидент в городе Падеборн, где в середине декабря 2007 года некий школьник в интернет-форуме угрожал своим собеседникам убийством. Об этом в полицию сообщила одна из участниц виртуального разговора. Подросток был задержан спустя два часа. У него было найдено оружие и множество компьютерных игр с агрессивным содержанием.

На дорогах Германии вообще не увидишь полицейских, зато в некоторых местах стояли пустые припаркованные автомобили серых тонов. Как нам объяснили, в таких машинах могут стоять фотокамеры с радаром, которые фиксируют превышение скорости авто, фотографируют, а потом по почте приходит квитанция с просьбой об оплате штрафа.

Раньше полиция присылала еще и фото, в том числе и в нашем понимании админис-

которое было сделано. Но сейчас они пе- тративные, являются преступлениями и рас-

рестали это делать после одного скандала. следуются так же, как и уголовно-правовые.

Однажды один немец ехал со своей спут- В заключение необходимо отметить, что

ницей, а потом ему домой прислали штраф результатом прошедшего визита явилось

вместе с этим фото, из-за чего у него вышел развитие и углубление двусторонних куль-

развод с женой, а он подал ответный иск на турных и научных связей с целью изучения

полицию, из-за того, что они внедрились в и обмена опытом борьбы с преступностью,

его личную жизнь. Теперь, если кому-то не профессиональной подготовки кадров, сов-

понятно, за что выставили штраф, можно местного поиска инновационных стратегий

прийти в полицию и там покажут фото, ко- содержания, форм и методов обучения,

торое было сделано. организации совместных научных иссле-

Так как преступления в Германии проис- дований, укрепление взаимопонимания и

ходят достаточно редко, то даже небольшое дружественных отношений между БелЮИ

преступление сразу попадает в СМИ. Необ- МВД России, МВД Саксонии и Институтом

ходимо сказать, что любые правонарушения, Саксонской полиции.

Литература:

1. В настоящее время в российской литературе не существует единой аббревиатуры полицейской терминологии Германии. Наиболее часто авторы пользуются немецкой аббревиатурой, применяя буквы русского алфавита.

2. Die Strafprozessordnung und das Gerichtsverfassungsgesetz. 24. Auflage. - Berlin-New York, 1988.

3. Lindau D. Die Fabel von Bundes Isel // Kriminalistik. 1991. № 11. S. 686.

4. Деятельность уголовной полиции ФРГ // Проблемы преступности в капиталистических странах: Ежемесячный информационный бюллетень. - М.: ВИНИТИ, 1990. № 8. С. 25, 26, 27; Яковлева Е.И., Яковлев К.Л. Организация и деятельность органов внутренних дел в условиях федеративного устройства государства. - М., 1997.

5. Froese K., Scholzen R. GSG-9. Innenansichten eines Spezialverbandes des Bundesgrenzschutzes. - Stuttgart, 1997. S. 17.

6. См.: Энциклопедия военного искусства. - Минск, 1997. С. 67-68.

7. Один из ведущих современных специалистов, занимающийся исследованием проблем полиции зарубежных государств А.В. Губанов, называет эту службу политической полицией (См.: Губанов А.В., Зубов И.Н. Полицейское право. Ч. 1. - Омск, 2000. С. 119). Мнение ученого основывается на функциях и задачах возложенных на БФС. Кроме того, БФС относится наряду с БНД (der Bundesnachrichtendienst - федеральная разведывательная служба) и МАД (der Militаrabwehrdienst - военная контрразведка) к системе спецслужб ФРГ.

8. Göhler. Ordnungswirdigkeitengesetz, 9. Aufl. - Munchen, 1990.

9. Graulich. Das neue Gesetz uber öffentliche Sicherheit und Ordnung. - NVwZ, 1991.

10. В статье использована работа старшего преподавателя кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России, Антонова И.П. «Организационно-правовые основы, направления и пределы деятельности полиции ФРГ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.