ЯКУТСКАЯ И ЛЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ П. В. Бочков, священник
Краткий обзор неканонических православных юрисдикций, действующих на территории Якутской епархии
На протяжении всей истории Христианской Церкви церковные расколы и самочинные сборища постоянно создавали проблему угрозы единству Церкви. К большому сожалению, всегда находились люди, движимые различными побуждениями, направляющие свои силы к отторжению от Церкви ее чад. В новейшую историю Русской Церкви различные расколоучители также постоянно пытаются привнести различные нестроения.
С крушением коммунистического режима общество освободилось от идеологических доктрин и обратилось к духовному поиску. Миллионы людей, войдя под сень Православной церкви, обрели веру, встали на путь спасения. Однако появились и те, кого не устраивало каноническое устройство Русской церкви. Начиная с 1989 г., в Русской Православной церкви активизировались различные деструктивные силы, которые приступили к последовательному отторжению от Церкви клириков и мирян, создавая разного рода неканонические православные группы, объединенные в юрисдикции.
На канонической территории Якутской епархии Русской Православной церкви в настоящее время имеется информация о существовании нескольких приходских общин, в силу разных причин уклонившихся в раскол и в настоящее время не только не связывающих себя с канонической Русской Православной церковью, но и противопоставляющих себя ей [1].
Большинство приходских общин, уклонившихся в раскол и действующих на территории Республики Саха (Якутии), в разное время связывали себя с Русской Православной церковью Заграницей (РПЦЗ).
Как известно, до 2007 г. существовало непримиримое разделение между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ). Последняя, усугубив разделение, приняла решение об открытии своих епархий на постсоветском пространстве, входящем в каноническую территорию Московского Патриархата.
16 мая 1990 г. было принято постановление Архиерейского Собора РПЦЗ об учреждении епархий в СССР [2, с. 411; 3, с. 428-235; 4, с. 180], которое вызвало резкое неприятие Московской Патриархии [5. с. 6-11], но нашло отклик у многих оппозиционно настроенных клириков в СССР [6, с. 3; 7], направивших поток прошений о переходе в РПЦЗ [8, с. 112].
В самой РПЦЗ некоторые клирики и иерархи расценили этот шаг как ошибочный [9, с. 91-92]. Впоследствии некоторые клирики, принятые из РПЦ МП в РПЦЗ, отпали и от нее, войдя в состав различных неканонических образований, производных от РПЦЗ, различных «истинно-православных», «катакомбных» или греческих старостильных групп. Видный иерарх РПЦЗ, архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт), с большим сожалением описывал данные события: «Со временем мы осознали, что наша Церковь нанесла огромную рану телу Русской церкви... В начале всего этого развития мы надеялись, что сможем удержать недовольных русских священников в лоне Русской церкви, не допуская внедрения туда греческих старостильников, всегда готовых сыпать соль на раны других Поместных Церквей. Теперь же очевидно, что результат был противоположным: мы открыли недовольным путь именно в эти юрисдикции и тем способствовали раздиранию и без того истязуемого тела Русской Православной церкви.
Несколько позже наша Церковь приняла ряд священников из Сибири. Нам казалось, что это не было вмешательством во внутренние дела Русской церкви, потому что мы - часть единой Русской церкви -хотели дать прибежище гонимым за веру. С того момента в нашем восприятии церковной жизни в России начала присутствовать двойственность: мы принимали священников, действительно гонимых, но не обладали достаточно ясным представлением об извращении современного человека советской властью, о его способности прикрывать неблаговидные цели ложью, обманом, полуправдой. Веря каждому на слово, имея наивное представление о современном постсоветском человеке, мы приняли множество людей, которые были совершенно недостойны священнического сана, которые называли «гонениями» то, что на самом деле было попытками их архиереев восстановить церковную правду» [10, с. 139-140]. Масса присоединившихся к РПЦЗ клириков, не имеющих понятия о церковной дисциплине, не смогли побороть в себе дух противления священноначалию и, войдя в различные конфликты, стали довольно часто менять свою юрисдикционную принадлежность, создавая новые неканонические группы.
Примечательно, что подобный негативный сценарий отпадения российских приходов РПЦЗ в новые неканонические группы, предсказывал выдающийся деятель русского зарубежья, мыслитель и писатель протопресвитер Александр Киселев: «Но, «чем дальше в лес, тем больше дров». А что, если архиереи нашей Синодальной юрисдикции, проживающие в Советском Союзе (теперь таких уже, кажется, трое) и не признающие Святейшего Московского Патриарха Алексия, возьмут и выберут себе нового, им угодного, московского патриарха? А что, если в зарубежье найдутся инициаторы создать «истинную» Зарубежную Церковь, и в русской эмиграции окажутся два Синода? И т. п., и т. п.
Зажечь пожар просто, но направить его течение невозможно» [11, с. 7071]. Данные прозорливые слова воплотились на практике, в результате, на основе группы российских приходов и общин РПЦЗ в настоящее время создано около двух десятков различных неканонических маргинальных юрисдикций, имеющих своих «митрополитов» и «архиереев», окормляющих малочисленные и разрозненные общины.
Одной из самых первых крупных групп, заявивших о разрыве с Московским Патриархатом, явилась группа верующих из г. Суздаля, во главе с архимандритом Валентином (Русанцовым) [12, с. 8]. Последний, вступив в резкий конфликт с епархиальным архиереем, на тот момент, архиепископом Владимирским и Суздальским Валентином (Мищуком) (В 1999-2015 гг. - митрополит Оренбургский, глава Оренбургской митрополии РПЦ), заявил о том, что архиепископ Валентин, якобы «за отказ писать доносы решил изгнать архимандрита Валентина из Суздаля» [12, с. 5]. Конфликт все более разгорался [13, с. 114-124] и «седьмого апреля 1990 совершился выход суздальских верующих из Московской Патриархии, и они были приняты под омофор Русской Зарубежной Церкви» [13, с. 11]. Данное событие стало прецедентом и послужило толчком к активному уклонению в раскол клириков и приходских общин по всей стране. Уже 4октября 1990 г., архимандрит Валентин (Русанцов) назначается экзархом Архиерейского Синода РПЦЗ на территории СССР. Архиерейский Собор РПЦЗ в 1990 г. под председательством митрополита Виталия (Устинова), вопреки мнению архиепископа Берлинского и Германского Марка (Арндта), постановил рукоположить архимандрита Валентина в сан епископа [14, с. 206] и 10 февраля 1991 г. в Брюссельском Храме-Памятнике свв. Царственным мученикам и св. Иова Многострадального была совершена епископская хиротония Валентина Русанцова во епископа Суздальского и Владимирского [15, с. 10]. В его архиерейской хиротонии приняли участие архиепископы Антоний (Бартошевич), Марк (Арндт), епископы Варнава (Прокофьев) и Григорий (граф Граббе). Обладая большим административным опытом и организаторским талантом, епископ Валентин сумел в кратчайший срок зарегистрировать в органах юстиции «Российскую Православную Свободную Церковь» и Суздальское епархиальное управление. 24 октября 1991 г., епископ Валентин Определением Архиерейского Собора РПЦЗ был избран членом Архиерейского Синода [16, с. 26]. Впоследствии группа Русанцова откололась и от РПЦЗ [17, с. 67], в результате чего бывший епископ РПЦЗ был лишен сана как в самой РПЦЗ, так и в РПЦ МП [18, с. 21]. Позднее его юрисдикция получила наименование «Российская Православная Автономная Церковь» (РПАЦ) [19, с. 69-80; 20, с. 79-92], и на пике своего развития число ее приходов достигало до полутора сотни приходских общин. Позже уже из самой РПАЦ выделились небольшие группы приходов, заявив о разрыве общения с Валентином (Русанцовым)
и создании новых неканонических образований: «Архиерейского Совещания Российской Православной Автономной церкви» (АС РПАЦ) [19, с. 87-90] и «Российской Православной Автономной церкви в Америке» (РПАЦ в Америке) [19, с. 81-86].
В августе 2000 г. в Москве прошел Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной церкви, совершив эпохальную по своему значению канонизацию Святых Новомучеников и Исповедников Российских и выразив надежду на обретение «канонического единства с Русской Православной Церковью всех православных верующих в диаспоре, связывающих свою церковную жизнь с духовными идеалами исторической России, но по разным причинам, пребывающих вне канонического общения с Матерью-Церковью» [21, с. 462], имея в виду, прежде всего Русскую Православную Церковь Заграницей, диалог с которой начал приобретать более доброжелательную форму. Уже в октябре 2000 г. Архиерейский Собор РПЦЗ, отметив положительные сдвиги во внутренней жизни Русской церкви и в своих собственных отношениях с РПЦ, принимает курс на сближение с Московским Патриархатом, что было воспринято многими клириками РПЦЗ как измену «историческому исповедническому курсу Русской Зарубежной церкви» [22, с. 3]. Особенно резкую негативную позицию заняли российские клирики, пребывающие в составе РПЦЗ, возглавляемые архиепископом Лазарем (Журбенко) и епископом Вениамином (Русаленко). В октябре 2001 г., Первоиерарх РПЦЗ митрополит Виталий (Устинов) удалился на покой, но уже через несколько дней заявил о возвращении себе прав Первоиерарха, а затем создал свою отдельную юрисдикцию - «Русскую Православную Церковь Заграницей (Виталия)» (РПЦЗ (В) [19, с. 26-34]. К данной группе сразу же формально присоединились Лазарь (Журбенко) и Вениамин (Русаленко). Последние в 2002 г. образовали неканоническую «Русскую Истинно-Православную Церковь» (РИПЦ) 19, с. 62-68], совершив несколько «архиерейских» хиротоний, тем самым еще больше усугубив разделения среди российских общин РПЦЗ [23, с. 34-35]. От РПЦЗ (В) также отложились малочисленные группы, оформившиеся в «Российскую Православную Церковь» юрисдикции «митрополита» Антония (Орлова) (РосПЦ (А) [19, с. 38-43] и «Российскую Православную Церковь» юрисдикции «митрополита» Дамаскина (Балабанова) (РосПЦ (Д) [19, с. 44-52].
С начала 2000-х гг. наметилась тенденция к переговорам между РПЦ и РПЦЗ, закончившиеся уврачеванием болезненного разделения и желанным объединением, состоявшимся в результате подписания «Акта о каноническом общении» 17 мая 2007 г. Данный документ был торжественно подписан Святейшим Патриархом Алексием II (+5.12.2008) и Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром (+16.03.2008) в Храме Христа Спасителя в Москве, где и была отслужена первая совместная литургия иерархов и клириков единой Русской церкви.
Меньшая часть клириков и общин этого объединения не признала, образовав Временное Высшее Церковное Управление РПЦЗ ((ВВЦУ РПЦЗ епископа Агафангела (Пашковского), позднее возведенного в достоинство «митрополита» и «первоиерарха») [24, с. 73], большая же часть признала объединение и стала составной частью Московского Патриархата -РПЦЗ МП [25, с. 2-11]. Многие клирики, не принявшие ни одну из многочисленных формаций, отошедших от РПЦЗ, перешли в греческие старостильные группировки, некоторые перешли в старообрядчество, продолжив неканоническое существование.
Как уже было отмечено выше в настоящее время на территории Тульской митрополии большинство неканонических общин связывают себя с различными группами, являющимися производными от РПЦЗ. Так, на территории Якутской епархии в настоящее время, неканонические юрисдикции представлены двумя малочисленными общинами, исторически связанными с российскими приходами Русской Православной церкви Заграницей и действующими исключительно на территории г. Якутска.
Якутско-Вилюйская епархия Русской Православной церкви была возрождена решением Священного Синода Русской Православной церкви в 1993 г. и на момент возрождения состояла всего из одного православного храма [26, с. 80]. К 2012 г. епархия состояла уже из 52 приходов [27, с. 21], была возрождена Якутская духовная семинария.
Но, несмотря на активное развитие церковно-общественной и приходской жизни в регионе, в г. Якутске появилась группа верующих, принявших решение идти на конфликт и размежевание с каноническим священноначалием. В результате деятельности данных верующих в г. Якутске появились общины, связавшие себя с Русской Православной Церковью Заграницей, позднее усугубившие свое неканоническое состояние дальнейшим пребыванием в расколе.
Приходская община во имя Святой Троицы. Данная община была организована в конце 1992 (1994) г. и состояла всего из полутора десятка верующих, возглавляемых священником Романом Благовым. Последний ранее являлся клириком Русской Православной церкви и совершал богослужения в единственном православном храме г. Якутска. Вступив в конфликт со священноначалием, уклонился в раскол, объявив о своем присоединении к Русской Православной церкви Заграницей. Позднее священник Роман принял монашеский постриг с именем Алексий и к 1995 г. покидает г. Якутск, служа на подмосковных приходах РПЦЗ в Новогиреево и Подольске. Позднее иеромонах Алексий (Благов), в результате восстановления канонического общения между РПЦ МП и РПЦЗ в 2007 г. воссоединился с Церковью, являлся клириком Германской епархии РПЦЗ, состоя в числе братии св. прп. Иова Почаевского в г. Мюнхене [28], а в настоящее время является клириком одного из ставропигиальных
монастырей Русской Православной церкви и совершает свое служение в пределах Московской епархии [29].
Без постоянной богослужебной жизни община практически распадается, большинство из верующих начинают посещать храмы Якутской епархии. В 1997 г. для оставшихся прихожан РПЦЗ епископом Евтихием (Курочкиным) был рукоположен священноинок Иона (Василий Рассоха). Данный клирик до 1999 г. входил в клир Ишимско-Сибирской епархии РПЦЗ, но уже в 1999 г. о. Иона переехал на постоянное место жительство в г. Армавир Краснодарского края. Уже в 2005 г. Иона Рассоха уклонился в раскол, перейдя в неканоническую юрисдикцию «Российской Православной Автономной церкви», где вскоре был пострижен в мантию с наречением имени во имя св. Марка Эфесского и возведен в сан «архимандрита». 10 февраля 2011 г. Марк (Рассоха) был рукоположен в сан «епископа» Армавирского данной юрисдикции [30] и в данном качестве пребывает по настоящее время.
После отъезда Ионы (Рассохи) из Якутска приходская община входит в группу общин, окормляемых «епископом» Анастасием (Суржиком), ранее являвшимся запрещенным в служении протоиереем Владивостокской епархии Русской Православной церкви, в 1993 г. учинившим раздор и вошедшим в РПЦЗ. В результате череды разделений, произошедших в российских приходах РПЦЗ, Анастасий (Суржик), сменив ряд неканонических групп, в октябре 2015 г., покинул РПЦЗ (В), перейдя на акефальное служение, не входя в состав какой-либо юрисдикции, образовав самостоятельную «Дальневосточную епархию Русской Православной церкви Заграницей» [31]. Соответственно, к данной юрисдикции в настоящее время относится и Приходская община во имя Святой Троицы. По некоторой информации общину верующих в Якутске, «епископ» Анастасий (Суржик) окормляет лично, два раза в год приезжая в Якутск и совершая богослужения для немногочисленных последователей. Старостой является некий В. Г. Львов, являющийся также директором одного из якутских охранных предприятий. Богослужения проходят на квартире старосты, где в одной из комнат устроен престол. Количество последователей данной юрисдикции в г. Якутске насчитывает около 15 человек.
Еще одной неканонической общиной, действующей на территории г. Якутска, является небольшая группа верующих, объединенных в приход во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Данная община входит в юрисдикцию неканонической «Российской Православной Автономной церкви», также возникшей в результате разделений в российской части Русской Православной церкви Заграницей. Сведения о численности верующих данной группы отсутствуют. Известно, что в общине нет клириков, богослужения проходят мирским чином [32].
Помимо указанных неканонических групп, в Якутске также действует
храм во имя святых апостолов Петра и Павла [33], входящий в состав Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии Русской Православной Старообрядческой церкви (РПСЦ). Якутская община достаточно многочисленна и имеет глубокие корни в данном регионе. Помимо якутского храма, на территории республики имеется также храм в поселке Чульман и часовня в селе Павловское.
Несмотря на достаточно доброжелательный диалог, который Русская Православная Церковь ведет с представителями различных старообрядческих течений, согласно нормам канонического права, юрисдикция Русской Православной Старообрядческой церкви рассматривается как находящаяся за церковной оградой. Кроме того, иерархия РПСЦ в настоящее время не признается Русской Православной церковью переходящие от нее клирики и миряне, принимаются через Таинство Миропомазания.
Подводя итог краткому обзору неконических групп и общин, находящихся вне единства с канонической Русской Православной Церковью и действующих на территории Якутской епархии, стоит отметить, что ни одна из этих общин не смогла стать заметной альтернативой даже самому небольшому якутскому приходу. Критика церковной иерархии, желание самочинного устроения приходской жизни в отрыве от канонического священноначалия, отказ от самого канонического устройства ведут лишь к дезинтеграции и регрессу общины.
Покинув Церковь по разного рода причинам, в большинстве своем данные группы не обрели радости церковного общения в расколе, что и подтверждается их частой сменой юрисдикционной принадлежности. Но, не смотря на человеческие амбиции, личные разногласия и конфликты, проблемы в церковно-приходской и общественно-политической жизни, Русская Православная Церковь готова к диалогу с такими общинами, дабы привести их к спасительному единству в лоне канонической Русской Православной церкви.
Источники и литература
1. Республика Саха (Якутия) // Иерархия литургических церквей [Электронный ресурс]. 2016. URL: http://www.hierarchy.religare.ru/h-geo-rus-jakut.html (дата обращения: 12.03.2016).
2. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в XX веке. - М.: Вече, Лепта, 2010.
3. Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. - М.: Республика, 1995.
4. Шумило С. В. В катакомбах. Православное подполье в СССР. Конспект по истории Истинно-Православной Церкви в СССР. - Луцк: Терен, 2011.
5. Документы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.
Москва, Свято-Данилов монастырь, 25-27 октября 1990 года. Воззвание Архиерейского Собора к архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви // Журнал Московской Патриархии. - М., 1991. № 2, февраль 1991. - С. 6-11.
6. Лебедев Лев, протоиерей. Границы Церкви // Православное Обозрение. - М., 1998. № 5 (6).
7. Лебедев Лев, протоиерей. Почему я перешел в зарубежную часть Русской Православной Церкви. - Курск, 1999.
8. «Я имею в жизни две ценности - Православие и русскость...». Последний Первоиерарх РПЦЗ Блаженнейший Митрополит Виталий (Устинов). / сост. Е. В. Семенова. - М.: ИП Бурина А. В. («Традиция»), 2014.
9. Карыпов Николай, прот. Духовно-историческое наследие Русской Зарубежной Церкви // Деяния IV Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей. - М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. - С. 75-93.
10. Марк [Арндт], архиепископ. На пути к уврачеванию разделения в Русской Церкви - предсоборный процесс // Деяния IV Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей. - М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. - С. 137-148.
11. Киселев Александр, протопресвитер. Не пора ли одуматься? (О происходящем у нас в Русской Православной Церкви) // Русское Возрождение. - Нью-Йорк-Москва-Париж, 1991. № 54, 1991 (II). - С. 69-72.
12. К истории ухода духовенства и верующих города Суздаля из Московской Патриархии. - Суздаль, 1997.
13. Валентин [Русанцов], митрополит Суздальский и Владимирский. Слово и дело. Письма, слова и речи. 1973-2001 гг. - СПб., 2001.
14. Маковецкий Аркадий, прот. Белая Церковь: Вдали от атеистического террора. - СПб., 2009.
15. Краткая история Российской Православной Церкви (РПАЦ).
- Суздаль, 2005.
16. Указ Преосвященному Валентину, епископу Суздальскому и Владимирскому // Суздальский паломник. - № 18, 19, 20. Специальный выпуск. - Суздаль, 1994. - С. 26.
17. [Вячеслав (Крыжановский), игумен]. Русская Зарубежная Церковь на стезях отступничества. Апостасия в РПЦЗ и исповеднический путь Катакомбной Церкви. - СПб.: Издание Вестника И. П. Х. «Русское Православие», 1999.
18. Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О лишении священного сана запрещенных в священнослужении архимандритов Валентина (Русанцова), Адриана (Старины) и игумена Иоасафа (Шибаева)» // Журнал Московской Патриархии. - М., 1997. № 4.
- С. 21.
19. Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных
юрисдикций XX-XXI вв. Т. 1: Политические расколы: монография. - Киев: ДП «Персонал», 2014.
20. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т. 1. / отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. - М.: Логос, 2004.
21. Определение Освященного Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви // Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 13-16 августа 2000 г. Материалы.
- М.: Издательский Совет Московского Патриархата; Благотворительный фонд «Рождество-2000», 2001. - С. 456-464.
22. Шумило В. Апостасия в Русской Зарубежной Церкви. Хронология основных событий 2000-2003 гг. Ч. I. - Омск: Издательство прихода Свв. Царственных Мучеников и всех Новомучеников и Исповедников Церкви Российской. б. г.
23. Краткая история Русской Истинно-Православной Церкви 19272007 гг. / под ред. Шумило В. В., Шумило С. В. - Чернигов: ЦГИЭиУ, 2008.
24. Иоанн [Берзинь], епископ Каракасский и Южно-Американский. «Моя главная задача - исцелить раскол и вернуть паству и наши храмы». Православие в странах Латинской Америки // Журнал Московской Патриархии. - М., 2013. № 2, февраль 2013. - С. 72-75.
25. К подписанию Акта о каноническом общении внутри Поместной Русской Православной Церкви // Православный церковный календарь, 2008. - М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2007.
- С. 2-11.
26. Юрганова И. И. Епископы Якутии. - Омск: ПЦ КАН, 2010.
27. Юрганова И. И. Православное христианство в Якутском крае (краткий исторический очерк) // Миссия Русской Православной Церкви в Сибири и Америке (к 125-летию со дня рождения Святителя Иннокентия (Вениаминова): материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Свято-Троицкая Сергиева Лавра (г. Сергиев Посад, Московской области), 24.11.2012 г. / [сост.: А. А. Курчатова]. - Якутск: Офсет, 2014. - С. 12-22.
28. Торжество Православия в Кафедральных соборах Русской Православной Церкви Заграницей // Русская Православная Церковь Заграницей. Официальная страница [Электронный ресурс]. 2016. URL: http://www.synod.com/01newstucture/pagesru/novosti2004/ torzhpavoslavia.html (дата обращения: 28.02.2016).
29. День памяти Великомученицы Екатерины // Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь. Официальный сайт [Электронный ресурс]. 2016. URL: http://krest-mon.ru/foto/ bogosluzh/141207/20141207_ek.html (дата обращения: 28.02.2016).
30. Архиерейский Собор РПАЦ // Российская Православная Автономная Церковь. Суздальская епархия. Официальный сайт [Электронный ресурс].
2016. URL: http://www.rpac.ru/article/438/ (дата обращения: 28.02.2016).
31. Дальневосточная епархия Русской Православной Церкви Заграницей // Иерархия литургических церквей [Электронный ресурс]. 2015. URL: http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-derpcz.html (дата обращения: 12.12.2015).
32. Республика Саха (Якутия) // Иерархия литургических церквей [Электронный ресурс]. 2016. URL: http://www.hierarchy.religare.ru/h-geo-rus-jakut.html (дата обращения: 12.03.2016).
33. «В лабиринтах веры». Старообрядчество в Якутии // Русская вера. Старообрядческий сайт [Электронный ресурс]. 2016. URL: http://ruvera.ru/ articles/staroobryadchestvo_yakutii (дата обращения: 22.03.2016).