тельно силовых видов спорта (P<0,004). Низкая активность каталазы прослеживается в динамике W1,W2, PWC170 нагрузочных тестов на велоэргометре. Таким образом у спортсменов с преобладающими аэробными нагрузками обнаружен дисбаланс в работе про-окси- и антиоксидантов, повышена активность выработки прооксидантов и снижена - антиоксидантов, мы видим декомпенсаторные изменения, угнетение активности антиоксидантных механизмов, и усиление выработки активных форм кислорода. Обратная ситуация наблюдается у спортсменов с преобладающей анаэробной нагрузкой. С помощью биолюминесцентного тестирования найдены достоверные различия между группами спортсменов с преобладающими аэробными и анаэробными нагрузками, а также с разными спортивными квалификациями.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Красноярского краевого фонда науки в соответствии с исследовательским проектом «Разработка экспрессного интегрального метода оценки функционального состояния спортсмена с целью эффективного управления тренировочным процессом для достижения высокого спортивного результата».
Список литературы
1. Bezrukikh, A.; Esimbekova, E.; Nemtseva, E.; Kratasyuk, V.; Shimomura, O. Gelatin and starch as stabilizers of the coupled enzyme system of luminous bacteria NADH: FMN-oxidoreductase-luciferase. Anal. Bioanal.Chem., 2014, 406, 5743-5747.
2. Nunes, L.A.S.; Macedo, D.V.D. Saliva as a diagnostic fluid in sports medicine: potential and limitations. J. Bras. Patol. Med. Lab.2013,49, 247-255.
3. Stepanova L.V.; Vyshedko A.M.; Kolenchukova О.А.; Zhukova G.V.; Kratasyuk V.A. Use of bioluminescent saliva testing in evaluating of physical preparedness of athletes with different qualifications. Siberian Medical Review. 2017, 6,63-69.
4. Pingitore A., Lima G.P., Mastorci F., Quinones A., Iervasi G., Vassalle C. Exercise and oxidative stress: potential effects of antioxidant dietary strategies in sports. Nutrition, 2015, 31(7-8), 916-22.
УДК 281.93 - 3 + 930
DOI: 10.24411/9999-030A-2019-10013
Жук О.В., Магистр исторических наук Бурятского государственного университета (БГУ), г. Улан-Удэ
Абаев Н.В. Тувинский государственный университет (ТГУ), г.Кызыл
Zhuk OV, Master of Historical Sciences of the Buryat State University (BSU), Ulan-Ude
Abaev N.V. Tuva State University (TSU), Kyzyl
Краткий культурно - сравнительный анализ отношения к медицине старообрядцев Тувы и Забайкалья
A brief cultural - a comparative analysis of the attitude to medicine of the Old Believers of Tuva and
Transbaikalia
Аннотация: Старообрядцы («староверы»), называемые семейскими, представляют собой особую этноконфессиональную группу, образовавшуюся в результате раскола и отделения от официального русского «православия». Термин «секта» в данном случае используется для обозначения религиозной группы, отделившейся от основного направления и противостоящей ему, или же как указание на организованную традицию, имеющую своего основателя и особое учение. Русская православная церковь считала старообрядцев частью православия, которая «по неведенью своему отбилась от стада». Всё это несло угрозу государству, поскольку даже после создания Синода церковь была опорой государственного строя, именно поэтому раскольники подверглись столь сильным гонениям со стороны государственных властей.
По этой же причине семейские отказывались от медицинской помощи, которые предоставляли государственные медицинские структуры из-за недоверия официальным институтам власти, к которым они относили и официальную медицину. В Урянхайском крае (Туве), как и в Забайкалье, они не меняли свою модель поведения по отношению к официальной охране здоровья.
Annotation: Old Believers ("Old Believers"), called Semey, represent a special ethno-confessional group formed as a result of a split and separation from the official Russian "Orthodoxy". The term "sect" in this case is used to designate a religious group that has separated from the mainstream and opposes it, or as an indication of an organized tradition, that has its founder and special teaching. The Russian Orthodox Church considered the Old Believers to be part of Orthodoxy, which "out of its ignorance repulsed itself from the flock." All this carried a threat to the state, because even after the creation of the Synod, the church was the mainstay of the state system, which is why the schismatics were subjected to so much persecution by state authorities.
For the same reason, the family refused to provide medical care, which were provided by state medical structures because of the lack of confidence in the official institutions of the government, to which they attributed official medicine. In the Uryankhay region (Tuva), as well as in Transbaikalia, they did not change their pattern of behavior in relation to official health care. Ключевые слова: охрана здоровья, старообрядцы, история староверов, раскол и секта, Забайкалье, Урянхайский край, раскольничество, Русская Православная церковь.
Key words: health protection, Old Believers, history of Old Believers, schism and sect, Transbaikalia, Uryanhai region, schism, Russian Orthodox Church.
Актуальность. Изучая отношение старообрядческого населения Забайкалья и Урянхайского края к медицине и государству, необходимо подчеркнуть, что понятие «секта», обозначающее старообрядчество, имеет нейтральный окрас в западной науке. Это отражено в трудах Диармайда Маккалоха в книге «History of Christianity» [1], в работах Роберта Крамми [2] «Старообрядцы и Мир Антихриста» работа написана в традиционном ключе Кембриджского университета с живым языком и отсутствием некоторых запретных тем, которые присутствуют в отечественной русистике, интересна и работа «Восточное православие в России и Украине в эпоху контрреформации» [3]. Нейтральные трактовки раскольничества прослеживаются и в работе Рока «Русское благочестие и православная культура 1380-1589» [4].
Васильева Е.Н. в своей работе пишет, что: «На Западе понятие «секта» употребляется часто в нейтральном смысле слова, в то время как понятие «культ» имеет ярко выраженную негативную окраску. Нейтральное отношение к рассматриваемому нами понятию «секта» характерно для сторонников контркультового и антикультового движений[5]». Как и в любой старообрядческой общине, они относились крайне негативно к мероприятиям по охране здоровья. Отсутствие людей со слабым здоровьем в среде старообрядческих групп легко объясняется механизмом естественного отбора в тяжелых климатических условиях в период вынужденной миграции.
Выживание старообрядческих общин (сект) происходило в тяжелых миграционных условиях как мы утверждали ранее, преодоление которых оставило глубокие следы, отразившиеся на их хозяйственном образе жизни и менталитете. Урянхайский край стал более привлекателен для раскольников из-за его относительной удаленности от государственной власти, поскольку он был присоединен к Российской империи только 4 апреля 1914 года. Край был включён в состав Енисейской губернии с передачей ведения в Туве политических и дипломатических дел Иркутскому генерал-губернатору, хотя он непосредственно граничил с западной частью этнической Бурятии.
А. М. Попова, говоря о старообрядцах Забайкалья, отмечала: «Благодаря особенностям жизни, связанным с их религиозным мировоззрением, семейские не смешались с «православными» и сохранили свои отличительные черты, как нравственные, так и физические. По своему физическому типу семейские — рослые и в большинстве случаев красивые, отличающиеся крепким здоровьем сравнительно с окружающим населением» [6]. В вышеприведенных исследованиях мы не видим ссылок на антропологические данные, отсутствуют данные о наличии межконфессиональных браков. Идеализация образа старообрядцев показана в работах таких исследователей, как Ф.Ф. Болонев, А.В. Костров, С.В. Васильева. Такой же взгляд на проблематику свойственен и другим исследователям старообрядчества, которые длительно ими занимаются с позиции изучения культуры и русистики. В закрытых общинах старообрядцев Забайкалья не было учета детской смертности и рождаемости, что породило миф о высокой эффективности старообрядческой народной медицины. Несмотря на вышеперечисленные примеры исследователей о том, что старообрядцы были все рослые и здоровые стоит отметить, что выводы, сделанные на этих примерах, могли быть не совсем корректными.
Например, в одной из работ отмечено, что в 1890 г. в Бичуру приезжает исследователь и врач из Забайкалья. В своих воспоминаниях он написал: «Приходится слышать такое рассуждение: Бог дал утеху родителям поласкать детей и потом посылает «госпочку» (оспу), спешит в назначенное время убрать лишних, чтоб не стало тесно остальным[7]». Исследователь старообрядчества Фирс Федосо-вич Болонев в своей книге указал, что: «Семейские» (старообрядцы) отказывались от медицинской помощи, и хуже того прятали заболевших. Если врачи все-таки прививали ребенку оспу, то взрослые через соломинку старались высосать прививочный материал» [8].
Несмотря на то, что в своих работах Ф.Ф. Болонев пишет о нарушении санитарных норм по охране здоровья государством, он указывает на то, что именно традиционная медицина эффективно действует в трудно доступных условиях. Хотя старообрядческое население нарушало государственные санитарные нормы, они не нарушали личных гигиенических норм. В старообрядческих общинах были очень строгие правила личной гигиены, например, запрет на употребление табака, винокуренной продукции. Существовал еще и более строгий гигиенический запрет: «Запрет есть из одной посудины не членом общины» [9]. Это привело к тому, что заболевания в старообрядческих общинах снизились. Строгие гигиенические запреты появляются во многих закрытых религиозных группах для сохранения здоровья. В традиционных обществах они принимают формы табу и запретов. В условиях отрицания официальной традиционной медицины старообрядцами её место заняла народная медицина, которая была неотъемлемой частью каждого народа и вместе с оккультными практиками иногда имела рациональное зерно. Народная медицина, как и любой вид народных знаний, яв-
ляется основным компонентом этнографического или же религиозного портрета, без которого невозможно воссоздать историко-культурное пространство в исторических работах.
Народные целители хорошо изучали местную флору, использовали такие травы как ефера [10], аир, бадан, солодка, валерьяна, ревень, курильский чай, черемша, пустырник и многое другое. В них содержатся активные действующие вещества. Например, терапевтическое действие валерианы обусловлено комплексом содержащихся в ней веществ, прежде всего, эфирными маслами и алкалоидами. «В двойном слепом перекрёстном плацебо-контролируемом исследовании на малой группе пациентам с физиологическим нарушением сна назначался экстракт корня валерианы в разовой дозе 600 мг и суточной дозе. У пациентов существенно улучшились как объективные, так и субъективные показатели структуры сна» [11]. Старообрядцы использовали асмоген (панцерия шерстистая), от припадков пили траву «царские кудри» [12], настоянную на водке, использовали также ряд других лекарственных трав. Большое значение придавали бане, массажу, минеральным и животным отварам, например, старообрядцы пили настойку из оленьих пантов и употребляли барсучий и тарбаганий жир. Использование этих средств никаким образом не лечило, но имело общеукрепляющий характер в суровых резко континентальных условиях при недостатке витаминов.
Старообрядческие общины покидали территорию западной России и уходили в Урянхайский край, поэтому все вышеизложенное_об отношении старообрядцев Забайкалья края к официальной охране здоровья и медицине в целом применимо и к территории современной Тувы, называвшейся Урянхайским краем до образования Тувинской Народной Республики в 1921 г. Исследователь старообрядчества М.П. Татаринцева пишет в своей работе: «Причиной переселения старообрядческого населения под давлением государственной власти в Туву являлось то, что наиболее истово верующие старообрядцы надеялись именно здесь найти землю обетованную, недосягаемую для «слуг антихриста» (так называли они царских чиновников) — Беловодье, много легенд о котором было сложено в среде староверов» [13]. Старообрядческая народная медицина Тувы вобрала в себя элементы местной народной медицины.
Исследователь пишет, что и в Туве до тридцатых годов старообрядческое население мешало проведению государственной охраны здоровья: «Они были убеждены, что своих сторонников антихрист будет отмечать печатью. Такой печатью старообрядцы стали считать всякую регистрацию актов гражданского состояния, официальные списки, подписи, справки, фотографии, даже отметины на теле человека после прививок [14]».
Как в Урянхайском крае (Туве), так и Бурятии, в отличие от слабого царского правительства, советская власть применила карательные санкции к старообрядческим общинам и к религиозным деятелям. Это описано в работе Покровского «Старообрядческий рассказ о сталинских репрессиях» [15].
Все эти факторы в синтезе с индустриализацией страны и программой народного просвещения разрушило традиционный уклад старообрядцев, в результате чего изменилось их отношение к официальной охране здоровья и медицине. Несмотря на то, что группы переселенцев старообрядцев были разными, их судьба в историко-культурном пространстве и модель поведения были одинаковыми. Изучение разрушение традиционных обществ, а также изучение народных медицинских традиций позволить сохранять элементы народной национальной культуры для поддержания этнического самосознания что крайне важно в условиях современной глобализации мира.
Список литературы
1. MacCulloch, Diarmaid, A History of Christianity, 2009, Penguin 2010 ISBN 978-0-14-102189-8, chapter 15
2. Crummey, Robert O.: The Old Believers & The World Of Antichrist; The Vyg Community & The Russian State, Wisconsin U.P., 1970
3. Crummey, Robert O.: Eastern Orthodoxy in Russia and Ukraine in the age of the Counter-Reformation in The Cambridge History of Christianity Vol.5, Eastern Christianity, Cambridge University Press, 2008 ISBN 978-0-52181-113-2
4. Rock, S., Russian piety and Orthodox culture 1380-1589 in The Cambridge History of Christianity Vol.5, Eastern Christianity, Cambridge University University Press, 2008 ISBN 978-0-52181-113-2
5. Васильева Е. Н. «Культ» и «секта»: проблема разграничения // Религиоведение, 2007. — № 3. — С. 86
6. Попова А. М. Семейские (Забайкальские старообрядцы) / Бурят-Монгольское научное общество имени Доржи Банзаро-ва. — Верхнеудинск: тип. НКПТ, 1928. — 36 с
7. Болонев Ф.Ф. Семейские Историко-этнографические очерки изд. Бурятия. - Улан-Удэ. - С.156.
8. Болонев.Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII - XX вв. - Улан - Удэ: изд. БНЦ СО РАН. 2009 - С.39.
9. Там же
10. Там же - С.153.
11. Татаринцева М. П. Старообрядцы в Туве в начале ХХ века и в период Тувинской Народной Республики // Новые исследования Тувы. 2016, № 3. С.84.
12. Donath F. et al. (2000) Critical evaluation of the effect of valerian extract on sleep structure and sleep quality (https://www.thierne-connect.com/DOI/DOm0.1055/s-2000-7972). // Pharmacopsychiatry. — № 33(2). — P. 47—53. PMID1076181
13. Покровский Н. Н. Старообрядческий рассказ о сталинских репрессиях // Возвращение памяти. Историко-публицистический альманах. Вып. 2. / Сост. И. В. Павлова. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994. — С. 198—211. — ISBN 5-87550-023-9.
УДК 612.655
DOI: 10.24411/9999-030A-2019-10014
Красильникова Вера Александровна, доцент ТувГУ, г. Кызыл, Россия, [email protected] Ооржак Аян-оол студент 4 курса, ТувГУ, г. Кызыл, Россия
Krasilnikova Vera Alexandrovna, Associate Professor of the TuvSU, Kyzyl, Russia, [email protected] Oorzhak Ayan-ool 4th year student, TuvSU, Kyzyl, Russia
Оценка физической подготовленности студентов первого курса ТувГУ Evaluation of physical fitness of first-year students of the University
Аннотация. Дана оценка физической подготовленности студентов-первокурсников Тувинского государственного университета, которая оценивается как средняя. Показано, что в составе каждого факультета имеются студенты с неодинаковым уровнем подготовленности. Физическая подготовленность девушек хуже, чем у юношей.
Abstract. Physical fitness level of first-year students of Tuvan State University was rated and determined to fit medium level. It was shown that each faculty contains students with different physical fitness levels. Female students physical fitness is shown to be on the lower level than that of male students.
Ключевые слова: физическая подготовленность студентов, быстрота, сила, гибкость. Keywords: student physical fitness, quickness, strength, flexibility
Актуальность. Одной из важнейших задач в высших учебных заведениях является подготовка конкурентоспособных специалистов, которая отражает не только профессиональные качества, но и потенциал здоровья молодежи. Немаловажным показателем, характеризующим физическое здоровье, является физическая подготовленность. Повышение уровня функциональных возможностей систем организма, которые в совокупности формируют физическое здоровье, зависит, в том числе и [2], от наличия комплексной информации о состоянии студента. Поэтому цель нашего исследования -оценка физической подготовленности студентов-первокурсников Тувинского государственного университета. Физическая подготовленность человека характеризуется степенью развития основных физических качеств - силы, выносливости, гибкости, быстроты, ловкости и координации. В связи с чем, задачами нашего исследования стали:
1) оценка силы и выносливости девушек и юношей;
2) сравнительная характеристика гибкости первокурсников;
3) определение быстроты и ловкости студентов.
Для определения уровня физической подготовленности студентов применялся метод поперечного исследования. Физические качества студентов определялись по методике Айзмана Р.И. и др. [1] с помощью тестов: для оценки быстроты - бег на 100 м; для оценки силы - сгибание, разгибание рук в висе на перекладине у мужчин (подтягивание); сгибание, разгибание рук, в упоре лежа (отжимание) у женщин; для оценки скоростно-силовых возможностей - упражнение вис на шведской стенке, подъем прямых ног в угол 90°(мужчины); подъем туловища из положения, лежа на спине (женщины); прыжок в длину с места; для оценки гибкости - наклоны туловища вперед-вниз из положения стоя; тестирование выносливости - бег на 1000 (женщины) и 2000 (мужчины) метров.
Интегральную оценку общей физической подготовленности студента определяли как среднее арифметическое значение показателей в шести контрольных испытаниях, выраженных в баллах. Выделяли пять уровней общей физической подготовленности: «низкий» (0-1,4 баллов), «ниже среднего» (1,5-1,9 баллов), «средний» (2,0-2,9 баллов), «выше среднего» (3,0-3,4 баллов), «высокий» (более 3,5 баллов).
Статистическую обработку полученных данных производили с использованием стандартного пакета программ STATISTICA 6.0. Количественные данные представлены в виде средних показателей (М) и ошибки среднего арифметического (m) при нормальном распределении показателей. Статистическую значимость различий определяли по парному t-критерию Стьюдента, Фишера для независи-