4. Миняева, Н.М. Проблема актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента в университетском образовании / Н.М. Миняева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - № 5 (154). - С. 72-75
5. Серёжникова, Р.К. Становление субъектности студента в процессе профессиональной подготовки как актуализация его творческого потенциала / Р.К. Серёжникова // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 3. -С. 76-79
6. Серёжникова, Р.К. Методика обучения контролю учебной деятельности преподавателей военного института / Р.К. Серёжникова, В.А. Чакурин, А.В. Гарькавый // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2019. - № 4 (52). - С. 198-206
7. Соловьева, О.В. Мотивационный ресурс личности как условие развития компетенции самообразования студентов вуза / О.В. Соловьева, Н.Б. Ромаева, О.Д. Сальникова // Перспективы науки и образования. - 2021. - № 2 (50). - С. 311-324
8. Хорошун, К.В. Самообразовательная деятельность в современном мире: авторские модели и методы диагностики / К.В. Хорошун, Е.А. Трунова, М.М. Мовсисян // Казанский педагогический журнал. - 2023. - № 2 (157). - С. 52-60
9. Krasnoshchechenko, I.P. Formation of the professionalism of the personality of the future teacher in the process of preparation in graduate school / I.P. Krasnoshchechenko // Astra Salvensis. - 2018. - Т. 6. - С. 107-114
Педагогика
УДК 378
джазовый пианист, композитор, выпускница магистратуры Сидоренко Юлия Александровна
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Российская академия музыки имени Гнесиных» (г. Москва)
КРАТКИЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ
ДЖАЗОВОГО МУЗЫКАНТА
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования индивидуального стиля джазового музыканта на примере всемирно известных джазовых исполнителей, преемственности как способа обучения профессиональным музыкальным навыкам на этапе возникновения жанра. В статье делается вывод о том, что в джазе самобытный стиль отдельного исполнителя зачастую дает начало новому музыкальному стилю. Отсутствие строгих канонов и доминирование спонтанного самовыражения над заранее предписанными правилами предопределило импровизационную природу джазовой музыки, в то время как талант и музыкальная интуиция некоторых представителей этого направления способствовали оформлению джаза как жанра.
Ключевые слова: история джаза, преемственность, джазовая коммуникация, импровизация, музыкальный и исполнительский стили.
Annotation. The article discusses the process of development of a jazz musician's performing style, some famous jazz musicians' stories, viewing continuity as the only way of professional music skills training in the early period of jazz history. The article concludes that in jazz the original style of an individual performer often gives rise to a new musical style. The absence of strict canons and the dominance of spontaneous self-expression over predetermined the improvisational nature of jazz music, while the talent and musical intuition of some representatives of this direction contributed to the formation of jazz as a genre.
Key words: jazz history, continuity, jazz communication, improvisation, music styles, personal manner.
Введение. В то время, как приоритетные методы обучения музыкантов, которые являются представителями жанров со сложившейся вековой историей, сформированы и прошли испытание временем, джаз, как жанр, которому чуть более ста лет, нуждается в формулировании основных положений и поиске методов решения вопросов в сфере профессионального образования. Одной из наиболее важных составляющих джазовой музыки, без которой возникновение новых джазовых стилей представляется невозможным, -формирование индивидуального стиля джазового музыканта. Исторический обзор процесса развития джазовой музыки обнаруживает такую особенность развития жанра, которая не проявляется в полной мере ни в одном другом музыкальном направлении. В джазе самобытный стиль отдельного исполнителя нередко даёт начало новому музыкальному стилю. В то время как в академической традиции понятие стиля варьируется от общих музыкально-выразительных приёмов, характерных для определённого музыкального направления, до творческого почерка композитора [2], в джазе понятие стиля больше ассоциируется с исполнительским стилем конкретного музыканта или группы.
Американский саксофонист Крис Поттер, играющий музыку, которая продолжает традиции Дюка Эллингтона и Чарли Паркера, подчеркивает, однако, что сама джазовая музыка привлекает его отсутствием четких границ - неясно, где она начинается и где заканчивается, и это свойство позволяет ей непрерывно развиваться [1].
Особенностью становления джазовых стилей и джазовой музыки в целом является изначально подражательная природа. Отсутствие строгих канонов и доминирование спонтанного самовыражения над заранее предписанными правилами предопределило импровизационную природу джазовой музыки, в то время как талант и музыкальная интуиция некоторых представителей этого направления способствовали оформлению джаза как жанра.
Изложение основного материала статьи. В конце XIX - начале XX века музыка и танец служили особым способом коммуникации темнокожих рабов, которые были привезены на территорию США из разных точек земного шара. Страдая от расовой дискриминации, афроамериканцы отстаивали права своего народа и искали способы выражения своей позиции не только путём протестов, но также задействовали совсем неочевидные средства: например, находили возможность проявления своего мнения через исполнение определённого рода музыки.
Рабы говорили на разных языках, и единственное, что их объединяло - определенный ритмический рисунок, который был присущ музыкальной культуре каждого из народов. Так как барабаны в то время были запрещены, люди использовали собственные тела для того, чтобы имитировать игру на ударных инструментах (hambone). Позже, этот ритм перекочевал в рисунок малого барабана (snare drum). В марширующих оркестрах каждому барабану соответствовал музыкант. C течением времени все барабаны были объединены в барабанную установку и стали единым инструментом, на котором теперь играет только один музыкант [6].
Впоследствии ритмы hambone послужили основой рисунку стиля «нью-орлеанс» (New Orleans), а позже свингу (swing) (На улицах Детройта будущий пианист-бибопер, педагог Барри Харрис и его друзья «впитали в себя эти сложные ритмы хамбона - перформанса, в котором человеческое тело становится перкуссией - за счёт ударов колена о грудь -сопровождаемые импровизируемыми текстами» [3]. Очевидно, что становление джазовой музыки происходило не по
заранее заданной траектории, а, скорее, наоборот, отражало социально-культурные реалии своего времени и полностью зависело от них. Не следует забывать, что знакомство африканцев с европейской музыкой произошло в период колонизации. Этот процесс повлиял на процесс становление джаза, поскольку африканцы стали копировать европейскую музыку и интерпретировать её, пропуская через призму собственного восприятия и традиции.
Коллективное стремление к исполнению музыки было одним из основных факторов возникновения такого количества джазовых стилей. Однако именно индивидуальный подход каждого музыканта или композитора, своего рода «демократия», свобода самовыражения и отсутствие строгих правил композиции и музыкального мышления, в последствии всё же подкреплённые освоением гармонии для расширения музыкального инструментария и возможности более точного выражения собственного видения музыки, обусловили появление таких музыкантов, как Луи Армстронг или Дюк Эллингтон.
Стоит отметить, что возможности освоения музыки темнокожими музыкантами были весьма ограничены и сводились, в основном, к подбору музыки «на слух» и передачи некоторых знаний, предположений, опыта в устной форме, что способствовало формированию так называемой «преемственности», которая и в настоящее время играет не последнюю роль в джазовом образовании.
Поэтому важно отметить, что помимо самой музыки наследие джазового музыканта представляют преемники, которые продолжают его оригинальную музыкальную традицию. Однако, не исключено, что среди последователей может оказаться новая яркая фигура или группа музыкантов, которые зададут новый вектор джазовой музыке. Поскольку именно яркий исполнитель, который зачастую является автором собственного гармонического, мелодического и ритмического подхода к джазу, становится родоначальником нового джазового стиля, правильный подход к обучению джазовому искусству, основы которого естественным образом были заложены «отцами» джаза, обуславливает непрерывное развитие джаза как жанра.
Критерием, по которому тот или иной подход возможно назвать правильным является непосредственно игра ученика-музыканта, в которой можно услышать знание традиции с сохранением духа свободы импровизации, присущего джазовой музыке. Рассмотрим процесс становления стиля джазового музыканта и роль преемственности как аналога профессиональному образованию на примерах нескольких выдающихся джазовых исполнителей. Легендарный трубач Луи Армстронг начал свою музыкальную карьеру, будучи корнетистом в ансамбле «Креол Джаз Бенд» Кинга Оливера 1920х годах. Важным фактом является то, что он брал уроки игры на инструментах (например, Питер Дэвис обучал его игре на корнете), а также изучал музыкальную теорию и грамо^.
Его стиль сформировался в период жизни в Нью-Йорке, в те же годы - когда он играл в оркестре Флетчера Хендерсона и привлекал слушателей своей эмоциональной манерой, получившей название «горячий джаз». Именно эта манера игры впоследствии привела к возникновению языка бибопа. Луи Армстронг начал трубную джазовую традицию, предвосхитив бибоп и предопределив тенденции развития его импровизационного языка.
Традицию Армстронга продолжил трубач Рой Элдридж - не известный сегодня широкому кругу любителей джаза, однако ставший ключевой фигурой для становления современного языка джазовых трубачей. Его считают музыкантом, без которого великий трубач Диззи Гиллеспи мог бы не состояться в качестве основоположника концепции бибоп. Рой Элдридж обеспечил плавный переход от лирично-песенного звучания трубы к сложному звучанию бибопа.
Парадоксально, но многие самобытные исполнители не остались в истории джаза как яркие представители жанра из-за того, что не принадлежали к конкретному стилю, являясь представителями переходных направлений. Таким музыкантом была часто упоминаемая сегодня в США в контексте изучения джазовой истории Мери Лу Уильямс. Её музыку называют предтечей экстравагантных композиций джазового гения Телониуса Монка. Мэри Лу - джазовая пианистка, композитор и аранжировщик. Ее особый стиль письма для биг-бенда оказал большое влияние на дальнейшее развитие джаза.
Говоря о биг-бендах, следует обратить внимание на историю легендарного оркестра Дюка Эллингтона. Его тандем с Билли Стрейхорном вывел искусство аранжировок на качественно новый уровень. Музыканты проводили вместе большое количество времени, изучая классические партитуры, законы гармонии, работая над произведениями, среди которых присутствовали в том числе и крупные формы, такие как концерты, сюиты («Black, Brown, and Beige», «Liberian Suite») и даже мюзикл «A Drum Is a Woman» [41.
Особую роль в развитии джаза сыграл оркестр Каунта Бейси. Его новаторский подход в игре ритм секции полностью изменил звучание джазового оркестра, а также дал старт к развитию концепции малых составов в том виде, в котором мы знаем их сейчас. Пианист перестал использовать технику страйд (stride piano) и перешёл к более свободной технике компинга (comping), дав возможность басисту играть собственную линию - шагающий бас (walking bass). Значимой фигурой в ритм секции Каунта Бейси был гитарист Фредди Грин. Его способ аккомпанемента стал новым веянием моды, определил функционально новое звучание гитары в оркестре, поскольку с тех пор руководители биг-бендов стали просить своих гитаристов играть только так, как это делал он. Несмотря на то, что Грин не снискал славу как импровизатор, сегодня сложно найти гитариста, который не продолжал бы его уникальную традицию джазового аккомпанемента.
Интересная ситуация сложилась в середине XX века, когда в качестве реакции на танцевальную природу и доступность свинга возникли стили бибоп (bebop), хард-боп (hard bop) и кул-джаз (cool jazz). Любопытно, насколько по-разному проявился один и тот же процесс в руках нескольких ярких музыкантов. Так, одним из основоположников кул-джаза является пианист Ленни Тристано, сформулировавший концепцию линейной импровизации (linear improvisation), главными элементами которой являлись не фразы, а мелодические линии. Тристано воспитал много учеников, среди которых особенно выделялся один из родоначальников стиля бибоп - Чарли Паркер. Основополагающим отличием стилей бибоп и кул-джаз является именно фразовая основа импровизации. Таким образом, талантливый ученик оказался в числе музыкальных «оппозиционеров» своего учителя.
Несмотря на большую популярность стиля бибоп в 1940-х годах, по мнению многих специалистов [51, он не оказался музыкальным стилем, который дал идеологическую основу для дальнейшего развития джазовой музыки так, как это произошло с хард-бопом и кул-джазом. Однако, бибоп, определённо, оказал значительное влияние на формирование джазового словаря.
Наиболее перспективным оказался стиль хард-боп, вероятно, ввиду отсутствия большого количества конкретных характерных музыкальных элементов и законов, что давало ему преимущество над бибопом, а также доступности восприятия, отличавшей его от произведений в стиле кул-джаз.
Благодаря высокой степени свободы, которая была необходима для проявления индивидуальности, оба стиля стали плодородной почвой для появления таких музыкантов как Майлз Дэвис, Джон Колтрейн, МакКой Тайнер, Билл Эванс, Херби Хэнкок, Марк Тёрнер, Аарон Паркс, Мигель Зенон, таких джазовых ансамблей, как, например, «SF Jazz Collective».
В наши дни всё большее развитие получает новый джазовый стиль, который активно развивают выпускники Джуллиардской Школы, а также, например, такие джазовые исполнители, как Салливан Фотнер, Кристиан Сендс и другие. Он основан на более глубоком знании ранних джазовых стилей и современного джазового языка и представляет собой
яркий фьюжн, но не джаза с роком, фолком или классической музыкой, как это принято, а двух самобытных непосредственно джазовых стилей.
Кристиан Сендс в личной беседе с автором данной статьи упоминал о том, что его учителем был пианист Билли Тейлор - один из представителей того самого раннего периода джазовой музыки. Таким образом, через «преемственность» и осмысление этого стиля через призму современной музыкальной реальности, сейчас появляется возможность преображения и дальнейшего развития стиля раннего джаза в более новую современную форму.
Выводы. Джаз возник как способ коммуникации темнокожих рабов и средство их самовыражения, поэтому задача людей, обучающих джазу, сохранить изначальный дух этой музыки, при этом научив мастерству.
В джазе самобытный стиль отдельного исполнителя зачастую давал и дает начало новому музыкальному стилю. Отсутствие строгих канонов и доминирование спонтанного самовыражения над заранее предписанными правилами предопределило импровизационную природу джазовой музыки, в то время как талант и музыкальная интуиция некоторых представителей этого направления способствовали оформлению джаза как жанра.
В ранние периоды развития джазовой музыки обучение происходило двумя основными способами: путём «съёма музыки на слух» и через передачу некоторых знаний и полезной информации, связанной с практическим исполнительским опытом и импровизацией, от одного музыканта к другому, путём так называемой «преемственности», которая в наше время продолжает оставаться одним из ключевых звеньев джазового образования.
Литература:
1. Поттер Крис. Интервью с Виктором Радзиевским / Крис Поттер [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://youtu.be/JWiQO-Y5ZdY (дата обращения: 13.05.2024)
2. Стиль музыкальный. - URL: https://www.belcanto.ru/stil.html (дата обращения: 13.07.2024)
3. Berliner, P. Thinking In Jazz / P. Berliner. - Chicago, Illinois: University of Chicago Press, 2009. - 904 pages.
4. Closer Listening with Seton Hawkins, Zoom session by Jazz At Lincoln Centre. - URL: https://www.youtube.eom/@jalc (дата обращения: 13.07.2024)
5. Summer Jazz Academy. - URL: https://www.jazz.org/summer-jazz-academy (дата обращения: 13.07.2024)
6. Wynton at Harvard, Chapter 9: The Evolution of the Trap Drum Set. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=u1jnbeKxf7I]
Педагогика
УДК 377, 378
аспирант, преподаватель Синипалов Александр Васильевич
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород)
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ РЕКРЕАЦИИ, ФИТНЕСА И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования общих и надпрофессиональных компетенций в системе дополнительного професссионального образования. Рынок дополнительных курсов в области рекреации, фитнеса и здорового образа жизни обширен и разнообразен, что позволяет создать конкуренцию, тем самым улучить подготовку будущих специалистов. В статье описывается опыт подготовки и переподготовки специалистов программ «Физическая культура и спорт: сфера фитнеса» и «Специалист по общей физической подготовке» факультета физической культуры и спорта Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского. Формирование профессиональных и надпрофесссиональных компетенций у специалистов рекреации, фитнеса и здорового образа жизни в системе дополнительного образования должна осуществляться разными программами, учитывающие заброс конкретного слушателя и ликвидирующие образовательный дефицит в определенной области. Именно система дополнительного образования может быстрее всех менять и корректировать программы, включая как классические, так и инновационные технологии подготовки будущих квалифицированных кадров.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, формирование профессиональных компетенций, формирование надрофессиональных компетенций, специалисты области рекреации, фитнеса и здорового образа жизни.
Annotation. The article discusses the problem of developing general and supra-professional competencies in the system of additional professional education. The market for additional courses in the field of recreation, fitness and healthy lifestyle is vast and diverse, which makes it possible to create competition, thereby improving the training of future specialists. The article describes the experience of training and retraining specialists in the programs "Physical Culture and Sports: the Field of Fitness" and "Specialist in General Physical Training" of the Faculty of Physical Culture and Sports of Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky. The formation of professional and supra-professional competencies among recreation, fitness and healthy lifestyle specialists in the system of additional education should be carried out through various programs that take into account the progress of a particular student and eliminate the educational deficit in a certain area. It is the system of additional education that can quickly change and adjust programs, including both classical and innovative technologies for training future qualified personnel.
Key words: additional professional education, formation of professional competencies, formation of supra-professional competencies, specialists in the field of recreation, fitness and healthy lifestyle.
Введение. Проблема рекреации, фитнеса и здорового образа жизни всегда была востребованной и вызывала споры многих исследователей разных областей. В нашем современном мире данный вопрос затрагивает все большей процент населения, что подтверждается статистическими данными и рост сетей фитнес индустрии. На данный момент остро стоит проблема с нехваткой квалифицированных кадров в области рекреации, соответствующих требования стандартов. По статистическим данным Министерства спорта Российской Федерации лишь 16% специалистов данной индустрии соответствуют профессиональным стандартам. Нехватка кадров в данной области частично решается системой дополнительного образования на курсах профессиональной подготовки и переподготовке [2, 4].
Изложение основного материала статьи. Рынок курсов дополнительного образования в области рекреации, фитнеса и здорового образа жизни обширный, что позволяет изучать, экспериментировать и создавать технологии по подготовке востребованных специалистов в данной области. В статье рассматривается опыт подготовки специалистов в области рекреации, фитнеса и здорового образа жизни на примере программы профессиональной переподготовке «Физическая культура и спорт: сфера фитнеса» и «Специалист по общей физической подготовке» Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского.