УДК 33 Карамышева С.В., Абашева О.В.
Карамышева С.В.
студент
Московский технологический колледж (г. Москва, Россия)
Абашева О.В.
канд. экон. наук, доцент кафедра «Менеджмент» Московский технологический колледж (г. Москва, Россия)
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ И БАВАРИЯ:
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
Аннотация: логистический потенциал является основой успеха как Краснодарского края, так и Баварской экономики в Германии. Краснодарский край и Бавария стремится на национальном уровне к тому, чтобы транспорт был максимально простым для всех заинтересованных сторон. Следующие моменты имеют решающее значение для оптимальной взаимосвязанности: хорошая и достаточная инфраструктура для всех видов транспорта, достаточное количество точек связи между транспортными сетями, цифровая интеграция всех видов транспорта, позволяющая легко и надежно передавать перевозимые товары и соответствующие данные, еще больше профессионалов в транспортной отрасли, чтобы компетентно и надежно решать возникающие задачи. Проведение исследования по изучению логистического потенциала Краснодарского края и Баварии учитывает основные требования и в то же время разрабатывает подходы и конкретные меры для важных аспектов рекультивации, декарбонизации и обеспечения доступности площадей.
Таким образом, проведение исследования по сравнению Краснодарского края и Баварии, является важной основой для дальнейшего развития и устранения проблем в РФ.
Ключевые слова: логистический потенциал, Краснодарский край, Бавария, транспорт, склады, транспортная инфраструктура.
Логистика играет важную роль в определении прибыльности компаний. Однако до сих пор не существует чёткого метода, с помощью которого можно было бы проиллюстрировать вклад логистических решений и изменений в деятельность компаний. Логистика приобрела исключительное значение для успеха предприятия. Однако до сих пор не было проведено сравнения Краснодарского края и региона Баварии из Германии, позволяющего наглядно оценить ценность логистических решений и изменений. Благодаря проведенному дальнейшему исследованию, результаты можно использовать в компаниях Краснодарского края [1].
Краснодарский край является важным центром железнодорожного и грузового транспорта в России, ключевая роль которого подчеркивается в Южном федеральном округе. В нем освещаются различные аспекты инфраструктуры и экономического взаимодействия, а также последние события в регионе.
«Регион имеет разветвленную железнодорожную сеть протяженностью 2,2 тысячи километров, что составляет 30% железнодорожных линий в регионе и 2,5% от общей протяженности железных дорог в России. Это свидетельствует о значительном значении региона для национальной транспортной системы. Железнодорожные пути в регионе имеют федеральное значение и ведут к крупным курортам на Черном и Азовском морях, а также к международным портовым комплексам» [6].
Особое значение имеют морские порты Новороссийск, Туапсе, Ейск, Темрюк и порт Кавказа, которые выступают в качестве отправных пунктов для международных грузовых потоков. Регион занимает второе место в России по объему грузов, прибывающих по железной дороге, - больше 1 миллиона тонн в год. Это подчеркивает центральную роль региона в национальных грузоперевозках.
Порты Ростова-на-Дону, Новороссийска и Азова работают сверх предельной пропускной способности, используя 100% возможностей. Это обозначает крайнюю загруженность портовой инфраструктуры, что указывает на
увеличение грузовых потоков и, возможно, на необходимость расширения инфраструктуры.
«Идет активный процесс создания российского контейнерного флота, который, однако, не всегда ходит под российским флагом. Больше 40% компаний, работающих с контейнерным парком, расположены в Новороссийске, что подчеркивает важность этого порта для российской морской торговли и логистики» [7].
В 2022 году регион претерпел глобальную трансформацию, которая характеризовалась адаптацией к существующим тенденциям. Это преобразование включало создание новых логистических цепочек и восстановление транспортных услуг после перебоев, вызванных пандемией.
«В 2023 году произошла стабилизация, поскольку были созданы новые логистические структуры и рынок постепенно адаптировался к новому формату. Ожидается, что к 2025 году движение транспорта замедлится, что, возможно, приведет к снижению нагрузки на перегруженные порты» [3].
Краснодарский край играет важную роль в системе железнодорожного и грузового транспорта России. Благодаря стратегически важным железнодорожным линиям и морским портам, он служит узловым пунктом для перевозок по внутренним и международным направлениям. Несмотря на перегруженность инфраструктуры, в 2022 году были созданы новые логистические цепочки, что привело к стабилизации ситуации к 2023 году. Трансформация транспортной системы помогла региону адаптироваться к меняющимся рыночным условиям и продолжать играть ключевую роль в национальных и международных грузовых перевозках.
Бавария также на протяжении многих лет входила в число ведущих федеральных земель с самым высоким уровнем экономического роста. В настоящее время все наоборот, во всяком случае, согласно первоначальному предварительному расчету.
«Нынешняя слабость экономики Германии «бьет» по Баварии выше среднего: в первом полугодии, согласно предварительным данным, объем
производства в Свободном государстве сократился на 0,6 процента с поправкой на инфляцию по сравнению с общенациональным падением на 0,2 процента. Об этом сообщило Государственное статистическое управление в Фюрте» [2].
Таким образом, Бавария заняла четвертое место в рейтинге регионов, с пострадавшими от экономического спада. В экономике многие менеджеры, а также должностные лица ассоциации рассматривают нынешний кризис не просто как один из обычных циклических спадов в экономике, а как признак фундаментального ослабления.
Сравнивая Краснодарский край с Баварией в Германии, можно подчеркнуть различия и потенциал в транспортно-логистической системе. При этом особое внимание уделяется важности улучшения инфраструктуры и перехода к эффективным методам логистики.
Сравнение показывает, что, хотя Краснодарский край обладает высокой экономической активностью, у него все еще есть недостатки в плане логистики. В то время как Бавария обладает высоким валовым городским продуктом (ВВП) и эффективной логистикой, транспорт на Кубани в основном зависит от автомобильного транспорта. Данный транспорт считается неэффективным и дорогостоящим [5].
Переход к системе контейнерных перевозок с качественно развитой складской инфраструктурой рассматривается как необходимый шаг к снижению затрат на грузоперевозки, что может обеспечить экономию для грузоотправителей и улучшить логистику в регионе. Краснодарский край имеет значительные аэропорты, на долю которых приходится около 10,6% всех пассажирских авиаперевозок в России, что свидетельствует о развитой авиационной инфраструктуре. В 2018 году аэропортами региона воспользовались почти 12,3 миллиона пассажиров.
Несмотря на рост, существует нехватка качественных складских площадей, что может привести к росту арендных ставок. Это говорит о высоком спросе на современные и хорошо оборудованные складские помещения, в то время как предложение ограничено. Строительство новых складских площадей
значительно замедлилось после бума, начавшегося в 2020 году. Это снижение строительной активности может указывать на насыщение рынка или экономические проблемы, сдерживающие строительную деятельность [1].
В первом квартале 2023 года было завершено несколько важных логистических проектов, в том числе вторая очередь распределительного центра Wildberries в Краснодаре площадью 50 000 квадратных метров и два складских комплекса Rhenus Logistics в Брюховецком районе площадью 11000 квадратных метров. Другие проекты, такие как складской комплекс X5 Retail Group и вторая очередь склада Ozon, все еще находятся в стадии строительства. Данные проекты показывают, что, несмотря на замедление строительного бума, инвестиции в расширение складских площадей все еще поступают [6].
«Аэропорты Краснодара и Сочи играют в этом ключевую роль и входят в топ-10 самых загруженных аэропортов России, при этом Краснодар занимает 5-е место, а Сочи - 9-е. Это подчеркивает высокий спрос на авиаперелеты в регионе» [6].
Регион имеет хорошо развитую транспортную систему, которая включает в себя как международные аэропорты, так и железнодорожные узлы. Кроме того, весь регион развит дорожной сетью, что обеспечивает широкое транспортное сообщение. Еще одним преимуществом региона является прямой доступ к международным торговым путям через Азовское и Черное моря. Это обеспечивает Краснодарскому краю стратегически важное положение в международной торговле.
Краснодарский край имеет сильную экономическую базу, но страдает от неэффективной системы автомобильного транспорта, которая нуждается в модернизации. Переход на систему контейнерных перевозок может принести значительные экономические выгоды. Аэропорты региона, особенно в Краснодаре и Сочи, играют решающую роль в российском воздушном сообщении. Сочетание дорожной сети, железнодорожных узлов и международных морских портов делает регион привлекательным для
инвестиций и международного бизнеса, что еще больше увеличивает его потенциал в качестве ведущего логистического центра в России.
«В Баварии индекс в транспортно-логистической отрасли остается стабильным примерно на том же уровне, в то время как заказы в баварской транспортно-логистической отрасли резко упали начиная с 2023 года» [2].
Индекс важности и устойчивого развития для отрасли в сентябре 2024 года составил минус 6.9 пункта. В предыдущем месяце этот показатель снизился на 5,9 пункта. Что касается готовности платить за устойчивые логистические услуги, то она даже смогла значительно улучшиться, в соответствии с имеющимися данными. Таким образом, он снизился с минус 31,4 до минус 26,5 [8].
«Объем перевозок (в млн. тонн в год) внутри Баварии вырос на 10,4% в период с 2019 по 2023 год, объем перевозок через границу (источник или пункт назначения за пределами Баварии) - на 5%. Рост транспортных показателей (в млрд. тонн в год) аналогичен. В 2023 году было перевезено около 114 млрд. т. грузовиками (2023 г.: 105 млрд. т), по железной дороге около 19 млрд т. (2019 г.: 18 млрд. т.) и внутренним морским транспортом около 3 млрд. т. (2019 г.)» [2].
Модальное разделение (по транспортным характеристикам) при этом осталось примерно таким же: около 81% грузовых автомобилей, около 9% обычных железнодорожных, около 7% комбинированных перевозок и около 3% внутренних морских перевозок. Имеющаяся в настоящее время инфраструктура по-прежнему в значительной степени достаточна для уже возросшей транспортной мощности. Однако отдельные железнодорожные узлы и участки уже в наши дни перегружены. Из-за постоянно растущих транспортных мощностей возникает необходимость в расширении сети.
«Прогноз грузовых перевозок в Баварии до 2035 года, начиная с базового 2023 года, показывает общий рост транспортных показателей на 24,9 %. Рост автомобильных грузовых перевозок на 21% в зависимости от вида транспорта, 22% приходится на обычные железнодорожные перевозки, 29% - на внутренние морские перевозки и 68% в комбинированном транспорте» [8].
Таким образом, комбинированный трафик является самой быстрорастущей областью. Доля грузовых автомобилей вырастет на 9%, в то время как доля грузовых автомобилей снизится до 79%. Доля обычных железнодорожных перевозок (9%) и внутренних морских перевозок (3%) остается прежней. Эта желаемая тенденция может быть усилена за счет создания новых и расширения, а также оцифровки точек доступа для комбинированного трафика. Рост транспортных мощностей наряду с уже активно используемой автомобильно-железнодорожной сетью и ограниченной территорией ставит задачи по расширению сети, насколько это возможно и необходимо, а также по использованию существующей сети и ее точек доступа в техническом и организационном плане. В первом квартале 2024 года общий объем складских площадей в Краснодарском крае превысил 1 миллион квадратных метров. Это свидетельствует о том, что регион занимает важное место в качестве логистического центра в России, сопоставимое с ведущими регионами, такими как Бавария в Германии.
Несмотря на это замедление, ожидается, что объем предложения в сегменте высококачественных складских площадей значительно увеличится к 2027 году и может даже удвоиться. В долгосрочной перспективе ожидается улучшение предложения складских площадей. Железнодорожные грузовые перевозки позволили снизить потребность в энергии почти на 50%. Снижение энергоэффективности барж на 7,5% в период с 1995 по 2019 год было восстановлено в связи с пандемией в 2020 и 2021 годах из-за низкой загрузки. Из-за меньшей доли модального разделения, высокой энергоэффективности и высокой степени электрификации железных дорог давление на данные области меньше.
Кроме того, следует особо отметить, что количество зарегистрированных контрактов заметно выросло за год, а третий квартал приблизился к среднему показателю за последние пять лет. Для увеличения выручки в настоящее время не хватает крупных сделок, особенно за отметкой в 20 000 м2, которых в предыдущие годы было значительно больше. При индивидуальном
рассмотрении ведущих логистических рынков прирост продаж в трех точках сопоставим с низким объемом продаж в четырех логистических агломерациях. В целом, объем продаж на семи значимых рынках (Берлин, Дюссельдорф, Франкфурт, Гамбург, Кельн, Лейпциг и Мюнхен) составил около 1,4 миллиона евро., зарегистрирован показатель, который отмечает снижение прибыли на 7% по сравнению с 12 месяцами [2].
За первые три месяца 2024 года введено в эксплуатацию 43 000 квадратных метров новых складских площадей, из которых только на вторую очередь многофункционального парка приходится 34 000 квадратных метров.
Отметим, что большая часть новых площадей используется крупными компаниями, такими как Ozon, что свидетельствует о расширении сектора электронной коммерции.
Итак, на сегодняшний день, нельзя исключать, что общий объем продаж площадей на конец года приблизится к прогнозируемому. Однако по-прежнему следует важно учитывать основные внешние факторы, влияющие на ситуацию, такие как, прежде всего, развитие мировой экономики, поскольку прошлое показало, насколько незамедлительно рынок логистики реагирует на это. Оживленная торговая отрасль, а также очень устойчивый спрос со стороны производственных компаний, а также логистических компаний создают широкую основу для продолжения тенденции к увеличению объема аренды в последнем квартале. Для дальнейшего развития рынка до конца года вряд ли ожидаются какие-либо существенные изменения. Хотя многие компании все еще ожидают дальнейшего развития и, вне всякого сомнения, остаются на существующих площадях, в целом на рынке снова наблюдается значительно большее движение, чем в начале года.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бадокин О.В. Потенциал снижения транспортно-логистических затрат в цепях поставок в условиях цифровизации // Вестник гражданских инженеров. -2023. - № 6(101). - С. 125-137;
2. Государственное статистическое управление Баварии https://w.statistik.bayern.de/ (дата обращения: 19.10.2024);
3. Куган С.Ф. Принципы формирования логистического потенциала региона // Серия 2: История. Экономика. Право. - 2023. - № 1. - С. 67-72;
4. Кукушкина Т.М. Потенциал применения зарубежного подхода при создании транспортно-логистической инфраструктуры // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. - 2023. - № 4. - С. 101-107;
5. Никифорова Г.И. Развитие логистического потенциала железнодорожного транспорта // Техник транспорта: образование и практика. - 2024. - Т. 5, № 3. -С. 291-296;
6. Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю https://23.rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 18.10.2024);
7. Шульженко Т.Г. Логистический потенциал межрегионального взаимодействия в условиях трансформационных изменений внешней среды национальной экономической системы // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2024. - № 2(160). - С. 137-151;
8. Methodology for assessing the innovation potential of the transport and logistics complex / A. S. Lebedeva, E. V. Budrina, L. I. Rogavichene, N. N. Bulatova // n-Economy. - 2024. - Vol. 17, No. 4. - P. 124-138
Karamysheva S. V., Abasheva O. V.
Karamysheva S.V.
Moscow Technological College (Moscow, Russia)
Abasheva O.V.
Moscow Technological College (Moscow, Russia)
KRASNODAR REGION AND BAVARIA: COMPARATIVE ANALYSIS OF LOGISTIC POTENTIAL
Abstract: logistics potential is the basis for the success of both the Krasnodar Region and the Bavarian economy in Germany. Krasnodar Region and Bavaria strive at the national level to ensure that transport is as simple as possible for all stakeholders. The following points are crucial for optimal connectivity: good and sufficient infrastructure for all modes of transport, sufficient number of connection points between transport networks, digital integration ofall modes of transport, allowing easy and reliable transfer of transported goods and the corresponding data, even more transport professionals to competently and reliably solve emerging challenges. The study on the logistics potential of the Krasnodar Region and Bavaria takes into account the basic requirements and at the same time develops approaches and specific measures for important aspects of reclamation, decarbonization and ensuring the availability of space.
Thus, the study on the comparison of the Krasnodar Region and Bavaria is an important basis for further development and problem solving in the Russian Federation.
Keywords: logistics potential, Krasnodar Region, Bavaria, transport, warehouses, transport infrastructure.