Научная статья на тему 'Краковские консерваторы и межнациональные отношения в Галиции в начале XX в'

Краковские консерваторы и межнациональные отношения в Галиции в начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
147
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Краковские консерваторы и межнациональные отношения в Галиции в начале XX в»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2008. № 5

М.А. Булахтин

КРАКОВСКИЕ КОНСЕРВАТОРЫ

И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В ГАЛИЦИИ В НАЧАЛЕ XX в.

В последние годы внимание российских и зарубежных ученых все более направлено на исследование проблем национальной и религиозной толерантности. Такой интерес обусловлен, в частности, неблагоприятными тенденциями в этой области в Европе, особенно заметными начиная с 1990-х гг. Развитие интеграционных процессов, расширение Европейского союза потребовало от политиков в интересах строительства общего дома преодоления взаимных негативных стереотипов, в основе которых лежат как старые, насчитывающие столетия, так и новые, порожденные развитием миграционных процессов на континенте, конфликты. Проблему толерантности дополнительно актуализировала волна межнациональных и межконфессиональных конфликтов, накрывшая восточную часть континента в последние два десятилетия.

Надо сказать, что для Восточной Европы это далеко не новая проблема. В ряде регионов она дала о себе знать уже в конце XIX — начале ХХ в. И тогда конструктивные силы, заинтересованные в стабильной ситуации в своих странах, пытались найти ее политическое решение. Одной из таких сил были, несомненно, так называемые краковские консерваторы — влиятельная политическая группировка на польских землях Австро-Венгрии.

Как известно, в результате разделов Речи Посполитой в XVIII в. из южных и юго-восточных ее территорий, отошедших к Австрии, была образована провинция под названием «Королевство Галиции и Лодомерии». Границы провинции на западе соприкасались с австрийской Силезией, на востоке проходили вдоль реки Збруч, одновременно являвшейся государственной границей Австро-Венгрии с Российской империей. На севере Галиция соседствовала с Царством Польским и другими областями России, на юге ее границы шли вдоль Карпат. Крупнейшими городами провинции были Краков и Львов.

Данный регион являлся самым большим по площади «коронным краем» и занимал около 26% территории австрийской части монархии Габсбургов. К началу ХХ в. численность населения

провинции превышала 8 млн человек1. Основными этническими группами в Галиции были поляки (около 45%), украинцы (около 43%) и евреи (11%). Польское население составляло подавляющее большинство жителей Западной Галиции (Восточной Малополь-ши). В восточных же районах края преобладали украинцы. Еврейское население в основном проживало в городах. Например, в Кракове евреев насчитывалось 21,3% от общего числа горожан, во Львове — более 30%2. В ряде небольших городов они составляли больше половины жителей.

Предоставление Галиции широких автономных прав в 1860— 1870-е гг. способствовало подъему культуры, науки, образования, формированию политического сознания в галицийском обществе. Достижениями автономии воспользовались прежде всего поляки, которые занимали доминирующие политические позиции в жизни края. Во второй половине XIX — начале ХХ в. Галиция стала также важнейшим центром украинского национального движения. Она была прибежищем для многих украинских деятелей, не имевших условий для своей работы на территории России. Наблюдался подъем национального самосознания и в среде еврейского населения края. Эта тенденция проявилась, в частности, в возникновении сионистского движения.

Данные процессы усиливали межнациональную напряженность в регионе, тем более что и поляки, и украинцы воспринимали Галицию в качестве своего «Пьемонта» по собиранию национальных земель. Именно между этими народами разворачивалось основное межнациональное противостояние.

Как уже отмечалось, к числу наиболее влиятельных польских политических группировок в Галиции принадлежали так называемые краковские консерваторы. Названное направление сложилось еще в XIX в., его представители внесли существенный вклад в развитие идейных принципов польского консерватизма, принимали непосредственное участие в формировании институтов галицийской автономии, занимали важные посты не только в провинциальных, но и в имперских органах власти. В их рядах состояло немало видных ученых, таких, как В. Калинка, Ю. Шуйский, М. Бобжиньский, основоположников так называемой «краковской школы» в польской историографии.

С 1903 г. представители краковских консерваторов утвердились во главе администрации Галиции. В сфере межнациональных контактов они считали приоритетным выстраивание конструк-

1 См.: Михальський Ю. Польсью политичш парти та украшське питания в Га-личиш на початку ХХ столнтя (1902-1914). Льв1в, 2002. С. 29.

2 Chwalba A. Historia Polski 1795-1918. Kraków, 2000. S. 486.

тивных отношений с Украинской национально-демократической партией (УНДП), ведущей силой украинского национального движения. Такой подход наиболее последовательно осуществлялся наместником Галиции Михалом Бобжиньским, настроенным, как и большинство польских политиков, антирусски. Ему импонировали заявления деятелей УНДП о национальной самобытности украинского народа и их антироссийская направленность. Бобжиньский полагал, что поляки могут жить в согласии с украинцами.

В отличие от других польских партий правого толка краковские консерваторы отвергали конфронтационный тип отношений с украинскими национальными силами3. Они признавали существование отдельной украинской нации, с пониманием относились к подъему национального движения среди украинцев и считали бесперспективным противодействовать этому процессу. В отношениях с украинцами краковские консерваторы учитывали также австрийские национальные интересы4. Вена была заинтересована в лояльности и поддержке украинцев на случай войны с Россией.

Признание за украинцами права на более широкое политическое представительство в жизни края краковские консерваторы считали одним из важнейших условий сохранения национального мира в Галиции. Поэтому при подготовке в начале ХХ в. реформы краевого избирательного законодательства они пошли навстречу требованиям украинцев и, по сути дела, согласились на установление принципа национального (польского и украинского) представительства в краевом сейме5. Проект закона предусматривал создание специальных округов для украинских избирателей и выделение украинцам около 27% от общего числа мандатов. Украинские депутаты получали также право направлять своих представителей в состав краевого отдела6 и сеймовых комиссий. Кроме того, краковские консерваторы, хотя и без энтузиазма, согласились на создание в недалеком будущем отдельного украинского университета в Галиции.

Хотя еврейский вопрос стоял и не так остро, как украинский, он тоже являлся источником напряжения в галицийском обще-

3 Речь прежде всего идет об украинских национальных демократах, а также о той части «старорусинов», которая откололась от Русской народной партии в 1909 г. и признала самобытность «русинского» (украинского) народа.

4 P. Dmowski o konserwatystach. Krakow, 1914. S. 9.

5 Grodziski S. Sejm krajowy galicyjski 1861—1914. Warszawa, 1993. T. 1. S. 69.

6 Краевой отдел — подготовительный и исполнительный орган сейма, наделенный правом законодательной инициативы.

стве. Еврейские политики не были едины в вопросе о будущем своих соплеменников. Одна часть — так называемые «ортодоксы», а также сторонники культурной ассимиляции евреев с поляками — выступала за сотрудничество с польскими партиями. Представители же еврейского национализма — сионисты — были настроены резко оппозиционно, настаивали на эмансипации еврейского народа, противились полонизации. На выборах 1907 г. в австрийский парламент сионисты получили в Галиции три мандата и создали первую в мировой истории парламентаризма еврейскую фракцию.

Краковские консерваторы ориентировались на сохранение «хороших отношений с консервативными еврейскими силами»7. Так, видный деятель партии профессор В.Л. Яворский указывал на необходимость сотрудничества с раввинами8. В письме своему соратнику З. Тарновскому, имение которого располагалось в Дзикове, Яворский просил, чтобы местный раввин поддержал его на выборах в ряде городов9. Желая привлечь еврейские консервативные силы и ортодоксальных раввинов на сторону краевых властей, М. Бобжиньский накануне выборов в австрийский парламент 1911 г. отменил постановления, обязывавшие последних иметь среднее образование10. Наместник прилагал и другие усилия по привлечению влиятельных евреев на сторону проправительственных партий. «На востоке [Галиции], — писал наместник, — я покровительствую прежде всего соглашению с польскими и ортодоксальными евреями, которых эндеки11 раздразнили и которых теперь нужно дорого — многими мандатами — задабривать, чтобы

они не отошли в сторону и не оставили поле для деятельности 12

сионистов»12.

7 Archiwum Panstwowe w Krakowie (далее — APK). Zesp. Tarnowskich z Dzikowa. Jedn. 651. По-видимому, конспект речи З. Тарновского в Дзикове от 28 августа 1907 г.

8 Biblioteka Jagiellonska. Korespondencja Michala Bobrzynskiego. Sygn. 8095 III. К. 264. List Wladyslawa Leopolda Jaworskiego do Michala Bobrzynskiego z 17.11.1911. Видимо, принимался во внимание тот факт, что раввины пользовались большим авторитетом среди еврейского населения. Кроме того, они обладали судебной властью в еврейской религиозной общине (Najnowsze dzieje Zydöw w Polsce (w zarysie do 1950 roku). Warszawa, 1993. S. 95-96).

9 APK. Zesp. Tarnowskich z Dzikowa. Jedn. 620. List Wladyslawa Leopolda Jaworskiego do Zdzislawa Tarnowskiego z 23.04.1911.

10 Buszko J. Die Stellung der Polen und Ukrainer zur jüdischen Frage im autonomen Galizien // Österreichische Osthefte. Wien, 1996. Jg. 38. H. 3. S. 287-288.

11 Эндеки (эндеция) — общепринятое название польской национально-демократической партии, исповедовавшей национализм.

12 Львiвська наукова бiблiотека iм. В. Стефаника НАН Украши. Ф. 5 (Papiery Zaleskich). Оп. 1. Справа 7096/I. К. 303. List Michala Bobrzynskiego do Waclawa Zaleskiego z 21.04.1911.

Краковские консерваторы были противниками антисемитизма также и потому, что он отталкивает евреев от польского народа и его культуры, облегчает сионистам распространение своего влияния и побуждает еврейских политиков заключать политические

13

союзы с украинцами против поляков13.

Бобжиньский считал антисемитизм «игрой с огнем», поскольку процент еврейского населения в городах Галиции был очень высоким14. Антисемитская пропаганда могла неблагоприятно сказаться на межнациональных отношениях и на итогах выборов в различные органы представительной власти.

Краковские консерваторы выступали за заключение избирательных компромиссов с евреями, в результате которых польские партии должны были согласиться на избрание в некоторых городах определенного количества депутатов еврейской национальности. Еврейские политики со своей стороны обязывались поддержать польских кандидатов в тех округах, где в случае поддержки евреев могли победить украинцы. Полезность подобных комбинаций краковские консерваторы усматривали в первую очередь для поляков в восточной части Галиции, где от поведения еврейских избирателей зависело прохождение польских кандидатов. Такие компромиссы служили также способом ослабления влияния сионистов15. В период избирательной кампании 1911 г. благодаря усилиям Бобжиньского они не смогли провести своих кандидатов. Наместник считал успехом лишение сионистов возможности использовать парламентскую трибуну, поскольку они, говорил он, обрушивали на поляков «самые тяжкие обвинения и упреки, которые в Европе, а у нас там не так и много друзей, разносились широким эхом»16.

Полемизируя со своими оппонентами, Бобжиньский утверждал, что защитой от того, что поляки считают «пагубным» в еврейском народе (их доминирование, в частности в посредничестве, торговле, финансах), должно стать экономическое усиление самого польского населения, воспитание в нем чувства бережливости, трудолюбия и предприимчивости. Таким образом, корни антисемитизма Бобжиньский видел именно в социальной сфере. Он сомневался в том, что евреи могут существенно и при этом негативно повлиять на богатую польскую культуру17. Консерватор считал преувеличенными опасения, что в случае полонизации

13 ВоЬгтутЫ М. Dyalog о zasadach 1 котргошвасЬ. Кгако^', 1916. 8. 31.

14 ВоЬг^уп!^ М. Dzieje Рокк1 zarysie. Т. III. Warszawa, 1931. 8. 318.

15 Czas. 1913.09.07.

16 ВоЬг^утШ М. Dyalog о zasadach... 8. 31.

17 Пй. 8. 33.

евреи привнесут нежелательный «этический фермент» в польское общество и будут способствовать разложению «польской католической души»18.

В своем противодействии антисемитизму краковские консерваторы стремились заручиться поддержкой высших иерархов католической церкви Галиции. Так, на встрече их представителей с епископами в мае 1914 г. была достигнута договоренность, что «епископат будет стараться сдерживать и по мере возможности полностью устранять антисемитские тенденции, которые в последнее время все более отчетливо... появлялись в католической прессе, на католических митингах в крае»19.

На встрече с помещиками своего избирательного округа краковский консерватор Я. Хупка указывал на то, что «краковская партия не увлеклась антисемитизмом: одно дело — защита от эксплуатации, и совсем другое — расовая ненависть»20. Замечание консерватора было неслучайным. Польские националисты добились заметных успехов в деле пропаганды антисемитизма среди помещиков — главной социальной базы краковских консерваторов. Почва для распространения подобных настроений имелась, поскольку среди покупателей помещичьей собственности, за сохранение и поддержку которой выступали и краковские консерваторы, были и евреи21. Отношение к такого роду бизнесу иллюстрирует документ помещичьей организации, стремившейся взять под свой контроль аренду земли22. Его авторы отмечали, что одной из основных групп арендаторов до сих пор были богатые спекулянты, которые, «как правило, не являются профессиональными земледельцами, они чужды целям и идеям польских помещиков, часто и национальным идеям» и считают арендованную землю лишь «базой для других, торговых целей. Не заботясь об этой земле, — говорилось в заявлении, — они ее губят, деморализуют наших крестьян и хотя и выплачивают арендную плату, как правило, высокую, тем не менее чрезвычайно вредны как для владельца арендуемых земель, так и для помещиков и даже народа» 23.

18 Ibid. S. 32.

19 Biblioteka Jagiellonska. Korespondencja Michala Bobrzynskiego. Sygn. 8098 III. К. 112. List Ignacy Rosnera do Michala Bobrzynskiego z 13.05.1914.

20 Czas. 1913.09.07.

21 Еврейская буржуазия составляла почти половину арендаторов помещичьих имений в Галиции (История Украинской ССР. Киев, 1983. Т. 5. С. 292).

22 Судя по документу, в числе руководителей организации были В. Чарторы-ский, П. Дзедушицкий, Я. Мычельский.

23 APK. Zesp. Tarnowskich z Dzikowa. Jedn. 638. К. 51. Документ о создании общества по аренде земли, датированный мартом 1914 г.

Краковский консерватор Я. Конопка соглашался с тем, что сдача помещичьих земель в аренду евреям является «злом», но «во многих случаях злом необходимым, ибо дает возможность владельцу сохранить землю. Это нужно учесть, — писал он председателю партии, — если начатая кампания по созданию обществ по аренде земли пройдет успешно и эти общества удовлетворят тех, у кого они будут арендовать землю; тогда появится возможность сильнее влиять на общественное мнение, чтобы порой ради простой выгоды помещичьи земли не передавались в аренду евреям. Однако прежде чем это наступит, нужно мириться с положением, сложившимся

24

в наших несчастных краевых условиях»24.

Таким образом, краковские консерваторы проявляли гибкость и сдержанность в области межнациональных отношений. Они были нацелены на конструктивное разрешение национальных споров, шли на уступки политическим и культурным требованиям украинского народа, противодействовали антисемитизму. Их политика, безусловно, служила делу стабилизации общественно-политической обстановки и сохранению гражданского мира на польских землях Австро-Венгрии накануне Первой мировой войны.

Поступила в редакцию 22.11.2007

24 Ibid. Jedn. 653. List Jana Konopki do Zdzislawa Tarnowskiego z 23.05.1914.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.