Научная статья на тему 'Краевой съезд практических психологов образования «Практическая психология в условиях модернизации образования в Алтайском крае»'

Краевой съезд практических психологов образования «Практическая психология в условиях модернизации образования в Алтайском крае» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Краевой съезд практических психологов образования «Практическая психология в условиях модернизации образования в Алтайском крае»»

краевой съезд практических психологов образования

«практическая психология в условиях модернизации образования в алтайском крае»

Т.В. Дубинина (Барнаул)

С целью определения перспектив развития региональной и муниципальной Службы практической психологии в системе образования Алтайского края 20-21 ноября 2003 г. в Барнауле проведён Краевой съезд практических психологов образования «Практическая психология в условиях модернизации образования в Алтайском крае». Идея проведения краевого съезда возникла после того, как Алтайская делегация в составе семи человек побывала на третьем Всероссийском съезде психологов образования, прошедшем в Москве весной 2003 г.

В организации съезда приняли участие четыре крупных структуры: Барнаульский педуниверситет, Алтайский госуниверситет, Краевой институт повышения квалификации работников образования, а также Комитет администрации края по образованию, который и возглавил этот большой профессиональный форум психологов. Большую роль в подготовке и проведении съезда сыграл Городской психолого-педагогический центр. Всего более пятидесяти специалистов-психологов образовательных учреждений, психологических центров, кафедр различных вузов были непосредственными организаторами подготовки и проведения съезда. Каждый по-своему оказался непременно нужным в этом союзе. Очевидны те возможные значимые вклады каждой из этих структур в Программу развития службы практической психологии в крае.

Делегатами съезда стали более 550 участников из 65 районов Алтайского края. Если учесть, что в крае 78 районов, то это число очень представительно. Делегаты съезда представляли образовательные учреждения различных типов и видов; факультеты БГПУ, АГУ; АКИПКРО; муниципальные органы управления образованием; Комитет администрации края по образованию; другие ведомства Алтайского края, государственные и общественные организации.

Психологической службе в системе образования России и Алтайского края уже 15 лет. Тогда в психологию пришли люди, которые, работая в системе образования педагогами, давно мечтали о психологической сфере деятельности. И радует то, что те, кто первыми пришли в практическую психологию в нашем крае, продолжают работать по данной специальности в системе образования.

Съезд проходил в течение двух дней. В первый день -день расширенного пленарного заседания - делегаты съезда чувствовали себя гостями, были рады друг друга видеть, обмениваться информацией. Первый день мало чем отличался от конференции или расширенного семинара. Однако во второй день в процессе работы

13 секций каждый, кто хотел, смог включиться в совместное профессиональное обсуждение. На съезде были представлены следующие секции: «Организация и управление деятельностью службы практической психологии на современном этапе» (руководители: С.И. Шумилова, Т.В. Дубинина, Т.П. Слажнёва); «Практическая психология в дошкольных образовательных учреждениях» (Н.В. Кучева, О.П. Черепанова, Т.Г. Печёнкина, Н.В. Колпакова); «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях» (Е.В. Шарапановская, Т.Н. Шмелева, И.Н. Дроздова); «Проблемы работы педагога-психолога в школах инновационного типа» (А.Н. Шадрин, И.С. Зырянова, О.Г. Холодкова, Н.И. Пирожкова); «Организация коррекционной работы педагога-психолога в классах компенсации и выравнивания в условиях общеобразовательного учреждения» (O.A. Брылёва, Н.В. Трушина, Л.В. Валецкая); «Актуальные проблемы организации службы психологического сопровождения в условиях детского интернатного учреждения» (O.A. Панина, O.A. Неверова, Д.В. Упоров); «Проблемы становления и развития психологической службы в условиях учреждения дополнительного образования детей» (А.Я. Власова, О.С. Шарапова, Н.В. Сигарёва); «Психологическая служба системы начального профессионального образования: проблемы, опыт, перспективы» (Д.Ю. Баланёв, М.И. Черепанова, "Г.Я. Сингач, H.H. Острожная); «Современные исследовательские технологии практического психолога в образовании» (Л.Д. Дёмина, Д.В. Труевцев, E.H. Соколова); «Организация и опыт работы службы практической психологии в учреждениях среднего и высшего профессионального педагогического образования» (Л.С. Колмогорова, С.И. Кудинов, С.Г. Щеглов); «Организация работы педагога-психолога с семьей в современном образовательном пространстве» (Н.В. Носкова, Е.Л. Горлова, Н.Г. Григорьевская, Е.Л. Абузова); «Профилактическая работа педагога-психолога с детьми, подростками и молодёжью» (H.A. Рыжкова, Е.В. Лапуга, Т.И. Серова); «Взаимодействие педагога-психолога и социального педагога в работе с детьми социального риска» (Н.Д. Куп-ряшина, А.Н. Свиридов, H.H. Долбинина).

Во время проведения пленарных заседаний, секций обсуждались тенденции развития, цели и задачи Службы. Во время работы съезда было внесено 67 предложений в будущую программу развития службы практической психологии края.

Участники съезда отметили, что в последнее десятилетие служба практической психологии образования

№19

Сибирский психологический журнал

2004 г.

в Алтайском крае и в целом в России достигла качественно нового уровня своего развития: должность педагога-психолога введена в штатное расписание образовательных учреждений различного типа; в целом определены функциональные обязанности и направления деятельности педагога-психолога; сформулированы тарифно-квалификационные характеристики по должности «педагог-психолог»; при органах управления образованием складывается определённая система функционирования районных, городских центров психологической помощи населению; активно ведётся профессиональная подготовка и переподготовка психологов, расширяется спектр дополнительных специализаций. В процессе работы съезда стал очевиден факт, что среди психологов образования формируются специализации по типам и уровням образовательных учреждений, - пока об этом не говорилось даже на московском съезде. Это должно быть учтено при подготовке психологов в высшей школе и повышении их квалификации, и, особенно, должно быть закреплено на местах в перечне функциональных обязанностей конкретного специалиста-психолога. Так, например, в крае уже появились психологи, которые работают только в дошкольных учреждениях, и они не идут в среднюю школу.

Вместе с тем в современной службе практической психологии образования в Алтайском крае есть нерешённые проблемы:

- в связи с ухудшением социально-экономической ситуации растёт количество детей «группы риска», которым требуется квалифицированное психологическое сопровождение. Но дефицит специалистов в этой области не позволяет решать данные задачи в полном объёме;

- существующие нормативы, регламентирующие деятельность педагогов-психологов: а) слабо учитывают специфику его труда, связанного с реализацией индивидуального подхода в работе с основными участниками образовательного процесса; б) не учитывают специфику деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях различных типов;

- многие педагоги-психологи не обеспечены оборудованными кабинетами и разработанным психолого-педагогическим сертифицированным инструментарием;

- недостаточная дифференциация профессиональных задач, функциональных обязанностей, контингента, с которым работает педагог-психолог, снижает эффективность его работы; положение усугубляется текучестью кадров педагогов-психологов в системе образования;

- остаётся актуальной проблема юридического, формального и неформального статуса психолога в образовательном пространстве, в связи с чем нередко деятельность педагога-психолога зависит от субъективного понимания руководителями образовательных учреждений целей, задач и методов деятельности психолога;

- отсутствует единое, рекомендованное МО РФ, научно-инструментальное оснащение службы практической психологии в системе образования;

- слабо разработаны научно-методические вопросы психологического сопровождения инновационных процессов в образовательных учреждениях;

- отсутствует преемственность теории и практики в системе подготовки, переподготовки, повышения квалификации психологов; не выстроена система непрерывного профессионального образования психологов;

- не задействованы механизмы эффективного управления Службой в деятельности Краевого комитета по образованию и районных органов управления образованием.

Участниками съезда было внесено предложение в адрес Комитета по образованию администрации края о создании единой управленческой вертикали организационной структуры службы практической психологии образования края и определению перечня функциональных обязанностей специалистов органов управления образованием, ответственных за деятельность психологов образовательных учреждений. На съезде создан координационный совет Службы при Комитете по образованию администрации края. Координационный совет осуществляет содержательную рефлексию ситуации психологической службы в Алтайском крае с учетом общероссийских тенденций и выходит с инициативами в Комитет по образованию с рассмотрением положений и содержательных документов, определяющих деятельность службы практической психологии в образовании края. В частности, в настоящее время рабочие группы, созданные в соответствии с основными направлениям деятельности педагогов-психологов, разрабатывают программу «Развития службы практической психологии в системе образования Алтайского края до 2010 г.» с дальнейшим внесением предложений в Краевую программу развития образования. Важным представляется вопрос определения юридического статуса педагога-психолога через принятие Положений о деятельности педагога-психолога образовательных учреждений различных типов.

На съезде был поставлен вопрос разработке перспективного плана открытия в городах и различных районах Алтайского края образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), и кабинетов педагогов-психологов в образовательных учреждениях всех видов. Рассматривался вопрос об установлении общих принципов и нормативного соотношения численности педагогов-психологов в образовательных учреждениях и ППМС-центрах и детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Была предложена идея создания межвузовской психологической лаборатории по психологии в образовании совместно с АлтГУ и АКИПКРО. В классическом университете есть сформированные исследовательские технологии и кадровые ресурсы, в том числе аспиранты и студенты. Институт повышения квалификации может предоставить экспериментальные площадки и более четко, с точки зрения практики, обозначить те пробле-

Развитие психологии на Алтае

мы, которые нуждаются в исследовании. Предполагается, что лаборатория будет заниматься психолого-педагогическим обеспечением и мониторингом новаций, которые вводятся в русле концепции модернизации образования, например, единый государственный экзамен; предпрофильное обучение и профильная подготовка, которые планируют вводить в скором будущем в школы России. Уже сейчас у некоторых педагогов, родителей, учащихся, как только они слышат об этих новациях, возникает естественное психологическое сопротивление. Безусловно, психологам важно изучать, как эти новации влияют на психическое здоровье основных участников образовательного процесса.

На съезде был поднят вопрос о возможности введения практико-ориентированных факультативов и учебных курсов по психологии в рамках школьного и регио-

нального компонентов базисного учебного плана, о необходимости использования потенциала специалистов службы практической психологии при осуществлении процедур разработки мониторинга и экспертизы образовательных программ и проектов, при проектировании образовательных сред учреждений образования.

Развитие службы практической психологии образования в крае в последние годы приобретает важное социально-политическое и социокультурное значение. Актуальной является проблема юридического, организационного и содержательного позиционирования профессии психолога в системе образования Алтайского края. Данный съезд явился первым этапом, с которого начался процесс построения управленческой вертикали руководства деятельностью психологов в образовании Алтайского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.