Научная статья на тему 'Краеведение на уроках физики'

Краеведение на уроках физики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЕНИЕ / ФИЗИКА / ЗАДАЧА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дюкова Ирина Владимировна

Использование краеведческого материала на уроках физики помогает учащимся самостоятельно строить свою учебную деятельность, искать и исследовать научный материал. В настоящее время достижения науки и техники стали настолько масштабными, а человек так существенно влияет на природу, что в какой-то степени ставит под угрозу само существование живого на планете Земля. В связи с этим очень важно сформировать у учащихся умение видеть проявление законов физики в окружающей действительности, поэтому в учебном процессе невозможно обойтись без использования местного краеведческого материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Краеведение на уроках физики»

КРАЕВЕДЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ Дюкова И.В.

Дюкова Ирина Владимировна - учитель физики, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Советская основная общеобразовательная школа, п. Участок 12, Таловский район, Воронежская область

Аннотация: использование краеведческого материала на уроках физики помогает учащимся самостоятельно строить свою учебную деятельность, искать и исследовать научный материал. В настоящее время достижения науки и техники стали настолько масштабными, а человек так существенно влияет на природу, что в какой-то степени ставит под угрозу само существование живого на планете Земля. В связи с этим очень важно сформировать у учащихся умение видеть проявление законов физики в окружающей действительности, поэтому в учебном процессе невозможно обойтись без использования местного краеведческого материала. Ключевые слова: краеведение, физика, задача.

Краеведение является эффективным средством, позволяющее сформировать те ценности, которые необходимы именно сегодня - патриотизм, духовность, национальное самосознание, эмоционально-ценностное отношение личности ученика к действительности. И именно использование краеведческого материала в процессе преподавания физики в школах позволит эффективно включить учащихся в процесс познания окружающегося мира.

Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю родного края и области. Что касается предмета физики, выбор информации о крае и метода обучения зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. При отборе краеведческого материала для уроков физики необходимо придерживаться следующих положений:

1. Связь с изучаемым материалом сведений о крае.

2. Доступность понимания данного материала для учащихся.

3. Связь с другими предметами (химия, география, биология, история).

4. Значимость данного материала и активизация интереса учащихся.

5. Содействие экологическому воспитанию.

6. Формирование научного мировоззрения.

7. Отражение основных направлений научно-технического прогресса и перспектив развития региона.

Для реализации этих положений можно использовать следующие методы и приемы:

• Беседы, диспуты, лекции на уроках для актуализации знаний, постановка проблемы;

• Подготовка учащимися докладов, рефератов, сообщений, презентаций по темам из курса физики;

• Составление и решение задач, в условиях которых содержатся сведения из местного краеведческого материала;

• Экскурсии по родному краю;

• Оформление стендов и альбомов для использования местного материала на уроках;

• Организация внеурочной работы.

Ученикам можно дать такие задания:

1. Подготовить сообщения или презентации на темы: «Физика и природа Воронежской области», «Физика и экология», «Физика и водные ресурсы области»,

«Экологические проблемы Воронежской области и пути их решения»; «Региональные проблемы радиоактивного загрязнения», «Энергетика региона».

2. Использовать краеведческий материал для составления и решения качественных и вычислительных задач.

Примеры таких задач:

При изучении темы «Скорость тел».

Задача №1. Фауна Воронежского края богата и разнообразна. В водоемах области водятся бобры, которые занесены в Красную книгу. Бобры - самые крупные грызуны, полуводные млекопитающие, с красивым мехом. За 30 минут бобер может проплыть 1 км 500 м. Определите среднюю скорость его движения.

Задача № 2. Река Битюг в Воронежской области имеет извилистое русло, которое окружено растительностью. За сколько времени плывущий по течению реки плот пройдет 15 км, если скорость течения 0,5 м/с [1, с. 130]?

При изучении темы «Давление в жидкости и газе».

Задача № 3. Самый крупный водоем нашего региона - Воронежское водохранилище, максимальная глубина которого достигает 17 м. Вычислите давление воды на этой глубине. Какая сила давления действует на рыбу площадью 50 см2 на данной глубине.

При изучении темы «Плотность».

Задача № 4. Фермеры Воронежской области занимаются разведением овец эдильбаевской породы. Эта порода была выведена около 200 лет назад. Овцы эдильбаевской породы отличаются одним из самых лучших шерстных покровов среди овец мясо-сального направления. Со взрослых баранов настригают примерно 2,7 кг шерсти. Определите плотность шерсти объемом 9 дм3 .

При изучении темы «Работа, мощность».

Задача № 5. Воронежская АСТ — атомная станция теплоснабжения, в составе двух энергоблоков мощностью по 500 МВт предназначена для круглогодичной работы. Определите работу станции за 1 день,месяц,год.

При изучении темы «Архимедова сила».

Задача № 6. На территории Воронежской области больше всего прудов в Таловском районе, там их более 300. Вычислить архимедову силу, действующую на человека, объем которого 1,5 м3. Сравнить полученное значение архимедовой силы с силой, действующей на человека в соленой воде.

Тема «Атмосферное давление».

Задача №7. В Воронежской области протекает 829 рек. Дон - самая большая река края. Где атмосферное давление будет больше и почему: у берегов реки, или у ее истоков?

Тема «Интерференция света».

Задача № 8. Стрекоза перевязанная встречается на территории Воронежской области и находится под охраной. Длина тела 30 мм, размах крыльев 5 см. В значительной степени истребляет насекомых - вредителей. Объяснить радужную окраску крыльев стрекозы, обитающей в регионе.

Важнейшей задачей школы является воспитание учащихся. И на разных этапах развития общества она решалась по-разному. Цель современной школы - воспитание человека просвещенного, гуманного, духовно богатого, неравнодушного, активного, высоконравственного, любящего свою Родину, свой народ, с уважением относящегося к истории родной страны, ее традициям. Организуя процесс обучения, учитель должен наряду с сообщением новых знаний и формированием у учащихся умений и навыков учебного труда развивать у них высокие моральные качества (коллективизм, гуманизм, честность, добросовестность); любовь и гордость за свою Родину; гражданственность, активную жизненную позицию; осознание своего долга перед обществом.

Список литературы

1. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2011. 240 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗНЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ВСЕРОССИЙСКИМ ОЛИМПИАДАМ - ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ Сидоренко Л.Н.

Сидоренко Людмила Николаевна - учитель истории и обществознания, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 2,

г. Вилючинск

Аннотация: в статье рассмотрен вопрос подготовки одаренных детей к олимпиадам, конкурсам, викторинам. Подробно изложены варианты заданий делового плана: ретроспективные и игровые. Даны рекомендации по распределению вариантов заданий на уроках истории, согласно психологической подготовке учащихся.

Ключевые слова: одаренные, познавательная деятельность, образные задания.

В свое время известный историк, автор исторических книг Нечкина Милиса Васильевна отмечала, что воспитательное значение истории как учебного предмета -помощь формированию специальных способностей (стать историком, археологом, архивистом и т.д.) у одаренных, склонных к этим наукам школьников и соответствующая их общая подготовка к избранной трудовой деятельности.

Современная практика школьного обучения истории свидетельствует о широком использовании учителями заданий, направленных на воссоздание прошлого в образной форме. Эти задания носят различные названия: творческие сочинения, образные задания, персонифицированные сочинения, игровые задания. В современных условиях идея творческих сочинений получила новое прочтение. Более разнообразными стали не только их темы, но и формы выполнения, соответствующие эпохе и характеру изучаемого материала. На уроках даю задания по составлению рассказов об исторических событиях от имени их участников, свидетелей, современников; моделируются диалоги, озвучиваются исторические картины, ведутся дневники путешественников, составляются речи политических деятелей, статьи археологов [1]. Я бы хотела остановиться на такой разновидности заданий, где в комплексе используются приемы персонификации, драматизации и стилизации. На уроках мы начинаем словами «Представь, что ты - ...». Для эффективного использования образных заданий в их вводную часть необходимо включать опорные сведения о персонаже, а также вводить с целью стилизации общеупотребительные слова и выражения соответствующей эпохи. Игровые задания могут применяться в качестве заданий для самостоятельной работы, предназначенных как для отдельных учеников, так и для группы учеников, проявляющих особый интерес к истории. В зависимости от их направленности и характера предлагаемых ролей, игровые задания мы подразумеваем на деловые и ретроспективные.

В заданиях делового плана ученику предлагается роль современного человека, специалиста в той или иной области знаний: современного историка, журналиста, археолога, дипломата, артиста и т.д.

В ретроспективных заданиях моделируется ситуация отдаленного прошлого, и ученики получают роли представителей тех социальных групп, которые исчезли с

80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.