1. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-Х1 классов. М., 2006.
2. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. М., 2008.
3. Германов Г.Н., Никитушкин В.Г. Технологические аспекты проектирования тренировочных заданий в учебных программах по видам спорта для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 2. С. 8-13.
4. Германов Г.Н., Готовцев Е.В., Машошина И.В. Русская лапта в основе построения вариативной части учебной программы по физической культуре учащихся 10-11-х классов // Культура физическая и здоровье. 2008. № 4 (18). С. 24-31.
5. Злобина М.Е. Построение уроков физической культуры с учащимися 5-6 классов подготовительной медицинской группы на основе стандартных двигательных заданий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2009.
6. Алабин В.Г. К проблеме тренировочных заданий как элемента структуры тренировочного процесса в спорте // Теор. и практ. физ. культуры. 1996. № 12. С. 30-31.
Поступила в редакцию 18.09.2009 г.
Germanov G.N., Mashonina I.V. Classification of game-format impellent tasks in a program material on physical training of schoolboys of 5 grades (on a basketball example). Technical process of lesson composition at school could be described as a dynamic process of initial data structured elements (training tasks) into the huger fragments and components of the educational process: parts of the lesson, modules, blocks, clusters, set of lessons, training cycles. The pulse intensity of games lessons was identified and the new classification of tasks based on blocks and modules was made depending on heart-vascular system reactivity.
Key words: comprehensive school; 5th grade students; physical education lesson; complex program; physical education; game; block-module technology; quick task; current control set; training task; cardiac rate; “POLAR” cardio-monitors.
УДК 371
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
© О.В. Бескровная, Н.В. Милованова
В статье обоснована необходимость использования воспитательного потенциала краеведческой деятельности для формирования социально значимых качеств личности. Раскрыты особенности подросткового возраста как наиболее сензитивного ввиду расширения спектра деятельности, возрастающей активности и субъектности. Выявлены особенности использования музыкального краеведения в образовательном процессе школы.
Ключевые слова: социальная активность; подростковый возраст; краеведческая деятельность; музыкальное наследие; музыкальная культура; воспитательный потенциал.
Современное общество неуклонно движется в развитии своих гражданских характеристик и выдвигает настоятельную потребность в социально активной личности. Только социально активной личности открывается возможность для сознательной, созидательной, плодотворной деятельности во всем многообразии ее направлений на благо личное и общества. Проблема формирования социальной активности, актуальная во все времена, становится особо значимой в современный период перемен для всего общества и для каждой отдельной личности [1].
Преодоление социальной пассивности и формирование креативных начал в поведе-
нии каждого человека выступает как стержневая проблема развития российского общества в современных условиях. Рассмотрение феномена социальной активности применительно к школьному возрасту объясняется наличием у данной категории большого потенциала и склонности к активному поведению в силу психофизиологических особенностей. В этой связи особенно важно уберечь подрастающее поколение от проявления деструктивной активности, условия для которого предостаточные.
Проблема формирования социальной активности личности в различной ее структурной и функциональной интерпретации рас-
сматривается в области философии, социологии, психологии и педагогики на протяжении всей истории развития научной мысли. Ее истоки можно обнаружить в первых философских воззрениях мыслителей Древнего Востока, в концепциях античных мудрецов, ученых средневековья, Нового времени.
Современному уточнению сущности и структуры понятия социальной активности личности способствует обобщение опыта различных философских течений. Так, буддистские традиции выделяют значимость нравственного начала в сущности и структуре социальной активности, сочетание интересов индивида и общества видели в ней представители школы локаяты, зависимость ее проявления от ролевых установок и ценностных приоритетов индивида замечал Конфуций. Сократ считал ее составной частью внутреннего самосовершенствования. Практическое применение социальной активности в деятельности Марк Аврелий Антоний ставил в зависимость от степени общественной сущности человека.
Гуманистическое направление развития научной мысли рассматривало социальную активность как один из основных способов реализации заложенных в ней безграничных возможностей, как торжество гармонии личности и свободного общества. Идеи определения социальной активности как формы самореализации личности, проявления ее свободы и ориентации на интенсивную конструктивную деятельность звучали в трудах И. Канта и Г. Гегеля. Л. Фейербах видел в социальной активности необходимое условие сохранения человеческого общежития. К. Маркс и Ф. Энгельс отождествляли социальную активность со способностью социального субъекта к сложному взаимодействию с природой и обществом, к творческому осмыслению действительности. В трудах Н. Бердяева, В. Соловьева, С. Булгакова. П. Флоренского развивалась концепция вселенской активности личности - разумной и нравственной деятельности человека на благо общества, где активность личности основана на реализации творчества и свободы. Данные положения предопределили многогранность современного толкования сущности и структуры социальной активности личности.
В исследованиях 70-80-х гг. ХХ в. социальная активность личности трактуется не-
однозначно. Так, в работах Л.П. Буевой, Т.П. Богдановой, Б.Ф. Ломова, Л.В. Сохань, Т.Н. Мальковской, Н.Ф. Третьякова и других социальная активность личности определяется как свободная, осознанная, интенсивная деятельность, направленная на реализацию общественных интересов, на прогрессивное развитие общества. Социальная активность является результатом плодотворного взаимодействия процессов развития общества и развития личности, при условии что процесс развития общества предоставляет благоприятные социально-педагогические условия для личностного становления. К.А. Абульха-нова-Славская, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн и другие считают социальную активность личности субъективной характеристикой ее деятельности.
Современные исследования направлены на операционализацию понятия «активность» и разбивают его на отдельные категории, представляющие его структуру. Так, Т.Г. Емельянова, Н.Л. Иванова, Л.Е. Никитина, А.А. Волочков, Б.А. Вяткин, Т.А. Турбина и другие (1996-2008 гг.) рассматривают социальную активность через социальную инициативу. Социальная инициатива направлена на преобразование социальной действительности, при этом важен факт фиксации ее проявления в конкретной форме и результате. Между формой и результатом есть процесс деятельности, поэтому инициатива является неотъемлемым компонентом социальной активности, без которого не может быть моделирования и начала деятельности, прогнозирования ее результата. Социальная активность, как личностное образование, побуждает социальную инициативу на протяжении всего периода деятельности. В Пермской научной психологической школе выделяют виды и стили активности в зависимости от деятельности, в которой она проявляется.
Многие исследователи отмечают узость формально-динамического понимания социальной активности. Выделяя социальную активность как самостоятельный феномен, отличный от динамической характеристики личности, следует дифференцировать его от таких явлений, как субъектная активность и субъектность. Соотношение понятий «субъект» и «активность» показывает: активность служит условием для возникновения субъ-ектности, а субъектность задает специфику
активности, определяя высший уровень саморегуляции личности, и выступает средством отделения субъектной активности от других ее видов. Активность в структуре субъектности определяется степенью ответственности при высокой инициативности. Социальную активность считают видом субъектной активности, имеющей социальную направленность, и операционировать ее следует, в первую очередь, через категорию инициативы, интенции, направленную на реализацию социальных ценностей, на включение личности в достижение социально-значимых целей, поле которых выходит за пределы ценностей межличностного общения [2].
Категориальный анализ показывает, что эмпирическое изучение активности как системного образования предполагает изучение как одного из уровней, так и структуры в целом, включающей такие компоненты, как мотивационный (обеспечивающий интенцию), динамический, рефлексивный (результативный), предполагающий как знаниевый, так и оценочный компоненты. Об идентичности социальной активности можно судить по степени единства когнитивных, мотивационных и ценностных компонентов, объединение которых создает определенные функциональные блоки: базисный, индивидуально-личностный, профессионально-деловой.
Анализ исследований по проблеме показывает, что социальная активность представляет собой комплексное понятие, которое может быть представлено, с одной стороны, как качество, присущее личности, отражающее внутреннюю необходимость целенаправленного участия в социальном творчестве, а с другой - как внутренне обусловленная мера участия человека в жизни общества. Это характеристика полезной для общества деятельности, ведущей к конкретным изменениям в условиях жизни общества, общественных отношениях и деятельности самой личности. Социальная активность, как имманентный бытию человека феномен, проявляется в конструктивном социальном действии, включающем ценностно-обусловленную мотивацию, совокупность поступков, ведущих к изменению социальной ситуации и изменению социального статуса и ценностной динамики в сознании личности. Социальная активность является самостоятельным феноменом и определяется как личностное обра-
зование, включающее динамические характеристики личности при ярко выраженной субъектной активности, субъектности, коммуникативной активности и социальной инициативы. Социальная активность проявляется и формируется в многообразии видов деятельности личности [3].
С позиций системного подхода процесс формирования социальной активности подрастающего поколения включает: развитие активной природы личности ребенка; рассмотрение процесса развития социальной активности с диалектических позиций - в единстве внешних и внутренних факторов; обеспечение условий деятельного участия в жизни; включение в преобразующую деятельность и социальное общение; коллективистическую направленность форм деятельности личности; расширение возможностей самореализации школьников в различных сферах социальных отношений [4].
Деятельность социально активной личности отличается общественно значимыми и нравственно оправданными целями и мотивами и дает общественно ценный результат. О наличии социальной активности личности можно судить по количеству видов деятельности, в которых занята личность, по содержанию деятельностей, по интенсивности участия в каждой из них, творческому отношению и другим показателям. Социальная активность личности индивидуальна как мера проявления личности в деятельности. При этом активность личности, сформированная в рамках одних видов деятельности, стимулирует другие.
Данные положения позволили сделать вывод о том, что активная деятельность школьников по краеведению создает условия для формирования и проявления социальной активности и стимулирует учебную, трудовую и другие виды деятельности. Педагогически грамотно организованная краеведческая деятельность является важнейшим средством формирования социальной активности, т. к. ставит подростка в условия необходимости ее проявления. Краеведческая деятельность расширяет возможности личности заявить о себе действием, способствует социальному самоутверждению. Краеведческая деятельность является средством реализации сущностных сил подростка, где проявляются способности и индивидуальные особенности,
вырабатывается система ценностных ориентаций, происходит формирование социально значимых личностных качеств [5].
Структура краеведческой деятельности включает организационный, исследовательский, познавательный, творческий и другие компоненты, предполагающие проявление социальной активности личности как качественной ее характеристики с индивидуальным динамическим свойством. Краеведческая деятельность многогранна по содержанию, формам организации. В процессе краеведческой деятельности по освоению историкомузыкального наследия личность осознает его величие и значение. Узнавая, трудом скольких поколений оно создано, личность испытывает гордость за Отечество, чувство патриотизма. Личность активизируется в деятельности по сохранению культурного наследия, его изучению и распространению в массы, в чем выражается, формируется и совершенствуется ее социальная активность [6].
Подростки представляют собой наиболее сензитивную возрастную группу в плане формирования социальной активности, т. к. именно в этот период личностного развития происходит существенное расширение видов деятельности. Деятельность подростка организовывается на основе его взглядов и убеждений с опорой на моральные представления и понятия (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев и др.). Следует отметить, что современный подросток в связи с особенностями развития социума ограничен в выборе и мало ориентирован на активное участие в деятельности на благо общества. К сожалению, в общей массе подростки далеки от истории родного края и практически не знакомы с его музыкальноисторическим наследием.
Настораживает отсутствие у подростков интереса к краеведению, пугает невнимание педагогов к этому неисчерпаемому источнику воспитания. Заинтересованное участие подростков в краеведческой деятельности свидетельствует об определенной степени их социальной активности. Активная краеведческая деятельность является эффективной базой для формирования социальной активности, если она способствует стимулированию широкого спектра социальных инициатив, отражающих реальную дифференциацию способностей, наклонностей, дарований
и интересов подростков. Краеведческая деятельность подростков, как результат целенаправленного педагогического воздействия, трансформирует природную активность в оптимальное для развития личности русло [7].
Современная социальная ситуация отличается нигилизмом по отношению к культуре прошлого и снижением интереса у многих слоев населения к музыкально-историческому наследию. Современная молодежь в основном ориентирована на массовую культуру и не задумывается о причинах забвения богатейших материалов музыкально-исторического наследия краев, областей, регионов и малых народностей. Данное обстоятельство ярко обозначилось именно сегодня, т. к. в течение длительного времени недостаточно пропагандируется, рекламируется и очень ограниченно привлекается историко-музыкальный материал в системе образования и воспитания молодежи. Как следствие, уровень общей культуры молодежи современной России существенно обеднен узостью направлений формирования ее духовности и активности, что резко снижает социальную активность молодежи.
Сегодня с особой настоятельностью возникает потребность оглянуться в прошлое, в историю культуры, тщательно ее исследовать и актуализировать многое ценное, преданное забвению. Проникновение в духовные сокровища народов, бережное и адекватное современным задачам обращение к культурным богатствам предшествующих поколений помогает постичь смысл забытых уроков истории, подлежащих первоочередному освоению и рациональному использованию их образовательного и воспитательного потенциала. Музыкальное наследие, включая жизненный подвиг его создателей, представляет собой немалую часть этого потенциала. Путем всесторонней, глубокой актуализации музыкально-исторического наследия края и организации краеведческой деятельности школьников представляется возможным повысить уровень социальной, учебной, трудовой их активности [8].
Однако этот процесс сегодня затруднен по причине глобализации музыкальной культуры России ХХ в., которая привела к забвению ее региональных компонентов и развила тенденцию к недостаточности внимания в обществе к истории родного края. В соотно-
шении с недостаточностью развития музыкально-исторического краеведения как научного направления обозначается невозможность реализации бесценного воспитательного потенциала его материала в педагогическом процессе в направлении формирования социальной активности личности.
Исследователи Л.Г. Арчажникова,
О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, Л.А. Тарасова, В.И. Шацкая и другие в своих работах подчеркивают, что в настоящее время заметно обозначилась тенденция повышения интереса к музыкальному краеведению. Многогранность направлений исследования истории музыкальной культуры народов и народностей, национальной и классической музыки прошлого различных краев и областей нашего Отечества вскрывает необъятный пласт материалов - носителей воспитательного потенциала. В целях повышения уровня культуры молодежи их необходимо использовать в образовательно-воспитательном процессе в средней общеобразовательной школе, в системе дополнительного образования, социально-культурной работе с молодежью.
К проблеме музыкального краеведения обращались Б.В. Асафьев, Т.Ю. Куперт, Д.С. Лихачев, Б.С. Штейнпресс, М.А. Этин-гер, С.О. Шмидт и мн. др. Исследователи по праву сожалеют о сужении истории русской музыкальной культуры лишь музыкальным наследием крупных центров культуры, что препятствует созданию целостной системы музыкальной культуры России. Теоретическое обоснование механизмов реализации воспитательного потенциала музыкальноисторического наследия (Б.В. Асафьев) позволяет проанализировать опыт предшествующего периода по применению форм и методов организации краеведческой деятельности в других регионах России. По достоинству оценивая воспитательные возможности материалов музыкального краеведения, ученые подчеркивают важность ориентира молодежи на поиск и исследование фактов жизни и творчества малоизвестных или незаслуженно забытых композиторов, музы-кантов-педагогов и исполнителей родного края, не внесенных в официальную историю музыки, т. е. организации краеведческой деятельности старшеклассников.
Известно, что в Тамбовском крае, как и во многих регионах России, имеются малоизвестные глубокие пласты музыкальной культуры. Они включают в себя оригинальные сочинения местных авторов различных музыкальных жанров. Талантливые музыканты С.В. Рахманинов, А.Н. Верстовский, В.И. Агапкин всемирно прославили Тамбовский край. Однако мало кто знает, что Д.С. Ва-сильев-Буглай, Ю.Н. Гурьев, И.И. Дзержинский, В.В. Дмитриев, В.В. Желобинский, В.М. Златогорский, Ф.М. Кадичев, Г.А. Мушель, С.И. Потоцкий, Г.А. Сметанин, Н.П. Чаплыгин, И.А. Шатров и многие другие музыканты и композиторы родились или жили некоторое время в Тамбовском крае, вдохновившем их на творчество.
Из многочисленной плеяды талантливых музыкантов края исследованию подвергнуты жизнь и творчество только всемирно известных композиторов. В большинстве случаев, благодаря кропотливой работе краеведов Н.Н. Емельяновой, В.В. Козлякова, О.А. Казьмина, А.А. Соболевой и других, имеются историко-архивные данные, связанные с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов - уроженцев края, мало или совершенно не изученные материалы о музыкальной жизни прошлого Тамбовского края. Многие материалы, к сожалению, не осмыслены в педагогическом ракурсе. Поэтому они почти не используются в практике работы школ, средних и высших музыкальных учебных заведений, институтов повышения квалификации педаго-гов-музыкантов. Использовать эти материалы в педагогическом процессе представляется важным, особенно сегодня, ввиду наличия в них огромного воспитательного потенциала и потребности общества в формировании социальной активности молодежи.
Активизация краеведческой деятельности школьников вызвана необходимостью обобщения и систематизации малоизученного музыкально-исторического наследия Тамбовского края и реализации его воспитательного потенциала в молодежной среде [9]. Этот процесс требует подготовки как организаторов, так и участников деятельности к ее осуществлению. Знаниевую основу предоставляет содержание двухуровневого спецкурса для педагогов и школьников, который так же может быть использован в широкой молодежной среде. Содержание спецкурса
актуализирует музыкально-историческое наследие Тамбовского края, вычленяет его воспитательный потенциал и намечает пути его трансформирования в образ жизни молодежи на более высоком культурном уровне.
Исследование проблемы позволяет сделать вывод о том, что краеведческая деятельность при условии грамотной педагогической ее организации может быть достаточно привлекательна сегодня для подрастающего поколения и, безусловно, является организационным и содержательным компонентом процесса формирования социальной активности личности. Изучение материалов музыкального краеведения в школах в рамках национально-регионального компонента учебного плана обусловливает расширение содержания и структуры деятельности школьников. Это влечет за собой необходимость организации соответствующей музыкально-краеведческой подготовки учителя как проводника идеи средствами спецкурса. При таких условиях возможно приобщение широких слоев молодежи к музыкальноисторическому наследию Тамбовского края, что позволит реализовать воспитательный потенциал краеведения и непременно повысит уровень культуры и социальной активности личности.
1. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов н/Д, 1993.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
3. Емельянова Т.Г. Социальная активность в профессиональном самоопределении студентов ссуза. Ижевск, 2006.
4. Зосимовский А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М., 1982.
5. Ахияров К.Ш., Муниров Р.Р. Методологические основы школьного краеведения. Кемерово, 1994.
6. Кабалевский Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание. М., 1984.
7. Муниров Р.Р. Краеведческая поисковая познавательная деятельность учащихся в обучении. М., 1978.
8. Лоскутова Р.Р. Социальное воспитание студентов средствами музыкального искусства. М., 1999.
9. Возрождение культурных традиций центрального Черноземья / отв. ред. Е.И. Григорьева. Тамбов, 2000.
Поступила в редакцию 12.09.2009 г.
Beskrovnaya O.V., Milovanova N.V. Regional studies activity as the factor of schoolboys’ social activity formation. In the article necessity of use of educational potential of activity of regional studies for formation of socially significant qualities of the person is proved. Features of teenage age as most sensitive in the view of expansion of the activity spectrum, increasing activity and subjectivity are revealed. Features of use of musical study of local lore in the school educational process are discovered.
Key words: social activity; teenage age; activity of regional studies; a musical heritage; musical culture; educational potential.