УДК 330: 316.3
КОВОРКИНГ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ Г. МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
© 2017
Голикова Ольга Михайловна, старший научный сотрудник образовательно-научного центра
«Экономика и финансы» Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (117997, Россия, Москва. Стремянный переулок, д. 36, e-mail: ogolikova@bk.ru) Лопаткин Дмитрий Станиславович, кандидат экономических наук, доцент кафедры
«Менеджмента и маркетинга» Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева (125047, Россия, Москва, Миусская площадь, д. 9, e-mail: dreiven118@mail.ru)
Аннотация. В современную жизнь российского общества входит все больше новинок с Запада. Молодых талантливых специалистов не хотят «попадать в офисное рабство» и ищут способы самостоятельного заработка - отсюда массовый переход на фриланс и постоянный рост креативного класса. Относительно недавно на помощь труженикам-одиночкам пришел новый вид работы под названием «коворкинг». Сейчас это явление становится популярным и актуальным, так как армия фрилансеров пополняет рынок. ЛЮди уходят работать в коворкинги, так как предпочитают получать разовые заказы по работе вместо занятости в конкретной компании. Современные коворкинг-центры - это офисные помещения со всей необходимой инфраструктурой - от Wi-Fi-интернета до копировальных аппаратов и, конечно же, мебели. Каждый работающий в таком офисе оплачивает определенную часть от общей суммы арендной платы. Размер, которой зависит от многих факторов: величины рабочего места, закреплено ли оно за человеком на постоянной основе или же он приходит несколько раз в неделю, какую технику использует и т.д. Итак, коворкинг подразумевает, что люди снимают общее помещение (от одного офиса, квартиры или двух-трех офисов - до целого дома, центра), оставаясь независимыми и свободными. При этом не накладывается особых ограничений ни на профессию и статус участника, ни на параметры помещения и сообщества. Немаловажным фактором привлекательности коворкер-пространств объясняется сокращением стресса от необходимости в каждодневной и порой изнурительной дороге в офис, свободой выбора фрилансера, когда и с кем ему работать, а также меньшей опасности подвергнуться прессингу офисной политики. Такие офисы пользуются спросом не у одних фрилансеров, но и у компаний, сотрудники которых разбросаны по разным городам или странам, и у начинающих столичных предпринимателей, бюджет которых не позволяет купить коммерческую недвижимость.
Ключевые слова: коворкинг, коворкинг-центр, услуга, фрилансер, предприниматель, стартап-команда, стар-тап, команда, малый бизнес, малое предпринимательство, индивидуальный предприниматель, фриланс, коворкинг-общества.
CO-WORKING: ASPECTS OF DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF MOSCOW AND MOSCOW REGION)
© 2017
Golikova Olga Mikhailovna, senior researcher of educational-scientific center "Economics and Finance" Plekhanov Russian University of Economics (117997, Russia, Moscow, Stremjannyj lane, 36, e-mail: ogolikova@bk.ru) Lopatkin Dmitry Stanislavovich, candidate of economic Sciences, associate Professor
"Management and marketing" D.Mendeleev University of Chemical Technology of Russia (125047, Russia, Moscow, Miusskaja sq., 9, e-mail: dreiven118@mail.ru)
Abstract. During last few years, more and more western innovation appears on Russian market. Young talented specialists do not want to "get into office slavery" and they are looking for new ways of earnings - this is the reason of increase of freelance and the creative class. Recently to the aid came a new kind of work called «co-working».Now it is becoming popular and relevant, as the army of freelancers adds to the market. People go to work in coworking, as they prefer to get single orders at work instead of employment in a particular company. Modern co-working centers are office premises with all necessary infrastructure, from Wi-Fi hotspots to copiers and, of course, furniture. Everyone working in this office pays part of the total rental amount. The dimension of payment depends on many factors: the size of the workplace, does person visit it on a regular basis or he comes several times a week, what kind of equipment uses, etc. Basically, co-working mean that people take common premises (one office, apartment, two or three offices, entire buildings) being independent and free. It does not impose any special restrictions on the profession and the status of the participant or the parameters of space and community. An important factor of the attractiveness of coworker-spaces is the reduction of stress from having daily and sometimes grueling road to the office, the freedom of choice of freelancer, when and with whom to work and a lesser risk of being subjected to pressure of office politics. Such type of work-place are in great demand not only at freelancers, but also companies whose employees are scattered in different cities or countries, and at the beginning of capital entrepreneurs, whose budget does not allow to buy commercial property.
Keywords: co-working, co-working center, service, freelancer, entrepreneur, startup team, startup, team, small business, small enterprise, entrepreneur, freelance, co-working companies.
Стремительное развитие информационных систем приводит к повышенной мобильности людей, исходя из этого необходимость использования офиса постепенно исчезает. В результате люди начинают объединяться в группы для выполнения своей работы вне офиса [7]. Как правило, это фрилансеры, переводчики, программисты, художники и дизайнеры-люди, которые выполняют временные заказы [17].
В домашних условиях не всегда можно сосредоточиться на работе, иногда бывают сбои со связью, отсутствует необходимая техника для работы, встречу с
заказчиком сложно организовать дома. Решением всех этих проблем стало такое понятие, как коворкинг [4].
Коворкинг (Co-working) - это современная альтернатива офису для удаленных работников, фрилансеров и предпринимателей. Это относительно новая модель работы, участники которой используют общее пространство, в котором расположено несколько рабочих мест, для своей деятельности, но при этом остаются свободными и независимыми - в этом и заключается идея «ко-воркинга». Коворкинг занимает промежуточное место между работой из дома и использованием отдельного
офиса [5].
В 2005 году молодой программист Бред Ньюберг в процессе своего карьерного роста столкнулся с современной и актуальной проблемой выбора. «Сейчас мой выбор — либо офисная работа с её определённостью и общением с сотрудниками, либо фриланс („вольный художник") с его свободой и независимостью. Но почему я не могу получить и то, и другое?» — стал размышлять он — и совместил оба варианта. Собравшись с другими фрилансерами он арендовал большое помещение в офисном здании и предложил купить технику для общего пользования: телефон, факс, принтер, а также провести в офис Интернет, который будет использован для работы таким же «свободным художникам», как он сам. Новую схему организации рабочих мест он назвал «9 to 5 group», а затем — «коворкингом» (англ. co-working, совместно работающие) - в совместном офисе параллельно трудится некоторое количество фрилансеров и стартап-команд [16].
Рассмотрим преимущества и недостатки предприятий данного вида (табл. 1.):
Таблица 1 - Преимущества и недостатки коворкинг-центров
Преимущества Недостатки
1 2
1. Поддержка малого бизнеса. Благодаря низким тарифам аренды начинающим предпринимателям легче развивать свое дело. В коворкинг-центрах зачастую сдаются б аренду конеренц-залы для переговоров и совещаний, что тоже удобно для организаций, площадь которых не позволяет организовать их на месте. 1. Отвлекающие факторы и шум. Далеко не всегда в предприятиях такого типа бывает спокойно, обычно посетители обсуждают проекты, идеи, что мешает сосредоточиться остальным, но все же есть коворкинг-центры оформляют специальные зоны с особыми правилами поведения.
2.Профессиональное развитие. Во многих коБоркинг-центрах организовывают различные выставки, мастер-классы, проводят лекции и тренинги. 2.Безопасность. В целях личной безопасности следует наблюдать за личными вещами, не все коворкинг-центры оснащены
3 .Высокая мобильность. В коворкинг-сообществах люди часто объединяются во временные команды для реализации каких-либо проектов. В таких организациях создать команду проще, чем делать это самостоятельно [121. 3. Дорога. работникам затраты на дорогу в офис. Добираться до коворкинг- центра придется за свой счет.
4.Социализация. Постоянное общение с другими участниками благотворительно сказывается на результатах 4. Общение. Не каждый посетитель будет расположен к общению, поэтому не исключены конфликтные ситуации.
5.Формирование деловой и креативной среды. В таких условиях можно увидеть плюсы и недостатки проектов с разной точки зрения, что порождает новые идеи.
б.Отсутствие конкуренции. Что, как правило, присуще работе в крупных
. .Повышение производительности труда. За счет отсутствия расписания рабочего дня и контроля сверху.
S. Благоприятная атмосфера. Оощне интересы и отсутствие контроля сверху помогает создать комфортные условия труда [14].
9.Новые бизнес-контакты. Общение с людьми из разных сфер деятельности.
Таким образом, политикой коворкинга является объединение людей в группы, постоянное общение в команде, создание новых, незапланированных знакомств [15]. Такие центры помогают расширить кругозор, объединить людей совершенного разного возраста и культуры, позволяют развивать творческую сторону работы, что порождает новые идеи [18].
Поскольку коворкинг является элементом открытой информационной структуры, то можно охарактеризовать его по следующим признакам [11]:
1. Юридически независим;
2. Расположен за пределами предприятий;
3. Открыт для большинства современных фирм, что не требует значительных изменений процессов, происходящих внутри компании;
4. Не финансируется предприятиями;
5. Не подвергается воздействию систем управления предприятий.
Формированием коворкинг-центра является правило трех «i»: интерьер (interiors), инструменты (instruments), взаимодействия (interactions) [2].
Зачастую, такие предприятия делят на зоны: тихая зона для работы, зона мероприятий и событий, зона переговоров (конференц-зал), зона отдыха и кухня [19].
Интерьер пространства всегда зависит от целевой аудитории и области ее работы, будь то творчество, техническая область или научная. В таких случаях оформление может быть, как нестандартным и ярким (дизайне-
ры, художники), так и классическим, сдержанным, приближенным к офису (переводчики, программисты) [9].
Сейчас коворкинг-центры представляют собой специально оборудованные помещения, которые полностью оснащены необходимой инфраструктурой, как правило: мебель, интернет, принтер, сканер, копировальное устройство [3]. Посетитель оплачивает только часть от суммы арендной платы. Ее размер зависит от величины рабочего места, которое он арендует постоянно или несколько часов в неделю, а также от техники, которую он использует [10].
В качестве примеров можно рассмотреть наиболее успешные коворкинг-центры Европы.
Betahaus - один из первых и самых популярных ко-воркингов Германии, направленный преимущественно на творческую, креативную индустрию.
Клиентами Ве!аИаш являются графические дизайнеры, программисты, фотографы, архитекторы, проектировщики, ученые, переводчики, видео-художники, журналисты.
Коворкинг имеет 2 этажа. На первом пространство делится на рабочие места, зафиксированные за определенными пользователями, а также свободные, предназначенные для случайных посетителей и новичков. На втором этаже предполагается тихая зона для спокойной работы [13].
Так же в коворкинге есть «арена» - место для проведения презентаций помещение для практических работ, в котором находится 3D-принтер. Пространство коворкинга объединяет в себе черты кофейни, библиотеки, домашнего офиса и школьного кампуса. Стоимость услуг коворкинга составляет от €12 за разовое посещение до €229 - за безлимитное.
В коворкинге проводится много мероприятий по развитию профессиональных навыков. Так же каждый вторник и четверг организаторы проводят обзорные экскурсии для тех, кто хочет перед покупкой абонемента лично осмотреть будущее рабочее место. На сайте проекта выкладываются интервью с теми, кто начал свой бизнес в Betahaus [8].
Столичные власти планируют покрыть сетью своих коворкинг-центров все округа Москвы [6]. Открыв городской коворкинг в Нагатине и окружной коворкинг на базе филиала агентства «Малый бизнес Москвы» на Средней Первомайской в 2014 году, были выбраны еще три площадки, которые вовлечены в оборот в конце 2015 года. Все они созданы на базе территориальных подразделений агентства «Малый бизнес Москвы» [1].
Новые коворкинг-центры разместились в Центральном доме предпринимателя на Покровке (создано 70 рабочих мест), на ул. Радио, д. 20 (также на 70 рабочих мест), и на Автозаводской, д. 1 (40 рабочих мест). На присоединенных территориях, подобрано 10 помещений, в которых в течение двух лет появятся коворкинг-центры. Эти площадки город передал агентству на безвозмездной основе в оперативное управление. Все подобранные помещения соответствуют следующим критериям: площадь не менее 300 кв. м, вместимость от 40 до 70 рабочих мест [20]. В городских коворкинг-цен-трах ставки будут ниже рынка. Например, в Нагатине час стоит 150 руб., день — 400 руб., месяц — от 5900 руб. На Первомайской абонемент на день стоит 500 руб., неделя — 2500 руб., месяц — 5000 руб. или 5500 руб., если вам необходима аренда ячейки для хранения. Дороже стоит лишь рабочее место на Покровке: тариф в 8000-9000 руб. за место в месяц. Коворкинг-центр в Нагатине практически полностью заполнен, а на Первомайской задействовано 50-60% мест. Привлекать резидентов «Малый бизнес Москвы» планирует собственными дополнительными сервисами: бесплатными юридическими консультациями, посредническими услугами в отношениях бизнеса и городских властей, лекциями и семинарами [21].
Рассматривая рынок коворкинг-центров Москвы и Московской области можно сказать, что рынок не на-
сыщен данными услугами, а только начинает свое развитие, это подтверждают только открывающиеся ковор-кинг-центры. Поскольку сейчас территория Москвы начинается расширяться появляется тенденция открытия коворкинг- центров и в области.
В целом, можно сказать, что рынок коворкинг-услуг Московской области развит слабо и относительно пуст, хотя потенциальный спрос в несколько раз превышает действующее предложение. Это касается не только Московской области, но и Москвы в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аверин А.В., Рязанов А.А. Совершенствование механизмов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства московской агломерации. Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. Выпуск № 1-1 / 2015. С. 24-31.
2. Алиев А.А., Екимова К.В., Слепов В.А. Методы государственной финансовой политики регулирования инновационного развития компаний. Финансы и кредит. 2017. Т. 23. № 15 (735). С. 869-881.
3. Афанасьев К.С. Роль качества городской среды в формировании благоприятного инвестиционного климата территории. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Выпуск № 2 / том 6 / 2013. С. 17-29.
4. Баринова Н.В. Изменение экономического поведения потребителей в условиях кризиса. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 5-4. С. 680-681.
5. Борисенко Е.В. Пространство коворкинга: методологические аспекты изучения. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. Выпуск № 3 (33) / 2016. С. 62-71.
6. Екимова К.В. Об оценке эффективности долевого государственного участия в реализации инвестиционных проектов. В сборнике: Строительный комплекс: экономика, управление и инвестиции. Труды Всероссийской научно-практической конференции. 2001. С. 80-83.
7. Екимова К.В., Буравова С.В., Савельева И.П. Локальные рынки в структуре региональной экономики. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2011. № 41 (258). С. 14-18.
8. Ермакова Л.И., Суховская Д.Н., Яшан Т.В. Становление и развитие креативных индустрий на примере Германии. Концепт. Выпуск № S5 / 2017. С. 1-4.
9. Ефимова Е. С., Хачатуров А. Е. Художественные (творческие) мастерские как сегмент малого бизнеса. Успехи в химии и химической технологии. Выпуск № 8 (137) / том 26 / 2012. С. 110-113.
10. Камалова К.В. Интеграция рабочего пространства в жилую структуру, её трансформация и развитие. Academia. Архитектура и строительство. Academia. Выпуск № 4 / 2016. С. 65-70.
11. Каменских М.А., Постников В.П. Повышение конкурентоспособности региона на основе организации инновационной инфраструктуры. Региональная экономика: теория и практика. Выпуск № 2 / 2013. С. 39-43.
12. Койава Е.С., Юртаева Е.А. Что такое коворкинг: его достоинства и недостатки. Успехи в химии и химической технологии. Выпуск № 8 (137) / том 26 / 2012. С. 107-110.
13. Мелихова Ю.М., Шатаева О.В. Перспективы развития коворкинг-центров в России и за рубежом. Ученые записки Российского государственного социального университета. Выпуск № 5 (120) / том 2 / 2013. С. 166-170.
14. Полтавская М.Б. Институционализация новых форм социального взаимодействия: пространство ко-воркинга. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. Выпуск № 3 / 2014. С. 107-115._
15. Сытник А.А. Анализ российской системы бизнес-акселерации. Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. Выпуск № 5 (59) / 2015. С. 51-54
16. Харченко В.С. Культура фриланса: компоненты и принципы организации. Метеор-Сити. Выпуск № 5 / 2016. С. 42-46.
17. Харченко В.С. Фриланс, е-ланс, аутстаффинг, аутсорсинг, ко-воркинг - осваивая новый словарь занятости. Вопросы структуризации экономики. Выпуск № 2 / 2010. С. 494-498.
18. Чистякова О.В. Роль технопарков в развитии инновационной инфраструктуры регионов. Известия Иркутской государственной экономической академии. Выпуск № 3 / 2010. С. 103-106.
19. Шевченко Е.Г. Эволюция технопарков в системе государственной поддержки малого инновационного предпринимательства. Всероссийский журнал научных публикаций. Выпуск № 1 (11) / 2012. С. 39-41.
20. Коворкинги в Москве и МО - http://coworking-review.ru/moscow/centers/
21. Коворкинги Москвы 2017 - http://www.kovorkingi. m/kovorkmg/tity/moskva
Статья поступила в редакцию 03.05.2017.
Статья принята к публикации 22.06.2017.