УДК 94(497.1); ББК 63.3(4)4; DOI 10.21638/11701АфЬи19.2016.210
Е. А. Колосков
КОСОВСКИЙ МИФ
В СОВРЕМЕННОЙ СЕРБСКОЙ И АЛБАНСКОЙ
ИСТОРИОГРАФИИ:
ЭТАПЫ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ*
Косовский миф, его трактовка и восприятие являются на сегодняшний день, пожалуй, самым известным примером «мобилизации Средневековья» на Балканском полуострове. Не в последнюю очередь актуальность данной темы подпитывается проблемой неопределенного международного статуса этого печально известного осколка югославской федерации. Вопросы суверенитета, демографического состава и культурной значимости данного региона для двух главных контрагентов — албанского и сербского — имеют огромное значение для всего постъюгославского региона и даже для современной системы международных отношений в целом. Как в рамках академической науки, политической публицистики, так и публичных выступлений политиков широко используются средневековые сюжеты истории Косовской битвы для аргументации именно своей исконности относительно вышеуказанного региона.
Являясь ключевым регионом для процесса формирования как сербской, так и албанской идентичности в современной исторической мифологии, Косово чаще всего упоминается в связи с легендарным сражением 28 июня 1389 г., а также с не менее легендарным празднованием 600-летней годовщины данного события в 1989 г. и колоссальными политическими последствиями этой акции для Югославии вообще и Косово в частности.
* Статья подготовлена при поддержке Российского научного фонда, проект № 16-18-10080 «Мобилизованное Средневековье»: обращение к средневековым образам в дискурсах национального и государственного строительства в России и странах Центрально-Восточной Европы и Балкан в Новое и Новейшее время.
© С.-Петерб. гос. ун-т, 2016; © Е. А. Колосков, 2016
Под Косовским мифом мы будем понимать концепцию, согласно которой 28 июня 1389 г. сербская армия, возглавляемая святым князем Лазарем, сознательно пожертвовала своими жизнями и государством — «царством земным» — ради обретения «царства небесного» («Небесной Сербии») и последующего национального и культурного возрождения1. Таким образом, проиграв решающее сражение, сербские воины не просто одержали моральную победу над своими более сильными и многочисленными противниками, но и заложили основы дальнейшего духовного и морального превосходства сербской нации. Немаловажным элементом современного Косовского мифа является также мотив жертвенности во имя спасения Европы от османской угрозы и отказ от подчинения захватчикам во имя идеала свободы.
Под албанским Косовским мифом, который во многом является контр-мифом сербского, мы будем понимать набор представлений о «неправильности», «фальсификации» и «сознательных искажений» Косовской легенды 1389 г., используемой национальной сербской пропагандой для обоснования своих претензий на албанский край Косово/Дардания.
В рамках нашего исследования мы предпринимаем попытку проанализировать сербскую и албанскую историографию и выделить основные этапы и тенденции развития академической полемики относительно Косовской битвы 1389 г., учитывая непростые внутриполитические и внешнеполитические условия, сложившиеся после 1989 г. в Югославии. Верхние рамки нашего обзора 2016 г. — год публикации последних доступных для нас работ, касающихся Косовского мифа.
Мы разделили историографию, посвященную Косовской битве 1389 г., на три блока: с 1989 по 2000 гг., с 2000 по 2013 гг. и с 2013 г. по настоящее время (фактически — по июнь 2016 г.). Безусловно, пик использования косовского мифа для политической мобилизации приходится на эпоху Милошевича (1987-2000 гг.), однако и впоследствии многие лидеры Сербии — как правительство, так и оппозиция — широко использовали образы и сюжеты Косовской битвы 1389 г. в своей политической риторике. Ключевым моментом развития дискуссии в пост-милошевскую эпоху, на наш взгляд, является фактор фактического признания официальным Белградом т. н. «Республики Косово» в рамках проводимой евроинтеграционной политики Сербии2.
600-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ КОСОВСКОЙ Битвы
Конечно, самым важным событием, связанным с продвижением Косовского мифа в массы, стала подготовка к знаменитому празднованию 600-летней годовщины Косовской битвы в 1989 г. Историческое сообщество активно включилось в программу события, ставшего кульминацией возвышения С. Милошевича. В рамках празднования годовщины легендарного сражения была проведена целая серия научных конференций, опубликовано множество источников и выпущено огромное количество научной и публицистической литературы, посвященной Косовской проблематике.
1 См. подробнее: Малешевик М. Насиле идентитета // Културне паралеле: Свакодневна култура у постсоцщалистичком периоду (ур. 3. Дивац). Зборник радова Етнографског института САНУ 24. Београд, 2008. Режим доступа: http://www.etno-institut.co.yu/Zbornik/ zbornik25/Malesevic_25.pdf (дата посещения — 05.09.2016).
2 Serbian Prime Minister said that Serbian EU accession negotiations will be opened on December 14 // Sputnik international. Режим доступа: https://sputniknews.com/europe/201512031031175646-serbia-eu-negotiations/ (дата посещения — 05.09.2016).
Учитывая значительное число публикаций, посвященных Косовскому мифу, и многообразие авторов, пожелавших поучаствовать дискуссии, мы остановимся на наиболее ярких, на наш взгляд, конференциях, прошедших в 1989 г., и на самых значимых публикациях наиболее ярких представителей обоих лагерей.
Прошедшая в октябре 1989 г. под эгидой института Балканистики САНИ и Западноевропейской епархии Сербской православной церкви международная конференция «Косовская битва и ее последствия» стала, наверное, самой яркой манифестацией представителей патриотического лагеря. Организационный комитет данной конференции охарактеризовал Косовскую битву как «наиболее важное событие сербской истории», память о котором составила «метафизическое ядро» сербского народа, позволив ему выжить в «наиболее тяжкие дни». Выступление на пленарном заседании академика Радована Самарджича «За царство небесное», насквозь проникнутое националистической риторикой, задало тон всей конференции. Он охарактеризовал сербов как «особый народ», воспитанный «на самых высоких моральных ценностях». Проиграв сражение 1389 г., «сербы навеки сделали выбор в пользу своих национальных идеалов», а косовский завет стал «духовной вертикалью» всей сербской истории и залогом возрождения «царства земного» в XIX в.3 Неудивительно, что и соорганизатор конференции, Сербская православная церковь, «многовековые усилия которой по поддержанию косовской традиции позволяли объединять народ, сохранять его от дальнейшего разложения», также была отмечена.
Стоит также отметить публикацию сборника научных трудов «Сербский народ во второй половине XIV в. и первой половине XV в.», выдержанного в национально-патриотическом стиле4. Учитывая, что многие публикации были представлены авторами, участвующими в разработке школьных и университетских программ по истории, значение данного сборника трудно переоценить.
На конференции «Косовская битва в историографии», проведенная при поддержке Академии наук и искусств Воеводины в Нови Саде прозвучал ряд интересных тезисов. В своем выступлении, озаглавленном «Косовская битва как историческая проблема», председатель конференции, известный медиевист САНИ Сима Чиркович, признавая «большое значение» памяти о битве для сербского общества, подчеркивал необходимость критического анализа источников и «устаревшей литературы», признавал полезность выхода исторической мысли за «национальные рамки» и указывал на достижения югославской историографии последних десятилетий5. Остальные докладчики сконцентрировали внимание на анализе новых источников и историографии вопроса. Патриотическая риторика не звучала. Из прочих участников конференции необходимо упомянуть Раде Михайличича и Милоша Благоевича, активно занимавшегося военно-историческими реконструкциями Косовской битвы 1389 г.6
3 SamardziC R. 2а саге^о пеЬеБко // КоБОУБка Ьйка. Beograd, 1989. С. 9-14.
4 Српски народ у другу половини XIV и перво] половини XV века // Зборник радова посвеЙен шестигодишаици косовске битки. Београд: Завод за уцебнике и наставна средства, 1989.
5 ЪирковиЙ С. М. Косовска битка као исторщски проблем // Косовска битка у историографща (Зборник радова 11) / Одговорни уредник Славенко ТерзиЙ. Београд, 1990. С. 109-118.
6 См., например: БлагоевиЙ М. Во^о-исторщске реконструкцще Косовске битке // Косовска битка у историографща (Зборник радова 11) / Одговорни уредник Славенко ТерзиЙ. Београд, 1990. С. 18-22.
Отметим также англоязычную книгу Р. Михайличича «Косовская битва в истории и народной традиции», в которой автор поставил перед собой задачу провести принципиальное разграничение между традиционным представлением о Косовской битве и имеющимся историческим знанием о событии7. Отметим также, что именно этот автор активно занимался исследованием мифа об измене Вука Бранковича и высказывался против популяризации его образа как национал-предателя8.
В 1989 г. была опубликована коллективная монография «Косово и Метохия в сербской истории», которая объединила представителей двух историографических направлений сербской академической среды и носила достаточно компромиссный характер с небольшим перевесом в сторону «патриотов»: признавалось огромное культурное и духовное значение Косовской битвы 1389 г. и Косово для сербского народа, но не проводились особенно яркие аналогии с современным положением в Косово, и ряд элементов традиционного мифа подвергался критическому рассмотрению9.
Интересным представляется факт, что в историографическом обзоре «Исторического вестника», выходящего под эгидой Союза сербских историков, не упоминаются работы Батаковича, Самараджича и многих других представителей «патриотического» лагеря 1989-1990 гг.10, но есть практически все работы «критиков».
Отметим наиболее яркие работы после юбилейного года. Во-первых, это публикация под конец существования Югославии «Косовского выбора» Р. Самарджичем в 1990 г., в котором автор акцентировал свое внимание именно на духовном значении Косовской битвы 1389 г. для сербского народа11. Автор приходит к выводу, что несмотря на имеющиеся расхождения с фактами, по своей сути эпическая традиция и церковная легенда о князе Лазаря были верными12. Во-вторых, это две монографии Душана Т. Батаковича «Косово и Метохия в сербо-албанских отношениях»13 и опубликованные на английском языке «Косовские хроники»14. Часть посвящена разбору Косовского мифа и славяно-албанским противоречиям в регионе, но основное внимание в книгах уделено аргументации тезиса об историческом праве сербов на Косово, являвшегося сердцем сербской культуры и государственности, и концепции геноцида сербского народа. Отметим, что впоследствии Д. Батакович официально станет главным сербским историком, занимающимся проблемой принадлежности Косово.
В-третьих, важным событием в изучении сербской истории стала публикация в 1995 г. С. Чирковичем монографии «Сербы в Средние века», в которой автор, несмотря
7 Mihaljcic R. The battle of Kosovo in History and in Popular Tradition. Beograd, 1989.
8 См., например: Михалчик Р. Мотив изда]е у историографща // Косовска битка у историогpафиja (Зборник радова 11) / Оговорни уредник Славенко ТерзиЙ. Београд, 1990. С. 23-31.
9 Самарджич Р., Ъирковик С., Жироевик О., Триковик Р., Батаковик Д. Т., Ъуретик В., Ъавошски К., Jеветиk А. Косово и Метохща у српсму истории. Биоград, 1989. 436 с.
10 Исторщски гласник 1-2. 1990-1992. Београд, 1992. С. 155-160; Исторщски гласник 1-2. 1994. Београд, 1994. С. 100-103, 127-138.
11 Самарджич Р. Косовско определен. Биоград, 1990.
12 Самарджич Р. Косовско определен. С. 8-25.
13 Батаковик Д. Т. Косово и Метохща у српско-арбанашким односима. Приштина: Деч]е новине, 1991.
14 Батаковик Д. Т. The Kosovo Chronicles. Belgrade, 1992.
на сложную ситуацию в стране, сохранил критический подход при описании косовских событий 1389 г.15 И, пожалуй, самый подробный анализ Косовского мифа за этот период дан в статье Ольги Зироевич «Косово в коллективной памяти» с подробным описанием формирования легенды как с сербской, так и с турецкой стороны. Отдельное внимание в своей статье автор уделяет развитию «культа Косово» в Черногории, христианским параллелям и общеевропейским мотивам коллективной памяти, связанным с личностями основных героев Косовского цикла. Впоследствии весь сборник «Сербская сторона войны: травма и катарсис в исторической памяти», в том числе и вышеупомянутая статья, был переведен на английский язык и опубликован в Центрально-Европейском университете Будапешта в 2000 г.16
Реакция албанских историков
Пышное празднование 600-летней годовщины Косовской битвы 1389 г. и, конечно, политические события, предшествующие этому событию, не могли не заставить албанских коллег высказать свое мнение относительно предмета торжества. В 1989 г. в Приштине прошла тематическая конференция, ряд докладов которой в 1991 г. был опубликован в приштинском научном журнале «Прогресс». В частности, известный османолог Ильяз Рейджа в статье «Косовская битва в османских источниках XV-XVI вв.» подробно проанализировал соответствия и различия в оценках результатов сражения в христианских и османских источниках17. Интерес при изучении Косовского мифа представляет работа Фехми Пушколи, посвященная отражению битвы 1389 г. в школьных учебниках СФРЮ18. Также необходимо отметить публикацию в том же журнале достаточно общей статьи сербского историка Милована Обрадовича «Косовская битва и ее последствия»19.
Что касается собственно Албании, то в период 1989-1990 гг. в «Исторических исследованиях», издающихся Институтом албанологии, публикуется целый ряд статей, посвященных участию албанцев в Косовской битве20. Ключевая идея всех статей сводится к неоспоримому участию албанцев в Косовской битве 1989 г., их значительному вкладу, в силу постоянного присутствия албанского этнического элемента в Косово. Другим
15 Ъирковик С. М. Срби у среднем веку. Београд, 1995.
16 Zirojevic О. Kosovo in the Collective Memory // The Road to War in Serbia: Trauma and Catharsis / Ed. by Nebojsa Popov. Budapest, 2000. P. 189-211.
17 Rexha I. Beteja e Kosovës në kronika-burime osmane të shekujve XV-XVI // Përparimi: reviste kulturore / Këshilli redaktues Mehdi Bardhi. Prishtinë, 1991. № 43/4. Р. 483-490.
18 Pushkolli F. Beteja e Kosovës në tekstet shkollore në Republikën Socialiste Federative të Jugosllavisë // Përparimi: reviste kulturore / Këshilli redaktues Mehdi Bardhi. Prishtinë, 1991. № 43/4. Р. 465-481.
19 Obradovic M. Beteja e Kosovës dhe pasojat e saj // Përparimi: reviste kulturore / Këshilli redaktues Mehdi Bardhi. Prishtinë, 1991. № 43/4. Р. 437-450.
20 См., например: Pulaha S. Shqiptaret dhe Beteja e Fushe-Kosoves e vitit 1389 // Studime his-torike. 1990. № 4. Р. 163-181; Xhufi P. Shqiptaret e Jugut ne Betejen e Fushe-Kosoves // Studime historike. 1989. № 4. Р. 149-153; Malltezi L. Beteja e Fushe-Kosoves (1389) dhe kontributi i shqiptareve // Studime historike. 1989. № 4. Р. 139-148.
популярным мотивом становится обращение к турецким источникам и подчеркивание их принципиального значения для исторической реконструкции Косовской битвы21.
В 1995 г. под редакцией Люана Малтези был опубликован сборник «Косовская битва и албанцы», который на долгие годы стал ведущим относительно видения албанскими исследователями проблемы Косовской битвы и Косовского мифа. Кроме того, книга стала отправной точкой начала формирования албанского косовского контр-мифа22. Впоследствии эта книга несколько раз дополнялась и переиздавалась. Последнее переиздание имело место в 2005 г.23
начало деконструкции Косовского мифа
1999 г., утрата Белградом контроля над Косово, уход Милошевича с политической сцены в 2000 г. запустили перезагрузку и переосмысление Косовского мифа в сербском научном дискурсе. В качестве основной аргументации прав Сербии на Косово в речах политиков, ученых и публицистов стали выступать юридические сюжеты. Сербские исследователи больше писали о необходимости соблюдения международного принципа территориальной целостности, о соблюдении резолюции ООН 1244, о защите прав человека и сербского культурного наследия мирового значения и о верховенстве права в регионе. Во многом это было отражением видения новой властью общего политического курса по косовскому вопросу.
Помимо изменения политической конъюнктуры тому имелись и весьма веские научные причины — произошла смена акцентов в исследованиях национализма: в 1998 г. в Белграде публикуется перевод книги Бенедикта Андерсена «Воображаемые сообще-
24
ства», происходит постепенный уход «старой гвардии», появляется новое поколение молодых исследователей, более восприимчивых к работам западноевропейских и американских исследователей, для которых деконструкция Косовского мифа становится популярной целью.
К обсуждению Косовского мифа активно подключаются лингвисты и антропологи. В 2002 г. известный белградский лингвист Александр Лома публикует монументальный труд «Пракосово: славянские и индоевропейские корни сербского эпоса». В рамках своего компаративистского исследования автор утверждал, что структура знаменитых эпических песен Косовского цикла сформировалась задолго до битвы 1389 г. в среде славянской военной аристократии и, в сущности, ничем не отличались от фольклорных интерпретаций этического кода, характерного для всех воинственных индоевропейских народов25. С точки зрения А. Лома, не только создатели поздних вариантов сербского эпоса, но и сами участники Косовской битвы вдохновлялись языческими общеиндоевропейскими образами-архетипами, такими как, например, Пра-Лазарь и Пра-Милош26.
21 См., например: Thengjilli P. Vlera e burimeve osmane per Betejen e Fushe-Kosoves // Studime historike. 1989. № 4. Р. 155-161.
22 Beteja e Kosoves: permledhje studimesh / Redaktimi Shkencor dhe pergatitja per botim Luan Malltezi. Tirara, 1998.
23 Beteja e Kosoves: permledhje studimesh / Redaktimi Shkencor dhe pergatitja per botim Luan Malltezi. Tirara, 2005.
24 Andersson В. Nacija: Zamisljena Zajednica. Beograd, 1998.
25 Лома А. Пракосово. Словенски и индоевропски корени српске епике. Београд, 2002.
26 Лома А. Пракосово. С. 159-184, 215-250.
Вызывает большой интерес факт, что после выхода имевшей большой резонанс в сербских научных кругах книги А. Лома в следующем году был избран членом-корреспондентом Сербской академии27.
Новые научные подходы также оказали влияние на старых представителей «критической шклоы». Так, С. Чиркович опубликовал в 2004 г. монографию «Сербы среди европейских народов»28. В рамках своего исследования самый влиятельный сербский медиевист попытался серьезно переосмыслить видение всей истории сербской нации. В рамках новых веяний С. Чиркович предпринял попытку отказаться от премордиалистского подхода к сербской идентичности и проследить ее изменения на протяжении истории. Наиболее важные для нас параграфы главы «Между крестом и полумесяцем» — «Косовская битва: реальность и легенда» и «Последствия» — не придают решающего значения фигуре князя Лазаря по сравнению с другими властителями и, в первую очередь, по сравнению с боснийским королем Твртко I.
Автор повторяет свой тезис, согласно которому сведения наиболее достоверных источников небогаты и позволяют констатировать лишь примерное время и место столкновения, неочевидную численность сторон, значительные потери и гибель предводителей армий. Сомнение С. Чирковича вызывал также историографический штамп, согласно которому битву именуют общехристианская или общеевропейская. С. Чиркович заканчивает описание последствий Косовской битвы словами: «В корне неверна и идея о "гибели Сербского царства" на Косовом поле, так как после сражения государство просуществовало еще несколько десятилетий, переживая расцвет экономики и культуры». Далее следует раздел «Деспот и его страна», посвященный, соответственно, Сербской Деспотовине.
Главный акцент защитников сербского мифа, как уже отмечалось выше, ими был сделан на международном и гуманитарном праве. Кроме того, активное использование нового пространства для дискуссии — интернета — позволило широко использовать эмоциональную аргументацию и, по сути, отказаться большому числу сербских исследователей от научного дискурса в пользу общественного обсуждения проблемы. С другой стороны, успех в политический жизни Д. Батаковича (с 2001 по 2005 г. он — посол в Греции, с 2005 г. — советник президента Сербии и Черногории и директор института балканистики САНИ), его фактическое признание официальными властями главным сербским срециалистом по косовской проблеме позволили ему активно пропагандировать свои позиции как на страницах газет, так и в многотиражных работах, посвященных Косово. Из наиболее популярных отметим вышедшие под его редакцией «Новую историю сербского народа»29, впоследствии переведенную на корейский и французский языки30, и «Косово и Метохия. Живя в анклаве»31.
27 Александар Лома / О Академщи и чланству / Српска академща наука и уметности. Режим доступа: http://www.sanu.ac.rs/Qanstvo/Qan.aspx?arg=1042 (дата посещения — 27.10.2016).
28 'ЬирковиЙ С. М. Срби ме^у европским народима. Београд, 2004. Режим доступа: http://vetarsabalkana.eom/d/513918/d/sima-irkovi—srbi-meu-europskim-narodima.pdf (дата посещения — 27.10.2016).
29 Нова исторща српског народа / Приредио Д. Т. БатаковиЙ. Београд, 2000.
30 Histoire du peuple serbe / Sous la direction de D. T. Batakovic. Lausanne, 2005.
31 Kosovo and Metohija. Living in the Enclave / Ed. by D. T. Batakovic. Belgrade, 2007.
Главным изменением Косовского мифа стало, во-первых, сравнение битвы 1389 г. с агрессией НАТО в 1999 г. и проведение параллелей между этими двумя событиями и, во-вторых, оценка поражения в Косовской битве как начала «геноцида сербского народа в Косово» в рамках концепции сербского народа как жертвы «постоянно геноцида»32 и термина «Распятое Косово» как названия для целого ряда книг и статей33. Также стоит отметить опубликованную на английском языке под эгидой сербского министерства Косово и Метохии книгу «Косово: корона сербской истории»34. Вообще участие политических деятелей в обсуждении косовской проблемы стало едва ли не более активным, чем в эпоху С. Милошевича: достаточно вспомнить хотя бы публикации Воислава Коштуницы «Между силой и законом: косовские хроники»35.
Всего же, по данным исследования САНИ, в период с 1990 по сентябрь 2007 г. республиканские ученые, обеспокоенные судьбой края, опубликовали 11 041 страницу научного текста, посвященного Косову, из них по разделам: междисциплинарные исследования (история, культура, обычаи, география, экономика и т. д.) — 3282 страницы; социально-демографические исследования — 1228 страниц; лингвистика — 1115 страниц; литература (традиции и фольклор) — 599 страниц; археология — 793 страницы; храмы, монастыри, архитектура — 795 страниц; внутренняя и внешняя политика — 1273 страницы; правовые аспекты — 273 страницы; другие вопросы (государственное управление, геноцид, социологии и психологии) — 1683 страницы36.
Албанская историография данного периода ответила монументальной «Историей албанского народа»37 и переизданием уже упомянутого сборника «Косовская битва и § албанцы»38. В первом томе «Истории албанского народа», озаглавленного «Средне- о вековые иллирийцы, Албания в османской империи XVI - 20-е гг. XIX вв.», в рамках а раздела «Эпоха Георгия Кастриоти — Скандербека», параграфа «Вторжение османов 0 в Албанию» (а не предыдущего — «Расширение османских завоеваний на Балканах») С дается описание битвы на Дарданском (Косовском) поле. Упоминается широкий список м албанских и славянских военачальников («Балканская коалиция»), отступление Вука Ь Бранковича до начала сражения и подвиг Милоша Копилита. Описание сражения заканчивается упоминанием отражения битвы и подвига Копилита в народном эпосе39.
32 См., например: Mikic D. Ottoman and Albanian violence against the Serbs of Kosovo and Metohija // Articles of International Scholarly Meeting held at the Serbian Academy of Sciences and Arts, Belgrade, March 16-18, 2006. P. 17-40. Режим доступа: http://www.docfoc. com/download/documents/ottoman-and-albanian-violence-against-the-serbs-of-kosovo-and-metohijapdf (дата посещения — 27.10.2016).
33 См., например: Simic P. Raspeto Kosovo: dokumenta o Kosovu i Metohiji. Beograd, 2006.
34 Kosovo: the crown of serbian history. Belgrade, 2007.
35 Коштуница В. Измену силе и права, Косовски записи. Београд, 2000.
36 Саопштеае САНУ о Косову и Метохщи / Актуелно / Српска академща наука и уметности. Режим доступа https://www.sanu.ac.rs/Novosti.aspx?arg=2007,18 (дата посещения — 27.10.2016).
37 Historia e popullit sqiptar. Tirana, 2002.
38 Beteja e Kosoves: permledhje studimesh / Redaktimi Shkencor dhe pergatitja per botim Luan Malltezi. Tirara, 2005.
39 Historia e popullit sqiptar. F. 375-376.
Пожалуй, самой интересной работой, посвященной Косовскому мифу, мы можем назвать монографию Шерина Делвина «Косово — сербский миф или реальность Албанский истории», в которой автор критикует Косовский миф, противопоставляя его албанскому40. В целом в рамках большинства исследований по албанской истории описание битвы 1389 г. представлено как контр-миф.
После 2008 г. Независимое Косово
Одностороннее провозглашение независимости так называемой «Республики Косово» 17 февраля 2008 г. сделало очевидным низкую вероятность возвращения официальному Белграду контроля над мятежным краем. Важным моментом стала возможность для многих участников «деконструкции» Косовского мифа активно участвовать в дебатах СМИ, что ранее не особо поощрялось и фактически маргинализировало профессиональных исследователей, ставя их в заведомо менее выигрышную позицию, так как их оппоненты всегда могли апеллировать к народной традиции, которую они сами и формировали.
Пожалуй, самый известный пример популяризации деконструкции мифа — это интервью с антропологами и этнологами Иваном Чоловичем и Светланой Слапшак, которые, обсуждая данную проблему, обратили внимание на Косовский миф как инструмент сербской политики современного периода. И. Чолович — автор множества исследований в области политической антропологии41, а С. Слапшак в рамках изучения Косовского мифа наиболее известна своей статьей «Женская память и альтернативный косовский миф»42.
Оба исследователя подчеркивали, что нарратив о Косово в его современном виде есть продукт сербского национализма XIX и XX вв., целью которого были формирование унифицированной национальной идентичности и территориальная экспансия. Центральным для косовского мифа был и остается циклический мотив непрекращающихся на протяжении столетий борьбы народа против внешних и внутренних неприятелей, катастрофических поражений, страшных мучений и новой борьбы. Лишь обстоятельства меняются, а богоизбранный народ продолжает упорную борьбу за существование. Согласно И. Чоловичу и С. Слапшак, Косовский миф активно использовался политической элитой Сербии в Новое и Новейшее время для удержания власти, обеспечения народной поддержки правительственного курса, оправдания сербского колониализма и апартеида в Косово43.
40 Delvina S. Kosova një mit Serb apo një realitet historik shqiptar. Tiranë, 2000.
41 См., например: Colovic I. 1) Politika simbola: ogledi o politickoj antropologiji. Beograd, 2000; 2) Politics of Identity in Serbia: essays in political anthropology. New York, 2002; 3) Bordel ratnika: folklor, politika i rat. Beograd, 2007.
42 Slapsak S. Women's Memory and an Alternative Kosovo Myth // History of the Literary Cultures of East-Central Europe: junctures and disjunctures in the 19th and 20th centuries. Vol. 4. Types and Stereotypes (2004). Р. 261-269.
43 Подробнее см.: Зашто ]е косовски мит толико присутан у савремено] Србщи. Субота, 09. ма] 2009. / Нова српска политичка мисао: часопис за политичку торщу и друшвена истраживааа. Режим доступа: http://www.nspm.rs/prenosimo/zasto-je-kosovski-mit-toliko-prisutan-u-savremenoj-srbiji.html (дата посещения — 27.10.2016).
Интересно, что сторонники «патриотической» традиции в лице Маринко Вучинича ответили, подчеркивая, что «в Косовский миф встроена живая и деятельная сила этического выбора и исторической традиции сербского народа, который, как и всякий другой, особенно малый народ, переживший период иноземного господства, сохранил память о потерянной свободе и своей традиции. При этом косовский миф действительно стал той животворной мыслью, частью которой были не только мифические элементы, но и принципы христианства и православия <.. .> Косовский миф вобрал в себя наиболее значительные элементы христианского предания, в том числе твердую веру в возможность возрождения угнетенного народа, упорно боровшегося за существование и образование своего национального государства»44.
В целом можно утверждать, что в данный период происходит постепенная, но безальтернативная маргинализация «патриотической» оценки Косовского мифа. Тренд на отход профессиональных историков в пользу филологов и искусствоведов от данной линии усилился.
В данном ключе необходимо отметить Приштинский университет в Косовской-Ми-тровице, где в рамках публикационной активности можно увидеть несколько примеров «патриотического» подхода к Косовскому мифу. Так, статья «Косовская битва между историческими источниками и эпическими легендами» Валентины Питулич начинается фразой: «Косовская битва, состоявшаяся на Косовом поле 15 июня [по старому стилю], является центральным событием сербской истории»45. Несомненный интерес с точки зрения понимания «патриотической» истории представляет также вошедшая в § сборник научных трудов Приштинского университета статья Радмилы Обрадович46, где о автор, полемизируя с французской Википедией, возмущается неправильной трактовкой а празднования 600-летней годовщины Косовского сражения и его значения для истории 0 Сербии и Европы.
Однако даже в рамках данного научного центра большее внимание уделяется все же м новейшей истории края и тезису «геноцида сербского народа»47. Ь
Что касается албанской части Косово и албанской историографии Албании, то главной своей задачей историки Косово считали создание полноценной истории Косово/ Дардании. На это были обращены основные усилия профессиональных историков края. Результатом их труда стала публикация на английском языке сразу двух обобщающих трудов по истории Косово: перевод пятитомника Юсуфа Буджови «Косово» и коллективный труд «Косово: монографическое иследование»48, увидевшие свет в 2013 г.
44 Бучиник М. М. Косовски мит и српски национални идентитет. Четвртак, 14. Maj 2009. / Нова српска политичка мисао: часопис за политичку торщу и друшвена истраживааа. Режим доступа: http://www.nspm.rs/kultuma-politika/kosovski-mit-i-srpski-nacionalni-identitet. html?alphabet=c (дата посещения — 27.10.2016).
45 Питулик Б. Д. Косовска битка измену исторщских извора и епске легенде // Зборник радова Филозофског факултета XLII (2)/2012. С. 99-112.
46 Обрадовик Р. М. О переводимо клетве кнеза Лазара на француски ]език // Зборник радова Филозофског факултета XLIII (1)/2013. С. 49-66.
47 См., например: Косово и Метохиja 1912-2012: ме^ународни тематски сборник / Уредник Б. Jовaновиh, У ШуваковиЙ. Пришзина; Косовска Митровица, 2012.
48 Kosova: A Monographic Survey / Eds-in-chief Rexhep Ismajili, Mehmet Ktaja. Prishtina, 2013.
Второй том трехтомного (или пятитомного издания в албаноязычной версии) издания под кратким названием «Косово» за авторством Ю. Буджови, посвященный оттоманскому периоду косовской истории, содержит краткий раздел о сражении 1389 г. (названном битвой на Дарданском поле). Упоминается Балканский христианский альянс, состоящий из армий албанских правителей, румынского воеводы Мирцея Старого, сил рашского князя Лазаря, хорватов и боснийцев. Главный герой битвы — Милеш Копили, дважды герой (у славян и албанцев) — приемный сын князя Лазаря, которого «также казнили в знак мести после пленения». Претензиям на присоединение Копили/Обилича к сербскому героическому пантеону посвящены последующие полторы страницы (описанию самой битвы — абзац). Поражение в битве трактуется как судьбоносное для дальнейшей османской экспансии49.
Другая публикации косовских историков отводит Косовской битве (именно «Косовской») чуть более страницы, сообщая о столкновении коалиции балканских вельмож с армией Мурада I. Упоминается множество албанских военачальников, отряды из Сербии, Румынии, Боснии и Хорватии, бегство Вука Бранковича, «трудная победа» османов и гибель Мурада и Лазаря. Обилич/Копили — не упоминается50.
После 2013 практически вся научная дискуссия, посвященная Косовскому мифу, уходит в сферу культурологии, истории искусств, политологии, политической антропологии и истории международных отношений. Так, например, англоязычная монография Д. Батаковича «Турбулентная декада: Сербы в пост-1999 Косово» практически не упоминает Косовскую битву 1389 г.51 Сражение практически полностью становится предметом рассмотрения в рамках изучения национального мифа. Исключение по-прежнему являет собой в основном лишь Приштинский университет в Косовской-Ми-
52
тровице , где, впрочем, также ощущаются веяния «критически» настроенных коллег. Заметное влияние антропологических изысканий И. Чоловича можно разглядеть в статье Миръяны Боянич-Чиркович «Жертва и самопожертвование князя Лазаря в народной эпопее: христианский и языческий аспекты»53.
Пожалуй, из последних событий необходимо выделить фундаментальную монографию антрополога Ивана Коловича «Смерть на Косовом поле: история косовского мифа», в которой автор самым подробным образом разбирает всю хронологию Косовского мифа начиная от церковной канонизации и до использования современными политиками. В своем исследовании автор затрагивает практически все основные сюжеты косовского мифа, само сражение, албано-сербские противоречия, национальность Обилича и т. д.54
49 Buxhovi J. Kosovo: (The Ottoman Empire). Houston, 2013. P. 29-30.
50 Kosova: A Monographic Survey. Р. 160-161.
51 Batakovic D. T. A Turbulent Decade. The Serbs in Post-1999 Kosovo. Paris, 2014.
52 См., например: МарковиЬ С. С., Зобеница А. J. Косовско предаае као подстица] уравнотеженом карактеру идентитета — или поглед без претезща // Зборник радова Филозофског факултета XLV (1)/2015. С. 25-44.
53 Бо]аниЬ-ЪирковиЬ М. Д. Жртвоваае и саможртвоваае кнеза Лазара у народно] епици са хришЬанског и паганског аспекта // Зборник радова Филозофског факултета XLIV (1)/2014. С. 67-82.
54 Colovic I. Smrt na Kosovu Polju: istorija kosovskog mita. Beograd, 2016.
В албанской историографии мы видим постепенный процесс угасания интереса к Косовскому мифу и включение в общеалбанскую историографическую полемику: постепенное увеличение числа работ, посвященных Скандербеку и истории первой половины XX в.
заключение
В целом представляется маловероятным факт консенсуса по вопросу Косовского мифа в современных условиях, когда одна из сторон, участвующих в полемике, фактически не признает компетентность другой: в рамках нашего историографического исследования мы встретили крайне мало примеров цитирования актуальных научных работ контрагентов. В условиях, когда сербская сторона использует Косовский миф для оправдания своих претензий на суверенитет над Косовом, косовская сторона будет критиковать этот миф максимально жестко, не заботясь о какой-либо научной составляющей, ставя на первый план эмоциональные сюжеты.
Немаловажным фактом углубления противоречий относительно Косовского мифа, на наш взгляд, является достаточно низкая активность сербских, албанских и косовских исследователей в установлении научных связей.
Данные о статье
Статья подготовлена при поддержке Российского научного фонда, проект № 16-18-10080 «Мобилизованное Средневековье»: обращение к средневековым образам в дискурсах национального и государственного строительства в России и странах Центрально-Восточной Европы и Балкан в Новое и Новейшее время.
Автор: Колосков, Евгений Андреевич — кандидат исторических наук, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, eakoloskov@gmail.com Заголовок: Косовский миф в современной сербской и албанской историографии: этапы и основные тенденции
Резюме: Статья посвящена анализу современных, то есть вышедших в период с 1989 по 2016 гг. научных работ, так или иначе затрагивающих проблематику Косовского мифа в рамках академических сообществ (Союзной) Республики Сербия, так называемой «Республики Косово» и Республики Албания. Автором предпринята попытка сопоставить публикации двух главных контрагентов данной «войны памяти», предложить собственную периодизацию и выявить основные тенденции. Помимо работ историков автором статьи рассмотрены работы политологов, лингвистов, юристов, этнологов, антропологов и специалистов в области международных отношений. В рамках исследования мы пришли к выводу, что пиком публикационной активности, связанной с Косовским мифом, являются 1989-1990 гг., после чего интерес к данной теме постепенно снижался, и данная проблематика, как и до 1989 г., становится интересна лишь сравнительно малому числу специалистов. Предположительно, данная тенденция будет продолжаться. Практическое увеличение публикаций по проблематике Косовского мифа напрямую связано с ухудшением качества большинства публикаций за счет привлечения неспециалистов по данной тематике: как мы видим, большинство албанских историков и многие сербские историки «патриотической» школы, будучи непрофессионалами, весьма вольно относились к источникам, сознательно пренебрегали неудобными фактами и тиражировали ненаучные стереотипы, прикрываясь концепцией защиты национальных интересов. В своей статье автор приходит к выводу, что примирение или формулирование некого общего представления о событии 28 июня 1389 г. на Косовском поле двумя контрагентами представляется маловероятным в ближайшем будущем. Ключевые слова: Косовская битва, Косовский миф, албанцы, сербы, историография
Литература, использованная в статье Александар Лома / О Академики и чланству / Српска академика наука и уметности // http://www.sanu. ас.ге/С1аш^/С1ап^рх?а^=1042.
БатаковиЬ, Душан. Косово и Метохи|а у српско-арбанашким односима. Приштина: Деч]е новине, 1991. 391 с.
Батаковик, Душан. The Kosovo Chronicles. Belgrade: Plato, 1992. 250 р.
Благоевик, Милош. Во]но-исторщске реконструкцще Косовске битке // Косовска битка у историографиja (Зборник радова 11) / Одговорни уредник Славенко ТерзиЙ. Београд: Зма], 1990. С. 18-22.
Бо]'аник-Ъирковик, Мир]'ана. Жртвоваае и саможртвова&е кнеза Лазара у народно] епици са хришЙанског и паганског аспекта // Зборник радова Филозофског факултета. XLIV (1)/2014. С. 67-82. Вучиник, Маринко. Косовски мит и српски национални идентитет. Четвртак, 14. ма] 2009. / Нова српска политичка мисао: часопис за политичку торщу и друшвена истраживааа // http://www.nspm. rs/kulturna-politika/kosovski-mit-i-srpski-nacionalni-identitet.html?alphabet=c
Зашто ]е косовски мит толико присутан у савремеж] Србщи. Субота, 09. ма] 2009 // Нова српска политичка мисао: часопис за политичку торщу и друшвена истраживааа // http://www.nspm.rs/prenosimo/ zasto-je-kosovski-mit-toliko-prisutan-u-savremenoj-srbiji.html
Косово и Метохиja 1912-2012: ме^ународни тематски сборник / Уредник Б. JовановиЙ, У ШуваковиЙ. Пришзина; Косовска Митровица: Филозофски факултет, 2012. 909 с.
Коштуница, Воислав. Измену силе и права, Косовски записи. Београд: БИГ штампа, 2000. 324 с. Лома, Александр. Пракосово. Словенски и индоевропски корени српске епике. Београд: Нови дани, 2002. 354 с.
Малешевик, Мирослава. Насиле идентитета // Културне паралеле: Свакодневна култура у постсоциjaлистичком периоду (ур. 3. Дивац). Зборник радова Етнографског института САНУ 24. Београд, 2008. С. 23-38.
Марковик, Саша; Зобеница, Адела. Косовско предаае као подстица) уравнотеженом карактеру идентитета — или поглед без претезща // Зборник радова Филозофског факултета. 2015. Т. XLV. № 1. С. 25-44. Михалчик, Раде. Мотив изда)е у историографща // Косовска битка у историографиja (Зборник радова 11) / Одговорни уредник Славенко ТерзиЙ. Београд: Змаь 1990. С. 23-31.
Нова исторща српског народа / Приредио Д. Т. БатаковиЙ. Београд: Наш Дом, 2000. 397 c. Обрадовик, Радмила. О переводимо клетве кнеза Лазара на француски ]език // Зборник радова Филозофског факултета. XLIII (1)/2013. С. 49-66.
Питулик, Валентина. Косовска битка измену исторщских извора и епске легенде // Зборник радова Филозофског факултета. XLII (2)/2012. С. 99-112.
Самарджич, Радован; Ъирковик, Сима; Жироевик, Олга; Триковик, Радмила; Батаковик, Душан; Ъуретик, Веселин; Ъавошски, Коста; Jеветиk, Атанаси'е. Косово и Метохща у српсю] истории. Биоград: Српска кнщжевна задруга, 1989. 436 с.
Самарджич, Радован. Косовско определеае. Биоград: Српска кнщжевна задруга, 1990. 248 с. Саопштеае САНУ о Косову и Метохщи / Актуелно / Српска академща наука и уметности. Режим доступа: https://www.sanu.ac.rs/Novosti.aspx?arg=2007,18.
Српски народ у друго] половини XIV и перво] половини XV века // Зборник радова посвейен
шестигодишаици косовске битки. Београд: Завод за уцебнике и наставна средства, 1989. 104 с.
Ъирковик, Сима. Косовска битка као исторщски проблем // Косовска битка у историографиja (Зборник
радова 11) / Одговорни уредник Славенко ТерзиЙ. Београд: Зма), 1990. С. 109-118.
Ъирковик, Сима. Срби у среднем веку. Београд: Идеа, 1995. 271 с.
Ъирковик, Сима. Срби ме^у европским народима. Београд: Equilibrium, 2004. 337 с.
Andersson, Benedict. Nacija: Zamisljena Zajednica. Beograd: Plat, 1998. 160 s.
Batakovic, Dushan. A Turbulent Decade. The Serbs in Post-1999 Kosovo. Paris: Dialogue, 2014. 324 p.
Beteja e Kosoves: permledhje studimesh / Redaktimi Shkencor dhe pergatitja per botim Luan Malltezi. Tiranë:
Akademia e Shkencave e Shqipërisë. Instituti i Historisë, 2005. 199 р.
Beteja e Kosoves: permledhje studimesh / Redaktimi Shkencor dhe pergatitja per botim Luan Malltezi. Tiranë: «Eurorillindja», 1998. 58 р.
Buxhovi, Jusuf. Kosovo: (The Ottoman Empire). Houston: Jalifat Publishing, 2013. 502 p. Colovic, Ivan. Bordel ratnika: folklor, politika i rat. Beograd: Biblioteka XX vek, 2007. 214 s. Colovic, Ivan Politika simbola: ogledi o politickoj antropologiji. Beograd: Biblioteka XX vek, 2000. 398 s. Colovic, Ivan. Politics of Identity in Serbia: essays in political anthropology. New York: New York University Press, 2002. 328 р.
Colovic, Ivan. Smrt na Kosovu Polju: istorija kosovskog mita. Beograd: Biblioteka XX vek, 2016. 503 s. Delvina, Sharif. Kosova një mit Serb apo një realitet historik shqiptar. Tiranë: Eurorilindja, 2000. 148 f.
Kosova: A Monographic Survey / Eds-in-chief Rexhep Ismajili, Mehmet Ktaja. Prishtina: Akademia e Shkencave dhe e Arteve e Kosoves, 2013. 508 p.
Kosovo: the crown of serbian history. Belgrade: The Serbian Ministry for Kosovo and Metohia, 2007. 217 p. Kosovo and Metohija. Living in the Enclave / Ed. by D. T. Batakovic. Belgrade: Institute for Balkan Studies, SASA, 2007. 314 p.
Histoire du peuple serbe / Sous la direction de D. T. Batakovic. Lausanne: L'Age d'Homme 2005, 395 p. Historia e popullit sqiptar. Tirana: Toena, 2002. 805 p.
Malltezi, Luan. Beteja e Fushe-Kosoves (1389) dhe kontributi i shqiptareve // Studime historike. 1989. № 4. F. 139-148.
Mihaljcic, Rade. The battle of Kosovo in History and in Popular Tradition. Beograd: Beogradski izdavacko-graficki zavod, 1989. 247 p.
Mikic, Djordje. Ottoman and Albanian violence against the Serbs of Kosovo and Metohija // Articles of International Scholarly Meeting held at the Serbian Academy of Sciences and Arts, Belgrade, March 16-18, 2006. P. 17-40.
Obradovic, Milovan. Beteja e Kosoves dhe pasojat e saj // Perparimi: reviste kulturore / Keshilli redaktues Mehdi Bardhi. Prishtine, 1991. № 43/4. F. 437-450.
Pulaha, Selami. Shqiptaret dhe Beteja e Fushe-Kosoves e vitit 1389 // Studime historike. 1990. № 4. F. 163-181.
Pushkolli, Fehmi. Beteja e Kosoves ne tekstet shkollore ne Republiken Socialiste Federative te Jugosllavise // Perparimi: reviste kulturore / Keshilli redaktues Mehdi Bardhi. Prishtine, 1991. № 43/4. F. 465-481. Rexha, Iliaz. Beteja e Kosoves ne kronika-burime osmane te shekujve XV-XVI // Perparimi: reviste kulturore / Keshilli redaktues Mehdi Bardhi. Prishtine, 1991. № 43/4. Р. 483-490. Samardzic, Radovan. Za carstvo nebesko // Kosovska bitka. Beograd, 1989. C. 9-14. Serbian Prime Minister said that Serbian EU accession negotiations will be opened on December 14. // Sputnik international. Режим доступа: https://sputniknews.com/europe/201512031031175646-serbia-eu-negotiations/ (дата посещения — 27.10.2016).
Simic, Pero. Raspeto Kosovo: dokumenta o Kosovu i Metohiji. Beograd: Narodna knjiga, 2006. 244 s. Slapsak, Svetlana. Women's Memory and an Alternative Kosovo Myth // History of the Literary Cultures of East-Central Europe: junctures and disjunctures in the 19th and 20th centuries. Vol. 4. Types and Stereotypes (2004). Р. 261-269.
Thengjilli, Petrika. Vlera e burimeve osmane per Betejen e Fushe-Kosoves // Studime historike. 1989. № 4. Р. 155-161.
Zirojevic, Olga. Kosovo in the Collective Memory // The Road to War in Serbia: Trauma and Catharsis / Ed.
by Nebojsa Popov. Budapest: Central European University Press, 2000. P. 189-211.
Xhufi, Pellumb. Shqiptaret e Jugut ne Betejen e Fushe-Kosoves // Studime historike. 1989. № 4. Р. 149-153.
Information about the article
This article was prepared with the support of the Russian Science Foundation, project № 16-18-10080 «Mobilized Middle Ages»: appealing to medieval images in discourses of nation-building and state-building in Russia and the Central-Eastern Europe and Balkan countries in Modern and Contemporary time. Author: Koloskov, Evgeniy Andreevich — Ph. D. in History, Senior Lecturer, St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia, eakoloskov@gmail.com
Title: Kosovo myth in Contemporary Serbian and Albanian historiography: Stages and the main trends Summary: This article is devoted to the contemporary (Published during 1989 to 2016) scholar works about the Kosovo myth in the academic community of (Federal) Republic of Serbia, of the so-called «Republic of Kosovo» and of the Republic of Albania. The author attempts to compare the publication of two major contractors of the «memory wars», he offers periodization and tries to identify the main trends of the issue. The author touch not only works of historians, but also political scientists, linguists, lawyers, ethnologists, anthropologists and experts in the field of international relations. articles. Author found that the peak of Kosovo myth publication activity was 1989-1990 years. The interest was decreased after 1991 and only a relatively small number of specialists are interested in Kosovo myth now as in pre-Milohevic era. Increasing of number publications devoted to Kosovo myth was directly related to the deterioration of the quality of the majority of publications by attracting non-specialists for this issue: as we can see, most of the Albanian historians and many Serbian historians «patriotic» school, weren't professionals. They were too negligent for the sources, deliberately neglected uncomfortable facts and replicated unscientific stereotypes, hiding
behind the concept of the protection of national interests. In his article, the author resumes that sides will not find a compromise in their view in Kosovo battle 1389 legacy in the near future. Keywords: Battle of Kosovo, the Kosovo myth, Albanians, Serbs, historiography
References
Aleksandar Loma. O Akademiji i chlanstvu [Aleksandar Loma. About Academia and members]. Srpska akademija nauka i umetnosti. URL: http://www.sanu.ac.rs/Clanstvo/Clan.aspx?arg=1042 (in Serbian). Batakovih, Dushan. Kosovo i Metohija u srpsko-arbanashkim odnosima [Kosovo and Metohija in Serbian-Albanian relations]. Prishtina: Dechje novine Publ., 1991. 391 p. (in Serbian). Batakovih, Dushan. The Kosovo Chronicles. Belgrade: Plato Publ., 1992. 250 p. (in Serbian). Blagoevih, Milosh. Vojno-istorijske rekonstrukcije Kosovske bitke [Military reenactment of Kosovo battle], in Slavenko Terzih (ed.). Kosovska bitka u istoriografija (Zbornik radova 11). Beograd: Zmaj Publ., 1990. P. 18-22 (in Serbian).
Bojanih-Birkovih, Mirjana. Zhrtvovaae i samozhrtvovaae kneza Lazara u narodnoj epici sa hrishhanskog i paganskog aspekta [Sacrifice and self-sacrifice of Prince Lazar in folk epics: Christian and pagan aspects], in Zbornik radova Filozofskog fakulteta. XLIV (1)/2014. P. 67-82 (in Serbian).
Kosovo iMetohija 1912-2012: me^unarodni tematski sbornik [Kosovo and Metohija 1912-2012]. Ed. by B. Jovanovih, U. Shuvakovih. Prishzina; Kosovska Mitrovica: Filozofski fakultet Publ., 2012. 909 p. (in Serbian).
Koshtunica, Voislav. Izmefyu sile iprava, Kosovski zapisi [Between force and law, Kosovo records]. Beograd: BIG shtampa Publ., 2000. 324 p. (in Serbian).
Loma, Aleksandr. Prakosovo. Slovenski i indoevropski koreni srpske epike [Prakosovo. Slavic and Indo-European roots of Serbian epic poetry]. Beograd: Novi dani Publ., 2002. 354 p. (in Serbian). Maleshevih, Miroslava. Nasile identiteta [Violence of Identity], in Kulturneparalele: Svakodnevna kultura u postsocijalistichkom periodu (ur. 3. Divac). Zbornik radova Etnografskog instituta SANU 24. Beograd, 2008. P. 23-38 (in Serbian).
Markovih, Sasha; Zobenica, Adela. Kosovsko predane kao podsticaj uravnotezhenom karakteru identiteta — ili pogled bez pretezija [Kosovo legend as an incentive for the balanced nature of identity], in Zbornik radova Filozofskog fakulteta. XLV (1)/2015. P. 25-44 (in Serbian).
Miha^chih, Rade. Motiv izdaje u istoriografija [Reason issued in historiography], in Slavenko Terzih (ed.). Kosovska bitka u istoriografija (Zbornik radova 11). Beograd: Zmaj Publ., 1990. P. 23-31 (in Serbian). Nova istorija srpskog naroda [New history of Serbian people]. Ed. by D. T. Batakovih. Beograd: Nash Dom Publ., 2000. 397 p. (in Serbian).
Obradovih, Radmila. O perevodimo kletve kneza Lazara na francuski jezik [Translating of Prince Lazar Malediction], in Zbornik radova Filozofskog fakulteta. HLIII (1)/2013. P. 49-66 (in Serbian). Pitulih, Valentina. Kosovska bitka izme^u istorijskih izvora i epske legende [Kosovo battle between historical sources and epic legends], in Zbornik radova Filozofskog fakulteta. XLII (2)/2012. P. 99-112 (in Serbian). Samardzhich, Radovan; Birkovih, Sima; Zhiroevih, Olga; Trikovih, Radmila; Batakovih, Dushan; 'Buretih, Veselin; Bavoshski, Kosta; Jevetih, Atanasije. Kosovo i Metohija u srpskoj istorii [Kosovo and Metohija in the Serbian history]. Biograd: Srpska knijzhevna zadruga Publ., 1989. 436 p. (in Serbian). Samardzhich, Radovan. Kosovsko opredelenje [Kosovo choice]. Biograd: Srpska knijzhevna zadruga Publ., 1990. 248 p. (in Serbian).
Saopshtenje SANU o Kosovu i Metohiji [SANU Kosovo and Metohija Report]. Aktuelno. Srpska akademija nauka i umetnosti. URL: https://www.sanu.ac.rs/Novosti.aspx?arg=2007,18 (in Serbian). Srpski narod u drugoj polovini XIV i pervoj polovini XV veka [Serbian people in the second part of the 14th and beginning of the 15th century], in Zbornik radovaposvehen shestigodishmici kosovske bitki. Beograd: Zavod za uyebnike i nastavna sredstva Publ., 1989. 104 p. (in Serbian).
Birkovih, Sima. Kosovska bitka kao istorijski problem [Kosovo battles as an history issue], in Slavenko Terzih (ed.). Kosovska bitka u istoriografija (Zbornik radova 11). Beograd: Zmaj Publ., 1990. P. 109-118 (in Serbian).
■Birkovih, Sima. Srbi u sredaem veku [Serbs in the Middle Ages]. Beograd: Idea Publ., 1995. 271 p. (in Serbian).
Birkovih, Sima. Srbi mefyu evropskim narodima [Serbs between European peoples]. Beograd: Equilibrium Publ., 2004. 337 p. (in Serbian).
Vuchinih, Marinko. Kosovski mit i srpski nacionalni identitet [The Kosovo myth and Serbian national identity]. Chetvrtak, 14. maj 2009. Nova srpska politichka misao: chasopis za politichku toriju i drushvena istrazhivaaa. URL: http://www.nspm.rs/kulturna-politika/kosovski-mit-i-srpski-nacionalni-identitet. html?alphabet=c (in Serbian).
Zashto je kosovski mit toliko prisutan u savremenoj Srbiji [ Why is Kosovo myth is so actual in contemporary Serbia]. Subota, 09. maj 2009. Nova srpska politichka misao: chasopis za politichku toriju i drushvena istrazhivaaa. URL: http://www.nspm.rs/prenosimo/zasto-je-kosovski-mit-tohko-prisutan-u-savremenoj-srbiji.html (in Serbian).
Andersson, Benedict. Nacija: Zamisljena Zajednica [Imagined community]. Beograd: Plat Publ., 1998. 160 p. (in Serbian).
Batakovic, Dushan. A Turbulent Decade. The Serbs in Post-1999 Kosovo. Paris: Dialogue Publ., 2014. 324 p. Beteja e Kosoves: permledhje studimesh [Battle of Kosovo, source study]. Ed. by Luan Malltezi. Tirane: Akademia e Shkencave e Shqiperise; Instituti i Historise Publ., 2005. 199 p. (in Albanian). Beteja e Kosoves: permledhje studimesh [Battle of Kosovo, source study]. Ed. by Luan Malltezi. Tirane: Eurorillindja Publ., 1998. 58 p. (in Albanian).
Buxhovi, Jusuf. Kosovo (The Ottoman Empire). Houston: Jalifat Publ., 2013. 502 p.
Colovic, Ivan. Bordel ratnika: folklor, politika i rat [Warriors brothel: folklore, politics and war]. Beograd:
Biblioteka XX vek Publ., 2007. 214 p. (in Serbian).
Colovic, Ivan. Politika simbola: ogledi o politickoj antropologiji [Political symbols: political anthropology review]. Beograd: Biblioteka XX vek Publ., 2000. 398 p. (in Serbian).
Colovic, Ivan. Politics of Identity in Serbia: essays in political anthropology. New York: New York University Press, 2002. 328 p.
Colovic, Ivan. Smrt na Kosovu Polju: istorija kosovskog mita [Death in Kosovo field: Kosovo myth history]. Beograd: Biblioteka XX vek Publ., 2016. 503 p. (in Serbian).
Delvina, Sharif. Kosova nje mit Serb apo nje realitet historik shqiptar [Kosovo Serb myth or Albanian historical reality]. Tirane: Eurorilindja Publ., 2000. 148 p. (in Albanian).
Kosova: A Monographic Survey. Ed. by Rexhep Ismajili, Mehmet Ktaja. Prishtina: Akademia e Shkencave dhe e Arteve e Kosoves Publ., 2013. 508 p. (in Albanian).
Kosovo: the crown of serbian history. Belgrade: The Serbian Ministry for Kosovo and Metohia Publ., 2007. 217 p.
Kosovo andMetohija. Living in the Enclave. Ed. by D. T. Batakovic. Belgrade: Institute for Balkan Studies Press, SASA, 2007. 314 p.
Histoire dupeuple serbe [Serbianpeople history]. Ed. by D. T. Batakovic. Lausanne: L'Age d'Homme Publ.,
2005. 395 p. (in French).
Historia epopullit sqiptar [Albanianpeople history]. Tirana: Toena Publ., 2002. 805 p. (in Albanian). Malltezi, Luan. Beteja e Fushe-Kosoves (1389) dhe kontributi i shqiptareve [Kosovo battles 1389 and Albanians], in Studime historike. 1989. Nr. 4. P. 139-148 (in Albanian).
Mihaljcic, Rade. The battle of Kosovo in History and in Popular Tradition. Beograd: Beogradski izdavacko-graficki zavod Publ., 1989. 247 p.
Mikic, Djordje. Ottoman and Albanian violence against the Serbs of Kosovo and Metohija, in Articles of International Scholarly Meeting held at the Serbian Academy of Sciences and Arts. Belgrade, March 16-18,
2006. P. 17-40.
Obradovic, Milovan. Beteja e Kosoves dhe pasojat e saj [Battle of Kosovo and its consequences], in Mehdi Bardhi (ed.). Perparimi: reviste kulturore. Prishtine, 1991. № 43/4. P. 437-450 (in Albanian). Pulaha, Selami. Shqiptaret dhe Beteja e Fushe-Kosoves e vitit 1389 [Albanians and Kosovo battle in 1389], in Studime historike. 1990. Nr. 4. P. 163-181 (in Albanian).
Pushkolli, Fehmi. Beteja e Kosoves ne tekstet shkollore ne Republiken Socialiste Federative te Jugosllavise [Kosovo battle in Yugoslavian schoolbooks], in Mehdi Bardhi (ed.). Perparimi: reviste kulturore. Prishtine, 1991. № 43/4. P. 465-481 (in Albanian).
Rexha, Iliaz. Beteja e Kosoves ne kronika-burime osmane te shekujve XV -XVI [Kosovo battle in Ottoman chronicles in the 15th-16th centuries], in Mehdi Bardhi (ed.). Perparimi: reviste kulturore. Prishtine, 1991. № 43/4. P. 483-490 (in Albanian).
Samardzic, Radovan. Za carstvo nebesko [For heavenly kingdom], in Kosovska bitka. Beograd: Narodna knjiga Publ., 1989. P. 9-14 (in Serbian).
Serbian Prime Minister said that Serbian EU accession negotiations will be opened on December 14, in Sputnik international. URL: https://sputniknews.com/europe/201512031031175646-serbia-eu-negotiations/ (last visit — October, 27, 2016).
Simic, Pero. Raspeto Kosovo: dokumenta o Kosovu i Metohiji [СrucifiedKosovo: Documents about Kosovo and Metohija]. Beograd: Narodna knjiga Publ., 2006. 244 p. (in Serbian).
Slapsak, Svetlana. Women's Memory and an Alternative Kosovo Myth, in History of the Literary Cultures of East-Central Europe : junctures and disjunctures in the 19th and 20th centuries. Vol. 4. Types and Stereotypes (2004). P. 261-269.
Thengjilli, Petrika. Vlera e burimeve osmane per Betejen e Fushe-Kosoves [The value of Ottoman sources
about Battle of Kosovo], in Studime historike. 1989. № 4. P. 155-161 (in Albanian).
Zirojevic, Olga. Kosovo in the Collective Memory, in Nebojsa Popov (ed.). The Road to War in Serbia:
Trauma and Catharsis. Budapest: Central European University Press, 2000. P. 189-211.
Xhufi, Pëllumb. Shqiptaret e Jugut ne Betejen e Fushe-Kosoves [South Albanians in Kosovo battle], in
Studime historike. 1989. № 4. P. 149-153 (in Albanian).