Научная статья на тему 'Косово после кризиса'

Косово после кризиса Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
264
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — А З. Нюркаева

Война в Косово с 24 марта по 10 июня 1999 г. рассматривается как опыт ведения высокотехнологичных войн, привнесших в мир эффект глобальных катастроф. Поскольку гегемонизм США и НАТО направлен на подавление Юго-Востока Европы, чтобы расчисть путь для продвижения на Восток Европы и в Восточное Средиземноморье, делается вывод о том, что в столкновении цивилизаций доминирует евро-атлантическая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KOSOVO AFTER THE CRISIS

The conflict took place in Balkan region Kosovo (24.03 10.06.1999) is а example of high Technology war. This war took affect of global catastrophe. The hegemony of the USA and NATO is directed to control the South-East of Europe. The USA need the control on Balkan Peninsula to reach the Eastern Europe and Eastern Mediterranian. The atlantic component dominates in conflict of civilizations.

Текст научной работы на тему «Косово после кризиса»

2001

Вестник Пермского университета

История

Вып.1

КОСОВО ПОСЛЕ КРИЗИСА

А.З. Нюркаева

Война в Косово с 24 марта по 10 июня 1999 г. рассматривается как опыт ведения высокотехнологичных войн, привнесших в мир эффект глобальных катастроф. Поскольку гегемонизм США и НАТО направлен на подавление Юго-Востока Европы, чтобы расчисть путь для продвижения на Восток Европы и в Восточное Средиземноморье, делается вывод о том, что в столкновении цивилизаций доминирует евро-атлантическая.

Косовский кризис продолжался 78 дней, с 24 марта по 10 июня 1999 г. В ходе его США и НАТО удалось сплотить вокруг себя силы Запада. Достаточно напомнить, что 19 стран приняли участие в бомбардировках Югославии. Новая философия политики НАТО - это переход от оборонительной стратегии к военно-наступательной в Европе и мире. НАТО - региональная организация, но в Косово она пыталась взять на себя полномочия ООН, преодолевая косовский кризис вопреки Уставу ООН, требующему разрешения конфликтов на принципах уважения суверенитета страны, неприменения силы или угрозы силой, исключительно военными средствами. Военно-технические силы НАТО в 37 раз превосходили силы Югославии. Запад использовал около 1200 самолетов, совершивших 2700 боевых вылетов, запустил более 1000 крылатых ракет и около 31000 снарядов. На защиту сербов было направлено 172 самолета, 2000 зенитных орудий, 1000 пусковых ракетных установок. Таким образом, США и НАТО реализовали как в Ираке, так и в Югославии возможность ведения высокотехнологичных войн, продемонстрировав тем самым завоевательную стратегию.

США - организатор войны в Югославии, расположенной на стыке ци-вилизационных интересов Запада и Востока. В период косовского кризиса США опробовали новые методы и средства ведения войны. В глобальном плане решались две задачи: разрушение единства Югославии, что способствовало быстрому втягиванию малых стран Балкан в орбиту влияния США, как главного стержня мировой политики, и дестабилизация евро в конкурентной борьбе с долларом, относящаяся к глобальным финансовым проблемам, поскольку евро имеет тенденцию развития как второй мировой валюты.

Действия США и НАТО во время косовского кризиса явились рецидивом "политики силы", создали условия для нового витка вооружения, распространения новых типов оружия массового уничтожения, что подрывает устои системы современных международных отношений.

© А.З.Нюркаева, 2001

Косовский кризис выявил неустойчивость и поверхностность взаимосвязей России и Запада. Хотя Россия в период косовского кризиса действовала более динамично, чем во время боснийского, широко используя "посредничество" для мирного урегулирования конфликта, тем не менее перед ней встал вопрос о переосмыслении стратегических приоритетов во внешней политике.

Активная позиция России в сохранении многополярности мира и ведущей роли в нем ООН во многом предопределила принятие Советом Безопасности ООН 10 июня 1999 г. Резолюции 1244. Она направлена на стабилизацию ситуации в Косово, а не на оправдание действий США и НАТО.

В этой резолюции признается территориальная целостность и суверенитет Югославии, в которой Косово должно быть представлено как автономия. Для решения указанной задачи в Косово введены миротворческие силы (50 тысяч солдат) и учреждена гражданская администрация ООН.

Согласно Резолюции 1244 миротворческие силы должны охранять границу Югославии с Албанией, но силы безопасности оказались не в состоянии ее контролировать. С июня 1999 г. в Югославию перешло из Албании более 200 тысяч албанцев.

Миротворческий контингент обязан обеспечить безопасность и порядок, соблюдение прав человека в Косово, но до 1 марта 2000 г. там убито 911 человек, пропало без вести - свыше 860. С момента появления миротворческих сил в Косово оттуда выехало 350 тысяч сербов и представителей других этнических групп. Следовательно, этническая чистка продолжается. Сербы в Косово выдвинули идею создания косовского защитного корпуса, аналогичного Освободительной армии Косово, так как миротворческие силы не могут обеспечить сербам безопасную жизнь. Чтобы воспрепятствовать формированию независимого албанского государства в Косово, к чему направлен экстремизм и национализм албанцев, сербы предложили создать пять кантонов в Косово, но гражданская администрация ООН с Б.Кушнером, генеральный секретарь ООН К.Аннан и политическая верхушка косовских албанцев во главе с Х.Тачи выступили против кантонизации районов. Сербы активно ищут пути сохранения Косово в составе федерации, ибо эта территория исторически сербская, она является колыбелью культуры и державно-сти сербов.

В задачу международных сил безопасности и гражданской администрации ООН входит и демилитаризация Освободительной армии Косово, но она превращена в "Косовский защитный корпус", который готов к изгнанию оставшихся в Косово сербов и созданию независимого государства Албании в Косово. Следовательно, миротворческие силы и администрация ООН, призванные восстановить порядок и мультиэтническую структуру Косово, не справляются с задачей и объективно поддерживают албанцев.

Сербия - полиэтническое, поликонфессиональное, поликультурное государство - заняла твердую позицию в оценке Косово как составной и неотъемлемой части Югославии. Политика Сербии в Косово базируется на

108

уважении и равноправии всех граждан и национальных общин, чего можно достичь через систему демократического самоуправления - законодательных, исполнительных и судебно-правовых органов, т.е. через развитие по пути создания гражданского общества.

Перепись населения в Югославии назначена на 2001 г., а по переписи 1981 г. в Сербии проживало 9.278.861 человек, из них в Косово - 1.584.558, или 17% общей численности республики1. Албанцев в Сербии было 984.761, из них в Косово - 916.168, или 70% населения республики .

В ходе косовского кризиса Югославию постигла гуманитарная катает-рофа: убито 2000, ранено 6000 человек , число беженцев достигло 1.000.000 В

течение года после кризиса из Косово бежало 350.000 сербов, черногорцев, цыган, мусульман5. Возвращение их в родные места проблематично, ибо албанцы захватили земли, дома, имущество беженцев.

Югославское правительство предварительно определило причиненный стране ущерб в результате военных действий в 100 млрд долларов. Ущерб, нанесенный соседним с Югославией странам, оценивается в 2,2 млрд долларов, в качестве компенсации они получили в 1999 г. только 30 млн долла-6

ров .

В результате бомбардировок в Югославии уничтожено или повреждено 25 тысяч домов, 78 тысяч промышленных объектов, 42 энергетических, 64 телекоммуникационных и радиовещательных, 66 автомобильных и железнодорожных мостов, 32 сельскохозяйственных комплекса, 23 железнодорожных участка и вокзала, 8 аэродромов7. Железную дорогу бомбили 210 раз.

В ходе агрессии против Югославии США и НАТО использовали 30-миллиметровые снаряды с необогащенным ураном 238, нарушив основные принципы международного гуманитарного права. Такие боеприпасы применялись в восьми зонах, семь из них находились на территории Сербии, одна - в Черногории. Это районаы Призрена, Урошеваца, Джаковица, Дечане и Джураковица, т.е. территории Косово и Метохии нанесен экологический урон. Частицы окиси урана проникают в кожу, легкие человека, увеличивают возможность заболевания раком.

Бомбардировки Югославии вызвали эмиссию большого количества токсичных веществ, загрязнивших реки, в том числе Дунай, почву, уничтоживших места обитания рыб, птиц, насекомых. Особенно пострадал национальный парк Фрушка Гора, куда сброшено до 500 авиабомб и 2 контейнера кассетных бомб. Территория парка зияет воронками глубиной до 5-8 метров, леса уничтожено до 5 тысяч кубометров, 8 видов растений, внесенных в "Красный список флоры", полностью исчезли. Ущерб, причиненный окружающей среде, трудно учесть, но медленно разлагающиеся элементы хлорных соединений, тяжелых металлов несут опасность для растительного и животного мира. Поэтому одной из приоритетных задач является санация районов бомбардировки.

109

К ликвидации последствий бомбардировок Югославия приступила сразу. Содержанием первой фазы восстановления народного хозяйства явилось восстановление авто- и железнодорожной инфраструктуры, энергетических систем, крупнейших заводов. В первую очередь это касалось магистралей международного значения, например, дороги Е-75 (европейский Коридор* 10), соединяющей северную и западную Европу через Будапешт и Белград с Македонией и Грецией. Дорога рентабельна, она короче на 850 км железной дороги, проходящей через Румынию, и на 350 км румынской автомагистрали.

Вторая фаза восстановления страны связана с проведением мероприятий рыночного характера. Восстановительные работы, видимо, завершатся в 2002 г., обеспечив функционирование хозяйства и общества. Приоритетными остаются задачи достижения экономической и социальной стабильности, поощрения развития производства и подъема жизненного уровня народа.

За год после окончания бомбардировок в Югославии восстановлены тепло- и энергосистемы, теле- и радиосистемы, сдано в эксплуатацию 50 шоссейных и железнодорожных мостов, построено 450 новых домов, отремонтировано 160 поврежденных8.

Последствия бомбардировок ликвидируются не в условиях перехода от плановой экономической системы к рыночной и трансформации форм собственности. Во второй половине 90-х гг. XX столетия в Югославии сохранилось только 3,5 % предприятий общественной собственности9. Строительство рыночной экономики и интеграционные процессы с Европейским союзом осложнены многочисленными санкциями против Югославии. Однако победа демократического блока во главе с В.Коштуницей на президентских выборах в Югославии 24 сентября 2000 г. ослабила экономический и политический накал вокруг этой страны и должна привести к отмене санкций. Так, 2 ноября 2000 г. Югославия принята в ООН, Россия в одностороннем порядке поставляет ей энергоносители.

Косово сохранилось в составе Югославии, но его политическое будущее неясно. 28 октября 2000 г. в Косово состоялись выборы в местные органы власти. В выборах участвовали только албанцы, ибо сербы их игнорировали. На выборах победил "Демократический союз Косово" во главе с Ибрагимом Руговой, представителем умеренного албанского национализма. Сам факт таких выборов албанцы расценивают как шанс для признания Косово независимым государством.

Существует объективный демографический закон - этнос оценивает себя исторически неполноценным без объединения в государство. Сербы в силу рано развившейся этнической сплоченности и солидарности, отработанности национальной идеологии конституировались в XIX в., полностью -в 1918 г., у албанцев эта проблема не решена до сего времени. Свидетельство тому как косовский кризис 1999 г., так и македонский 2001 г., но объективные задачи этноса албанцы решают радикально, экстремистскими методами.

110

Этнические проблемы албанцы прочно связывают с конфессиональными. В современной жизни ислам в противовес христианству сохранил способность освящать религиозным авторитетом не только представления веры, но и политико-правовые и этнокультурные ценности и политику. Ислам для мусульман является интегрирующей силой в этнополитических процессах. Мусульмане, как правило, связывают сопричастность религии с принадлежностью к своей нации. Глубокая устойчивость в обыденном сознании и быту исламских религиозных норм и стереотипов поведения масс позволяет политическим силам использовать религию как средства национальной и политической борьбы. Следовательно, ислам освящает синтез религиозной и национальной традиций, обладающих особенной прочностью как в индивидуальном, так и в массовом сознании. Албанцы, как и чеченцы, идентифицируют свои национальные интересы с исламом, в то время как политика стран Западной и Восточной Европы в период модернизации дистанцировалась от религии.

Косово - регион великоалбанских притязаний, очаг постоянных кризисов на Балканах. Там не реализованы ведущие принципы культуры мира -толерантность и сотрудничество, чем могут воспользоваться США и НАТО для расчленения Югославии и своего продвижения к нефтеносным районам Восточного Средиземноморья.

Примечания

1 godisnjak Jygoslavije.l981.Beograd, 1981.8.407.

2 Там же. С.410.

3 Сербия в мире. 1999. Сентябрь-октябрь. С.20.

4 Там же. 2000. Март-апрель, май. С. 10.

5 Там же. С.22.

6 Там же. С.40-41.

7 Там же. С. 11.

8 Там же. С.43.

9 Драшкович Д. Приватизация в Югославии //Мировая экономика и международные отношения. 1998. №10. С.131.

KOSOVO AFTER THE CRISIS A.Z. Njurkaeva

The conflict took place in Balkan region Kosovo (24.03 -10.06.1999) is a example of high Technology war. This war took affect of global catastrophe. The hegemony of the USA and NATO is directed to control the South-East of Europe. The USA need the control on Balkan Peninsula to reach the Eastern Europe and Eastern Mediterranian. The atlantic component dominates in conflict of civilizations.

Ill

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.