Научная статья на тему 'Космологические представления у Иоанна Дамаскина и их античный контекст'

Космологические представления у Иоанна Дамаскина и их античный контекст Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY-NC-ND
910
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМОЛОГИЯ / COSMOLOGY / ИОАНН ДАМАСКИН / JOHN OF DAMASCUS / ЭФИР / ETHER / СТИХИИ / ELEMENTS / ГЕОЦЕНТРИЗМ / GEOCENTRICISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бирюков Дмитрий Сергеевич

Статья посвящена космологическим представлениям Иоанна Дамаскина. Дается обзор релевантных положений античных геоцентрических натурфилософско-космологических учений и анализируется, в каком отношении взгляды, представленные у Дамаскина, близки к тому или иному учению. Делается вывод, что представленная у Дамаскина космология вбирает элементы платоновского, аристотелевского и стоического учений, с превалированием аристотелевской линии. Приводится полемика против утверждения о наличии в космологии Иоанна Дамаскина линии, связанной с птолемеевской космологией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Cosmology of John of Damascus and its ancient background

The article is dedicated to the cosmological views of John Damascene. The relevant points of Ancient geocentric natural-philosophical and cosmologic teachings are surveyed and analysed in what relation the Damascene’s views are familiar with the teachings. It is concluded that Damascene’s cosmology incorporates elements of Platonic, Aristotelian and Stoic doctrines, with a predominance of the Aristotelian line. It is argued against a claim on a line connected with Ptolemaic cosmology in Damascene.

Текст научной работы на тему «Космологические представления у Иоанна Дамаскина и их античный контекст»

Д.С. Бирюков

КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ У ИОАННА ДАМАСКИНА И ИХ АНТИЧНЫЙ КОНТЕКСТ*

Статья посвящена космологическим представлениям Иоанна Дамас-кина. Дается обзор релевантных положений античных геоцентрических натурфилософско-космологических учений и анализируется, в каком отношении взгляды, представленные у Дамаскина, близки к тому или иному учению. Делается вывод, что представленная у Дамаскина космология вбирает элементы платоновского, аристотелевского и стоического учений, с превалированием аристотелевской линии. Приводится полемика против утверждения о наличии в космологии Иоанна Дамаскина линии, связанной с птолемеевской космологией.

Ключевые слова: космология, Иоанн Дамаскин, эфир, стихии, геоцентризм.

1. В настоящей статье я обсужу космологические взгляды, представленные у Иоанна Дамаскина, в контексте античной натурфилософско-космологической традиции1. Иоанн Дамаскин -пожалуй, самый знаменитый христианский писатель, писавший в традиции ортодоксальной византийской схоластики; автор одного из самых известных византийских сводов христианской догматики; знаток и транслятор традиции школьного знания византийской и позднеантичной эпохи.

Точная дата рождения Дамаскина неизвестна. Время его рождения относится к середине или - более вероятно - ко второй половине VII в. Вероятно, по происхождению Мансур ибн Сарджун (таково арабское имя Иоанна Дамаскина) был сирийцем. Дед и отец Дамаскина занимали важные чины при Омейядском халифате. Как повествует арабское житие Дамаскина, образование он получил в Дамаске под руководством монаха Косьмы из Калабрии, которого

© Бирюков Д.С., 2015

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-33-01299.

отец Иоанна, желающий дать образование своим сыновьям, выкупил у пиратов. По свидетельству жития, образование, полученное Иоанном и его сводным братом Косьмой, было следующим: «<...> При их счастливых, т.е. благословенных способностях, они в короткое время выучились <...> всем наукам и дошли в них до предела [знания]; эти науки - грамматика, философия, астрономия и геометрия»2. Таким образом, астрономия (в самом широком смысле) входила в круг предметов обучения Иоанна Дамаскина. Выйдя из юношеского возраста, Дамаскин пошел по стопам своего отца и деда. Во второй половине 700-х, либо в 710-х гг., он отправился в Палестину, где стал монахом с именем Иоанн. Дата его смерти неизвестна; можно утверждать, что это произошло в начале 2-й половины VIII в.

2. Итак, как мы увидим, образованность Иоанна действительно нашла свое проявление в его космологических взглядах.

Свое космологическое учение Иоанн Дамаскин излагает в основном в главах VI-VII (19-20) второй книги «Точного изложения православной веры». Дамаскин исходит из представления о небе как о том, что ограничивает умный и чувственный тварный мир. Он выделяет два смысла понятия «небо» в Писании: один смысл (обнаруживающийся в Пс 113:23, 24; 148:4; 2 Кор 12:2) указывает на «небо» в его более обычном понимании, соответствующем тому, что «внешние мудрецы» называют беззвездной сферой. Другой смысл неба, упоминаемый Дамаскиным вслед за Василием Кесарийским, - это «твердь», природа которой тонка как дым; об этом виде неба упоминается в Быт 1:6-83.

Говоря о небе, Дамаскин ссылается на «некоторых» и приводит их учение как авторитетное для понимания природы неба; очевидно, это учение Дамаскин разделял и сам. Итак, согласно «некоторым», небо шарообразно и есть для всего на земле самое высокое. Дамаскин связывает учение о небе с учением о четырех стихиях -земле, воздухе, огне и воде, заимствованным им из античной и па-тристической натурфилософии. А именно, согласно Дамаскину, творя мир, Бог сначала создал четыре стихии, а также небо, а затем из этих стихий сотворил остальное сущее4. Небо представляет собой пространственно самую высшую область вселенной. Огонь -наиболее легкий элемент - располагается сразу после неба. Дамас-кин говорит, что огонь можно назвать также эфиром5. Под огнем располагается воздух; под ним вода, а под ней земля. Вода и земля находятся в середине пространства, объемлемого небом и воздухом. Небо движется кругообразно и как бы стягивает то, что охватывается им6.

Небо содержит семь поясов (^юуп)7 «тончайшей природы» (Хептотахп? фиоею^), которые можно назвать и семью небесами. Эти пояса расположены в иерархическом порядке. Каждому поясу соответствует определенная планета (лМу^?). Эти семь планет Дамаскин перечисляет в следующем порядке, сверху вниз в плане удаленности от Земли: Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий, Луна8. Дамаскин упоминает о том, что некоторые планеты являются блуждающими: иногда они движутся в направлении противоположном направлению движения других небесных тел - т. е. с запада на восток9. Вместе с тем Дамаскин проговаривает то представление, согласно которому небо, вращаясь, увлекает планеты и звезды, что обусловливает их вращение10.

По Дамаскину, все небесные тела неодушевленны, сложны и подлежат разрушению. Как и Василий Кесарийский11, Дамаскин отвергает представление о том, что светила есть сам свет; согласно нему они есть только вместилища света12. Он говорит о двенадцати знаках зодиака, образующихся из звезд. Через эти знаки проходят семь планет. Из них Солнце в каждом знаке проводит месяц; Луна же, как расположенная ниже Солнца, каждый месяц проходит через двенадцать зодиакальных созвездий13. Здесь же Дамаскин упоминает и о днях равноденствия и длине сезонов14. Мыслитель, кажется, с неодобрительным оттенком упоминает15 о конкурирующей в отношении описанной космологической картине мира, согласно которой небо представляет собой полушарие16. Такую космологию разделял, в частности, Иоанн Златоуст17.

3. Далее я попытаюсь указать на контекст космологических представлений, обнаруживающихся у Иоанна Дамаскина, в рамках античной натурфилософско-космологической традиции. Для этого я сделаю сжатый обзор тех положений античных геоцентрических космологий, которые могут иметь значение или которые упоминаются в контексте космологии Дамаскина. Я начну с Платона.

Итак, Платон развивал геоцентрическую космологическую доктрину. Согласно Платону, семь светил размещены на семи сферах (кругах). В «Тимее» и в 10-й книге «Государства», следуя пифагорейскому принципу, каждой сфере Платон ставит в соответствие определенное число, так, чтобы они образовывали гармоническую структуру сущего18. В отношении порядка светил Платон следует традиции, засвидетельствованной у Анаксагора и пифагорейцев19: согласно нему, светила располагаются в следующем порядке в отношении удаленности от Земли: Сатурн, Юпитер, Марс, Меркурий, Венера, Солнце, Луна20. Важно, что число сфер у Платона соответствует числу планет, т. е. каждой планете соответствует своя и единственная сфера.

Следуя программе «спасения явлений», возможно, заданной Платоном и предполагающей необходимость объяснить видимые неравномерные движения небесных тел (петли)21, противоречащие аксиоме необходимого совершенного кругового равномерного движения светил в космосе, Евдокс Книдский в своем трактате «О скоростях», содержание которого отчасти известно нам из 12-й книги «Метафизики» Аристотеля и отчасти из комментариев на аристотелевский трактат «О небе» Симпликия22 (в свою очередь, цитирующего Сосигена), разработал учение, предполагающее 26 сфер в космосе, которые должны описать особенности движений планет по небосводу. В системе Евдокса центр таких сфер совпадает с центром земного шара. Эти сферы размещены одни внутри других; они вращаются вокруг различных осей с различными скоростями. Движение каждой из планет раскладывается в рамках этой системы на совокупность движений по орбите соприкасающихся сфер. Для Солнца и Луны Евдокс ввел по три сферы; для остальных планет - по четыре. Так же как и система Платона, система Евдокса геоцентрична. Порядок светил, перечисляемый Евдоксом, такой же, как у Платона.

Аристотель в своем учении о семи светилах следовал принципам системы Евдокса. В то же время как Евдокс ничего не говорил о статусе сфер, соответствующих планетам, - его модель была именно математической, - Аристотель наделил эти сферы онтологическим статусом. Кроме того, Стагирит вписал космологические представления в целостный философский контекст. Я не буду здесь касаться оснований космологическо-натурфилософского учения Аристотеля - его учения о неподвижном перводвигателе и перводвигателях, воздействующих на звезды и планеты; коснусь лишь того, что важно в контексте космологического учения Дамаскина.

Итак, здесь необходимо упомянуть о заимствованной Аристотелем у Эмпедокла теме четырех стихий - земли, воды, воздуха и огня. Земля и вода представляют собой тяжелые элементы, и они находятся внизу, составляя нашу Землю; соответственно воздух и огонь - элементы легкие, и они располагаются вверху. Естественные движения для всех этих элементов - это прямолинейные движения по направлению к центру вселенной; конечной целью естественных движений являются их естественные положения. Таким образом, подлунный мир, согласно Аристотелю, представляет собой центральную сферу, соответствующую естественному положению стихии земли. Вокруг этой сферы расположены три сферы, соответствующие трем другим элементам, - соответственно воде, воздуху и огню.

В небесном мире естественным движением является движение круговое. Это движение не может быть связано с каким-либо из четырех элементов, поскольку естественные движения этих элементов прямолинейны. В системе Аристотеля это круговое движение связано с пятым элементом - эфиром; именно ему присуще естественное вращательное движение. В отличие от естественных движений остальных четырех элементов, имеющих своей целью достижение естественных положений, естественное движение эфира не имеет конца и бесконечно23. Таким образом, по Аристотелю, область от сферы неподвижных звезд до Луны есть область эфира. К нему примыкает огонь, точнее, горячее и сухое огненное испарение. Увлекаемое небом, оно создает теплоту. За огнем следуют воздух, вода и земля24. Именно из эфира, говорит Аристотель25, состоят звезды, а не из огня, как некоторые утверждают на том основании, что считают самое верхнее тело во вселенной огнем26.

Отметим, что учение Аристотеля об эфире было переработано стоиками27. Стоики также считали субстанцию звезд эфирной и приписывали эфиру круговое движение. При этом стоики отказывались считать эфир некоей особой стихией и отождествляли его с творческим огнем, противопоставляя этот огонь огню обыкно-венному28. Также и Прокл, развивая свое космологическое учение, имел в виду учение Аристотеля; только место аристотелевского эфира у Прокла, так же как у стоиков, занял огонь. Вслед за Пла-тоном29 Прокл учил, что небо состоит из огня. Вслед за Аристотелем Прокл понимал стихию, соответствующую небесной сфере, как простой элемент, которому природно присуще естественное круговое движение, являющееся вечным30 - т. е. Прокл понимал этот огонь наподобие аристотелевского эфира31.

Возвращаясь к Аристотелю, укажем, что, развивая систему Евдокса, Аристотель делает акцент на проблеме взаимодействия сфер. Эта проблема связана, очевидно, с упомянутым фактом он-тологизации Аристотелем сфер, определяющих движения планет. Исходя из положения о реальном существовании сфер и не допуская существования пустоты, Аристотель принимает, что каждая сфера должна влиять на последующую и увлекать ее, и, для того чтобы сохранить независимость вращательного движения планет, Аристотель в каждой системе сфер вводит сферы, вращающиеся в обратном направлении и компенсирующие вращение первых. Таким образом, общее число сфер, соответствующих планетам, у Аристотеля оказывается равным 5532. В плане же расположения светил Аристотель следует устоявшейся схеме, использовавшейся у Платона и Евдокса.

Однако системы Евдокса и Аристотеля не объясняли некоторые астрономические явления, как, например, изменение яркости планет при их движении по небу, и недостаточно хорошо объясняли петлеобразное движение планет. По этой причине Птолемей в своем трактате «Синтаксис» (в арабском переводе «Альмагест»), ориентируясь на астрономические наблюдения и астрономическо-космологическую программу Гиппарха, разработал фундаментальную космологическую систему, существенно модифицировав имеющиеся системы, введя три дополнительных принципа. Это принципы экванта, эксцентрик и эпицикла. Принципы экванта и эксцентрик предполагают расположенность Земли не в центре орбит, а в смещенном (эксцентрическом) положении. Принцип эксцентрик нацелен на объяснения изменений яркости звезд; принцип экванта - для объяснения изменения угловой скорости планет в течение года. Согласно же принципу эпициклов принимается, что траектория планеты складывается из траекторий различных окружностей, т. е. что каждая планета вращается по окружности (эпициклу), центр которой вращается по другой окружности (деференту), центр же деферента может вращаться по еще одной окружности и т. п. Принцип эпициклов нацелен на то, чтобы помочь в объяснении петлеобразных движений планет.

Наконец, стоит отметить, что в эллинистическую эпоху, начиная по крайней мере с Цицерона и Плутарха, традиционное понимание порядка планет было изменено: Меркурий и Венера стали помещаться между Луной и Солнцем, т. е. общераспространенным стал следующий порядок планет по мере их удаленности от Земли, по нисходящей: Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий, Луна. Это может быть связано со стоическим влиянием; по крайней мере, Цицерон33 упоминает в этом контексте Диогена Вавилонского. Стоики же могли заимствовать этот порядок из Вавилонии. Этот порядок планет в итоге был воспринят Птолемеем, Клеомедом, Плинием, Псевдо-Витрувием, императором Юлианом и другими авторами34.

4. Итак, возвращаясь к космологии Дамаскина и имея в виду сказанное выше, можно отметить следующее. В космологическом учении, о котором Дамаскин ведет речь в «Точном изложении православной веры», как мне кажется, можно найти следы аристотелевской, платонической и стоической линий, при превалировании первой.

Прежде чем указать, в каком отношении какой линии, как кажется, следует Дамаскин, стоит отметить тот базовый факт, что

космология Дамаскина является геоцентричной, в отношении чего Дамаскин следует как наиболее известным космологическим учениям античности (от Платона до Птолемея), так и предшествующим патристическим авторам. Новаторские космологические представления Гераклида Понтийского и Аристарха Самосского, предполагающие гелиоцентрическую космологическую систему мира, были фактически неизвестны в патристике, и Иоанну Дамас-кину в частности.

Далее. Аристотелевская линия находит свое проявление у Дамаскина, во-первых, в том отношении, в каком у него космологический дискурс связан с учением о стихиях. Так же как в учении Аристотеля, у Дамаскина имеет место иерархия областей в космосе согласно порядку расположения стихий: земля находится в самом низу, выше нее вода, над ней воздух, а над воздухом находится огонь. У Дамаскина, в сравнении с системой Аристотеля, над огнем находится еще некая небесная область. Эта область в плане своего расположения (как находящаяся над огнем) соответствует аристотелевской области эфира. Хотя о специальной стихии, соответствующей небесной области, Да-маскин не упоминает, как кажется, можно сказать, что нечто подобное подразумевается в его системе, поскольку небесная область ставится им в один ряд с областями, соответствующими стихиям огня, воды и земли; как и аристотелевский эфир, соответствующая небу стихия у Дамаскина была бы «пятым элементом» - т. е. элементом, отличным от традиционных элементов огня, воздуха, воды и земли. При этом, в отличие от Аристотеля, Дамаскин не выделяет эфир в качестве отдельной стихии, но он утверждает, что стихия эфира есть то же, что и стихия огня, и в этом отношении у Дамаскина проявляется стоическая линия. Однако, в отличие от стоиков и Прокла, Дамаскин не считает, что небесные тела состоят из огненной субстанции.

В отношении учения о планетах и соответствующих им сферах Дамаскин следует скорее платоновской - архаической для того времени - линии. Это проявляется в том, что хотя Дамаскин осведомлен о неравномерном петлеобразном движении небесных тел по небосводу, в описываемой им космологической системе каждой планете соответствует один пояс (сфера) - так же как в системе Платона, а не несколько поясов (сфер), которые в системах Евдок-са и Аристотеля были призваны объяснить эту неравномерность в движении небесных тел.

Однако при том, что Дамаскин использовал некоторые важные линии платоновской и аристотелевской космологий, в отно-

шении порядка светил он следовал не обычному для Платона и Аристотеля порядку, но тому порядку, который был распространен в эпоху эллинизма (и встречается у Птолемея, Клеомеда, Плиния, Псевдо-Витрувия, императора Юлиана и др.), т. е. он перечислял следующий порядок планет (по степени удаленности от Земли): Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий, Луна.

В плане же соотношения птолемеевских космологических новаций и учения Дамаскина я не вижу у Дамаскина следов птолемеевской линии в космологии. Принципы экванта и эксцентрик, предполагающие смещение расположения Земли в отношении центра орбит вращения планет, как кажется, не находят своего проявления у Дамаскина. Наоборот, Дамаскин упоминает, что земля и вода находятся в середине, т. е. в центре вселенной, на чем делал акцент Аристотель. В связи с этим нам представляются необоснованными утверждения о том, что космологическая система, излагаемая Дамаскиным, несет в себе элементы птолемеевской космологии. Подобное утверждение делает, например, переводчик «Точного изложения православной веры» Дамаскина на русский язык А.А. Бронзов в своих комментариях к трактату35, опираясь, очевидно, еще на первого издателя этого трактата М. Лекуена36, и о том же говорят В.В. Мельков и С.М. Полянский в комментариях к переводу на русский язык славянского перевода космологической части «Точного изложения православной веры»37. О следовании Иоанном Дамаскиным в его космологии птолемеевской космологической системе говорит и свящ. Эндрю Лаут38, ссылаясь на порядок планет, о котором ведет речь Дамаскин. Как я упоминал, действительно, порядок планет у Иоанна Дамаскина такой же, как у Птолемея; однако это не значит, что можно говорить о том, что Дамаскин следует птолемеевской космологической системе в этом отношении, поскольку этот порядок был распространенным у многих эллинистических авторов, и он не представляет собой специфику птолемеевского учения.

Наконец, если задаться вопросом об онтологическом статусе соответствующих планетам поясов (сфер) у Иоанна Дамаскина, то, как Дамаскин ведет об этом речь, на мой взгляд, не дает причин усомниться в том, что он понимал эти пояса подобно Аристотелю, в онтологическом смысле, а не в смысле только лишь математической модели описания движения планет.

Таким образом, можно отметить, что космологические представления Иоанна Дамаскина вобрали в себя линии различных ан-

тичных учений. В его изложении космологических вопросов можно выделить аристотелевскую, платоническую и стоическую линии, что дает представление о круге школьного знания относительно естественно-научных и натурфилософских вопросов, характерного для эпохи, к которой принадлежал Иоанн Дамаскин.

Примечания

1 Мне неизвестны публикации, в которых исследовался бы античный контекст космологического учения Иоанна Дамаскина. Однако можно указать на работы, в которых - как правило, вкратце - затрагиваются те или иные аспекты, либо дается очерк космологии Дамаскина: Tihon A. L'astronomie à Byzance à l'époque iconoclaste // Science in Western and Eastern Civilization in Carolingian Times / Ed. by P.L. Butzer, D. Lohrmann. Basel: Birkhâuser, 1993; Louth A. St John Damascene: Tradition and Originality in Byzantine Theology. Oxford: Oxford University Press, 2002. P. 126-129; Nicolaidis E. Science and Eastern Orthodoxy. From the Greek Fathers to the Age of Globalization / Transl. by S. Emanuel. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 2011. P. 46-47.

2 Арабское житие Иоанна Дамаскина: 14 (Bacha) / Пер. А. Васильева, цит. по изд.: Арабское житие св. Иоанна Дамаскина // Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Т. 1. СПб.: Изд. Имп. С.-Петербургской Духовной Академии, 1913. С. 11-12.

3 См.: Василий Кесарийский. Гомилии на Шестоднев, 120 (Giet).

4 Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры 2, V (19). Здесь и ниже при ссылках пагинация мест из «Точного изложения православной веры» Иоанна Дамаскина приводится по изданию Б. Коттера: Die Schriften des Johannes von Damaskos. Vol. 2. Expositio fidei / Ed. B. Kotter. Berlin: De Gruyter, 1973. (Patristische Texte und Studien 12).

5 Там же. 2, VI (20): 25.

6 Там же. 2, VI (20): 31-32.

7 Там же. 2, VI (20): 33.

8 Там же. 2, VII (21): 45-51.

9 Там же. 2, VI (20): 37-41; VII (21): 37-41.

10 Там же. 2, VI (20): 47-48; VII (21): 41-42.

11 Василий Кесарийский. Гомилии на Шестоднев, 334-336 (Giet).

12 Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры 2, VII (21): 34-36.

13 Там же. 2, VII (21).

14 При этом в приводимых им датах имеет место ошибка в несколько дней при указании на весеннее равноденствие и длину сезонов (Tihon A. Op. cit. P. 182-183).

15 «"Етерог 5è тщюфа(рюу tov oijpavôv ёфаутаа9т|аау ёк той tov Getiyôpov Дат5 Xéyeiv...».

16 Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры 2, VI (20): 51-52.

17 Иоанн Златоуст. Гомилии 14, 17.

18 Платон. Тимей 35с-36а.

19 См.: Dreyer J. History of Astronomy from Thales to Kepler. N. Y.: Dover Publications, 1953. P. 44-45, 168.

20 См. реконструкцию на основе 10-й книги «Государства» в изд.: Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979. С. 252.

21 То есть аномалии в движении небесных тел, которые проявляются в том, что небесные тела сначала движутся по орбите в том же направлении, что и движение Луны и Солнца, но через некоторое время меняют свою орбиту и начинают двигаться в противоположном направлении, после чего снова меняют направление движения, и т. п.

22 См.: Аристотель. Метафизика XII, 8, 1073b-1074a; Симпликий. Комментарий на «О небе» 493-506.

23 Аристотель. О небе I, 2-5.

24 Аристотель. Метереологика I, 3.

25 Аристотель. О небе II. 7. 289a13ff.

26 Например: Платон. Тимей 40а.

27 См.: SVF II 527, 555, 571, 579, 580, 593, 596, 601, 619, 642 и др.

28 См.: SVF II 596, 664, 1050 и др.

29 См. примеч. 28.

30 Прокл. Комментарий на Тимей III, 114; О вечности мира: у Филопона, О вечности мира против Прокла, 523.

31 См.: Месяц С. Дискуссии об эфире в Античности // Космос и Душа. Учения о вселенной и человеке в античности и в средние века (исследования и переводы) / Ред. П.П. Гайденко и В.В. Петров. М., 2005. С. 95-101.

32 См.: Аристотель. Метафизика XII, 8.

33 Цицерон. О девинации II, 43.

34 См.: Dreyer J. Op. cit. P. 168-169.

35 См.: Точное изложение православной веры святого Иоанна Дамаскина / Пер. с греч. и примеч. А. Бронзова. СПб., 1894. С. 408; а также в переиздании этого перевода под редакцией Д.Е. Афиногенова: Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания / Пер. и примеч. А.А. Бронзова, Д.Е. Афиногенова, А.И. Сагарды, Н.И. Сагарды. М.: Индрик, 2002. С. 364.

36 St.JoannisDamasceni. Opera omnia quae extant... / Ed. M. Lequien. Delespine, 1712.

37 Космологические произведения в книжности Древней Руси: В 2 ч. Ч. 1. Тексты геоцентрической традиции / Изд. подг. В.В. Мильков, С.М. Полянский. СПб., 2008. С. 106.

38 Louth A. Op. cit. P. 128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.