Научная статья на тему 'Коррупция в правоохранительных органах: меры по ее предотвращению'

Коррупция в правоохранительных органах: меры по ее предотвращению Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2553
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррупция в правоохранительных органах: меры по ее предотвращению»

Гиниятуллина Л.И.

коррупция в правоохранительных органах: анализ

причин и условий и мер по их предотвращению

В мировых рейтингах положение с коррупцией в России эксперты характеризуют как крайне сложное. Это подтверждают и российские исследователи [1]. В этой связи нам представляется целесообразным рассмотреть коррупцию в Российской Федерации с точки зрения выработки комплекса мер правовой политики, направленных на борьбу с данным негативным явлением. В современном российском законодательстве существует множество пробелов и неточностей, что позволяет коррупционерам не только уходить от ответственности, но и безна-110 казанно действовать под прикрытием тех структур, которые непосредственно призваны бороться с коррупцией. Подобным примером может служить факт осуждения двух полицейских в Свердловской области за совершение преступлений, предусмотренных п.п. «а», «б», «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ (вымогательство взятки в крупном размере, совершенное группой лиц по предварительному сговору) и ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ (покушение на мошенничество в особо крупном размере, совершенное лицом с использованием своего служебного положения). По данным следствия, «преступления были совершены злоумышленниками с ноября 2011 по март 2012 года. Злоумышленники ежемесячно получали взятки от двух индивидуальных предпринимателей, являющихся владельцами массажных салонов, в которых оказывались услуги эротического массажа. Денежные средства полицейские получали от бизнесменов за общее покровительство их предпринимательской деятельности и за непривлечение их к уголовной ответственности за

Гиниятуллина Л.И., курсант Казанского © Гиниятуллина Л.И., 2016

организацию занятия проституцией [2].

С учетом требований Президента Российской Федерации, в настоящее время не только руководство государственных органов, но и научная общественность уделяет особое внимание борьбе с коррупцией (в том числе, в правоохранительных органах), а также анализу причин и условий, способствующих ее возникновению, разработке мер по пресечению любых коррупционных действий со стороны должностных лиц. В результате предпринимаемых мер по борьбе с коррупцией выявляются множество проблем и сложностей. Первой и самой главной проблемой, 110 на наш взгляд, является высокая степень латентности коррупционных должностных преступлений. Во-первых, на практике чрезвычайно сложно доказать сам факт получения или дачи взятки. Во-вторых, должностные лица, замешанные в получении взятки (особенно в крупном размере) или совершившие другие коррупционные преступления, стараются всеми силами уйти от ответственности, используя весь комплекс средств оказания влияния на оперативно-тактическую и следственную ситуацию и лиц, ведущих выявление, раскрытие и расследование, - от использования авторитета других, более вышестоящих, должностных лиц и подкупа до угроз и запугивания. В-третьих, по мнению исследователей, выявление коррупционных преступлений среди сотрудников правоохранительных органов вызывает сложность, поскольку субъекты преступлений владеют методикой и тактикой осуществления оперативно-розыскной деятельности, способами закрепления полученной информации в качестве дока-

юридического института МВД России

НАУЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

зательств, вследствие чего ими используются изощренные способы конспирации.

Еще одной причиной увеличения количества нераскрытых коррупционных преступлений и роста числа уголовных дел, прекращенных судом за недоказанностью вины подсудимых, является проблема кадрового обеспечения органов внутренних дел, отсутствие профессионализма сотрудников, осуществляющих выявление и расследование по делу, связанному с коррупцией.

Для того чтобы добиться позитивных изменений по вопросу борьбы с коррупцией, необходимы комплексная система мер противодействия ей, организация государственного и общественного контроля, исходя из целевой установки, чтобы коррупция «оказалась для её субъектов не только опасной и психологически некомфортной, но и экономически невыгодной». Так, например, в ряде европейских 111 государств (ФРГ, Финляндии и др.) высокий социальный статус государственных служащих определяется конкурентоспособной заработной платой, достойным пенсионным обеспечением, бесплатной страховкой и рядом других льгот для самих служащих и членов их семей, что делает крайне невыгодным во всех смыслах участие в коррупционной деятельности. Таким образом, борьба с коррупцией, прежде всего, связана с повышением привлекательности государственной и муниципальной службы в целом, а также созданием эффективной системы социальных гарантий и льгот для государственных и муниципальных служащих. Важным компонентом антикоррупционной государственной политики является усиление служб собственной безопасности в правоохранительных органах, выработка комплекса мер по выявлению признаков коррупционных действий госслужащих, а также повышение эффективности работы систем проверки и изучения личных качеств кандидатов при приеме их на государственную и муниципальную службу. Представляется целесообразным внести коррективы в уголовное законода-

тельство, в частности, убрать из санкций антикоррупционных уголовно-правовых норм мягкие виды наказания и согласиться с позицией ряда ученых, предлагающих ужесточить нижний предел санкций за коррупционные преступления. Так, например, предусмотреть в Уголовном кодексе Российской Федерации [3] за участие должностного лица в организации наркоторговли, продажи оружия, помощи в незаконном выводе капитала за рубеж в сумме свыше тридцати миллионов рублей санкцию в виде пожизненного заключения и конфискации имущества. Особое внимание на общегосударственном уровне должно быть уделено борьбе со взяточничеством. Так, с нашей точки зрения, необходимо уточнить уголовно-правовые санкции за посредничество во взяточничестве (ст. 291.1) УК РФ), учитывая то обстоятельство, что посредничество при аналогичных условиях не может наказываться жестче, чем дача или получение 1 взятки. Также целесообразно в качестве уголовно-правовой санкции в рамках рассматриваемого состава предусмотреть конфискацию имущества виновного лица. На данный момент всего семьдесят миллионов рублей составила в 2012 году сумма максимального выплаченного штрафа за коррупционные преступления. Его взыскали судебные приставы в Ненецком автономном округе [4]. Необходимо создать такие условия, при которых бы граждане, заявляя о вымогательстве взятки, могли не опасаться последствий таких заявлений и знали, что виновные будут наказаны, что никакое самое высокое должностное положение не спасет от неотвратимого и справедливого уголовного наказания. Важно также создать в сознании граждан такие моральные установки, в соответствии с которыми становится возможным решать свои проблемы только законными способами. С проблемой коррупции тесно взаимосвязано понятие коррупционного обогащения, которое представляет, на наш взгляд, особый интерес. В российском уголовном праве и законодательстве коррупционное обогащение не закрепле-

но в перечне криминальных деяний. В то же время оно связано с конкретными уголовными преступлениями: получением взятки (ст. 290 УК РФ), незаконным участием в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ) и др.

Подводя итог сказанному, мы сделаем следующие выводы.

1. Коррупция в России представляет собой широко распространенное негативное явление в государственных и муниципальных структурах.

2. Борьба с коррупцией связана с множеством проблем и сложностей. Первой и самой главной проблемой, на наш взгляд, является высокая степень ла-тентности коррупционных преступлений.

3. Среди иных проблем следует выделить:

• сложность доказывания факта коррупционной деятельности, специфика субъекта коррупционного преступления -

2 должностного лица, обладающего специальными знаниями, социальным статусом, личным авторитетом, связями и др.;

• проблема кадрового обеспечения правоохранительных органов, осуществляющих противодействие коррупции, и т.д.

4. Борьба с коррупцией должна осуществляться на общегосударственном уровне в рамках особой государственной политики, направленной на доработку и гармонизацию уголовного, уголовно- процессуального и оперативно-розыскного законодательства.

5. Действующее законодательство и система борьбы с коррупцией в Российской Федерации не позволяют вести действенную борьбу с этим социальным явлением, которое угрожает не только

осуществлению конституционных, демократических принципов построения правового государства, но и экономической и национальной безопасности страны.

Необходимо создание постоянно действующего общефедерального специализированного органа по предупреждению и борьбе с коррупцией. В целях осуществления постоянной антикоррупционной политики государства, для эффективности и добросовестности работы которого надо создать всего два условия: тщательный, скрупулезный подбор кадров и высочайшая зарплата работников этих служб.

В целях борьбы с коррупцией необходимо повышение уровня технического обеспечения правоохранительных органов, внедрение в их работу современных информационных технологий, гарантия их безопасности, а также существенное повышение заработной платы государственных работников.

Однако все вышеперечисленные меры бессильны без формирования антикоррупционного мировоззрения у российских граждан. В связи с этим целесообразно привлечение СМИ к формированию антикоррупционного мировоззрения и популяризации антикоррупционной деятельности, разработка и обнародование в СМИ индексов уровня коррумпированности, позволяющих сравнивать между собой регионы, отрасли, крупные предприятия, решения органов власти и деятельность конкретных их представителей, внедрение стандартов журналистского расследования.

Научный руководитель - Шляхтин Е.П., начальник кафедры оперативно-розыскной деятельности КЮИ МВД России

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ашурбеков Т. Противодействие прокуратуры коррупционным проявлениям как угрозе национальной безопасности // Уголовное право. - 2006. - № 4.

2. В Свердловской области двое бывших сотрудников полиции признаны виновными в совершении ряда коррупционных преступлений. - URL: http://www.sledcom.ru/ corruption/inquest/detail.php?ID=390537 (дата обращения: 17.11.2014).

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 28.04.2015 г) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

4. Российская газета. Еженедельное обозрение. - 2013. - 11 апреля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.