144с.
4. Герман, С.К. Пропуск в мир права и закона: Нормативная информация в электронном виде / С.К.Герман, Е.Н.Кузьмин, М.Н.Усачев // Библиотека.-1991.- №1.- С.6 - 11
5. Жидяева Е.С. «Факторы и причины девиантного поведения молодежи: специфические особенности». // Вестник ИМСИТа. - 2016 № 4 (68) С.43-45
6. Коготков С.Д. Формирование информационных потребностей / С.Д.Коготков // НТИ сер.2 Информационные процессы и системы. -1986. -№2.-С.1-7.
Салчак А.К. студент 1 курса
Сибирский институт управления - филиал РАНХИГС
Россия, г. Новосибирск КОРРУПЦИЯ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ
Аннотация: В данной статье рассматривается проблема коррупции в органах, осуществляющих правоохранительную деятельность, причины ее существования и меры по их предотвращению.
Ключевые слова: Коррупция, коррумпированность, преступность, взяточничество, взятка, правоохранительные органы, МВД, коррупция в России.
Salchak A.K.
student of Siberian Institute of Managemenet - branch of RANEPA
Russia, Novosibirsk CORRUPTION IN LAW ENFORCEMENT
Abstract: This article discusses the problem of corruption in the bodies responsible for law enforcement, the reasons for its existence and the measures to prevent them.
Key words: Corruption, crime, bribery, law enforcement authorities, the Interior Ministry, the corruption in Russia.
Проблема коррупции в правоохранительных органах остается одной из наиболее злободневных в современном российском обществе. Согласно Федеральному закону "О противодействии коррупции"[1].
Понятие "коррупция" трактуется, как:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний от имени или в интересах юридического лица.
В сфере совершенствования антикоррупционного законодательства на современном этапе достигнуты весьма значительные результаты. В настоящее время в нашей стране осуществляется реализация Национального плана противодействия коррупции, а также Федерального закона от 25 февраля 2008 г. «О противодействии коррупции». Однако на практике значительных улучшений в сфере борьбы с коррупцией не наблюдается. Она является наиболее массовым социальным «недугом» в нашей стране, так как затрагивает практически все сферы жизни общества: политическую, экономическую, судебную и правоохранительную, образовательную и воспитательную сферы, сферу социальной защиты, медицинскую, инвестиционную сферы, сферу международной торговли. Коррупционное поведение стало нормой экономической и правовой культуры [2].
В Российской Федерации основным инструментов борьбы с коррупцией являются правоохранительные органы, в которых также существует высокая степень коррумпированности. Однако коррупция в правоохранительных органах несет повышенную опасность для общества и государства, подрывая, безопасность страны в целом. Факт наличия коррупции в органе, на который возложена обязанность предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы, является сам по себе противоречивым. Просто необходимо, чтобы правоохранительные органы были свободными от коррупции. Учитывая современные реалии, достичь такого результата не удастся в ближайшее время. В связи с чем, правоохранительные органы не способны функционировать как инструмент борьбы с коррупцией. Итак, на лицо необходимость функционирования органа, способного реально внедрять в жизнь антикоррупционные меры [3].
По статистическим данным и аналитическим материалам о состоянии работы по выявлению коррупционных преступлений [4], следствия и прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью правоохранительных органов в сфере борьбы с коррупцией в 2012 году было зарегистрировано 49 513 (в 2011 г. - 40 407, + 22,5 %) преступлений коррупционной направленности.
Преобладающими сферами деятельности, в которых совершались указанные преступления, являются:
- правоохранительная (правоприменительная) - 26 % (2011 г. - 34,1
%);
- здравоохранение и социальное обеспечение - 17,8% (2011 г. -13,7%);
- образование и наука - 15% (2011 г. - 13,4%);
- финансовая деятельность - 6,2% (2011 г. - 8,4%).
Органами внутренних дел выявлено 44 993 (37 146) противоправных деяния, следственными органами Следственного комитета Российской Федерации (далее - СК России) - 1 026 (942), органами федеральной службы
безопасности - 740 (599), органами наркоконтроля - 134 (143), таможенными органами - 10 (14), органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы - 125 (61).
Следственными органами СК РФ за совершение коррупционных преступлений привлечено к уголовной ответственности 7 433 лица, в том числе 2 120 должностных лиц правоохранительных органов.
Также осуждено 1 159 должностных лиц правоохранительных органов, в том числе 220 (323) следователей (дознавателей), 12 (16) прокуроров. Указанные показатели на 26,5 % ниже уровня 2011 г. (1 578).
Среди привлеченных к уголовной ответственности следователей и дознавателей 163 (251) человека занимали должности в органах внутренних дел, 21 (19) - в органах наркоконтроля, 9 (8) - в Следственном комитете Российской Федерации, 2 (6) - в органах Федеральной таможенной службы, 22 (32) - в органах Федеральной службы судебных приставов.
Осуществление надзора за деятельностью правоохранительных органов по противодействию коррупционным преступлениям рассматривается органами прокуратуры в качестве одной из первоочередных задач.
Рассматривая коррупцию в Министерстве Внутренних дел, основной причиной существования преступности среди сотрудников органов внутренних дел можно назвать стремление части сотрудников удовлетворить свои потребности и интересы путем совершения преступления. В настоящее время причины изменения преступности изучаемого вида обусловлены рядом негативных социальных факторов, прежде всего экономического, идеологического, духовно-нравственного характера, а также недостатками в деятельности самих органов внутренних дел. К числу таких недостатков следует отнести недостаточное материально-техническое обеспечение органов внутренних дел, низкую заработную плату сотрудников, не престижность службы в органах внутренних дел, несовершенство критериев оценки их деятельности. Кроме того, плохо осуществляется отбор кандидатов на службу в органы внутренних дел, слабо ведется воспитательная работа с личным составом, не осуществляется должный контроль за работой сотрудников. Перечисленные недостатки обусловливают негативное формирование личности сотрудников, которые впоследствии выбирают противоправный способ удовлетворения своих потребностей и интересов, т.е. нарушают уголовный закон [4].
Стоит отметить, что в настоящее время в МВД России функционирует целостная система предупреждения, выявления, пресечения фактов коррупции и предательства интересов службы. К числу приоритетных относятся, в первую очередь, меры профилактического характера, применяемые к нарушителям законности, в том числе путем их привлечения к дисциплинарной ответственности на ранней стадии противоправного поведения.
«О мерах по обеспечению собственной безопасности и
противодействию коррупции в системе органов внутренних дел Российской Федерации за 12 месяцев 2012 года»:
Принимаемые меры позволили сохранить тенденцию снижения количества преступлений совершенных сотрудниками органов внутренних дел, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками системы МВД России. Так в 2012 году совершено 4759 (-5,2%) преступлений, из них коррупционной направленности - 2762 (-8,0%), в том числе взяточничество - 641 (-6,7%); соответственно уменьшилось и количество лиц совершивших преступления, таковых в истекшем году выявлено 3301 ( -7,1%), из них коррупционные - 1957 (-6,4%), в том числе взяточничество - 488 (-21,3%); выявление сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации является приоритетным направлением оперативно-служебной деятельности подразделений собственной безопасности.
Непосредственно подразделениями собственной безопасности в 2012 году выявлено 2123 сотрудника органов внутренних дел, совершивших преступления, из них 1331 - коррупционной направленности, в том числе
399 - взяточничество.
Доля участия подразделений собственной безопасности в выявлении сотрудников ОВД, совершивших преступления, составила 64,3% , из них по фактам коррупции- 68,0%.
В 2012 году подразделениями собственной безопасности органов внутренних дел в установленном порядке осуществлялись проверки жалоб, заявлений и иной информации о коррупционных правонарушениях, к которым причастны сотрудники и работники системы МВД России.
Принимаемые меры позволили сохранить тенденцию снижения количества преступлений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками системы МВД России. Так, в 2013 году совершено 4634 (-2,6%) преступления, из них коррупционной направленности - 2642 (-4,3%), в том числе взяточничество - 629 (-1,9%).
Соответственно уменьшилось и количество лиц, совершивших преступления, таковых в истекшем году выявлено 3046 (-7,7%), из них коррупционные - 1762 (-10,0%). За исключением взяточников, число которых незначительно возросло - 492 (+0,8%).
Выявление сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, совершивших противоправные деяния, является приоритетным направлением оперативно-служебной деятельности подразделений собственной безопасности.
Непосредственно подразделениями собственной безопасности в 2013 году выявлено 2011 сотрудников органов внутренних дел, совершивших преступления, из них 1246 - коррупционной направленности, в том числе
400 - взяточничество[5].
«О мерах по обеспечению собственной безопасности и
противодействию коррупции в системе органов внутренних дел Российской Федерации за 12 месяцев 2013 года»:
В настоящее время в МВД России функционирует целостная система предупреждения, выявления, пресечения фактов коррупции и предательства интересов службы. К числу приоритетных относятся в первую очередь меры профилактического характера, применяемые к нарушителям законности, в том числе путем их привлечения к дисциплинарной ответственности на ранней стадии противоправного поведения.
Принимаемые меры позволили сохранить тенденцию снижения количества преступлений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками системы МВД России. Т, в 2013 году совершено 4634 (-2,6%) преступления, из них коррупционной направленности - 2642 (-4,3%), в том числе взяточничество - 629 (-1,9%).
Соответственно уменьшилось и количество лиц, совершивших преступления, таковых в истекшем году выявлено 3046 (-7,7%), из них коррупционные - 1762 (-10,0%). За исключением взяточников, число которых незначительно возросло - 492 (+0,8%)[5].
«О мерах по обеспечению собственной безопасности и противодействию коррупции в системе органов внутренних дел Российской Федерации за первое полугодие 2014 года»:
Принятые меры, на фоне незначительного роста количества сотрудников, совершивших преступления, позволили значительно повысить эффективность работы по выявлению уголовно - наказуемых деяний.
В первом полугодии 2014 года поставлено на учет в ФКУ «ГИАЦ МВД России» 1656 (+4%) сотрудников органов внутренних дел, совершивших преступления (из них общеуголовные - 747 (+1,6%), должностные и против правосудия - 1010 (+5,4%)) совершивших 2670 (+11%), преступлений (из них общеуголовных - 886 (-8,1%), должностных и против правосудия - 1784 (+23,8%)). В отношении 270 (+23,9%) руководителей возбуждены уголовные дела, в т.ч. 169 (+32%) - за совершение должностных преступлений.
Оценивая результативность борьбы со взяточничеством, необходимо отметить, что в первом полугодии 2014 года более чем на 35% возросло количество сотрудников органов внутренних дел, привлеченных к уголовной ответственности за взяточничество (314). При этом, рост числа взяточников зафиксирован в 38 (46,3%) органах МВД России на региональном уровне, а также в трех подразделениях транспортной полиции.
Судами различных инстанций осуждено 912 (+33,5%) сотрудников органов внутренних дел, из них 550 (+36,8%) - за совершение должностных преступлений, в том числе 228 (+34,9%) - за превышение должностных полномочий, 159 (+11,2%) - за взяточничество, 121 (+146,9%) - за злоупотребление должностными полномочиями и 77 (+22,2%) за служебный подлог.
Непосредственно подразделениями собственной безопасности в первом полугодии 2014 года выявлено 1110 сотрудников органов внутренних дел, совершивших преступления, из них 720 - должностных и против правосудия, в том числе 242 - за взяточничество[5].
Исходя из всего вышесказанного, можно составить примерный список перечня мер, которые необходимо реализовать для повышения эффективности противодействия коррупции:
- преобразования в области законодательства
- повышение эффективности надзора за деятельностью сотрудников правоохранительных органов
- повышение знаний правовой культуры у сотрудников правоохранительных органов
- проведение «чисток» кадрового состава в правоохранительных органах
- установление конкретных критериев отбора сотрудников Таким образом, коррумпированность свойственна практически всем
сферам жизни общества. С каждым годом деятельность сотрудников правоохранительных органов становится все более преступной. Искоренение существующего положения, а также изучение способов борьбы с коррупцией должно происходить повсеместно.
Использованные источники:
1. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-Ф3 (ред. от 03.04.2017) "О противодействии коррупции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017).
2. Черкашина Е. А. Коррупция в России: причины возникновения и методы борьбы // Право: современные тенденции: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 77-80.
3. Варыгин, А. Н. Преступность сотрудников органов внутренних дел и проблемы воздействия на нее : автореф. дис. доктор юридических наук: 12.00.08 / А. Н. Варыгин ; Саратовский юридический институт МВД России. - Саратов, 2003. - 389 с.
4. Статистические и аналитические материалы о состоянии работы по выявлению коррупционных преступлений, следствия и прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью правоохранительных органов в Российской Федерации. - Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс] / URL: https://genproc.gov.ru/anticor/doks/document-81540/ , (дата обращения : 21.11.2017).
5. Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация «О мерах по обеспечению собственной безопасностью и противодействию коррупции в системе органов внутренних дел Российской Федерации за 12 месяцев 2012 года, 2013 года, первого полугодия 2014 года. - Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] / URL: https://xn--b 1 aew.xn--p 1 ai/anticorr/statistics , (дата обращения : 21.11.2017).