Вопросы правового регулирования
Ю.А. Афиногенов,
кандидат юридических наук, профессор кафедры уголовного права Юридического Института ДВГУ;
Е.В. Яковенко,
аспирант кафедры уголовного права Юридического Института ДВГУ
КОРРУПЦИЯ: НАУЧНОЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ
Рассматривается научное понятие коррупции, дается характеристика ее основных элементов, проводится краткий анализ российских и международных правовых документов, определяющих понятие коррупции, делаются выводы относительно включения понятия коррупции в российское законодательство.
Сегодня коррупция является одной из наиболее обсуждаемых проблем. Юридическая практика и средства массовой информации постоянно фиксируют факты, свидетельствующие об актуализации проблемы коррупции и, соответственно, о необходимости принятия государством соответствующих мер по борьбе против этого явления. Так, по данным ГИЦ МВД России, в 1998 г. на территории страны было выявлено 18,1 тыс. преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, которые смело можно отнести к коррупционным, в том числе 5,8 тыс. фактов взяточничества [4]. В 1999 г. было выявлено 20,4 тыс. должностных преступлений (из них 6,87 тыс. фактов взяточничества); а в 2000 г. только за январь - апрель уже 10 тыс. таких преступлений (из них 3,2 тыс. фактов взяточничества) [14]. Таким образом, даже на основании этих данных можно сделать вывод, что количество преступлений, связанных с коррупцией, постоянно растет.
Для начала необходимо четко определить, что же понимается под коррупцией.
Российское уголовное законодательство не знало и не использовало раньше термин «коррупция», таким образом, оно не является в полной мере уголовно-правовым понятием. Некоторые авторы [8, 13] называют его криминологическим, хотя многие считают, что коррупция - понятие скорее социальное, чем правовое [5, 6, 7, 10].
Кроме этого, есть мнение, что коррупцию можно (и нужно) понимать по меньшей мере в четырех значениях: общесоциальном, политэко-номическом, криминологическом и уголовно-правовом [1]. При этом, в общесоциальном понимании коррупция - это использование должностным лицом предоставленных ему полномочий и вытекающих из них воз-
можностей для незаконного личного обогащения. В политэкономическом понимании коррупция означает присвоение должностными лицами собственности и иных выгод (экономический аспект понятия) опосредованно - путем получения власти (политический аспект).
Криминологическое значение коррупции ограничивают лишь теми сторонами общесоциального и политэкономического ее значений, которые отражают ее антисоциальные, общественно-опасные и уголовно-противоправные сущность и содержание. В криминологическом значении коррупция - это антисоциальное, общественно-опасное, угрожающее экономической и политической безопасности Российской Федерации явление. Она пронизывает ветви власти и составляет совокупность преступлений, совершаемых должностными лицами в целях личного обогащения за счет государства, коммерческих и иных организаций или граждан.
В уголовно-правовом значении коррупция представляет собой предусмотренные уголовным законом общественно-опасные деяния, субъектом которых являются должностные лица, совершаемые путем использования должностных полномочий из корыстной заинтересованности и в целях личного обогащения.
Российское законодательство не дает формулировки понятия «коррупции», его формирование и выделение основных признаков, являются в большей степени сферой деятельности уголовно-правовой и криминологической науки. Однако в юридической науке определений понятия «коррупция» дается множество, они в основном схожи и различаются лишь в конкретизации входящих в нее деяний, более или менее развернутой характеристике субъекта.
Следует отметить, что изначально понятие "соггитреге" (лат. - коррумпировать) произошло от сочетания латинских слов "соггеГ' - несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и "гитреге" - ломать, повреждать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых являлась порча или повреждение нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества [11]. Данное определение использовалось в римском праве и трактовалось самым общим образом как повреждать, ломать, разрушать, подкупать; означало противоправные действия в судебной практике.
Таким образом, впервые понятие «коррупция» [лат. соггирйо] появилось в Древнем Риме и означало подкуп, продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.
Такое понимание коррупции существует до настоящего времени. В частности, Н.И. Мельник отмечал, что довольно часто встречается точка зрения, когда коррупцию отождествляют со взяточничеством [10. С. 201], т. е. именно с подкупом, продажностью должностных лиц. Но это очень узкая трактовка понятия коррупции, по своему содержанию оно гораздо шире традиционного взяточничества. Говоря точнее, взяточничество является одним из проявлений коррупции.
В последнее время самое широкое, общее понятие коррупции в литературе формулируется как социальное явление, характеризующееся прямым неправомерным использованием должностным лицом или иным служащим прав, связанных с должностью, служебных полномочий, а также связанных с ними возможностей в целях личного обогащения [10]. Под коррупцией обычно понимается подкупаемость и продажность государственных чиновников, общественных и политических деятелей. Коррупция - это также использование уполномоченными (на выполнение государственных функций) лицами своего служебного положения в корыстных целях вопреки интересам службы.
С уголовно-правовой точки зрения, коррупция, как уже было сказано выше, включает в себя ряд противоправных, общественно-опасных, уголовно-наказуемых деяний, предусмотренных различными главами УК РФ. К ним следует относить следующие:
- традиционные коррупционные деяния - должностные преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (злоупотребления, присвоения, взяточничество, служебный подлог и другие);
- некоторые преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (воспрепятствование осуществлению избирательных прав, фальсификация избирательных документов);
- преступления против собственности (присвоения или растраты и другие);
- преступления против службы в коммерческих и иных организациях (злоупотребления, коммерческий подкуп и другие).
Попытка дать законодательное определение коррупции была сделана при разработке проекта Закона РФ «О борьбе с коррупцией». В п. 1 ст.2 данного проекта (в его последней редакции) определялось: «под коррупцией в настоящем Федеральном законе понимаются не предусмотренное законом принятие материальных и нематериальных благ и преимуществ субъектами, перечисленными в ст. 3, с использованием их официального статуса и связанных с ним возможностей, а также подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ» [2].
Указанное определение отразило все основные положения, характеристики коррупции как общесоциального, политэкономического, криминологического и уголовно-правового явления, разработанные доктриной уголовного права и другими науками, частью предмета которых является коррупция. Думается, что данное определение - одно из наиболее развернутых, включающих все признаки, и охватывающих множество возможных проявлений коррупции. Однако именно это может выступать и в качестве недостатка указанного определения, т. к. оно является слишком неопределенным, может трактоваться очень широко и дает значительную свободу при применении его на практике.
Закон «О борьбе с коррупцией» не подписан Президентом РФ до настоящего времени, и будет ли когда-нибудь введен в действие - неизвестно. На сегодняшний день процедура его принятия длится уже около шести лет [3]. Тем не менее, попытка разработать единое определение
коррупции и придать ему нормативный характер уже является важным шагом в развитии если не законодательства, то уголовно-правовой и криминологической науки.
Вопрос о понятии коррупции обсуждается в настоящее время не только в России, но и на международном уровне. Это обусловлено значительной распространенностью коррупционных деяний во всех странах мира, отсутствием практических результатов борьбы с ними. На настоящий момент проблема коррупции имеет уже международное значение, как выразился В.В. Лунеев, «коррупция приобрела не только внутригосударственные, но и глобальные масштабы, она вышла за рамки национальных границ и требует глобального подхода» [8].
Одним из результатов поиска совместных мер в ответ на вызовы, возникающие в связи ростом коррупции, - разработка и принятие двух международных конвенций: Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (1998 г.) и Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (1999 г.).
В ходе подготовительной работы экспертами Совета Европы было разработано предварительное общее определение коррупции. Согласно этому определению, под коррупцией понимается взяточничество (подкуп) и любое другое поведение лица, наделенного ответственностью в публичном или частном секторе, которое нарушает свои обязанности, вытекающие из его публичного статуса как публичного лица, частного наемного работника, независимого агента или из другого статуса подобного рода, и нацелено на получение неправомерных преимуществ любого рода для себя или любого другого лица [12].
Данное определение достаточно емкое, однако его нецелесообразно в таком виде заимствовать для российского национального права. Используемые в нем понятия непривычны для нас, что может вызвать значительные трудности при применении данной нормы на практике, потребовать официального разъяснения используемых в нем формулировок.
Кроме того, самими разработчиками было признано, что в данном определении коррупции нет полной ясности и правовой точности, поэтому было решено рассматривать в Конвенции 1998 г. понятие коррупции, исходя из внутреннего законодательства государств-участников, а в Конвенции 1999 г. дать определение коррупции только для целей Конвенции.
Обе указанные конвенции еще не ратифицированы Россией и не вступили в действие, однако трудно не согласиться с тем, что их разработка и принятие - важный шаг в совместной борьбе государств с коррупцией, а также серьезный стимул к совершенствованию национального законодательства о коррупции и связанных с ней преступлениях.
Что же касается самого понятия коррупции, то дать ему единое научное определение, а тем более, законодательное, очень сложно. Как отметил В.В. Лунеев, коррупция сегодня является скорее не правовым, а синтетическим социальным или криминологическим понятием, поэтому ее необходимо рассматривать не как конкретный состав преступления, а как совокупность родственных видов деяний [9].
Именно поэтому в уголовно-правовой науке до сих пор не выработано единого понятия коррупции. По мнению автора, наиболее простым,
но однако отражающим основные характеристики коррупции является определение, которое используется в документах ООН и Совета Европы - «коррупция - это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп» [8]. Думается, к нему необходимо добавить, что это злоупотребление не только государственной властью, но любыми властными полномочиями лица, занимающего определенную должность в государственной либо негосударственной организации, т.е. сюда надо относить и случаи злоупотребления служебным положением в корыстных целях в коммерческой организации.
Что же касается вопроса о введении законодательного, в частности, уголовно-правового определения коррупции, то здесь нужен двойственный подход. Законодательное определение коррупции, с одной стороны, может выступать лишь как дефиниция, предназначенная для более ясного понимания и осмысления конкретных законодательных норм об ответственности за деяния, которые можно отнести к коррупционным, с другой стороны, в литературе высказываются мнения о необходимости введения понятия коррупции наравне с ее конкретными проявлениями [13].
В отношении последнего сразу нужно отметить, что необходимости в этом нет, более того, это было бы нецелесообразно. Связано это с тем, что невозможно заключить это явление в жесткие рамки. Оно является собирательным, включает в себя множество конкретных форм. Введение законодательной (уголовно-правовой или иной) дефиниции коррупции наравне с ее конкретными проявлениями может привести к путанице, неопределенности, свободе толкования данной нормы при применении закона, а также тому, что часть коррупционных действий окажется за пределами уголовного кодекса или иных законов, направленных на борьбу с данными явлениями.
Одним определением коррупции, на наш взгляд, невозможно предусмотреть все возможные ее проявления. Кроме того, неопределенность формулировок недопустима там, где устанавливается юридическая, тем более уголовная, ответственность. Поэтому все деяния, связанные с коррупцией, за совершение которых устанавливается уголовное наказание, должны быть максимально конкретизированы. Именно поэтому, по нашему мнению, в нормативных актах предпочтительнее предусматривать ответственность за каждое отдельное общественно-опасное деяние, связанное с коррупцией. При этом даже такие формулировки, как «уголовная ответственность за коррупцию», недопустимы.
Для лучшего же понимания коррупции как явления и более ясного представления о том, какие же деяния туда следует относить (не только уголовно-наказуемые, но и иные), для наиболее правильного применения и толкования норм о деяниях, связанных с коррупцией, вполне достаточно разработать научное понятие коррупции, по возможности более полное, емкое, но одновременно ясное, не содержащее непонятных терминов, принимаемое большинством ученых, исследователей в этой области. Такое определение может найти отражение и в каком-либо законодательном акте, однако использоваться оно должно исключительно как собирательное понятие, включающее в себя множество конкретных деяний,
помогающее уяснению смысла установления за них юридической ответственности.
Литература
1. Гаухман Л. Коррупция и коррупционное преступление // Законность. 2000. № 6. С. 2.
2. Закон РФ «О борьбе с коррупцией» // Коррупция и борьба с ней. М., 2000. С. 299.
3. Ильин О.С. Хроника прохождения законопроекта «О борьбе с коррупцией» // Коррупция и борьба с ней. М., 2000. С. 77.
4. Краткий анализ состояния преступности в России (январь - декабрь 1998 года) // Российская юстиция. 1999. № 5. С. 35.
5. Кривошеев В.В. Коррупция как проявление криминализации российского общества // Коррупция и борьба с ней. М., 2000. С. 27.
6. Криминология. Учебник для юридических ВУЗов / Под общ.ред. А.И. Долговой. М., 1997. С. 501.
7. Кузнецов Ю.А., Силинский Ю.Р., Хомутова А.В. Российское и зарубежное законодательство о мерах противодействия коррупции. Владивосток,
1999.
8. Лунеев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы // Государство и право. 2000. № 4. С. 100-101.
9. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 1999. С. 271.
10. Мельник Н.И. Понятие коррупции // Коррупция и борьба с ней. М.,
2000. С. 203.
11. Словарь иностранных слов. М., 1955. С. 369.
12. Швец Е.В. Некоторые аспекты международно-правового сотрудничества государств-членов Совета Европы в области борьбы с коррупцией // Журнал российского права. 2000. № 7. С. 67.
13. Шклярова Т.А. К вопросу о понятии коррупции // Актуальные проблемы государства и права на рубеже веков. Владивосток, 1998. С. 355.
14. Экономическая преступность // Организованная преступность и коррупция: исследования, обзоры, информация. 2000. № 2.