Научная статья на тему 'Коррупция как угроза экономической безопасности на примере ВС РФ'

Коррупция как угроза экономической безопасности на примере ВС РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
618
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ГОСОБОРОНЗАКАЗ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / CORRUPTION / STATE DEFENSE ORDER / FINANCIAL CONTROL / ANTI-CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шаров Александр Юрьевич

В статье рассмотрены вопросы, связанные с коррупционными махинациями в сфере Министерства обороны, и необходимые меры противодействия коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION AS A THREAT TO THE ECONOMIC SECURITY ON THE EXAMPLE OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

In the article the questions of corrupt machinations in the Ministry of Defence are considered; and the necessary measures against corruption are presented.

Текст научной работы на тему «Коррупция как угроза экономической безопасности на примере ВС РФ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

А.Ю. Шаров

Московский военный университет

УДК 344.13:346

КОРРУПЦИЯ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕ^ОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ВС РФ

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы, связанные с коррупционными махинациями в сфере Министерства обороны, и необходимые меры противодействия коррупции.

Ключевые слова: коррупция, гособоронзаказ, финансовый контроль, противодействие коррупции.

A.Y. Sharov

Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation

CORRUPTION AS A THREAT TO THE ECONOMIC SECURITY ON THE EXAMPLE OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation

In the article the questions of corrupt machinations in the Ministry of Defence are considered; and the necessary measures against corruption are presented.

Key words: corruption, state defense order, financial control, anti-corruption.

B современной России проявляются негативные тенденции, связанные с ростом коррупции, которые создают реальную угрозу национальной безопасности государства. Коррупционными правонарушениями в России в настоящее время охвачены практически все сферы государственной власти и управления. Коррупционная проблема выведена на первый план: новости переполнены сообщениями о том, что в различных регионах задержаны чиновники и простые граждане за взятки, а Правительство ежедневно заявляет о новых поправках к законодательству, противодействующему коррупции. К сожалению, одним из ведомств, наи-

более пораженных коррупцией, в последние годы стало Министерство обороны РФ.

Несмотря на все усилия Президента, Госдумы и прокуратуры, коррупция в силовом ведомстве не только не уменьшилась, но и возросла.

Понятие коррупции выходит за рамки простого взяточничества. Коррупция — это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные служащие используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.

Современные виды коррумпированного поведения должностных лиц далеко ушли за рамки простого подкупа. Повсеместное распространение получили криминальный лоббизм, корыстный сговор должностных лиц, инвестирование коммерческих структур за счет бюджета в ущерб интересам государства.

Широкое поле для коррупционной деятельности российской армии представляет область бюджетного законодательства, использование государственного имущества.

Злоупотребления в сфере гособоронзаказа приняли «космический» размах. Воровство бюджетных средств происходит через нецелевое использование денег, махинации при проведении аукционов и конкурсов, оплату работ, которые на самом деле не проводились, а также необоснованное завышение цен на продукцию военного назначения.

Один из примеров: руководитель управления развития и организации заказов авиационной техники и вооружения, в звании полковника, заключил госконтракт на ремонт и обслуживание четырех самолетов Ту-142М с одним из ЗАО на сумму 3,6 млн руб. Однако, как выяснилось позднее, вся эта работа уже была выполнена до заключения контракта на другом предприятии всего за 50 тыс. руб. [2].

Также известны случаи хищения 9,4 млн руб. и 264 млн руб. (первый - служащим Минобороны удалось заработать за счет махинации с несуществующей разработкой общевойскового прибора радиационной разведки и контроля «Альбинос», а второй - приемом на баланс Минобороны неукомплектованного или дефектного оборудования) [2].

В конце января 2012 года свой отчет о проверке предприятий, ответственных за исполнение государственного оборонного заказа 2011 года, обнародовала Федеральная служба по оборонному заказу («Рособоронзаказ»). В общей сложности было проведено 257 проверок, по результатам которых ведомство обнаружило экономические нарушения на сумму в 25 миллиардов рублей. Финансирование ГОЗ в прошлом году составило 870 миллиардов рублей. Нарушения преимущественно заключались в завышении стоимости и объема выполненных работ

ЕРЦ (Единый расчетный центр), созданный в рамках «военной реформы», уничтоживший должности военных финансистов и финансовые органы в войсках, как оказалось, не справляется с возложенными на него функциям. Именно этот департамент, который занимается переводом денег сотням тысяч адресатов в погонах, подозревается в мошенничестве в особо крупных размерах.

В апреле 2012 г., благодаря электронной системе внутреннего контроля расчетов, специалистами

Единого расчетного центра, Главного управления кадров Минобороны России и Службы компьютерной безопасности военного ведомства были выявлены факты незаконного перечисления денежных средств на фиктивные банковские карты, якобы принадлежащие 128 военнослужащим Южного военного округа. И это не единичный случай.

Коррупция в российских войсках в 2011 году нанесла ущерб вооруженным силам на сумму более трех миллиардов рублей.

Около половины всех зафиксированных коррупционных преступлений пришлось на мошенничество и должностные подлоги, еще около трети - на взяточничество, злоупотребление и превышение должностных полномочий.

Некоторыми учеными и экспертами предлагается отнести к отягчающим обстоятельствам «действия сотрудников Минобороны, направленные на подрыв обороноспособности страны», что в полной мере позволит ужесточить наказания и как следствие - минимизировать преступления в этой области.

Воровство и коррупция в армии и оборонно-промышленном комплексе должны рассматриваться как государственная измена.

Военное сообщество длительное время уходило от обсуждения вопроса о коррупции в вооруженных силах, либо делая вид, что ее не существует, либо полагая, что это чья-то чужая проблема. Теперь же эта тема открыта для обсуждения.

Коррупция - это сложное общественное явление, имеющее экономическую, политическую, социальную, этическую, психологическую составляющие. Коррупционные отношения в военной организации государства имеют свою специфику.

Задачи, возложенные на вооруженные силы, предопределяют особую опасность коррупции, т.к. она влияет на обороноспособность государства.

В распоряжении органов военного управления и воинских должностных лиц находится значительный объем финансовых и иных материальных средств, в связи с чем возникают различные коррупционные схемы.

Принцип единоначалия, беспрекословности воинского повиновения обусловливает высокую степень зависимости военнослужащих от своих командиров.

Закрытость военной организации государства определяет высокую латентность коррупционных отношений в армии.

Особый характер военной службы обусловливает наличие ряда коррупциогенных факторов, присущих только военной организации (например, распределение выпускников военно-учебных заведений; переводы к новому месту службы и иные перемещения по службе и др.).

Основными негативными последствиями коррупции в армии являются:

- хищения бюджетных средств, выделяемых на оборону, что подрывает доверие к вооруженным силам со стороны общества;

- коррупция ведет к снижению уровня жизни подавляющей части военнослужащих;

- коррупция в сфере военного образования приводит к искаженной карьерной ориентации офицерского состава, настраивая на достижение имущественного успеха любой ценой.

В настоящее время существующая система противодействия коррупции в вооруженных силах неэффективна.

По сути ни органы военной прокуратуры, ни след-

ственные органы по расследованию преступлений в силовых структурах не являются действенными субъектами борьбы с коррупцией.

Определенную эффективность в этой сфере пока демонстрируют лишь органы ФСБ России в вооруженных силах.

Коррупционные схемы действуют на всех уровнях вооруженных сил: от уровня ротного звена до высшего руководства вооруженных сил. Разница между уровнями состоит в сумме присвоенных материальных средств.

В то же время существует четкая взаимосвязь между этими уровнями в коррупционной деятельности, при которой нижестоящие уровни «делятся» с вышестоящими при полном их покровительстве. Серьезные основы для коррупционных схем в воинских частях составляет современная система значительных надбавок к денежному содержанию военнослужащих, несмотря на то, что финансовые органы уже не подчиняются командирам воинских частей.

На высшем уровне военного ведомства основу коррупционных схем составляют деньги, поступающие из бюджета, коммерческая деятельность Минобороны, система распределения жилья, а также система определения победителей на различные тендеры.

Актуальными направлениями в сфере противодействия коррупции в вооруженных силах можно считать:

- военно-экономический анализ коррупции в военной организации,

- экономико-правовые проблемы противодействия коррупции в ВС РФ,

- экономические средства миминизации коррупции в ВПК,

- огранизационно-управленческий механизм борьбы с коррупцией как условие экономической безопасности страны,

- повышение эффективности финансового контроля как средство предупреждения коррупции в ВС.

Эффективность противодействия коррупции предполагает строгую правовую регламентацию военнослужащих всех уровней с максимально возможным ограничением возможностей для субъективного усмотрения. Во-вторых, дальновидная, широкомасштабная антикоррупционная политика государства должна опираться на диверсифицированное антикоррупционное законодательство с широким спектром правовых норм.

Предупреждение, профилактика коррупции и недопущение ее проявлений в системе Вооруженных сил РФ являются частью общей стратегии борьбы с коррупционными правонарушениями (и проступками, и преступлениями), и в конечном итоге определяются той концептуальной моделью, которая служит руководством к действию при принятии и осуществлении соответствующего комплекса мер со стороны государства.

Основными документами, формирующими блок антикоррупционных законов, являются:

1) Национальный план противодействия коррупции;

2) Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

3) Федеральный закон от 25 декабря 2008 г № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции».

4

Вестник КГУ, 2012. № 4

14 апреля 2010 г. был подписал Указ «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы». Благодаря реализации государственной антикоррупционной политики все-таки произойдет коренной перелом общественного сознания, что должно привести к формированию «атмосферы жесткого неприятия коррупции».

В новом положении о Совете безопасности, текст которого 6 мая 2011 года размещен на сайте Кремля, сказано, что секретарь Совета Безопасности России будет контролировать все расходы Вооруженных сил России.

По новому положению к функциям Совбеза относится «организация контроля за целевым расходованием бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год на финансирование расходов по обеспечению национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности».

Также одной из задач Совбеза является «подготовка Президенту предложений о применении специальных экономических мер в целях обеспечения национальной безопасности ».

В Министерстве обороны рекомендуется предусмотреть выполнение комплекса экспертно-аналитических работ, направленных на:

- определение ведомственных коррупциогенных прав и полномочий;

- выявление факторов и причин коррупционного риска;

- анализ должностей на коррупциогенность на основе документов, регламентирующих их полномочия;

- выработку механизмов противодействия коррупции.

Говоря об экономических мерах, стоит выделить следующее:

• деперсонализация взаимодействия военнослужащих с гражданами и организациями (система «одного окна», система электронного обмена информацией, документооборота, оплата электронными деньгами);

• деление административно-управленческих процедур на стадии осуществления госзакупок и их закрепление за независимыми друг от друга должностными лицами Министерства обороны для обеспечения взаимного контроля;

• ротация должностных лиц в Министерстве обороны РФ;

• уменьшение дефицита ресурсов, направленных на реализацию функций, предполагающих взаимодействие с организациями (рассмотрение ходатайств, жалоб);

• детальная регламентация процедуры взаимодействия с субъектами регулирования;

• совершенствование системы защиты информации внутри как вооруженных сил, так и органов, в которых предусмотрена военная служба, - ФСБ, СВР, ФСО;

• контроль за проведением госзакупок со стороны Службы экономической безопасности ФСБ России, Прокуратуры, Департамента экономической безопасности МВД;

• проведение электронных аукционов, что привлечет большее количество участников.

Государство должно наконец запустить механизмы самоочищения. Воровство и коррупционные махинации в армии, на флоте, в оборонной промышленности и в военной науке, от которых зависят жизнь и безопас-

ность всей России, — это не просто частный грех или экономическое преступление. Это государственная измена и пособничество врагу.

Список литературы

1. Храмкин А.А. Противодействие коррупции в госзакупках. - 2-е изд., доп. - М.: ИД «Юриспруденция», 2011. - С. 152.

2. Кудашкин А.В., Беляков В.Н., Алексеев С.В. Проблемы противодействия коррупции в Вооруженных силах Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах -Военно-правовое обозрение. - 2010. - № 2. - С. 6-10.

3. Рогов А. С. Коррупция в области осуществления государственных закупок Министерством обороны РФ как угроза экономической безопасности России //Юрист. -2011.- № 5. - С. 22-26.

4. http://www.lenta.ru/news/2012/02/09/corrupt/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.