ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
КОРРУПЦИЯ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
1 2 Фрунзеева А.Н. , Фрунзеева Ж.Н.
Email: [email protected]
1Фрунзеева Алмагул Нурланбековна - магистрант, кафедра общей юриспруденции и правовых основ безопасности;
Национальный исследовательский ядерный университет «Московский инженерно-физический институт», г. Москва;
2Фрунзеева Жайнагуль Нурланбековна - магистрант, кафедра философии, Международный университет Кыргызстана, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье раскрывается понятие и сущность коррупции. Преступления в сфере коррупции относятся к числу опасных проявлений экономических преступлений. В данной статье рассмотрено влияние коррупции на экономическую безопасность страны, а также причины, способствующие увеличению масштабов этих негативных социально-экономических явлений. Вместе с тем коррупция признана одной из системных угроз национальной безопасности России. Также определено влияние коррупции и теневой экономики на экономическую безопасность страны. В статье показана прямая связь между коррупцией и теневой экономикой. Ключевые слова: коррупция, экономическая безопасность, национальная безопасность, теневая экономика.
CORRUPTION AS A THREAT TO ECONOMIC SECURITY
12 Frunzeeva A.N.1, Frunzeeva J.N.2
1Frunzeeva Almagul Nurlanbekovna - Undergraduate, NATIONAL RESEARCH NUCLEAR UNIVERSITY «MOSCOW ENGINEERING PHYSICS
INSTITUTE», MOSCOW;
2Frunzeeva Jainagul Nurlanbekovna - Undergraduate, DEPARTMENT OF PHILOSOPHY, INTERNATIONAL UNIVERSITY OF KYRGYZSTAN, BISHKEK, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN
Abstract: the article reveals the concept and essence of corruption. Corruption offenses are among the most dangerous economic crimes. This article discusses the impact of corruption on the economic security of the country, and the causes which contribute to increase in the scale of these negative socio-economic phenomena. At the same time, corruption is recognized as one of the systemic threats to Russia's national security. The influence of corruption and shadow economy on the economic security of the country. The article shows a direct link between corruption and the shadow economy. Keywords: corruption, economic security, safety, shadow economic.
УДК 343.3/7
Коррупция является одной из глобальных проблем современности, в значительной степени препятствующая социально-экономической и политической развитии любой страны. Ее воздействия для экономики страны возрастает, увеличиваются масштабы, расширяется область коррупционных преступлений [1, с. 127].
Коррупция (от лат. corruption-подкуп) - общественно опасное явление в сфере политики и государственного управления, выражающееся в умышленном использовании
представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ в любой форме.
Взяточничество и коррупция обходится мировой экономике в 2,6 триллиона долларов ежегодно. Эти средства составляют более 5% глобального ВВП. Об этом говориться в исследовании ООН, выпущенному к Международному дню борьбы с коррупцией [2, с. 15].
Понятие «экономическая безопасность» неразрывно связано с понятием «национальная безопасность». Термин «национальная безопасность» прочно вошел в жизнь современного мира и стал частью внутренней и внешней политики многих стран. Например, США разрабатывают доктрину, концепцию и стратегию своей национальной безопасности, где особое место уделено вопросам экономической безопасности. Поскольку экономика является одной из жизненно важных сторон деятельности личности, общества и государства, то обеспечение национальной безопасности по существу невозможно без обеспечения экономической [3, с.1].
В Российской Федерации термин экономическая безопасность определяется как состояние защищенности национальной экономики от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечивается суверенитет страны единство, ее экономического пространства, усилия и для реализации стратегических и национальных приоритетов [4].
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. «О стратегии экономической безопасности на период до 2030 года» к основным вызовам и угрозам экономической безопасности относятся высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере [5].
Коррупция побуждает такие негативные последствия для Российской Федерации как:
- реальная угроза экономической безопасности во всех ее формах и проявлениях;
- сложность достижения стоящих перед ней стратегических задач;
- огласка наличия коррупции в высших эшелонах власти ведет к подрыву доверия и ставит под сомнение их легитимность;
- снижение уровня жизни подавляющей части населения;
- увеличение имущественного неравенства и бедность большой части населения;
- рост теневой экономики;
- замедление появления эффективных частных собственников;
- увеличение социальной напряженности, которая подрывает и ослабляет национальную экономику и угрожает политической стабильности в стране;
- ухудшение инвестиционного климата, в результате чего частному бизнесу не остается ничего иного, как стремиться к получению скорой прибыли (часто -сверхприбыли) в непредсказуемых условиях, а условия для долгосрочного инвестирования отсутствуют;
- нарушение конкурентных механизмов рынка;
- лишение общества значительной части интеллектуального потенциала ввиду наличия коррупции в образовательной сфере;
- падение престижа страны на международном уровне, рост угрозы ее экономической и политической изоляции, и т.д. [6, с. 35].
Теневая экономика порождает коррупцию, а коррупция, в свою очередь, создает основу расцветания теневой экономики. Причина и следствие, цель и средства здесь настолько взаимоувязаны и переплетены что создают прочный замкнутый круг.
Международная антикоррупционная организация Transparency International в 2018 году составил ежегодный индекс восприятия коррупции в странах, где Россия оказалась на 138 месте из 180 позиций рейтинга, попав в один ряд с Гвинеей, Ливаном, Ираном, Мексикой [7].
В настоящее время в Российской Федерации осуществляется реализация Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы по Указу Президента Российской Федерации. В данном плане предусмотрены следующие задачи:
- совершенствование системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;
- обеспечение единообразного применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в целях повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов;
- совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;
- совершенствование предусмотренных Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" порядка осуществления контроля за расходами и механизма обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы; обеспечение полноты и прозрачности представляемых сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
- повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания;
- совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере бизнеса, в том числе по защите субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц;
- систематизация и актуализация нормативно-правовой базы по вопросам противодействия коррупции, устранение пробелов и противоречий в правовом регулировании в области противодействия коррупции;
- повышение эффективности международного сотрудничества Российской Федерации в области противодействия коррупции, укрепление международного авторитета России [8].
Помимо данного нормативного акта существует Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», где предусмотрен ряд мер по профилактике коррупционных преступлений [9].
Также в рамках борьбы с коррупцией предусмотрена уголовная и административная ответственность за коррупционные преступления.
Подводя итог, можно отметить, что Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в комплексе ключевых вопросов обеспечения национальной безопасности в современных условиях особо выделяют проблему борьбы с коррупцией в связи с общими проблемами экономической безопасности государства. Рассматриваемые вопросы свидетельствует о серьёзности положения и критическом состоянии дел в сфере коррупционных явлений, которые рассматриваются как угроза национальной безопасности.
Список литературы /References
1. Ережипалиев Д.И. Полномочия прокурора в стадии предварительного расследования//Уголовное право, 2015. № 1. С. 127.
2. Буланова Н.В., Ережипалиев Д.И. Деятельность прокурора по осуществлению уголовного преследования: Пособие. М., 2011. С. 15.
3. ВечкановГ.С. Экономическая безопасность. СПб., 2007. 384 с.
4. Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2017 г. № 208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
5. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. №208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
6. Вичужанин М.Ю. Причины возникновения коррупции и современное состояние коррупции России//актуальные проблемы юриспруденции современной Росси сборник статей по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции, 2016. 30-35 с.
7. Индекс восприятия коррупции // Итоговая таблица. [Электронный ресурс], 2018.Режим доступа: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-konuptsii/rossiya-v-mdekse-vospriyatiya-konuptsii-2018-28baИovizШ0Ш8mesto.html/ (дата обращения: 12.05.2019).
8. Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378 «О национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы».
9. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. (ред. от 30.10.2018г) № 273-Ф3.