ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ
УДК 328.185:336 DOI 10.12737/13602
Нели Василева,
докторант ВСУ «Черноризец Храбрый»
(Болгарская Республика, г. Варна)
КОРРУПЦИЯ КАК ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
Вопрос противодействия коррупции особенно актуален в наши дни, потому что в больших масштабах коррупция подрывает устои самой государственности в Болгарии, ставит под сомнение отношения с другими странами в глобализированном мире и в конце концов влияет на личную жизнь и деятельность каждого гражданина. Коррупция деформирует рыночные механизмы, формирует социальное напряжение, замедляет экономический рост. Неясные правила, нестабильные государственные институции и ухудшение общественной морали дополнительно укрепляют негативные эффекты коррупции. Следовательно, исследование коррупционных проявлений в системе государственной администрации - вопрос, который стоит на повестке дня перед рядом исследователей и специалистов в этой области.
Ключевые слова: коррупция, администрация, государственная администрация, государственная служба.
Nely Vassileva
doctoral APU «Chernorizets Brave» (Republic of Bulgaria, Varna) CORRUPTION AS A PHENOMENON IN THE NEGATIVE STATE ADMINISTRATION
The issue of combating corruption is particularly relevant today, because a large scale, corruption undermines the very statehood Bolg-Rhee, casts doubt on the relations with other countries in a globalized world and in the end, it affects the personal life and activity of every citizens Nina. Corruption distorts market mechanisms, creates social tensions and slows economic growth. Unclear rules-udarstvennye unstable state institutions and the worsening social morality further reinforces the negative effects of corruption. Therefore, the study of the manifestations of corruption-tion in public administration issue, which is on the agenda in front of a number of researchers and specialists in this field.
Keywords: corruption, administration, public administration, public service
В настоящее время большинство стран проводят антикоррупционные мероприятия, что является также актуальным и для Болгарии, и для России.
Государственная администрация представляет собой организационную структуру, которая помогает органам
государственной власти при осуществлении их прав.
Когда говорим о государственной администрации в широком смысле этого слова, следует понимать все организационные структуры, которые помогают всяким государственным органам - за-
ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ № 3 (18) 2015 г. 47
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ
конодательной, судебной и исполнительной власти [1, C. 15].
Далее, у Анатоля Франса есть очень интересная мысль: «Государство как человеческое тело - не все функции, которые оно выполняет, благородны». Механизмы, которые порождают коруп-цию, всегда связаны с законодательной базой, фактической деятельностью и функциями государственной администрации. Со временем становится необходимым, как показывает практика, общественное понимание, что явление «коррупция» берет начало в системе государственного центрального и местного аппарата.
Прививается понимание, что все деформации публичных функций более значительных широких понятий, которое во много раз превышает рамки публичного сектора и влияет прямо или косвенно на систему частного бизнеса и на структуры нехозяйственного общественного сектора [2, с. 74].
Современная администрация
В первозданном своем виде, как управление процессами и деятельностью, администрация сопутствует обществу на всех этапах его развития. С тех пор она проходит ряд реформ, достигая сегодняшнего современного варианта. Современную или модерную администрацию понимают, как один из идеальных типов, представляющий строгую, определенную иерархическую систему. Иерархичность - это сущность характеристики администрации, и элементами этой системы должны быть административные учреждения, ведомства и службы. Это структурные единицы, которые находятся в отношении подчинения, координации и суперординации. Эти отношения со своей стороны являются производными от функций, которые осуществляются, чтобы быть реализованными отдельными структурными единицами администрации, снабжен-
ными правами, которые в своей целостности выражают компетентности отдельного административного звена [5, с. 13].
Впервые вводятся единые организационные правила в Законе администрации исполнительной власти, исходя из постановки, что, вопреки ее разнообразию, она едина и ее организация должна подчиняться строгим правилам в строгой иерархии. Ч. 1 пункта 3 Закона устанавливает, что его положения (раз-поредби) прилагаются в администрации других органов государственной власти, указанных в Конституции, пока другое не регламентировано Законом.
Административное государство реализует свои функции через административные структуры:
-определение, реализация законности при использовании публичной власти с помощью растущих требований к парламентарному контролю в ряде стран;
-приобретение, определение и распределение финансовых средств (главным образом через фискальные методы);
-координация и контроль использования гражданских и военных средств для обеспечения общественного порядка и благосостояния на территории, находящейся под влиянием Верховного суда государства [5, с. 15].
Служащие в государственной администрации
Закон о государственном служащем регламентирует возникновение, содержание и прекращение служебных правоотношений между государством и государственным служащим по поводу исполнения государственной службы, пока другое не предвидено в специальном законе.
Государственный служащий - это лицо, которое в силу административного акта назначения штатной должности в государственной администрации помо-
48
JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 3 (18) 2015 г.
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ
гает органу государственной власти в осуществлении его прав.
Принципы, требования и обязанности при выполнении (несении) государственной службы
Осуществление всех деятельностей требует наличия подготовленных специалистов. Этот специалист должен отвечать многим требованиям при выполнении своей государственной службы.
Принципы выполнения государственной службы:
-Законность.
-Лояльность.
-Ответственность.
-Стабильность.
-Политическая нейтральность.
-Иерархическая подчиненность.
-Требования для выполнения государственной службы:
-Соблюдение законов и законных актов органами государственной власти.
-Соблюдение и защита прав, законных интересов и свобод граждан.
-Защита интересов государства.
-Политическая нейтральность и др.
Обязанности государственных служащих:
1) Обязанности, относящиеся к гражданам, - точное, добросовестное и объективное выполнение обязанностей; разъяснение прав и законных интересов граждан; не проявлять грубость, невоспитанность и неуважение к гражданам, которых обслуживают.
2) Обязанности помогать и содействовать органам государственной власти - иерархичная подчиненность; соблюдение рабочего времени; защита классифицированной информации; уведомление; сохранение уважения государственной службы; декларирование имущественного состояния; разкрытие и избежание конфликтов и интересов и другие.
Связь между идеальным административным типом и коррупцией
Рассмотренная выше модель администрации и функции, которые выполняют государственные служащие, идеальны, т.е. в действительности иногда дела обстоят по-другому, даже в острых противоречиях с описанной идеальной административной системой. Сама по себе коррупция - это общественное явление, которое знакомо человечеству тысячелетия. В последние годы это явление - объект широкого обсуждения. Однако, хотя и звучит пародоксально, нет универсального и общепринятого понятия явления коррупции.
Разные исследователи и разные государственные наднациональные организации пробовали дать какое-нибудь определение коррупции. Одно из этих определений, которое используется в британском обществе: коррупция - это неправильное использование общественных ресурсов, неправильное несение государственной службы для извле-чания прямой и последующей пользы.
Другое определение, которое дала австралийская комиссия в борьбе с коррупцией: коррупция - это поведение, которое включает нечестное пользование властью или позицией и, как результат, нахождение кого-то в более хорошем положении перед другим человеком.
Коррупция в администрации связана прежде всего с использованием ресурсов власти. Работа в системе государственного аппарата позиционируется как возможность употребить потенциал соответствующей должности для удовлетворения личных, семейных, родственных, партийных и других интересов. Правительства очень часто продают и покупают товары и услуги, распределяют субсидии, осуществляют приватизационные сделки, предоставляют концессии и др. Государственные служащие очень
ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ № 3 (18) 2015 г. 49
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ
часто имеют доступ к ценной информации, осуществляют санкции и контрольные функции. Эта деятельность создают предпосылки для коррупции в государственной администрации [3, с. 9].
Коррупция в государственной службе
Работа в структурах центральной и местной администрации связана с принятием решений по проблемам, которые затрагивают непосредственные интересы как отдельных лиц, так и социальных групп, и социальных обществ. Этот факт психологически провоцирует чувство зависимости, отношения «они и мы».
Коррупция в государственной службе означает использование несвойственных целей, административных действий, которые достигают других целей, отличных от официальных результатов. И также если коррупция означает злоупотребление властью, то такое поведение будет основанием для идентификации административных актов и действий как незаконных.
Государственные служащие принимают свое положение как несправедливое по сравнению с прибылью участников частного бизнеса. Отсутствие материальных стимулов в государственной службе вводит коррупцию в публичное управление.
Чем больше барьеров на пути, чем больше ограничений и режимов, тем больше нарастает значимость этих «ответственных» решений для тех, кто принимает решения по цене услуг, которые можно продать и купить. Эта зависимость стимулирует коррупционное поведение и многобразные коррупционные практики.
Политические столкновения, институционная борьба за утверждение, частые изменения в законодательстве дополнительно способствуют известной нестабильности занятых в администрации. В последние годы политические
назначения увеличились в результате частых смен правительства, которые выбираются различными политическими большинствами в парламенте.
Коррупция в публичной администрации имеет множество проявлений. Очень часто граждане с готовностью платят кому-либо за получение полагающихся к предоставлению бесплатных административных услуг. Поэтому коррупция не может контролироваться только административными мерами. Коррупция - это сложный социальный феномен, обусловленный экономическими, политическими, организационными и профессиональными условиями. К ограничению коррупции или ее уничтожению необходимо подходить методом использования комплексных мер в государственной администрации. Административная реформа не может решить проблем с коррупцией. Ее цель - приспособить государственную администрацию к реализации экономической и социальной реформ. Проблема коррупции в публичной администрации не только в партийности, но и в том, что это проблема всего общества. В современном обществе пока есть кому давать взятки, чтобы облагодетельствовать себя, выиграть преимущество нечестным путем; пока есть чиновники, которые через свое служебное положение ищут возможности разбогатеть от обыкновенных граждан, будет и коррупция в администрации [3, с. 15].
Этот, как и любой другой научный труд, посвященный каким-нибудь проблемам, направлен на усиление информированности общества относительно размеров и результатов коррупционных преступлений и нарушений. Это шаг для преодоления пассивности и склонности к терпимости подкупности и других злоупотреблений [6, с. 6]. Для эффективного противодействия коррупции недостаточно только иституциональных мер.
50
JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 3 (18) 2015 г.
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ
Необходимо создать новый тип политической и экономической культур нетерпимости к коррупции, а это невозможно сделать без общих усилий всех государственных институтов, средств массовой информации, неправительственных организаций и граждан. Должны существовать четкие границы допустимого и недопустимого поведения, механизмы, которые создадут неблагоприятную для развития коррупции институциональную и правовую среду.
Болгария располагает широким спектром возможностей - политических, правовых, институциональных, психологические, культурные, интеграционных и других, с помощью которых можно вести успешную борьбу с коррупцией. Сегодняшний уровень считается неприемлемым, но надеемся, что это только стечение негативных обстоятельств, которые вызваны сложностью перехода к демократии.
БИБЛИОГРАФИЯ/REFERENCES:
1. Институт по ПА и ЕИ, Управление государственной администрацией, София, 2007.
2. Кулькова В.Ю., Сафин Л.Х. Реализация корпоративной социальной ответственности в социально-экономическом развитии региона // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. -2012. - № 36 (177). - С. 72-80
3. Марков К. Коррупция в публичной администрации. Региональные измере-
ния, модель противодействия и борьбы с коррупцией, - Коалиция, 2000.
4. П. Павлов, С. Михалева. Государственная власть и государственная администрация ВСУ «Черноризец Храбрый», - Варна, 2008.
5. Христов И. Коррупция в современной Болгарии: Аналитический обзор.
6. Центр исследования демократии. Коррупция и антикоррупция - София, 2003.
1. Institut po PA i EI, Upravlenie gosu-darstvennoi administratsiei, Sofiia, 2007. (In Russ.)
2. Kul'kova V.Iu., Safin L.Kh. Realizatsiia korporativnoi sotsial'noi otvetstvennosti v sotsial'no-ekonomicheskom razvitii regiona // Natsional'nye interesy: prioritety i be-zopasnost'. - 2012. - №36(177). - P. 72-80.(In Russ.)
3. Markov K. Korruptsiia v publichnoi administratsii. Regional'nye izmereniia, model' protivodeistviia i bor'by s kor-ruptsiei, - Koalitsiia, 2000.
4. Pavlov P., Mikhaleva S. Gosudar-stvennaia vlast' i gosudarstvennaia admin-istratsiia VSU «Chernorizets Khrabryi», -Varna, 2008. (In Russ.)
5. Khristov I. Korruptsiia v sovremennoi Bolgarii: Analiticheskii obzor. (In Russ.)
6. Tsentr issledovaniia demokratii. Korruptsiia i antikorruptsiia - Sofiia, 2003.
ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ № 3 (18) 2015 г. 51