Научная статья на тему 'Коррупция как неотъемлемая часть теневой экономики'

Коррупция как неотъемлемая часть теневой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
548
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ЭКОНОМИКА / ТЕНЕВОЙ СЕКТОР / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / СИСТЕМА / УПРАВЛЕНИЕ / CORRUPTION / ECONOMY / SHADOW ECONOMY / CRIME / COUNTERACTION / SECURITY / STATE / SYSTEM / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Санинский Роман Александрович

В данной статье проведено исследование взаимосвязи теневой экономики и коррупции. Определены условия, способствующие увеличению объемов производств, представляющих основу теневой деятельности участников современной экономики. Предложены механизмы стратегического планирования, направленные на снижение привлекательности занятия предпринимательской деятельностью в нарушение действующего законодательства. Обоснована необходимость создания системы государственного управления в экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Санинский Роман Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The corruption as an integral part of the shadow economy

In this article there is a study of the relationship of the shadow economy and the corruption. The conditions promoting increase of the volumes of the production as the basis of the shady activities of participants in the modern economy are defined. The author proposes mechanisms for strategic planning for reducing the attractiveness of entrepreneurial activities connected with the violation of law. The necessity of the creation of the system of state control in the economy is proved.

Текст научной работы на тему «Коррупция как неотъемлемая часть теневой экономики»

УДК 343.3

Санинский Роман Александрович Saninskiy Roman A.

кандидат юридических наук, доцент, председатель суда

Арбитражный суд Нижегородской области (603082, Нижний Новгород, Кремль, корп. 9)

сandidate of sciences (law), associate professor, the chairman of court

Arbitration court of Nizhny Novgorod region (9 building Kremlin, Nizhny Novgorod, 603082)

E-mail: [email protected]

Коррупция как неотъемлемая часть теневой экономики The corruption as an integral part of the shadow economy

В данной статье проведено исследование взаимосвязи теневой экономики и коррупции. Определены условия, способствующие увеличению объемов производств, представляющих основу теневой деятельности участников современной экономики. Предложены механизмы стратегического планирования, направленные на снижение привлекательности занятия предпринимательской деятельностью в нарушение действующего законодательства. Обоснована необходимость создания системы государственного управления в экономике.

Ключевые слова: коррупция, экономика, теневой сектор, преступление, противодействие, безопасность, государство, система, управление.

In this article there is a study of the relationship of the shadow economy and the corruption. The conditions promoting increase of the volumes of the production as the basis of the shady activities of participants in the modern economy are defined. The author proposes mechanisms for strategic planning for reducing the attractiveness of entrepreneurial activities connected with the violation of law. The necessity of the creation of the system of state control in the economy is proved.

Keywords: corruption, economy, shadow economy, crime, counteraction, security, state, system, management.

Коррупция — это одно из древнейших правовых, социально-экономических и политических явлений. Еще Ш. Монтескье в своих работах определял, что любое лицо, обладающее властью, склонно к злоупотреблению ей [1, с. 289]. Именно поэтому коррупция присутствует сегодня во всех государствах, вне зависимости от политического или экономического развития.

Современные масштабы коррупции, активно проникающие в экономику, представляют реальную угрозу для всей национальной безопасности, а не только для ее экономической части [2, с. 215—217]. Она становится фактором политического и экономического развития Российской Федерации [3]. Сегодня присутствует утверждение о том,что теневой сектор экономики как раз-таки и детерминируется наличием коррупционной составляющей государственного управления [4, с. 34—37]. Обусловлено это тем, что давление, происходящее со стороны коррумпированных чиновников, заставляет бизнес уходить в теневой сектор. То есть чиновник, об-

ладающий властными рычагами воздействия на субъектов экономической деятельности, уже по определению более криминогенен, чем бизнесмен [5, с. 158]. Именно поэтому несовершенные инструменты государственного регулирования экономики, создающие лазейки для коррупции, более вредны для ее участников, чем, например, повышение ставок налогов.

Это свидетельствует о том, что, выводя прибыль в теневую область, предприниматель создает резервы для будущего взаимодействия с властью в целях решения возникающих проблем и дальнейшего развития бизнеса. В данном вопросе хотелось бы полностью согласиться с мнением Л.М. Белкина, отметившего в своей работе то, что мздоимствование требуется не только для прикрытия законной деятельности, возможно, осуществляемой с какими-либо нарушениями, например, частичное нарушение санитарно-эпидемиологических норм при производстве продуктов питания, но и в целом за возможность работать [6, с. 34—37].

Все это ставит вопрос о формировании единой концепции противодействия теневой экономике и коррупции как неотъемлемой ее части. Полагаем, что все это возможно в рамках уже существующей стратегии экономической безопасности [7], где коррупция определена как одна из главенствующих угроз экономике.

Хотя сегодня существуют силы, не заинтересованные в создании таких механизмов, так как в неконтролируемых условиях создаются более благоприятные и выгодные условия достижения целей как коррупционеров, так и субъектов, занятых в теневом секторе экономики [8, с. 3—8].

Современный уровень коррупции и теневой экономики в России представляет собой целую систему финансовой и хозяйственной деятельности, в обороте которой находятся миллиарды денежных средств. При этом данная деятельность также построена на принципе конкуренции. Приведем один из примеров. Так, значительный нелегальный оборот алкогольной продукции в России поставил проблему в выработке механизмов противодействия ему. В настоящее время в Государственной Думе России разработан проект о криминализации ответственности за незаконное производство и продажу алкоголя. Причем инициатором данной инициативы выступил Минсельхоз России. Хотя сегодня данные деяния полностью охватываются статьей 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство». Данный состав, в отличие от статьи 171 УК РФ, будет сконструирован как материальный. Момент окончания сопряжен с причинением крупного ущерба, либо тяжкого вреда здоровью. Продолжая эту идею, возможно использование административной преюди-ции в случае систематического сбыта алкогольной продукции. Причиной этих предложений стал спад продажи алкоголя в рознице до 15%. Обусловлено это повышением акцизов, что и создало спрос на нелегальный, более дешевый алкоголь [9]. Схожая проблема наблюдается и в сфере продажи табачных изделий.

Все это приводит к существенным экономическим потерям, увеличению затрат на лечение заболеваний,связанных с употреблением алкоголя и табака, снижению производительности труда, но и, конечно же, увеличению затрат на борьбу с контрафактом [10, с. 3].

Совершение столь крупномасштабного оборота такой продукции невозможно без четкого построения коррупционных связей. Поэтому современная теневая экономика представляет собой четко отлаженную индустрию, включающую в себя все элементы классического эконо-

мического развития, в частности, производство, реализацию и потребление [11, с. 123—140].

Коррупция в этой системе занимает не последнее место как способствующий инструмент получения экономически не обоснованной сверхприбыли в короткие сроки.

Борьба с данными неразрывно связанными между собой явлениями возможна только в рамках особой государственной системы управления, основанной на учениях о целеполагании, прогнозировании, планировании и моделировании. Стратегическое управление должно включать в себя центры научно-исследовательской деятельности, аналитические и экспертные структуры, представляющие возможность оперативно реагировать на изменения, происходящие в коррупционно-экономической сфере.

Завершая рассуждение по заявленной теме, хотелось бы подчеркнуть, что побороть теневую экономику без противодействия коррупции, создающей для нее благоприятные условия развития, невозможно. По этой причине лишь проведение комплексных, взаимосвязанных мероприятий правового, экономического и социального толка, направленных на снижение объемов теневой экономики и коррупции, могут привести к желаемому результату, то есть восстановлению полного контроля государства над экономической деятельностью, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Примечания

1. Монтескье Ш. Избранные сочинения. М., 1955.

2. Петрянин А.В. О некоторых особенностях предмета коррупционных преступлений // Актуальные проблемы экономики и права. Казань, 2012. № 2.

3. Кузьмин В. Антикоррупционный тон // Российская газета. 2009. 11 марта.

4. Белкин Л.М. Исследование взаимосвязи количественных показателей коррупции и теневой экономики для оценки эффективности государственного управления процессами детенизации // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 4.

5. Гайдар Е.Т. Смуты и институты. Государство и эволюция. СПб., 2010.

6. Белкин Л.М. Исследование взаимосвязи количественных показателей коррупции и теневой экономики для оценки эффективности государственного управления процессами детенизации // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 4.

7. О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях): указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г № 608 // Российская газета. 1996. 14 мая.

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2017, № 1 (37)

85

з

3 §

0

1

о m >з

0

CD ф

1 ф

О (В :т cç

(С §

Ф §

Ф Д

0 ф

1

se

SS

3

I

а £

СС

>3

з

0

1 3 I (В

О

8. Селиванов А.И. Государственное стратегическое управление как инструмент декриминализации и декоррумпирования отечественной экономики // Безопасность бизнеса. 2014. № 4.

9. Кривошапко Ю. За контрафактный алкоголь будут сажать по новой статье // Российская газета. 2015. 27 апреля.

10. Ерохин В.М. Административно-правовое регулирование оборота алкогольной продукции: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016.

11. Конт Ф. Борьба с отмыванием денег // Развитие внебюджетного нотариата в России: квалифицированная юридическая помощь, защита прав граждан и юридических лиц. М., 2000.

Notes

1. Montesquieu Sh. Selected works. Moscow, 1955.

2. Petryanin A.V. On some features of the subject of corruption crimes // Actual problems of economics and law. Kazan, 2012. № 2.

3. Kuzmin V. Anticorruption tone // Rossiyskaya gazeta. 2009. March 11.

4. Belkin L.M. Study of the interrelationship of quantitative indicators of the corruption and the shadow economy for the assess of the effectiveness of public manage-

ment of processes of deshadowing // Government and local self-government. 2013. № 4.

5. Gaidar E.T. Troubles and institutions. State and evolution. St. Petersburg, 2010.

6. Belkin L.M. Study of the interrelationship of quantitative indicators of the corruption and the shadow economy for the assess of the effectiveness of public management of processes of deshadowing // Government and local self-government. 2013. № 4.

7. On Russian Federation state economic security strategy (Basic Provisions): Presidential decree of April 29, 1996 № 608 // Rossiyskaya gazeta. 1996. May 14.

8. Selivanov A.I. State strategic management as a tool for the decriminalization and decorruptness of domestic economy // Business security. 2014. № 4.

9. Krivoshapko Yu. People will be accused by a new article for counterfeit alcohol // Rossiyskaya gazeta. 2015. April 27.

10. Erokhin V.M. Administrative and legal regulation of the turnover of alcohol products: dissertation... candidate of legal sciences. Moscow, 2016.

11. Cont F. Countering of the money-laundering // Development of extrabudgetary notary in Russia: qualified legal assistance, protection of the rights of citizens and legal persons. Moscow, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.