Подводя итог, следует сказать, что несовершеннолетние лица выступают в качестве особых субъектов гражданских процессуальных правоотношений. В рамках совершенствования норм о защите прав несовершеннолетних, необходимо закрепление на законодательном уровне соответствующих положений, определяющих полномочия прокурора в части исполнительного производства, а также наделение несовершеннолетних лиц процессуальными правами и обязанностями в полном объеме, тем самым предоставляя им возможность совершения активных действий, направленных на судебную защиту своих прав и законных интересов, что благоприятно отразится на положении несовершеннолетних российских граждан, права, свободы и законные интересы которых нарушены.
Литература
1. Конвенция о правах ребенка, Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 44/25 от 20.11.1989. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi7b ase=law&n=9959&req=doc (дата обращения: 08.07.2016).
2. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=73167/ (дата обращения: 08.07.2016).
3. Федеральный закон от 24.06.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 19558/ (дата обращения: 08.07.2016).
4. Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ (дата обращения: 08.07.2016).
Коррупция: дефиниция понятия и формы проявления
Яковчук С. А.
Яковчук Светлана Александровна / Уакоускмк Svetlana Aleksandrovna - студент, юридический факультет, Крымский юридический институт (филиал), Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, г. Симферополь
Аннотация: в статье рассматриваются понятие и формы проявления коррупции. Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, злоупотребление служебным положением, коррупционные проявления.
В Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ) нормативно закреплено казуистическое определение коррупции. В трактовке указанного закона коррупция - это противоправная деятельность (действие или бездействие), связанная со злоупотреблением служебным положением и заключающаяся в использовании должностным лицом предоставленных ему полномочий в целях получения выгод имущественного или неимущественного характера вопреки стратегическим интересам общества, государства и его граждан (ст. 1, п. 1) [1].
Международные конвенции по коррупции не дают единого понимания коррупции, определяя ее путем перечисления деяний, относимых к разряду коррупционных. Например, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. (далее — Конвенция СЕ) к коррупционным деяниям относит пассивный и активный подкуп: государственных национальных должностных лиц; членов государственных иностранных и национальных собраний; государственных иностранных должностных лиц; в частном секторе; должностных лиц организаций на международном уровне; членов парламентских международных собраний; должностных лиц международных судов и судей; применение служебного положения в корыстолюбивых целях; отмывание доходов от преступлений, которые связаны с коррупцией; преступления, которые касаются операций со счетами; третейских национальных судей (арбитров); третейских иностранных судей (арбитров); иностранных и национальных присяжных заседателей [2].
В ст. 15 Конвенции ООН против коррупции, утверждена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/3514 (ХХХ) от 15 декабря 1975 г., коррупция определяется как умышленные уголовно-наказуемые деяния, не включает в себя гражданско-правовые деликты, дисциплинарные и административные проступки, по формам проявления ограничивается активным и пассивным подкупом; подкупом собственно должностных лиц или приравненных к ним категорий лиц, предоставляющих публичные услуги.
Коррупция - это противоправное, устойчивое антигосударственное аморальное социальное явление, порождающее непримиримый конфликт интересов между общенациональными (государственными) и частными интересами, между общественным долгом и личной (групповой, корпоративной) выгодой, между конституционными интересами демократического правового социального государства и реальной практикой распределения и потребления общественного достояния [3].
Ее сущность заключается в антигосударственном корыстном поведении, в «злоупотреблении служебным или социальным положением в корыстных интересах» [4], в «использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения» [5], «распространена не только в системе власти, но и частном секторе» [6].
Классифицировать и систематизировать коррупционные проявления можно по различным критериям и основаниям.
Содержание коррупционных отношений определяет формы коррупционных проявлений - проступки и преступления коррупционного характера. Формы коррупционных проявлений, предусмотренных российским законодательством: 1) Получение взятки, дача взятки - наиболее опасный, высокого уровня латентности и наиболее распространённый вид коррупционных преступлений. 2) Коммерческий подкуп. 3) Сокрытие, неправомерное присвоение, удержание или иное нецелевое использование средств или имущества, если соответствующему лицу известно, что эти средства или имущество получено незаконным путем. 4) Мошенничество -противоправное корыстное поведение посредством преступной манипуляции информацией по прямому умыслу и с использованием служебного положения: обман, предоставление заведомо ложных или неполных сведений, злоупотребление доверием, сокрытие обстоятельств. 5) Служебный подлог - искажение истины в корыстных интересах, внесение в официальные документы заведомо ложных сведений, искажающих смысл документа, изготовление фиктивного (поддельного) документа, изменение содержания подлинного документа [7].
Таким образом, можно сделать вывод, что в праве не выработано единой концепции понимания коррупции, нет и единообразного перечня деяний, относимых к коррупционным.
Литература
1. ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
2. Современные проблемы российского права: материалы Всероссийской научно-практической конференции / НОУ ВПО Московская акад. экономики и права, Моздокский фил.; Шугаибов З. Ш. (отв. ред.) и др. - Махачкала: МавраевЪ, 2013. С. 62.
3. Государственный аудит. Право. Экономика, 2009. № 3. С. 30-31.
4. Антикоррупционные стратегии для стран с переходной экономикой / Под ред. И. Сикоры. К.: Визком, 2002. С. 9. 132 с.
5. Юридическая энциклопедия. / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М.: Юринформцентр, 2005. С. 443. 927 с.
6. Румянцева Е. Е. Механизмы противодействия коррупции. Монография. М.: ГОУ ВПО «ВГНА Минфина России», 2012. С. 16.
7. Андрианов В. Д. Определение коррупции, формы и виды проявления коррупции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://viperson.ru/wind.php?ID=631762.
8. Аленкин С. В. Механизм противодействия коррупции (теоретико-правовое исследование). М., 2008. С. 41-48. 428 с.