Научная статья на тему 'Корригирующее влияние ароматерапии на показатели вариабельности ритма сердца студентов при экзаменационном стрессе'

Корригирующее влияние ароматерапии на показатели вариабельности ритма сердца студентов при экзаменационном стрессе Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
470
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Ключевые слова
АРОМАТЕРАПИЯ / ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС / ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАММА / ПОКАЗАТЕЛИ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ РИТМА СЕРДЦА / СПЕКТРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / AROMATHERAPY / EXAM STRESS / ELECTROCARDIOGRAM / HEART RATE VARIABILITY INDICES / SPECTRAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Абраамян Эрмине Тиграновна, Минасян С. М.

Исследованы изменения показателей активности регуляторных механизмов ритма сердца студентов при экзаменационном стрессе, а также возможность коррекции регистрированных сдвигов с помощью ароматерапии. Установлено, что экзаменационный стресс сопровождается выраженными сдвигами интегральных и спектральных показателей ритма сердца студентов, свидетельствующими об активации симпатического контура вегетативной нервной системы (ВНС) при экзаменационном стрессе. Зарегистрировано также положительное релаксационное влияние эфирного масла апельсина на исследованные показатели. Последнее выражается слабовыраженными изменениями данных показателей или их отсутствием у студентов экспериментальной группы, что свидетельствует о стабилизирующем влиянии использованного эфирного масла на психо-физиологическое состояние студентов при экзаменационном стрессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Абраамян Эрмине Тиграновна, Минасян С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corrective effect of aromatherapy on indices of heart rate variability in students under exam stress conditions

There were investigated changes in indices of the activity of regulatory mechanisms of heart rhythm in student under exam stress conditions and the possibility of their correction with aid of aromatherapy. The examination stress was established to be accompanied by pronounced shifts of integral and spectral indices of heart rhythm in students, indicating to the activation of the sympathetic circuit of Autonomic Nervous System in conditions of examination stress. A positive, relaxation impact of the essential oil of orange on the investigated indices was also recorded. The latter is expressed by weakly pronounced changes or lack of them in data of integral and spectral heart rate indices in students from the experimental group, that indicates to the stabilizing effect of used ethereal oil on the psycho-physiological state of students in conditions of exam stress

Текст научной работы на тему «Корригирующее влияние ароматерапии на показатели вариабельности ритма сердца студентов при экзаменационном стрессе»

гигиеническая и психолого-педагогическая адаптация студентов. Гигиена и санитария. 2012; (1): 48-50.

References

1. Syrkin L.A. Physical development of pupils it. Intercession for the 1923-1924 biennium. Sotsial'naya gigiena. 1927; (8): 34. (in Russian)

2. Minnibaev T.Sh., Rapoport I.K., Chubarovskiy V.V., Timosh-enko K.T., Goncharova G.A., Katenko S.V. A Comprehensive Assessment of the State of Health of Students Based on the Results of Medical Examinations: Guidelines [Kompleksnaya ot-senka sostoyaniya zdorov'ya studentov po rezul 'tatam meditsin-skikh osmotrov: Metodicheskie rekomendatsii]. Moscow: Pervyy MGMU imeni I.M. Sechenova; 2015. (in Russian)

3. Glybochko P.V., Bugaeva I.O., Erugina M.V., Glybochko P.V. Formation of a healthy way of life of students. Saratovskiy nauchno-meditsinskiy zhurnal. 2009; 5(1): 9-11. (in Russian)

4. Minnibaev T.Sh., Timoshenko K.T. University school of hygiene

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(6)

_DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-6-563-568

Оriginal article

of the Moscow medical academy named after Sechenov. Vestnik RAMN. 2010; (11): 16-21. (in Russian)

5. Alekseenko S.N. Value-motivational priorities of medical students on healthy lifestyle. Fundamental'nye issledovaniya. 2013; (2-1): 16-9. (in Russian)

6. Order of 6 March 2015. N 87n «On the medical documentation and form a unified statistical reporting form used during the clinical examination of certain groups of the adult population and preventive medical examinations, orders for their completion,» the Ministry of Health of the Russian Federation. (in Russian)

7. Tymoshenko KT Hygienic assessment profile obtscheniya in biomedical classes: Abstract. Dis. ... Candidate of medical sciences. Moscow. 2009. (in Russian)

8. Kobzar E.N. Works hours: trends and changes in the factors: Author. Dis. ... econ. nauk. - Moscow. 2004: 25. (in Russian)

9. Minnibaev T.Sh., Mel'nichenko P.I., Arkhangel'skiy V.I., Prokhorov N.I., Timoshenko K.T., Goncharova G.A. Socio-hy-gienic and psycho-pedagogical adaptation of students. Gigiena i sanitariya. 2012; (1): 48-50. (in Russian)

Поступила 17.11.15 Принята к печати 13.05.16

О АБРААМЯН Э.Т., МИНАСЯН С.М., 2016 УДК 613.863-057.875:615.322:581.135.51].015.4

Абраамян Э.Т., Минасян С.М.

КОРРИГИРУЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ АРОМАТЕРАПИИ НА ПОКАЗАТЕЛИ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ РИТМА СЕРДЦА СТУДЕНТОВ ПРИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОМ СТРЕССЕ

Ереванский государственный университет, факультет биологии, кафедра физиологии человека и животных, 0025, Ереван, Республика Армения

Исследованы изменения показателей активности регуляторных механизмов ритма сердца студентов при экзаменационном стрессе, а также возможность коррекции регистрированных сдвигов с помощью аромате-рапии. Установлено, что экзаменационный стресс сопровождается выраженными сдвигами интегральных и спектральных показателей ритма сердца студентов, свидетельствующими об активации симпатического контура вегетативной нервной системы (ВНС) при экзаменационном стрессе. Зарегистрировано также положительное релаксационное влияние эфирного масла апельсина на исследованные показатели. Последнее выражается слабовыраженными изменениями данных показателей или их отсутствием у студентов экспериментальной группы, что свидетельствует о стабилизирующем влиянии использованного эфирного масла на психо-физиологическое состояние студентов при экзаменационном стрессе.

Ключевые слова: ароматерапия; экзаменационный стресс; электрокардиограмма; показатели вариабельности ритма сердца; спектральный анализ.

Для цитирования: Абраамян Э.Т., Минасян С.М. Корригирующее влияние ароматерапии на показатели вариабельности ритма сердца студентов при экзаменационном стрессе. Гигиена и санитария. 2016; 95(6): 563-568. DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-6-563-568

Abrahamyan H.T., Minasyan S.M.

CORRECTIVE EFFECT OF AROMATHERAPY ON INDICES OF HEART RATE VARIABILITY IN STUDENTS UNDER EXAM STRESS CONDITIONS

Yerevan State University, Yerevan, 0025, Armenia

There were investigated changes in indices of the activity of regulatory mechanisms of heart rhythm in student under exam stress conditions and the possibility of their correction with aid of aromatherapy. The examination stress was established to be accompanied by pronounced shifts of integral and spectral indices of heart rhythm in students, indicating to the activation of the sympathetic circuit of Autonomic Nervous System in conditions of examination stress. A positive, relaxation impact of the essential oil of orange on the investigated indices was also recorded. The latter is expressed by weakly pronounced changes or lack of them in data of integral and spectral heart rate indices in students from the experimental group, that indicates to the stabilizing effect of used ethereal oil on the psycho-physiological state of students in conditions of exam stress

Keywords: aromatherapy; exam stress; electrocardiogram; heart rate variability indices; spectral analysis.

For citation: Abrahamyan H.T., Minasyan S.M. Corrective effect of aromatherapy on indices of heart rate variability in students under exam stress conditions. Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal) 2016; 95(6): 563-568. (In Russ.). DOl: 10.18821/0016-99002016-95-6-563-568

For correspondence: Hermine T. Abrahamyan, MD, postgraduate student of the Department of Human and Animal Physiology of the Faculty of Biology of the Yerevan State University. E-mail:[email protected]

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest. Funding. The study had no sponsorship.

Received: 22 June 2015 Accepted: 17 November 2015

гиена и санитария. 2016; 95(6)

DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-6-563-568_

Оригинальная статья

Бурное развитие науки и техники привело к высоким темпам жизнедеятельности, увеличению информационной нагрузки, постоянному дефициту времени и повседневным эмоциональным стрессам. У людей, занимающихся умственной деятельностью, одним из первичных факторов, приводящих к эмоциональному напряжению, является экзаменационный стресс - мощный психоэмоциональный стрессогенный фактор, приводящий к выраженной активации симпатических механизмов, сопровождающихся нарушениями вегетативного гомеостаза, нервными перенапряжениями, нейропсихическими, сердечно-сосудистыми, метаболическими функциональными расстройствами [1-3].

В наши дни одним из перспективных направлений в медицине является поиск новых методов, способствующих активации саморегуляторных механизмов организма. Для увеличения функциональных возможностей и немедикаментозной коррекции физиологических функций организма, ароматерапия постепенно приобретает широкий спектр применения. Тем не менее, несмотря на использование аро-матерапии в терапевтической и реабилитационной практике, этот способ сенсорного воздействия не имеет полного физиологического обоснования. В современной научной литературе существуют множество данных о влиянии различных эфирных масел на функциональные системы организма. Эфирные масла используют не только для коррекции различных функциональных изменений, но и для сохранения и восстановления здоровья [4, 6, 7].

По данным многочисленных исследований, изменения ритма сердца могут служить маркерами физиологических реакций организма в ответ на влияние различных факторов [2]. В настоящее время для оценки функциональных резервов и состояния здоровья в процессе адаптации организма при воздействии различных социально-экологических факторов широко используют метод вариабельности ритма сердца Р.М. Байевского (1984) [5].

Исходя из этого, целью данного исследования явилось изучение изменений показателей ритма сердца при экзаменационном стрессе, а также возможность их коррекции с использованием ароматерапии.

Материал и методы

В исследованиях на добровольных началах приняли участие 60 студенток биологического факультета ЕГУ. Исследуемые были разделены на две группы: контрольная (30 человек) и экспериментальная (30 человек). Все исследования проводили в 3 экспериментальных ситуациях: 1 - в относительно спокойный день семестра (регистрировалась физиологическая норма); 2 - до экзамена; 3 -после экзамена.

Студенты экспериментальной группы перед экзаменом были подвержены 20-минутному воздей-

Для корреспонденции: Абраамян Эрмине Тиграновна, аспирант факультета биологии, Ереванский государственный университет, 0025, Ереван, Республика Армения. E-mail: [email protected]

ствию запаха эфирного масла апельсина (фирма «Вивасан», Швейцария).

С целью исследования показателей активности регуляторных механизмов ритма сердца в первом стандартном отведении, в положении сидя, регистрировали и анализировали ЭКГ с помощью программно-аппаратного комплекса, в состав которого входят электрокардиограф марки «Bio-Art 001», персональный компьютер и специально разработанная программа, обеспечивающая анализ показателей ритма сердца методом вариационной пульсометрии.

В каждой экспериментальной ситуации анализировали 3-минутные сегменты ЭКГ. Исследование и анализ ЭКГ проводили в соответствии с критериями Европейской ассоциации кардиологов и Североамериканской ассоциации электрофизиологии и кардио-ритмологии.

Исследовали статистические и геометрические параметры ритма сердца: pNN50 - процент последующих R-R интервалов, различающихся более чем на 50 мс за весь период записи; RMSSD - квадратный корень из суммы квадратов разности величин последовательных пар интервалов; мода (Мо) -наиболее часто встречающееся в данном динамическом ряде значение кардиоинтервала; амплитуда моды (АМо) - число кардиоинтервалов, соответствующих значению моды, в % к объему выборки; вариационный размах (AX) - отражает степень вариативности значений кардиоинтервалов в исследуемом динамическом ряду; индекс напряжения регуляторных систем сердца (ИН); вегетативный показатель ритма (ВПР); индекс вегетативного равновесия (ИВР); показатель адекватности процессов регуляции (ПАПР).

Во всех экспериментальных ситуациях проводили также спектральный анализ вариабельности ритма сердца (ВРС). В норме у человека в спектре ритма сердца присутствуют 3 основные спектральные составляющие: высокочастотные (HF - 0,15-0,4 Гц) компоненты, которые сопряжены с дыханием и отражают модулирующее влияние парасимпатического отдела ВНС на активность синусового узла; низкочастотные колебания (LF - 0,04-0,15 Гц) - собственный ритм сосудодвигательного центра, обусловленный вспышками симпатической вазомоторной активности; очень низкочастотные колебания (VLF - 0,003-0,04 Гц) - обусловлены избыточной активацией церебральных эрготропных структур. Общий спектр (TP) отражает суммарную активность нейрогуморальных влияний на сердечный ритм. LF/HF-коэффициент вегетативных взаимоотношений условно определяет процентный вклад симпатических и парасимпатических механизмов в процессе регуляции сердечного ритма (индекс симпато-пара-симпатического баланса).

Полученные данные обработаны статистически с помощью прикладных программ «Statistica 10». Рассчитывали групповые показатели суммарной статистики: среднюю арифметическую величину (M) и стандартное отклонение (SD). О достоверности различий судили по ¿-критерию Стьюдента.

Динамика изменений показателей ритма сердца ваготоников при экзаменационном стрессе

Показатель

Контрольная группа

1

2

3

Экспериментальная

1

2

ИН (у.е.) AMo (%) ИВР (у.е.) ВПР (у.е.) ПАПР (у.е.) Mo (сек) AX (сек) TP (мс2) VLF (%) LF (%) HF (%) RMSSD (мс) LF/HF (у.е.) pNN50 (%)

74.02 ± 5,37 39,82 ± 4,79

109,59 ± 29,47 3,39 ± 0,56 59,13 ± 3,99 0,72 ± 0,04 0,33 ± 0,03 2695 ± 609,6

19.3 ± 2,61 57,88 ± 2,71 27,79 ± 12,62 40,88 ± 7,11 2,82 ± 1,06 23,19 ± 1,71

174,5 ± 21,47***

67,25 ± 5,74 233,36 ± 36,71* 6,43 ± 0,64** 92,81 ± 6,14** 0,64 ± 0,04 0,26 ± 0,02* 1570 ± 659,7*** 22,59 ± 4,13* 60,88 ± 4,26 16,19 ± 14,96** 22,12 ± 2,67** 3,72 ± 1,19 13,39 ± 3,35

155,3 ± 30,06**

63,84 ± 5,26 207,89 ± 30,03* 6,23 ± 0,92** 83,17 ± 6,43** 0,65 ± 0,07 0,28 ± 0,03* 2234 ± 313,3*** 8,16 ± 2,01** 63,88 ± 4,86

23.04 ± 16,14*

27.5 ± 4,45** 3,44 ± 0,97 13,61 ± 6,01

63,73 ± 20,63 49,18 ± 16,73 134,72 ± 53,94 2,99 ± 1,19 50,07 ± 15,81 0,73 ± 0,36 0,39 ± 0,07 4525 ± 1216,1 13,75 ± 4,81 80,25 ± 17,07 16,15 ± 2,93 42,25 ± 8,13 4,37 ± 1,02 25,51 ± 4,58

105,40 ± 54,01 58,25 ± 5,65 175,21 ± 66,21 3,94 ± 1,12*** 75,65 ± 26,5** 0,68 ± 0,12 0,35 ± 0,09* 4675 ± 2318,0 14,85 ± 2,31 66,01 ± 15,19 18,35 ± 4,11* 36,50 ± 6,26 3,67 ± 1,04* 30,5 ± 13,06**

Примечание: * - р <0,05, ** -р <0,01, *** -р <0,001; 1 - норма, 2 - перед экзаменом, 3 - после экзамена.

Результаты и обсуждение

На этапе физиологических исследований подчеркивается необходимость индивидуального подхода для исследований стрессорных реакций, поскольку при получении среднестатистических данных общая картина реакций на стресс у людей с разными психологическими и физиологическими характеристиками резко меняется. По данным Ю.В. Щербатых (2001), в качестве показателя вегетативного равновесия более приемлем ИН регуляторных систем, характеризующий соотношение активности симпатических и парасимпатических механизмов [18]. Исходя из этого, по результатам анализа интегральных показателей ритма сердца все испытуемые были разделены на 3 подгруппы. В 1-ю подгруппу были включены студенты-ваготоники (40% в контрольной группе, 27% в экспериментальной, ИН < 80 у.е.). 2-я подгруппа составлена из студен-тов-нормотоников (36% в контрольной группе, 40% в экспериментальной, 80 < ИН < 180 у.е.). 24% испытуемых в контрольной группе, 33% в экспериментальной группе были симпатотониками (3-я подгруппа, ИН > 180 у.е.).

Анализ параметров ритма сердца в норме выявил почти одинаковый уровень у всех испытуемых.

В предэкзаменационный период наблюдали достоверное увеличение ИН в обеих группах, но разной степени выраженности. Так, если в контрольной группе увеличение ИН составило 135,74% (р < 0,001) у ваготоников, 116,42% (р < 0,001) у нормотоников и 110,97% (р < 0,001) у симпатотоников, то в экспериментальной группе у ваго-, нормо- и симпатотони-ков оно составило соответственно 65,38% (р < 0,05), 35,09% (р < 0,01), 11,35% (табл. 1-3).

Сдвиги ИН в обеих группах сопровождались однонаправленными изменениями других показателей, характеризующих активность симпатического звена в регуляции сердечного ритма (АМо, ИВР, ВПР,

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(6)

_DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-6-563-568

Оriginal article

Таблица 1

группа

3

75,28 ± 27,24* 52,25 ± 7,17 133,53 ± 30,99** 2,81 ± 0,75*** 58,25 ± 17,11***

0,69 ± 0,83 0,40 ± 0,06*** 5175 ± 1965,01 11,11 ± 2,81 69,03 ± 12,47 20,3 ± 11,76** 54,25 ± 11,49**

3,45 ± 1,29 54,75 ± 11,38***

ПАПР), менее выраженную в экспериментальной группе (см. табл. 1-3).

Изменения, характеризующие активность симпатического контура регуляции сердечного ритма в предэкзаменационный период, свидетельствуют о существовании психоэмоционального напряжения, что проявляется в активации симпато-адреналовой системы и повышении напряжения регуляторных механизмов ритма сердца. Следует отметить, что более умеренное повышение активности симпатического звена ВНС в экспериментальной группе, по всей вероятности, обусловлено влиянием эфирного масла апельсина. При этом наиболее значимые сдвиги в обеих группах наблюдали у студентов с изначально низким уровнем ИН-ваготоников. Заслуживает внимания тот факт, что у симпатотоников экспериментальной группы перед экзаменом изменения показателей активности симпатических механизмов, регулирующих сердечную деятельность, были незначительными (кроме ИВР). Таким образом, можно заключить, что эфирное масло апельсина имеет наибольшую эффективность у симпатотоников.

В предэкзаменационный период об отклонении вегетативного баланса в сторону симпатического контура ВНС у студентов контрольной группы свидетельствуют также уменьшение показателей активности парасимпатического звена Мо, АХ, RMSSD, р№К50 соответственно на 11,11%, 21,21% (р < 0,05), 45,89% (р < 0,001), 42,25% у ваготоников; 15,71% (р < 0,001), 25,01% (р < 0,001), 42,65% (р < 0,05), 58,95% (р < 0,001) у нормотоников; 13,64%, 37,04% (р < 0,001), 37,08% (р < 0,001), 65,01% у симпатото-ников (см. табл. 1-3).

В экспериментальной группе по сравнению с контрольной наблюдали довольно разнообразные и в основном слабо выраженные сдвиги исследованных показателей. Так, под влиянием экзаменационного стресса у ваготоников эксперименатальной

1*

1* *

*

1

9

|

*

дигиена и санитария. 2016; 95(6)

РРк 10.18821/0016-9900-2016-95-6-563-568_

Оригинальная статья

Динамика изменений показателей ритма сердца нормотоников при экзаменационном стрессе

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель Контрольная группа Экспериментальная группа

1 2 3 1 2 3

ИН (у.е.) 146,61 ± 5,90 317,3 ± 20,71*** 252,8 ± 31,27** 155,67 ± 15,67 210,29 ± 58,84** 167,94 ± 32,41*

АМо (%) 67,89 ± 2,13 83,56 ± 3,18*** 78,13 ± 3,59*** 61,83 ± 10,07 74,83 ± 12,95* 65,17 ± 12,25*

ИВР (у.е.) 209,21 ± 7,79 384,43 ± 41,13*** 332,61 ± 35,69*** 215,62 ± 37,14 298,43 ± 83,99* 239,34 ± 43,78*

ВПР (у.е.) 4,87 ± 0,29 9,61 ± 1,35*** 7,48 ± 0,65*** 5,07 ± 0,76 5,50 ± 0,81 5,23 ± 0,97

ПАПР (у.е.) 89,19 ± 4,19 153,80 ± 9,28*** 122,61 ± 8,32*** 90,37 ± 11,58 106,03 ± 20,46 91,42 ± 18,13

Мо (сек) 0,70 ± 0,02 0,59 ± 0,02*** 0,65 ± 0,02*** 0,69 ± 0,09 0,71 ± 0,06 0,72 ± 0,11

АХ (сек) 0,28 ± 0,01 0,21 ± 0,01*** 0,23 ± 0,01*** 0,29 ± 0,03 0,26 ± 0,05 0,27 ± 0,02

ТР (мс2) 1933 ± 99,6 1215 ± 167,4** 1502 ± 153,1** 2933 ± 1671,8 1498 ± 718,7* 2116 ± 714,5*

VLF (%) 11,68 ± 1,94 8,98 ± 1,59* 15,71 ± 1,97* 5,51 ± 3,75 7,37 ± 1,81* 13,45 ± 3,97

LF (%) 56,6 ± 4,44 66,01 ± 2,99 66,17 ± 3,53 60,50 ± 15,31 65,33 ± 15,99 49,33 ± 13,11**

ОТ (%) 32,01 ± 4,04 25,04 ± 3,18* 18,66 ± 2,95* 34,23 ± 11,82 27,27 ± 8,02 35,43 ± 10,54

RMSSD (мс) 34,44 ± 1,45 29,75 ± 1,69* 32,67 ± 1,51* 38,16 ± 14,78 24,67 ± 5,42** 30,72 ± 15,81

LF/HF (у.е.) 2,63 ± 0,62 2,94 ± 0,77 4,11 ± 0,72 1,89 ± 0,33 2,39 ± 0,54 1,48 ± 0,33*

р^50 (%) 11,67 ± 2,01 4,79 ± 0,65*** 6,86 ± 1,68*** 25,82 ± 8,11 11,03 ± 2,29** 13,47 ± 5,21

группы значения Мо, АХ и RMSSD понижались соответственно на 6,85%, 10,28% ф < 0,05) и 13,61%, а р№К50, наоборот, увеличился на 19,61%; у нормотоников наблюдалось незначительное увеличение Мо, а АХ, RMSSD и р№450 понижались на 10,34%, 35,35% ф < 0,01) и 57,28% ф < 0,01); у симпатотони-ков Мо и RMSSD понижались на 4,17% и 26,01%, а АХ и р№К50 колебались в пределах нормы (см. табл.

1-3).

Сдвиги, наблюдаемые в контрольной группе, по данным ряда авторов, являются отражением возрастающей централизации в регуляции ритма сердца и модулирующего влияния гипоталамуса [1, 27, 28]. Более слабо выраженные изменения маркеров активности парасимпатического звена или их отсутствие при экзаменационном стрессе свидетельствуют о стабилизирующем влиянии эфирного масла апельсина на механизмы регуляции ритма сердца, что в основном отражается в умеренной активации симпатического отдела ВНС. Полученные результаты соответствует данным исследований некоторых авторов о релаксирующем и восстановительном влиянии эфирного масла апельсина [16].

После экзамена во всех подгруппах контрольной группы наблюдалась тенденция возвращения всех исследованных показателей к исходным уровням, но они продолжали колебаться в пределах значений предэкзаменационного периода (см. табл. 1-3). Подобная динамика показателей ВРС свидетельствует о сохранении психоэмоционального напряжения и высокой степени активности симпато-адреналовой системы даже после сдачи экзамена.

В постэкзаменационный период у студентов экспериментальной группы регистрировали довольно интересную динамику исследуемых показателей. Маркеры активности симпатического контура регуляции сердечного ритма во всех подгруппах почти достигли исходного уровня, в некоторых случаях

были даже несколько ниже исходных значений (см. табл. 1-3). Что касается показателей, характеризующих активность парасимпатического контура ВНС, то в экспериментальной группе они почти восстановили свои исходные уровни (только у нормотоников RMSSD и р№К50 оставались значительно ниже нормы - соответственно на 19,49 и 52,17%), а некоторые даже заметно превосходили свои нормальные значения (RMSSD, р№К50 у ваготоников были выше нормы соответственно на 28,41%, p < 0,001; 114,71%, p < 0,001) (см. табл. 1-3).

Вышеизложенные изменения свидетельствуют о полном устранении слабовыраженного экзаменационного психоэмоционального напряжения у студентов экспериментальной группы в постэкзаменационный период, что, по всей вероятности, является результатом эффективной активации адаптационно-компенсаторных механизмов организма студентов под влиянием эфирного масла апельсина.

Перед экзаменом анализ спектральных показателей ритма сердца студентов показал выраженное понижение ТР у всех испытуемых контрольной группы: соответственно 41,74; 37,14 ф < 0,01) и 45,81% ф < 0,01) у ваго-, нормо- и симпатотоников. У ва-готоников и симпатотоников экспериментальной группы значения ТР колебались в пределах нормы, а у нормотоников ТР снизился на 48,92% ф < 0,05) (см. табл. 1-3).

Понижение общего спектра у всех испытуемых сопровождалось выраженными изменениями спектра VLF-волн, что свидетельствует о высокой активности подкорковых нервных центров перед экзаменом, имеющей разные степени выраженности в двух группах испытуемых (в экспериментальной группе сдвиги VLF-волн по сравнению с контрольной были слабо выражены). Кроме того, понижение ТР у большинства испытуемых сопровождалось также уменьшением мощности HF- и повышением мощно-

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(6)

DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-6-563-568

Оriginal article

Таблица 3

Динамика изменений показателей ритма сердца симпатотоников при экзаменационном стрессе

Показатель

Контрольная группа

2

Экспериментальная группа

2

ИН (у.е.) 209,6 ± 7,22 442,20 ± 33,92*** 370,51 ± 42,95*** 251,89 ± 74,17 280,49 ± 96,79 263,61 ± 82,51

AMo (%) 68,82 ± 3,95 98,69 ± 1,09*** 90,37 ± 4,62*** 78,40 ± 12,76 80,01 ± 21,43 82,03 ± 15,15

ИВР (у.е.) 281,67 ± 17,5 509,06 ± 51,32*** 449,58 ± 50,6*** 319,78 ± 142,96 389,98 ± 158,06** 356,33 ± 98,89

ВПР (у.е.) 6,57 ± 0,51 10,36 ± 1,03* 9,17 ± 1,09* 6,34 ± 0,86 6,76 ± 1,26 6,35 ± 1,12

ПАПР (у.е.) 103,98 ± 4,13 174,33 ± 6,95*** 152,04 ± 10,88*** 108,44 ± 22,22 116,08 ± 31,35 121,03 ± 26,76

Mo (сек) 0,66 ± 0,04 0,57 ± 0,02 0,60 ± 0,03 0,72 ± 0,04 0,69 ± 0,07 0,68 ± 0,03

AX (сек) 0,27 ± 0,01 0,17 ± 0,01*** 0,19 ± 0,01*** 0,22 ± 0,02 0,22 ± 0,04 0,23 ± 0,03

TP (мс2) 1408 ± 129,5 763 ± 128,7** 843 ± 103,3** 1416,03 ± 403,6 1380 ± 468,5 1498 ± 523,2

VLF (%) 6,74 ± 1,59 10,83 ± 3,87 9,27 ± 2,52 17,01 ± 2,41 32,82 ± 5,59 23,44 ± 2,56

LF (%) 61,61 ± 5,63 63,9 ± 4,48 65,4 ± 4,02 46,81 ± 18,91 60,23 ± 16,94 51,42 ± 12,26

HF (%) 32,63 ± 5,38 27,92 ± 7,73 25,33 ± 3,74 36,20 ± 7,23 27,78 ± 6,61 25,10 ± 6,32

RMSSD (мс) 27,1 ± 2,79 17,05 ± 2,29*** 19,91 ± 2,21*** 34,81 ± 14,24 26,01 ± 9,07** 31,81 ± 3,85*

LF/HF (у.е.) 2,96 ± 0,97 3,13 ± 1,15 3,76 ± 1,04 1,71 ± 0,32 2,50 ± 0,62 2,06 ± 0,67

pNN50 (%) 8,69 ± 2,17 3,04 ± 1,46** 4,66 ± 1,75** 13,11 ± 2,14 13,48 ± 2,17 13,18 ± 4,52

1

3

3

сти LF-волн, отражающий соответственно степень активности парасимпатического и симпатического отделов ВНС. О достоверности последнего свидетельствует повышение LF/HF индекса у всех испытуемых (см. табл. 1-3).

После экзамена в 3 подгруппах контрольной группы наблюдалось повышение мощности общего спектра (более выраженное у ваго- и нормотони-ков), но ТР продолжал оставаться значительно ниже нормы: 17,11% у ваго-, 22,29% у нормо- и 40,13% у симпатотоников. У ваго- и симпатотоников экспериментальной группы в постэкзаменационный период значения ТР незначительно превышают исходные уровни, а у нормотоников продолжают оставаться ниже нормы на 27,84% (табл. 1-3).

Следует также отметить, что при анализе спектральных показателей симпатотоников обеих групп перед экзаменом самые выраженные сдвиги наблюдались в значениях VLF-волн (повышение на 60,68% в контрольной группе, 92,94% - в экспериментальной), что в контрольной группе, по всей вероятности, обусловлено исходной высокой активностью симпатического звена в предэкзаменационный период, и для предотвращения симпатического сверхвлияния и срыва адаптационно-компенсаторных механизмов организма в основном запускаются подкорковые регуляторные механизмы. В экспериментальной группе к описанным особенностям регуляции добавляется стабилизирующее влияние эфирного масла апельсина. По мнению ряда авторов, непосредственная связь обоняния с лим-бической системой обусловливает значительное вовлечение эмоциональных и, соответственно, вегетативных компонентов. Формирование модулирующих влияний эфирных масел на физиологические системы организма осуществляется изменением активности нейрофизиологических структур

лимбической и вовлечением гипофизарно-адрена-ловой систем [4, 29, 30]. Вероятно, низкий уровень психоэмоционального напряжения у студентов экспериментальной группы и связанные с этим менее выраженные сдвиги показателей ВРС при экзаменационном стрессе по сравнению с контрольной группой обусловлены понижением активности ги-пофизарно-адреналовой системы в результате релаксационного воздействия эфирного масла апельсина на лимбическую систему через обоняние.

После экзамена во всех группах испытуемых наблюдали сдвиг вегетативного баланса в сторону па-расимпатикотонии, несмотря на то, что в контрольной группе сохранился некоторый высокий уровень активности симпатических механизмов. Подобные данные в своих исследованиях наблюдали также Ф. Ямазаки (2003), Н.П. Деваев (2011) [2, 3].

Таким образом, результаты наших исследований свидетельствуют о том, что при экзаменационном стрессе регуляция ритма сердца осуществляется в условиях напряжения регуляторных механизмов и активации симпатического отдела ВНС, что в зависимости от исходного уровня вегетативного напряжения имеет разные степени выраженности. Также очевидно, что использованное нами эфирное масло апельсина значительно смягчает негативное влияние экзаменационного стресса, свидетельством чего является слабо выраженная активация симпатической нервной системы студентов экспериментальной группы по сравнению с контрольной.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литер атур а (п.п. 3, 7, 9-11 см. References)

1. Литвинова Н.А. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей студентов в адаптации к умственной и физической деятельности: Автореф. дисс. ... докт. биол. наук. Томск; 2008.

гиена и санитария. 2016; 95(6)

DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-6-568-572_

Оригинальная статья

2. Деваев Н.П. Роль экзаменационного стресса в изменениях вариабельности ритма сердца и биоэлектрической активности головного мозга у студенток медицинского колледжа: Автореф. дисс. ... канд. биол. наук. Ярославль; 2011.

4. Шутова С.В. Ароматерапия: физиологические эффекты и возможные механизмы. Вестник Гуманитарного института Тольят-тинского государственного университета. 2013; 18(4): 1330-6.

5. Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клицкин С.З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука; 1984.

6. Беляев А.Ф., Ширяева Е.Е., Кузнецова Г.В. Немедикаментозная терапия как основа восстановительной медицины. Тихоокеанский медицинский журнал. 2008; (3): 88-91.

8. Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса: Автореф. дисс. ... докт. биол. наук. СПб.; 2001.

12. Авилов О.В. Обонятельные воздействия при стрессорных состояниях у студентов и школьников: Дисс. ... докт. биол. наук. Курган; 2007.

13. Шквирина О.И., Глазко О.С., Дёмина А.К. Динамика функционального состояния кардиореспираторной системы школьников как объективный критерий качества образовательной среды. В кн.: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Функциональное состояние и здоровье человека». Ростов-на-Дону; 2010: 252-4.

References

1. Litvinova N.A. The Role of Individual Psychophysiological Characteristics of Students in Adaptation Process to Mental and Physical Activity: Diss. Tomsk; 2008. (in Russian)

2. Devaev N.P. Role of Examination Stress in Changes of Heart Rate Variability and Brain Bioelectrical Activity of Medical College Students: Diss. Yaroslavl'; 2011. (in Russian)

3. Yamazaki F. Heat acclimation increases skin vasodilation and sweating but not cardiac baroreflex responses in heat-stressed humans. J. Appl. Physiol. (1985). 2003; 95(4): 1567-74.

4. Shutova S.V. Aromatherapy: physiological effects and possible mechanisms. Vestnik Gumanitarnogo instituta Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; 18(4): 1330-6. (in Russian)

5. Baevskiy R.M., Kirillov O.I., Klitskin S.Z. Mathematical Analysis of Heart Rate Changes During Stress [Matematicheskiy analiz izmeneniy serdechnogo ritma pri stresse]. Moscow: Nauka; 1984. (in Russian)

6. Belyaev A.F., Shiryaeva E.E., Kuznetsova G.V. Non-pharmacological therapy as a basis for regenerative medicine. Tikhookeanskiy meditsinskiy zhurnal. 2008; (3): 88-91. (in Russian)

7. Chang K.M., Shen C.W. Aromatherapy benefits autonomic nervous system regulation for elementary school faculty in Taiwan. Evid. Based Complement. Alternat. Med. 2011; 2011: 946537.

8. Shcherbatykh Yu.V. Autonomic Manifestations of Examination Stress: Diss. St.Petersburg; 2001(in Russian)

9. Lucini D., Di Fede G., Parati G., Pagani M. Impact of chronic psychosocial stress on autonomic cardiovascular regulation in otherwise health subjects. Hypertension. 2005; 46(5): 1201-6.

10. Vrijkotte T.G., van Doornen L.J., de Geus E.J. Effects of work stress on ambulatory blood pressure, heart rate, and heart rate variability. Hypertension. 2000; 35(4): 880-4.

11. Goes T.C., Antunes F.D., Alves P.B., Teixeira-Silva F. Effect of sweet orange aroma on experimental anxiety in humans. J. Altern. Complement Med. 2012; 18(8): 798-804.

12. Avilov O.V. Olfactory Effects on School and University Students under Stress Conditions: Diss. Kurgan; 2007. (in Russian)

13. Shkvirina O.I., Glazko O.S., Demina A.K. Dynamics of cardiorespiratory system functional state of pupils as an objective criterion of the quality of the educational environment. In: Proceedings of the III All-Russian Scientific-Practical Conference «Human Health and Functional State» [Materialy III Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii ''Funktsional'noe sostoyanie i zdorov'e cheloveka'']. Rostov-na-Donu; 2010: 252-4. (in Russian)

Поступила 22.06.15 Принята к печати 17.11.15

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 613.96:612.821-057.857

Будук-оол Л.К., Ховалыг А.М.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет» Министерства образования и науки РФ, 667000, Кызыл

Введение. Значительную роль в успешности обучения и адаптации студентов играют психологические особенности их организма. На уровень адаптации студентов влияют экологические и климатогеографические условия проживания.

Материал и методы. Объектом исследования служили студенты 1-го курса тувинской национальности. Обследование студентов проводили в октябре. Оценка эмоционального состояния включала определение уровня реактивной и личностной тревожности, адаптационного потенциала, уровня социально-психологической адаптированности студентов, уровня агрессии.

Результаты. Для первокурсников Тувинского университета оказались характерными низкий уровень РТ и умеренный - ЛТ, при этом девушки имеют статистически достоверно более высокий уровень тревожности по сравнению с юношами. АП статистически не различается по полу и находится в гендерных группах в пределах удовлетворительного (менее 2,1). Лица с неудовлетворительным АП и срывом адаптации в исследуемом контингенте студентов-первокурсников не обнаружены. Сравнительный анализ АП в зависимости от пола показал, что в группе студентов, характеризующихся высокой ЛТ, статистически достоверных различий по показателю АП не обнаружено. Однако в группе студентов с умеренной ЛТ значительно больше юношей с напряжением адаптации. Юноши отличаются более низкими параметрами косвенной и вербальной агрессии, раздражения, обиды, подозрительности, чувства вины. Девушки характеризуются более высокой враждебностью, причем она даже выше нормативных значений.

Заключение. У студентов-первокурсников АП, свидетельствующий о физиологической адаптации организма, находится в пределах удовлетворительного. В состоянии психологической адаптации выявлен более высокий уровень тревожности девушек в сравнении с юношами. Более удовлетворительное состояние характерно для социально-психологической адаптации, поскольку у всех студентов значения шкал теста находятся в пределах нормы.

Ключевые слова: тревожность; агрессивность; адаптационный потенциал; социально-психологическая адаптация; студенты; гендерные особенности.

Для цитирования: Будук-оол Л.К., Ховалыг А.М. Особенности психологического статуса студентов-первокурсников в условиях обучения в вузе. Гигиена и санитария. 2016; 95(6): 568-572. DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-6-568-572

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.