Семьянинов Ярослав Валерьевич
КОРРЕЛЯЦИЯ ЧАСТУШЕЧНЫХ ГАРМОННЫХ НАИГРЫШЕЙ И НАПЕВОВ ЛОКАЛЬНОЙ ТАМБОВСКОЙ ТРАДИЦИИ
В статье рассматриваются проблемы бытования частушки в Тамбовской области, исторические предпосылки ее возникновения. Автором приводится пример корреляции инструментальной и вокальной составляющих жанра. На основе анализа локальных частушечных наигрышей "Канарейка", "Кирсановского", "Матаня" предлагаются три корреляционные формы частушечных экспромтов. Также в ходе работы освещается вопрос о существовании и развитии жанра в регионе на современном этапе и отношении к нему в исполнительской среде в настоящее время.
Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2016/12-2M3.htm!
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 12(74): в 3-х ч. Ч. 2. C. 157-160. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/12-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net
УДК 7; 398.89 Искусствоведение
В статье рассматриваются проблемы бытования частушки в Тамбовской области, исторические предпосылки ее возникновения. Автором приводится пример корреляции инструментальной и вокальной составляющих жанра. На основе анализа локальных частушечных наигрышей «Канарейка», «Кирсановского», «Матаня» предлагаются три корреляционные формы частушечных экспромтов. Также в ходе работы освещается вопрос о существовании и развитии жанра в регионе на современном этапе и отношении к нему в исполнительской среде в настоящее время.
Ключевые слова и фразы: Тамбовский регион; частушка; особенности музыкального стиля; локальные наигрыши; корреляция инструментальной и вокальной составляющих.
Семьянинов Ярослав Валерьевич
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова jarfolkk@gmail. com
КОРРЕЛЯЦИЯ ЧАСТУШЕЧНЫХ ГАРМОННЫХ НАИГРЫШЕЙ И НАПЕВОВ ЛОКАЛЬНОЙ ТАМБОВСКОЙ ТРАДИЦИИ
В изучении народных форм искусства особую художественную ценность представляют региональные фольклорные традиции, обладающие необычайным своеобразием и неповторимым самобытным колоритом. При этом локальная этнокультурная традиция может выявить особый, культурный пласт, который наиболее показательно презентует её музыкально-стилевые особенности. В традиционной культуре Тамбовского региона таким феноменом является уникальная частушечная традиция, полноценно сохранившаяся до настоящего времени и занимающая преимущественное положение в регионе.
Неоспоримый вклад в распространение и развитие данного жанра внесла гармонь, которая, появившись во второй половине XIX века на территории Тамбовского края, быстро распространилась и осваивалась в местном этническом пространстве. Развиваясь одновременно с гармонью, частушка на протяжении XX века стала любимым и популярным, а в ряде мест преобладающим жанром фольклорной традиции.
В настоящее время Тамбовская область является регионом, в котором частушка стала в ХХ веке одним из ведущих жанров фольклора. Её популярность в аутентичной практике не исчезла и в наше время. Данные фольклорно-этнографических экспедиций, проводимых автором статьи в разные годы на территории Тамбовской области, свидетельствуют о значительном бытовании этого жанра.
Более чем столетняя история частушки, её расцвет в ХХ веке доказали феноменальную творческую жизнеспособность данного вида народного искусства, который играет значительную роль в жанровой системе фольклорной традиции и народного творчества в целом. Феномен жанра заключается в его уникальности. Частушка в равной степени отвечала потребностям городского и деревенского населения, воплотив в себе их духовные и материальные ценности. Отражая все сферы бытования, связанные с личными и общественными отношениями, частушка стала своеобразным «зеркалом» бурно меняющихся экономических и политических условий жизни, а вместе с тем и народного самосознания. Процесс развития и постоянного обновления фольклора на протяжении столетий, несмотря на естественное отделение музыки от ритуально-вербального синкретизма и появление новых жанровых форм, не нивелировал его коммуникативность. Напротив, каждая эпоха стимулировала обновление форм музицирования. Это относится к новейшему времени - становлению и развитию жанра частушки. Аутентичные певцы и инструменталисты стали идеальной средой, где вызревали новые формы музицирования и, как результат, новые жанровые разновидности народного искусства.
Как делают вывод исследователи, в процессе становления жанра частушки гармонь оказалась наиболее приемлемым инструментом. Коммуникативная связь между вербальной и инструментальной составляющими стала источником ярких художественных явлений.
Ещё в 1936 году Е. В. Гиппиус ставит перед исследователями задачи разработки данной темы. «Наиболее распространённая форма, в которую отлилось это состязание музыканта и певца, - пишет учёный, - чередование пения под аккомпанемент с музыкальными интерлюдиями - открывает возможность творческого дополнения литературных образов музыкальными, и наоборот» [3, с. 29].
Анализ записанного в Тамбовском регионе фольклорного материала даёт возможность выделить три основные формы корреляции вокальных частушечных экспромтов и гармонных наигрышей.
Первая группа - гомофонно-гармонический тип, при котором наигрыш исполняет в основном функцию аккомпанемента.
Можно предположить, что аккордово-гармонический тип сопровождения был изначальным, вытекающим из общего функционального принципа строения мелодии и гармонической поддержки.
Первые два такта вступления гармони являются гармонической настройкой для певца. Соотношение аккордов (T-D-T-S) в качестве аккомпанемента является интонационной основой для мелодического архетипа напева, состоящего из двух ритмизованных звуков (a - h).
Другой пример также принадлежит к данной коммуникативной группе гомофонно-гармонического аккомпанемента, но усложнённого типа. Это относится как к мелодизированным элементам аккомпанемента, так и к общей гармонической фактуре.
Пример 2
Для данного примера группы наигрышей характерно минимальное количество опеваний, где звуки правой руки дублируют аккорды левой. Единственные изменения, какие можно наблюдать, - это перенос аккорда в правой руке с ударной доли на безударную. Вариантность данного материала минимальная, но она может возникать в простейших элементах, в виде синкоп, задержаний и т.п.
Приведённый пример отличается также более развёрнутым вступлением в форме периода, который проецирует основной интонационный комплекс собственно частушки (вокальной партии), но в то же время представляет собой ритмически достаточно самостоятельный рисунок с внедрением синкопированных элементов, мелодизированных опеваний и аккордовых последований.
Вторая группа - гомофонно-гармонический тип, при котором наигрыш не только аккомпанирует, но и поддерживает вокальную партию, дублируя её, насыщая подголосками, создавая двух-, трехголосные созвучия. Эту форму можно назвать подголосочно-коммуникативной, так как мелодические линии напева и наигрыша развиваются параллельно, дополняя друг друга. В подобных образцах народной музыки проявляются типические формы традиционного искусства. Гармонист (безусловно, яркий и талантливый представитель аутентичной культуры), глубоко знающий формы народного вокального музицирования, принципы подголосочной системы, возможно, сам порой подпевающий солистке, поддерживает основную мелодию верхним подголоском, в отдельных эпизодах создавая самостоятельный мелодико-гармонический комплекс.
Аккомпанирующая часть представляет собой идентичную вокальной мелодическую линию, сопровождаемую терцовой второй. Приведённый пример убедительно демонстрирует коммуникативную функцию коллективного творчества, которое проявляется в опоре на традиционные формы современного музицирования на уровне целостной и продуцирующей системы. Здесь важную роль играет вокальная партия, которая, с одной стороны, может развиваться в контексте инструментальной мелодической линии. С другой - её развитие в отдельных элементах ведёт собственный, отличный от аккомпанемента напев, который, оставаясь в рамках гармонической последовательности, совместно с партией гармони создаёт многоголосные созвучия.
Пример 3
Представляют особый интерес вступления и музыкальные интерлюдии к приведённым образцам.
В системе традиционного музицирования они выполняют многоуровневую функцию. Одна из них направлена на установление контакта со слушателями, привлечение внимания аудитории и на психологическую подготовку к восприятию определённого типа музыки. Её можно назвать семантическим настроем к происходящему. Другая выполняет художественно-коммуникативные задачи с исполнителем-солистом, подготавливая его к импровизации частушечного куплета, сообщая нужный эмоциональный заряд.
В силу особых условий исполнения данного жанра вступления к частушкам у аккомпаниатора-гармониста оформились в устойчивые интонационно-ритмические образования, своего рода клише, с определённой вне-вербальной семантикой. Они репрезентируют жанр, традицию и в то же время - индивидуально-импровизационное начало гармониста как творческой личности.
Третью группу можно назвать оппозиционным стилевым принципом. Здесь наигрыш, наряду с функцией аккомпанемента, создаёт своего рода самостоятельную мелодическую линию, не совпадающую с вокальной.
Импровизационное вступление (прелюдия) - это период повторного строения, где предложения представляют собой вариативно изложенный наигрыш нисходящей конструкции, но развёртывающийся в виде фигурационного движения нисходящего и восходящего направлений. Семантическая роль прелюдии -настроить на вокальную партию исполнителя с опорой на тоникальный устой, чему способствуют доминантовый предъём и завершающий тонический аккорд.
Последующее развитие вокальной и инструментальной партий представляет собой уникальное соотношение оппозиционного типа, где мелодическая линия пения - выдержанные интонационные последования в амбитусе дихорда (a - h) распевного стиля, а сопровождение гармони - орнаментального. При этом каждый такт носит формульный характер: с одной стороны, он даёт отчётливую гармоническую последовательность, сообщая вокальной партии ладоинтонационную основу и фиксируя исходные звуки, с другой -оставляет «простор» для орнаментики, «разрабатывая» её «фигурационно» путём интонационных подъёмов и спадов, создавая самостоятельную подголосочно-полифоническую линию.
Таким образом, наблюдения над корреляционными формами частушек, записанных в Тамбовской области, свидетельствуют о многогранности данного жанра и его особом месте в традиционной культуре. Созданные в творческом союзе гармониста и певца яркие в художественном отношении музыкальные композиции демонстрируют индивидуализованный и во многом неповторимый стиль. Приведённые образцы локальных частушечных наигрышей - «Канарейка», «Кирсановского», «Матаня», а также ряд других - значительно дополняют и обогащают отечественную фольклорную традицию.
Примечания
Пример 1 - «Барыня» - наигрыш с частушками, записанный в 2008 г. от Шалагина Евгения Ивановича 1948 г.р. (гармонь) и Степановой Нины Ивановны 1938 г.р. (частушки) в с. Дмитриевщина Рассказовского района Тамбовской области.
Пример 2 - «Матаня» - наигрыш с частушками, записанный в 2008 г. от Шалагина Евгения Ивановича 1948 г.р. (гармонь) и Степановой Нины Ивановны 1938 г.р. (частушки) в с. Дмитриевщина Рассказовского района Тамбовской области.
Пример 3 - «Канарейка» - наигрыш с частушками, записанный в 2010 г. от Безгина Александра Васильевича 1942 г.р. (гармонь) и Котовой Елизаветы Яковлевны 1946 г.р. (частушки) в с. Платоновка Рассказовского района Тамбовской области.
Пример 4 - «Кирсановского» - наигрыш с частушками, записанный в 2013 г. от Белькова Евгения Петровича 1943 г.р. в с. Саюкино Рассказовского района Тамбовской области.
Список литературы
1. Бойко Ю. Е. Частушка Среднего Урала (напев и наигрыш) // Экспедиционные открытия последних лет. Народная музыка, словесность, обряды в записях 1970-х - 1990-х годов. СПб., 1996. С. 115-145.
2. Власова З. И. Частушки и песня (к вопросу о сходстве и различии) // Из истории русской народной поэзии. Русский фольклор: в 36-ти т. Л., 1971. Том XII. С. 102-123.
3. Гиппиус Е. В. Интонационные элементы русской частушки // Гармоника: история, теория, практика. Майкоп, 2000. С. 27-51.
4. Заленский Э. Я. О припевках в Псковском уезде // Русская мысль о музыкальном фольклоре: материалы и документы. М., 1979. С. 351-352.
5. Москвичёва С. А. Где-то играет гармошка... Традиционные наигрыши Тамбовской области: музыкально-этнографический сборник. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2013. 108 с.
6. Щуров В. М. Жанры русского музыкального фольклора: учеб. пособие для музыкальных вузов и училищ: в 2-х ч. М.: Музыка, 2007. Ч. 1. История, бытование, музыкально-поэтические особенности. 400 с.
CORRELATION OF CHASTUSHKA ACCORDION FOLK-TUNES AND MELODIES OF TAMBOV LOCAL TRADITION
Sem'yaninov Yaroslav Valer'evich
Sobinov Saratov State Conservatory jarfolkk@gmail. com
The article considers the problem of the chastushka existence in Tambov region and historical background of its occurrence. The author gives an example of correlation of instrumental and vocal components of the genre. Three correlational forms of the chastushka improvisations are offered basing on the analysis of the local chastushka folk-tunes "Canary", "Kirsanovskogo", "Matanya". In the course of the work the issue about existence and development of the genre in the region at present and attitude to it in performing environment at the moment is also covered.
Key words and phrases: Tambov region; chastushka; features of musical style; local folk-tunes; correlation of instrumental and vocal components.