Научная статья на тему 'Коррекция знаний и умений по физике у студентов педвуза в условиях компетентностного подхода'

Коррекция знаний и умений по физике у студентов педвуза в условиях компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИЯ / КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / CORRECTION / QUALITY OF EDUCATION / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Татьяна Владимировна

В статье раскрываются актуальные проблемы обеспечения качества образовательного процесса по физике в вузе. Показана роль коррекции знаний и умений студента в условиях реализации компетентностного подхода. Рассматриваются формы, методы и средства коррекции в массовом обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher Pedagogical Students Physical Knowledge and Skills Correction in the Context of Competence Approach

The article describes topical problems of quality assurance of the educational process in Physics at university. It shows the role of the students knowledge and skills correction in the context of competence approach. We also consider the forms, methods and means of correction in mass education.

Текст научной работы на тему «Коррекция знаний и умений по физике у студентов педвуза в условиях компетентностного подхода»

УДК 53(07)

ББК 22.3р30

Никитина Татьяна Владимировна

соискатель

кафедра теории и методики обучения физике Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Nikitina Tatiana Vladimirovna Applicant for a Degree Chair of Theory and Teaching Methods of Physics Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Коррекция знаний и умений по физике у студентов педвуза в условиях

компетентностного подхода Higher Pedagogical Students’ Physical Knowledge and Skills Correction in the

Context of Competence Approach

В статье раскрываются актуальные проблемы обеспечения качества образовательного процесса по физике в вузе. Показана роль коррекции знаний и умений студента в условиях реализации компетентностного подхода. Рассматриваются формы, методы и средства коррекции в массовом обучении.

The article describes topical problems of quality assurance of the educational process in Physics at university. It shows the role of the students’ knowledge and skills correction in the context of competence approach. We also consider the forms, methods and means of correction in mass education.

Ключевые слова: коррекция, качество знаний, компетентностный подход.

Key words: correction, quality of education, competence approach.

Процессы модернизации системы высшего профессионального образования в России предполагают изменение требований к уровню подготовки выпускника (будущего учителя физики), представленные в форме компетенций. В связи с этим компетентностный подход является ведущим путем повышения качества высшего профессионального образования. Исследователи, занимающиеся проблемами реализации комптентностного подхода в образовании, определяют его как требования к моделированию качества подготовки выпускника вуза на основе категорий компетенции и компетентности [3]. Компетентность есть динамическое качество человека-профессионала, которое «движется» от начального уровня, заложенного в системе высшего профессионального образования - компетенции, к мастерству, как высшей форме компетентности. Следовательно, основной

категорией компетентностного подхода в образовательном процессе вуза является компетенция - способность (готовность) применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Очевидно, что качественно сформированные компоненты компетенции (т.е. требования к освоению компетенции) создают условия для успешного формирования самой компетентности выпускника вуза.

Повышению качества знаний и умений обучаемых способствует их постоянная коррекция. Этот термин используется во многих областях научного знания, и это, как правило, действие, связанное с исправлением или поправкой, уточнением каких-либо параметров по сравнению с эталоном [1]. В более широком смысле коррекция - это действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия (т.е. факта невыполнения требований федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы и др.). В таком понимании коррекция включает в себя не только деятельность по исправлению ошибок студентов в рамках конкретной дисциплины (устранение обнаруженного несоответствия), но и деятельность для устранения причин несоответствия [2].

Коррекция есть разносторонняя проблема, требующая решения на различных этапах непрерывного физического образования, поскольку является необходимым условием обеспечения качества его протекания и результата. Для обоснования выбранных нами методов, форм и средств коррекции знаний и умений студентов обратимся к идеям японского учёного Г. Тагути, которые уже нашли широкое применение в экономике и на производстве. Главное в философии Г. Тагути — это повышение качества с одновременным снижением расходов. Такой подход позволяет учитывать не только потери качества, которые несёт потребитель образовательной услуги, но и необходимость снижения затрат на образовательную деятельность, устранение издержек, возникающих в ходе образовательного процесса [5].

Проведённый анализ литературы по вопросу коррекции знаний и умений обучаемых, показал, что меры, предлагаемые исследователями для её реализации, являются крайне трудозатратными для преподавателя, их

практически невозможно реализовать в условиях массового обучения. Усвоение знаний и умений есть процесс индивидуальный, то есть зависящий от индивидуальных качеств студента (тип мышления, тип памяти, уровень школьной подготовки, заинтересованность в учёбе и в будущей профессии и др.). Следовательно, для осуществления коррекции знаний и умений каждого студента преподаватель должен проводить консультации, проверять индивидуальные домашние задания, контрольные работы студентов и др., анализируя причины допущенных ошибок и затрачивая при этом достаточно много времени. Вследствие различных факторов, снижающих качество образовательного процесса по физике, недостаточно однократного осуществления коррекции знаний и умений студентов по соответствующей теме. Всё это в условиях массового обучения приводит к увеличению временных затрат на образовательный процесс и значительно повышает нагрузку на преподавателя.

Решение данной проблемы мы видим в поиске новых эффективных форм, методов и средств обучения, с помощью которых возможно осуществление коррекции знаний и умений фронтально. Такие формы, методы и средства должны создавать условия для перехода внешней коррекции, осуществляемой преподавателем, во внутреннюю коррекцию - самокоррекцию, как важную часть самообразования и саморазвития каждого отдельного студента.

Дидактическими средствами коррекции в условиях массового обучения могут служить корректировочные тесты, отличительной чертой которых является то, что заведомо ложные варианты ответа содержат типичные ошибки, допускаемые студентами в ходе соответствующей учебно-познавательной деятельности. Такие тесты позволяют предупредить многие ошибки. Размещение корректировочных тестов в локальной компьютерной сети вуза позволяет снизить некоторые издержки, возникающие в образовательном процессе, и повысить тем самым эффективность использования времени, отведённого на аудиторную работу за счёт экономии времени на проверку заданий преподавателем, решения тестов студентами, пропустившими занятие или выполнившими его на неудовлетворительную оценку и др. Использование

корректировочных тестов в сочетании с информационными технологиями позволяет создать условия для осуществления самокоррекции, так как компьютерная программа выполняет проверку, хранит информацию, перечень элементов знаний, которые усвоены недостаточно, поэтому осуществляется самоанализ причин ошибочного ответа на вопрос с возможной консультацией у преподавателя.

Эффективным средством при создании условий для инициирования процессов самокоррекции у обучаемых является рейтинговая система мониторинга и оценки их учебных достижений, в основу которой положен ряд дидактических идей, направленных на повышение качества знаний и умений. Рейтинговая система позволяет учесть результаты всех видов учебной деятельности студента: успешность выполнения корректировочных тестов, контрольных работ, индивидуальных домашних заданий, работу на лекциях, семинарах, лабораторных занятиях и др. Студенты имеют возможность самостоятельно отслеживать свои достижения, осуществлять самоконтроль и самокоррекцию своей учебно-познавательной деятельности. Таким образом, при описанной организации процесса обучения (корректирующем

тестировании и рейтинговой системе мониторинга и оценки учебных достижений студентов) имеется возможность корректировать мотивацию и ценностно-смысловое отношение студента к учебной деятельности.

Следует отметить, что в настоящее время система образования в большей степени является «закрытой» для реализации самостоятельности студента в обучении. Действительно, субъект учебной деятельности на начальных этапах обучения, как в школе, так и в вузе, лишен свободы целеполагания, выбора, удовлетворяющего его уровня обучения. Следовательно, необходимо создать такую среду обучения физике в вузе, которая будет способствовать раскрытию творческого потенциала студентов, предоставлять им возможность выбора уровня обучения, стимулировать студентов к самостоятельному контролю и коррекции собственных учебных достижений. Речь идёт о создании и использовании особой информационно-образовательной среды, которая может быть одновременно и источником знаний, и способствовать использованию

различных форм самостоятельной работы обучаемых, отвечая задачам развития их личностного потенциала.

Коррекция знаний и умений, приобретённых при изучении школьного курса физики, является чрезвычайно важной для студентов-первокурсников физического факультета. В исследованиях М.В. Потаповой показано, что школьный и вузовский курсы физики являются рядом расположенными концентрами системы непрерывного физического образования и должны быть связаны вводным пропедевтическим курсом. Основная цель этого курса: коррекция знаний и умений, полученных первокурсниками при изучении школьного курса физики, создание предпосылок, способствующих успешному формированию у них общекультурных компетенций:

ОК-1: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

ОК-4: способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования;

ОК-8: готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией [4].

Требования к освоению названных компетенций заключаются в том, что студент должен:

• знать: место физики в системе наук; методологию и методы исследований в физике;

• уметь: применять знания элементарной физики к решению

физических задач; использовать математический аппарат при выводе следствий физических законов и теорий; планировать и выполнять учебное экспериментальное и теоретическое исследование физических явлений;

• владеть: системой теоретических знаний по физике; навыками решения теоретических задач по физике на уровне, соответствующем

требованиям профильного уровня подготовки по физике в общеобразовательной школе; методологией и методами физического эксперимента.

Содержание данных компетенций и требования их к освоению в рамках основной образовательной программы в целом и пропедевтического курса физики в частности раскрыты в таблице 1. Достижение главной цели основной образовательной программы (сформированности компетенций ОК-1, ОК-4 и ОК-8) в рамках пропедевтического курса физики осуществляется через раскрытие субъектного опыта обучаемых, согласование этого опыта с требованиями к знаниям, умениям и владениям, которые должны быть усвоены в результате изучения курса общей физики в вузе. Основной результат такого обучения - создание условий для подготовки компетентного специалиста (учителя физики) способного к культурно-просветительской и педагогической деятельности в области физического образования.

Средствами коррекции основных групп знаний (о физических величинах, явлениях, законах и др.) и умений (решать задачи, проводить наблюдения и эксперименты), формируемых в школьном курсе физики, являются повторительно-обобщающие занятия лекционного и семинарского типов, на которых проводится обобщение и систематизация знаний за школьный курс физики на методологическом уровне. Особое место в пропедевтическом курсе физики занимает лабораторный практикум, на котором студенты: 1) учатся проводить физический эксперимент с учётом требований, предъявляемых в вузе; 2) повторяют теорию расчёта погрешностей, тем самым подготавливаясь к применению более сложных методов математической статистики для обработки данных физического эксперимента; 3) овладевают культурой

проведения физического эксперимента.

Таблица 1

Требования к освоению общекультурных компетенций ОК-1, ОК-4, ОК-8 на

различных уровнях

Уровень основной образовательной программы направление «Педагогическое образование» профиль «Физика» Уровень дисциплины «Пропедевтический курс физики»

ОК-1

знать основные характеристики естественнонаучной картины мира, место и роль человека в природе основные научные факты, понятия, законы, теории в рамках современной физической картины мира как части естественнонаучной картины мира

ь т О применять естественнонаучные знания в учебной и профессиональной деятельности устанавливать преемственные связи между дисциплинами естественнонаучного цикла

ь еть вла основными методами математической обработки информации математическими приёмами, необходимыми для систематизации и обобщения полученных знаний по физике

ОК-4

ь ё н з основные характеристики естественнонаучной картины мира, место и роль человека в природе; концептуальные теоретические основы науки - физики, её место в общей системе наук и ценностей; историю развития и становления физики, её современное состояние место физики в системе наук естественного цикла; основные научные факты, понятия, законы, теории в рамках современной физической картины мира, как части естественнонаучной картины мира

ь т о применять естественнонаучные знания в учебной и профессиональной деятельности; планировать и выполнять учебное экспериментальное и теоретическое исследование физических явлений использовать математический аппарат при решении физических задач; выполнять простое учебное экспериментальное и теоретическое исследование физических явлений

владеть основными методами математической обработки информации; математическими приемами, необходимыми для сравнения физических объектов, выделения общего, выявления существенных признаков, расчленение целого на части и объединения частей в целое

ОК-8

ьтанз место физики в системе наук место раздела «механика» в курсе общей и экспериментальной физики

уметь применять естественнонаучные знания в учебной и профессиональной деятельности; планировать и выполнять учебное экспериментальное и теоретическое исследование физических явлений самостоятельно пополнять свои знания путем работы с учебной, научной, научно-популярной, справочной литературой, интернет-источниками; представлять результаты экспериментальных исследований по физике с использованием икт-технологий

ь еть вла основными методами компьютерной и математической обработки информации приемами построения графических изображений в физике, наглядно выражать свои мысли с помощью схем, использовать в учебном процессе икт

Таким образом, коррекция, являясь необходимым условием качества образовательного процесса по физике в вузе, представляет собой сложную и малоисследованную проблему, которая остро стоит в практике преподавания в высшей школе. Для того чтобы поддерживать высокий уровень качества образовательного процесса по физике в вузе, необходима своевременная коррекция знаний и умений, которые в свою очередь являются требованиями к освоению основных компонентов компетенций - глобальных целей высшего профессионального образования согласно образовательным стандартам третьего поколения.

Библиографический список

1. Потапова М.В. Пропедевтика в непрерывном физическом образовании (школа-педвуз): Монография/ М.В. Потапова. - М.: Изд-во «Прометей» МГПУ, 2008. - 256c.

2. Солонин С.И. Менеджмент качества образовательной услуги (руководство для преподавателей вузов): учеб. пособие для сист. пов. квал. преп. вузов / С.И. Солонин. -Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2010. - 190 с.

3. Субето А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций / А.И. Субето. - СП. - М.: Исследоват. центр проблем кач-ва под-ки спец-ов, 2006. - 72 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт. Глоссарий [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=789, свободный. - Загл. с экрана.

5. Философия качества по Тагути. Серия «Все о качестве. Зарубежный опыт». Вып.6, 1997 / Пер. с англ. - М.: НТК «Трек», 1997. - 17 с.

Bibliography

1. Federal State Educational Standard. Glossary [E-Resource]. - Access Mode: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=789, free. - Title from the screen.

2. Philosophy of Quality According to Taguchi. Series ‘Complete Guide About Quality. Foreign Experience’. Issue 6, 1997 / Translated from English. - Moscow: NTK “Treck”, 1997. - 17 p.

3. Potapova, М.У. Propaedeutics of Continuous Physical Education (School - Pedagogical University): Monograph / М.У. Potapova. - М: Prometheus, 2008. - 256 p.

4. Solonin, S.I. Quality Management of Educational Service (Guide for University Lecturers): Study Guide for Career Development System of University Lecturers / S.I. Solonin. -Yekaterinburg: UrFU-UPI, 2010. - 190 p.

5. Subeto, A.I. Ontology and Epistemology of Competence Building Approach, Classification and Qualimetry of Competencies / A.I. Subeto. - St. Petersburg-Moscow: Research Centre for the Problems of Quality in Specialists’ Training, 2006. - 72 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.