дования выше у учащихся 4 А класса. Таким образом, можно сделать вывод: организация проектной деятельности в начальной школе оказывает положительное влияние на:
- навыки позитивного отношения к собственной личности;
- навыки позитивного общения;
- навыки самооценки и понимания других.
Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это его сильная сторона. Поиск нужных
материалов требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наблюдения, более 70% учащихся обращаются к учебникам, другой учебно-методической, дополнительной и специальной литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащихся в области решения проблем коммуникации.
Библиографический список
1. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников. - М.; Просвещение, 2008.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / А.Г. Асмолов [и др.]. - М.: Просвещение, 2008.
3. Матяш, Н.В., Симоненко, В.Д. Проектная деятельность младших школьников. - М.: Вентана-Граф, 2004.
4. Агафонова, И.Н. Развитие коммуникативной компетентности школьников // Управление начальной школой, МЦФЭР. - 2009. - № 2.
5. Воронцов, А.Б. Проектные задачи в начальной школе / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина [и др.]. - М.: Просвещение, 2009.
6. Беспалова, Г.М. Диагностика компетентностей учащихся // Справочник классного руководителя, МЦФЭР, 2009. - № 1.
Статья поступила в редакцию 14.10.10
УДК 159
Е.В. Шевченко, асп. НГПУ, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]
КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ «ВИДИМАЯ РЕЧЬ III»
Статья посвящена вопросу использования в работе учителя-дефектолога новых компьютерных технологий, а именно программы «Видимая речь III». В статье рассматриваются и анализируются функциональные возможности и условия использования компьютерных программ при организации коррекционной помощи детям с нарушениями слуха.
Ключевые слова: коррекция речи у детей с нарушением слуха.
Важнейшей задачей коррекционного обучения детей с недостатками слуха остается проблема формирования их устной речи. Чем меньшими остатками слуха располагает ребенок, тем меньше у него возможностей для восприятия информации о фонетических элементах речи, в связи с чем возрастает роль сохранных анализаторов, которые обеспечивают получение дополнительной информации, расширяющей границы возможностей восприятия глухими детьми элементов звучащей речи, как чужой, так и собственной [1].
Ведущим направлением в специальной педагогике является разработка «обходных путей» и специфичных, вспомогательных по своему характеру, средств обучения детей с различными нарушениями развития.
Внедрение компьютерной техники в специальное обучение связано с решением одной из фундаментальных задач: использовать новые компьютерные технологий в целях коррекции нарушений, а также общего развития ребенка с особыми образовательными потребностями.
Информационные технологии относятся к многофункциональным программным средствам обучения, повышающие эффективность учебного процесса. Технологии обучения, основанные на использовании компьютера и программного обеспечения, дают возможности увеличения объема учебного материала на занятии без увеличения нагрузки на детей по его усвоению и реализуются такие дидактические задачи, решение которых без использования компьютера было бы недостаточно эффективно [2].
Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных технологий встраивается в общую систему обучения и воспитания. В каких случаях целесообразно включить в структуру занятия работу с компьютером решает сам педагог. И это будет зависеть от поставленных коррекционных и образовательных целей и задач, а также от индивиду-
альных особенностей, возможностей, потребностей и состояния здоровья ребенка с нарушениями слуха [3].
Влияние снижения слуха у ребёнка сказывается не сразу. Родившийся глухим ребёнок кричит так же, как и слышащий. Он гулит и начинает лепетать. Однако в дальнейшем невозможность слухового восприятия звучащей речи окружающих и собственного звукопроизношения приводит к тому, что лепет у ребёнка постепенно угасает. Отсутствие или глубокое нарушение слухового анализатора лишает глухого ребёнка возможности усвоить такое произношение, которое не отличалось бы от произношения слышащего. Из-за этого речи глухого оказываются свойственными более или менее существенные недостатки произношения. Эти недостатки касаются голоса, звуков и их сочетаний, словесного и фразового ударения, особенностей мелодической стороны речи.
Речь неслышащих детей часто характеризуется при обследовании как монотонная, невыразительная, не окрашенная интонационно. Естественно, что все эти недостатки отрицательно влияют на общую внятность речи. У глухих детей есть особенности, отличающие их фонетическую сторону речи: сравнительно более медленный темп, не вполне точное произношение звуков и сочетаний, ошибки в ударении. Более всего страдает внятность речи глухих. Это происходит из-за недостатков произношения звуков и их сочетаний [4]. Поэтому любой ребенок с нарушенным слухом нуждается в специальной работе по формированию, развитию и коррекции произносительных навыков.
К основным задачам работы сурдопедагога в области формирования и коррекции произносительной стороны речи дошкольников с нарушениями слуха относятся:
- формирование правильного звукопроизношения;
- формирование правильного голосообразования и стабильного голосоведения;
- формирование у ребёнка умения говорить слитно, в нормальном темпе, голосом нормальной громкости;
- формирование правильного речевого дыхания
- автоматизация поставленных звуков.
При таком подходе компьютер выступает в качестве вспомогательного средства обучения, повышающего эффективность педагогического процесса. Планирование коррекционной работы с использованием информационных технологий осуществляет учитель-дефектолог. Он выбирает коррекционные задачи, решение которых традиционными методами является сложным, приемы и методы, которые позволяют достичь более высокой мотивации к деятельности, а также повысить динамику коррекционно-образовательного процесса.
Одной из первых программ в области коррекции произносительной стороны речи стала компьютерная программа «Видимая речь» («Speech Viewer» - I, II, III компании IBM). Программа предназначена для детей с нарушенным слухом и тяжелыми речевыми нарушениями. Авторы программы предложили новый подход к визуализации основных акустических компонентов речи, создав достаточно информативные даже для маленьких детей графические образы с элементами мультипликации.
Изучив возможности компьютерной программы «Видимая речь» мы стали использовать её в комплексной работе по формированию и коррекции произносительной стороны речи глухих дошкольников на базе специализированного ДОУ № 311 для детей с нарушениями слуха г. Новосибирска.
Программа «Видимая речь III» была использована нами в качестве вспомогательного средства при решении основных задач формирования и коррекции произносительной стороны речи детей:
- обследования ритмико-интонационной стороны речи ребенка с целью получения наиболее объективных данных, дополняющих данные традиционного обследования;
- формирования установки на занятия и осознанного отношения к ним;
- формирования правильного речевого дыхания;
- развития и коррекции голоса;
- формирования и коррекции звукопроизношения;
- формирования навыков самоконтроля.
Применение программы «Видимая речь III» возможно на различных этапах коррекционного воздействия:
- обследования произносительной стороны речи ребенка;
- формирования первичных произносительных умений и навыков;
- формирования и уточнения артикуляторных навыков;
- автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
- введения полученных произносительных навыков в произвольную речь;
- формирования звуко-слогового анализа и синтеза;
- воспитания навыков самоконтроля произношения.
Программа Speech Viewer III имеет разветвленную структуру, широкий спектр возможностей. Структура компьютерной программы включает целый ряд блоков, среди которых, с точки зрения их функционального предназначения, можно выделить основные и вспомогательные (сервисные). К сервисным блокам относятся: «Регистрация и картотека»; «Заметки и отчеты»; «Статистические данные»; «Образцы»; «Настройки и действия». Основной блок программы называется «Упражнения». Он включает тринадцать модулей: «Звучание», «Уровень громкости», «Наличие голоса», «Включение
голоса», «Продолжительность звучания», «Диапазон голоса», «Контроль высоты голоса», «Точность воспроизведения фонемы», «Цепочки фонем», «Противопоставление двух фонем», «Дифференциация четырех фонем», «Высота и громкость», «Спектр».
Анализ результатов проверки произносительных навыков детей дошкольного возраста с нарушениями слуха показал необходимость применения новых компьютерных технологий (программы «Видимая речь III») в качестве одного из дополнительных средств для формирования и коррекции произношения. В исследовании приняло участие 8 дошкольников средней группы, 9 - старшей, 9 - подготовительной.
Занятия с применением программы «Видимая речь» в коррекционном процессе продолжались в течение учебного года. Исходя из полученных диагностических данных в структуру коррекционных занятий были включены упражнения, направленные на развитие различных произносительных навыков. При этом продолжительность и структура занятий с использованием компьютерных технологий была такой же, как и на традиционных занятиях. Таким образом, были изменены лишь средства воздействия, а все остальные параметры (цели, задачи, содержание упражнений) остались теми же.
Целесообразность применения компьютерных технологий в коррекционном процессе определяется особыми образовательными потребностями детей с нарушениями слуха в дополнительной визуальной информации о звучащей речи, в динамической наглядной опоре для анализа собственной речевой деятельности в режиме реального и отсроченного времени. Работа над произносительной стороной речи более эффективна в случае использования средств визуализации, поскольку ребенок получает дополнительную опору для контроля своей речевой деятельности.
Нами был разработан и реализуется проект коррекционно-развивающей программы по развитию произносительных навыков, автоматизации и дифференциации звуков у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха с помощью современных компьютерных технологий.
Цель коррекционно-развивающей работы: развитие произносительных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха, автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Задачи коррекционно-развивающей работы:
1. Закрепление произносительных навыков и умений у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, коротких фразах.
3. Коррекция звукопроизношения у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
4. Воспитание у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха навыков самоконтроля.
5. Введение полученных произносительных навыков в повседневную речь.
Технология программы «Видимая речь» позволяет отобразить основные акустические компоненты речи на экране компьютера в виде доступных детям образов и ввести игровую стратегию деятельности. Применение программы способствовало повышению мотивации у детей, интереса к занятиям, позволило поддерживать работоспособность и продуктивность их деятельности на всём протяжении занятия, а также более успешно осуществить целенаправленную коррекционную работу (табл. 1).
Таблица 1
Обследование особенностей произносительных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
III год обучения IV год обучения V год обучения
Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года
Речевое дыхание Сформировано: 50% 75% 77% 100% 100% 100%
Не сформировано: 50% 25% 23% 0% 0% 0%
Количество слогов на 1 речевом выдохе: 2 - 62% 3 - 25% 4 - 12,5% 2 -38% 3 -50% 4 -12,5% 2 - 22% 3 - 66% 4 - 11% 5 - 0% 2 - 0% 3 -33% 4 -44% 5 -23% 4 - 22% 5 - 55% 6 - 22% 7 - 0% 4 - 0% 5 -33% 6 -55% 7 -11%
Темп речи Нормальный 13% 50% 44% 56% 66% 87%
Медленный 87% 50% 56% 44% 23% 11%
Убыстрённый 0% 0% 0% 0% 11% 0%
Громкость голоса Нормальная 38% 50% 55% 77% 77% 88%
Громкий голос 0% 0% 23% 11,5% 0% 0%
Тихий голос 62% 50% 22% 11,5% 23% 12%
Высота голоса Нормальная 38% 50% 66% 77% 76% 88%
Низкая 38% 25% 12% 11,5% 12% 22%
Фальцет 24% 25% 23% 11,5% 12% 0%
Особенности воспроизведения слов Точное 0% 0% 23% 44% 56% 77%
Приближенное 38% 62% 55% 56% 44% 23%
Грубое искажение 62% 38% 22% 0% 0% 0%
Слитность произношения Слитно 0% 12,5% 22% 56% 56% 77%
По частям 12,5% 12,5% 22% 0% 0% 11,5%
По слогам 12,5% 25% 66% 44% 44% 11,5%
По звукам 75% 50% 0% 0% 0% 0%
В ходе работы мы убедилась в том, что используя современные компьютерные технологии, как дополнительные средства формирования и коррекции произношения детей дошкольного возраста с нарушениями слуха можно создать более адекватные условия для формирования навыков самоконтроля.
Данная программа расширила арсенал средств сурдопедагога, дополнила традиционно используемые средства, но не вытеснила их. На каждом этапе работы над произношением возможно было выбрать то средство, которое наиболее адекватно поставленной задаче и индивидуальным особенностям
ребёнка и позволяет осуществлять коррекционную работу по развитию произношения в более сжатые сроки. Включение информационных технологий оказывает положительное влияние на формирование у детей установки на занятия, развитие и поддержание их мотивации к занятиям. В процессе обучения были отмечены показатели роста мотивации детей к занятиям. Использование компьютерных технологий на индивидуальных занятиях делает их более привлекательными для ребенка, обеспечивает психологический и эмоциональный настрой, заметно увеличивает его работоспособность, существенно влияет на формирование навыков самоконтроля.
Библиографический список
1. Королевская, Т.К. Компьютерная поддержка работы по формированию произношения у детей с нарушениями слуха // Дефектология. - № 1.
2. Кукушкина, О.И. Информационные технологии в обучении произношению / О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Ю.Б. Зеленская. - М.: граф Сервис, 2004.
3. Королевская, Т.К. «Видимая речь»: десять лет в России // Дефектология. - 1999. - № 4.
4. Рау, Ф.А. Методика обучения глухонемых произношению / Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау. - М.: Учпедгиз, 1959.
Статья поступила в редакцию 14.10.10
1995.
Поли-
УДК 37.0+378+793.3+376
А.С. Фомин, проф. НГПУ, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]
ТАНЕЦ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
В статье рассматривается системное исследование танца. Выявлены его компоненты и структура на уровне инновационного знания в широком историческом диапазоне. Раскрыты социально-культурные ориентации танца в подготовке кадров перспективной генерации. Педагогические технологии ориентированы на развитие и улучшение психоэмоционального, физического, социального статуса подрастающего поколения.
Ключевые слова: системное исследование, генезис и семантемы танца, социальные ориентации.
Актуальность исследования танца в профессиональном педагогическом образовании обусловлена модернизацией российского общества. Инновационное развитие образовательных учреждений способно обеспечить конкурентоспособность России в пространстве мирового сообщества [1]. Научные разработки и их внедрение, обеспечивающие развитие ребенка, требуют ноосферных программ танца, развивающих прогрессивные идеи мирового образования и утверждающие достижения отечественной психологопедагогической науки [2].
Танец сопровождает человечество с периода его возникновения. Накоплен бесценный исторический опыт танцеваль-
ной деятельности разных времён и народов. Выражение человеком себя в картине мира определило пути развития танца. В своих древних истоках телесно чувственные образы танца отражали деятельность человека, его проблемы, радости, надежды. От неосознанного интуитивного танца до разностороннего осмысления хореографического искусства танец продолжает оставаться уникальным видом деятельности человека, особым по своей природе языком, средством выражения и воздействия.
Результаты системного исследования теории, методики и практики танца позволяют увидеть его функциональные ресурсы в профессиональном педагогическом образовании, на-