УДК 159.9.072.432
Жильцова Юлия Валерьевна
магистрант кафедры социальной педагогики и психологии
Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Zhiltsova Yulia Valerievna
Master Degree student, Social Pedagogy and Psychology Department, Vladimir State University
CORRECTION OF DEVIATING BEHAVIOUR BY MEANS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TRAINING
Аннотация:
В работе затронута актуальная в современный период проблема подверженности молодежи отклоняющемуся поведению. Перечислены новые формы отклоняющегося поведения. Выявлено, что особую роль в отклоняющемся поведении молодежи играет фактор стресса. Описана авторская программа психолого-педагогических тренингов, целью которой является коррекция отклоняющегося поведения в подростковом возрасте. Приведены эмпирические данные, подтверждающие эффективность разработанной программы.
Ключевые слова:
отклоняющееся поведение, коррекция, профилактика, тренинг, психолого-педагогический тренинг, познавательная сфера, социальный интеллект, стресс.
Summary:
The article discusses an urgent problem of youth's deviant behaviour. The new forms of deviant behaviour are listed. It has been found that the factor of stress plays a special role in the deviant behaviour of young people. The author describes an original program of psychological and pedagogical training, the purpose of which is to correct the deviant behaviour in adolescence. The paper presents empirical evidence proving the effectiveness of the developed program.
Keywords:
deviant behaviour, correction, prevention, training, psychology and pedagogical training, cognitive sphere, social intelligence, stress.
Актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловлена современной ситуацией в обществе, которую можно охарактеризовать как достаточно критическую, так как с каждым годом увеличивается число детей и подростков, чье поведение выходит за рамки социальных норм. Результаты социологических исследований, научные публикации свидетельствуют о том, что в начале XXI в. 8-10 % молодежи России оказались подвержены проблеме отклоняющегося поведения [1].
Проблемой отклоняющегося поведения активно занимаются как отечественные, так и зарубежные исследователи. Среди работ отечественных ученых стоит отметить труды Е.В. Зма-новской, И.С. Кона, В.Д. Менделевич, А.Е. Личко, С.А. Беличевой и других. Большой вклад в разработку проблемы девиантного поведения внесли такие зарубежные ученые, как З. Фрейд, Г. Беккер, Ч. Ломброзо, И. Гофман, Э. Дюркгейм и т. д.
Среди новых форм отклоняющегося поведения все чаще встречаются: аддиктивное поведение, аутоагрессивное (суицидальное) и гетероагрессивное поведение [2].
Согласно взглядам Е.В. Змановской, у отклоняющегося поведения есть специфические особенности: во-первых, оно не соответствует общепринятым социальным нормам; во-вторых, вызывает негативную оценку со стороны окружающих; в-третьих, наносит ущерб самой личности или окружающим ее людям [3].
На основе теоретического анализа по проблеме исследования было установлено, что отклоняющееся поведение определяется особенностями познавательной сферы (тест Тулуз-Пьерона), ценностно-смысловой («Ценностные ориентации» М. Рокича), а также сферы социального взаимодействия (социальный интеллект Дж. Гилфорда и М. Салливена) и индивидуально-психологическими особенностями личности («Шкала психологического стресса» Лемура - Тесье - Филлиона).
Проанализировав современное состояние означенной проблемы, мы предлагаем проведение программы психолого-педагогических тренингов, так как посредством тренинга можно решить широкий спектр задач, важных для осуществления профилактики и коррекции отклоняющегося поведения, а также формирования мотивационно-потребностной сферы личности.
Под эгидой деятельности «Союза специалистов в сфере охраны психического здоровья», оказавших содействие в реализации проекта «Подросток в мире проблем», было организовано комплексное психолого-педагогическое исследование, направленное на коррекцию отклоняющегося поведения детей и подростков, пребывающих в специализированных учреждениях города Владимира.
На первом этапе с помощью методов анкетирования, тестирования, экспертного оценивания, а также математико-статистической обработки данных было проведено эмпирическое исследование, направленное на психологическую оценку проблемы отклоняющегося поведения молодежи. Общее количество участников эксперимента составило 100 человек (67 юношей и 33 девушки) в возрасте от 13 до 17 лет. Базы исследований (Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, Социально-реабилитационный центр г. Владимира) осуществляют индивидуально-профилактическую работу.
Согласно результатам анкетирования, 97 % воспитанников центров склонны к различным формам отклоняющегося поведения.
В ходе исследования был применен тест «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел) [4]. Анализ данных показал, что у 57 % воспитанников присутствует склонность к агрессии и насилию, у 46 % выявлена тенденция к аддиктивному поведению, а 33 % подростков склонны к делинквентному поведению. Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению выражена у 11 % обследуемых. По результатам исследования 76 % подростков попадают в группу риска.
Для оценки ценностно-смысловой сферы подростков использовалась методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Предпочитаемыми ценностями для подростков являются ценности здоровья (75 %), честности (33 %). К отвергаемым относят счастье других (60 %), непримиримость к недостаткам в себе и других (46 %), терпимость (46 %). В подростковом возрасте происходит резкая переоценка ценностей, осуществляемая под влиянием сферы окружения, которая зачастую носит негативный характер.
В процессе исследования было установлено, что особую роль в отклоняющемся поведении молодежи играет фактор стресса. Для оценки уровня стрессовосприятия была использована «Шкала психологического стресса» Лемура - Тесье - Филлиона. У большинства опрошенных психологический стресс находится на высоком уровне (78 %).
Изучение особенностей познавательной сферы личности с помощью теста Тулуз-Пьерона позволило заключить, что у большинства испытуемых - 63 % скорость внимания, согласно возрастным нормативам, низкая. Точность внимания у большинства (73 %) оказалась ниже средневозрастной нормы, 27 % детей показали результаты в пределах нормы.
При анализе причин отклоняющегося поведения было выявлено что, социальный интеллект играет немаловажную роль в формировании личности подростка. Для диагностики социального интеллекта использовалась методика Дж. Гилфорда и М. Салливена. Большинство подростков продемонстрировали средние показатели развития социального интеллекта (53 %), низкие у 5 % обследуемых, ниже среднего - у 32 %, выше среднего - у 20 %.
Для профилактики и коррекции отклоняющегося поведения среди молодежи нами была составлена и реализована программа психолого-педагогических тренингов. В основу программы положены работы Е.А. Шорохова, С.В. Давыдова, В.Ю. Котлякова, Е.А. Колонтаевской.
Цель программы: коррекция отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.
Задачи программы:
1) расширить информированность о причинах, формах и видах отклоняющегося поведения,
2) сформировать активную жизненную позицию и способности производить изменения в собственной жизни у участников,
3) обучить участников индивидуализированным приемам межличностного общения,
4) создать новые жизненные цели для участников,
5) развить у подростков мотивацию к ЗОЖ.
Методы, используемые в программе:
- мини-лекция,
- игровые упражнения,
- интерактивные игры и тематические беседы,
- коллективная творческая деятельность.
Программа включает в себя 16 тренинговых встреч, в том числе 4 публичных мероприятия (интерактивная тематическая беседа с подростками и их родителями, конкурс социальной рекламы и агитационных плакатов, фотоконкурс, флешмоб). Проведенная программа психолого-педагогических тренингов благодаря своей комплексности помогла сформировать у подростков правильную установку на негативное отношение к ПАВ.
В целях оценки эффективности коррекционной программы была проведена повторная диагностика воспитанников центров, по результатам которой выявилось, что программа психолого-педагогических тренингов сработала эффективно, большинство показателей изменили свое значение в лучшую сторону, однако незначительно. Показатель социального интеллекта снизился на 15 %. Также отмечается положительная тенденция в области стрессовосприятия и отношения
к стрессу (психологический стресс снизился на 10 %). Комплексная программа помогла развить познавательную сферу участников (12 %), увеличить трудоспособность (10 %) и терпимость (14 %), улучшить коммуникативные навыки (12 %).
Выдвигаемая проблематика настолько серьезна и широка, что представляется довольно сложным кардинально изменить ценностно-смысловую сферу личности подростков за короткий промежуток времени. Наибольших результатов можно добиться при длительной комплексной работе педагогов, психологов, социальных работников учреждений и семьи.
Проверка данных, полученных при повторной диагностике по угловому преобразованию Фишера, подтвердила их достоверность. Следовательно, программа профилактики и коррекции доказала свою эффективность.
Ссылки:
1. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения : учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. 2-е изд., испр. М., 2004. 288 с.
2. Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи : учеб. пособие для студентов учреждений высшего проф. образования. 5-е изд., стер. М., 2012. 192 с.
3. Змановская Е.В. Указ. соч.
4. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. М., 2006. 192 с.
References:
1. Zmanovskaya, EV 2004, Deviantology: Psychology of deviant behavior: manual for students of higher institutions, 2nd ed., Moscow, 288 p.
2. Korobkina, ZV & Popov, VA 2012, Prevention of drug abuse among children and youth: studies for students of institutions of higher prof. education, 5th ed., Moscow, p. 192.
3. Zmanovskaya, EV 2004, Deviantology: Psychology of deviant behavior: manual for students of higher institutions, 2nd ed., Moscow, 288 p.
4. Peresheina, NV & Zaostrovtseva, MN 2006, Deviant adolescents: prevention and correction of deviations, Moscow, 192 p.