повышенную доходность по облигациям вследствие повышения риска. Ценные бумаги такого типа выпускает инвестиционный банк Salomon Smith Holdings Inc. -
облигации серии ELKS, связанные с обыкновенными акциями индекса Nasdaq-100 и акциями IntelCorporation. В зависимости от уровня цен инвестор получает по таким облигациям либо номинальную стоимость в денежном выражении, либо (если цена акций опустилась) определенное количество акций.
3. Максимальная сумма погашения не устанавливается, однако облигация содержит встроенный опцион эмитента на досрочное погашение (отзыв) по заранее определенной цене. Такими свойствами обладают, например, облигации серии ProGroS (ProtectedGrowthSecurities), выпущенные компанией Merrill Lynch на акции корпорации Telecomunicacoes Brasileir as S.A
Второй вариант - облигации серии Callable TIERS на индекс S&P500 предоставляют эмитенту право на досрочное погашение по номиналу. При этом процентные платежи, равные приращению индекса не выплачиваются. С другой стороны, в облигацию могут быть встроены как дополнительные преимущества для инвесторов, повышающие ее инвестиционную привлекательность. Например, ценные бумаги SPIN - корректируемые конвертируемые облигации на индекс S&P500, выпущенные компанией Salomon Inc. Характеризуются чертами коррекции в случае, если индекс на определенную дату в середине срока обращения ниже по сравнению с первоначальным значением (в момент эмиссии), то приращение индекса будет рассчитано от меньшего значения. Черты конвертации - облигация пожеланию инвестора может быть предъявлена к досрочному погашению с платежами исходя из текущего уровня индекса.
Фиксация основного долга может быть неполной, как, например, по облигациям Salomon Smith Barney Inc. на индекс The Street.com Internet Sector Index сумма к погашению по которым рассчитывается исходя из роста (или падения) индекса, но при этом не может составлять менее 90% основного долга. Плавающий основной долг (principal-at-risk). В этом случае владение облигацией может принести инвестору убыток, если лежащий в основе индекс упадет.
Примером таких ценных бумаг являются выпущенные компанией J.P.Morgan облигации серии ComPS на индекс J.P.Morgan Commodity Index. Сумма к погашению по ним рассчитывается как произведение суммы основного долга на рост индекса за период (уменьшенный на определенную маржу).
Литература:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. 1-я и 2-я части.
2. Закон «О банках и банковской деятельности в РФ» (с изменениями и дополнениями) от 2.12.90. № 395 - 1
3. Закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.96. № 39 - ФЗ
4. Алехин, Б.И. Рынок ценных бумаг. Введение в фондовые операции / Б.И. Алехин. - М. : Финансы и статистика, 1991.
5. Аюпов, А.А. Производные ценные бумаги : учеб.пособие / А.А. Аюпов. - Казань : Изд-во КВАКИУ, 1998. - 100 с.
6. Аюпов, А.А. Лизинг : учеб.пособие / А.А. Аюпов. - Казань : Изд-во Академия управления «ТИСБИ» - 2004.
7. Беренс Вернер, Руководство по оценке эффективности инвестиций / Беренс Вернер, Хавранек Питер М. ; пер. с англ. - М. : ИНФРА-М, 1995.
8. Буренин, А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов : учеб.пособие. / А.Н. Буренин. - М. Первая Федеративная Книготорговая Компания, 2004.
9. Вайн, С. Опционы. Полный курс для профессионалов / С. Вайн. - М.: Альпина Паблишер, 2003. - 416 с.
10. Галанов, В.А. Производные инструменты срочного рынка : фьючеры, опционы, свопы : учебник / В.А. Галанов. - М : Финансы и статистика, 2002.
11. Галиц Лоуренс. Финансовая инженерия : инструменты и способы управления финансовым риском / Галиц Лоуренс. - М. : ТВП, 1998. - 576 с.
12. Де Ковни Шерри. Стратегии хеджирования / Де Ковни Шерри, Такки Кристин. - М. ; 1996. - 208 с.
13. Кавкин, А.В. Рынок кредитных деривативов / А.В. Кавкин. -М. : Экзамен, 2001. - 288 с.
УДК 338
КОРРЕКЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ИНСТРУМЕНТОВ
Накатов И.К., аспирант кафедры Mенеджмент в энергетике и промышоенности, ФГБОУВПО «Национальный исследовательский
университет «МЭИ», e-mail: ibrokhimbeknakatov@mail.ru
В статье исследованы методы использования организационно-экономических инструментов для создания благоприятных инвестиционных условий для построения малых гидроэлектростанций в отдаленных регионах проживания населения; рассмотрены возможности межгосударственного взаимодействия с Россией в области электроэнергетики.
Ключевые слова: энергетический комплекс, организационно-экономические инструменты, малые гидроэлектростанции, взаимодействие с Россией, инвестиционные условия.
THE CORRECTION OF INVESTMENT CLIMATE OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN WITH USING OF ORGANIZATION AND ECONOMICAL
INSTRUMENTS
Nakatov I., the post-graduate student, Engineering management chair, FSEI HE «National Research University «MPEI»,
e-mail: ibrokhimbeknakatov@mail.ru
In the research paper have studied the use methods of organization and economical instrumentsto create a favorable investment conditions for the construction of small hydropowerplants in remote regions where lives population, as well as consideration of the possibilities of inter-state cooperation with Russia in the electricity sector.
Keywords: energetic complex, organization and economical instruments, small hydropower plants, mutual -cooperation with Russia,and investment conditions.
Население Республики Таджикистан на 1 января 2014 года состав- сельском хозяйстве, и лишь 2-3% занято в промышленном секторе.
ляло 8350,2 тыс. человек. Динамика роста населения страны за послед- В Согдийской области численность населения составляет 2455,5
ние 25 лет увеличилась на 3,259 млн. чел. В Республике насчитывалось тыс. человек, основная часть которого занята в сельском хозяйстве
1391,7 тыс. семей, а в каждой семье, в среднем, 6 человек. и промышленности.В районах республиканского подчинения
В Хатлонской области численность населения составляет численность населения составляет 1912,6 тыс. человек. Основная
2956,7 тыс. человек. Основная деятельность населения занято в жизнедеятельность населения связана с сельским хозяйством. В
Таблица 1. Население Республики Таджикистан.
Все население, тыс. Человек В % к общей численности населения
1989 2000 2014 1989 2000 2014
Республика Таджикистан 5093 6127 8352,0 100 100 100
Хатлонская область 1700 2150 2956,7 33 35 35,4
Согдийская область 1554 1872 2455,5 31 31 29,4
РРП 1087 1337 1912,6 21 22 22,9
ГБАО 161 206 225,5 3 3 2,7
г. Душанбе 591 562 801,7 12 9 9,6
Источник. Агентство по статистике при ПрезидентеРТ[1].
Горно-Бадахшанской автономной области население немного превышает 225,5 тыс. человек. Основная часть (95%) занята сельским хозяйством, а остальная (5%) - в сфере обслуживания. В Душанбе численность населения составляет 801,7 тыс. человек. Основная часть населения работает в госудраственных учреждениях и в сфере услуг.
Из таблицы 1 видно, что население Республики выросло на 39% с 5093 тыс. чел. (1989 год) до 8352 тыс. чел. (2014 год).
Население современного Таджикистана преимущественно молодое: средний возраст составляет 25—27 лет. По статистическим данным ежегодно в Республике регистрируются 100224 брака, учитывая то, что 93% территории Республики составляет горы. Молодые семьи в силу необходимости строят себе жилье в труднодоспупных местах, где отсутсвует единая энергетическая система. Жилищный фонд Республики в 2015 году составляет 10,9 кв.м.[1], что в два раза меньшеутвержденных в мире стандартов. По социальному стандарту, призанному Организацией Объединенных Наций, на одного жителя страны должно приходиться не менее 30 кв.м.
За время проведения экономических реформ, начиная с 1991г. - 2013 гг., электроэнергетический комплекс Таджикистана начал осуществлять свою деятельность в изменившихся структурных и экономических условиях. Показатель мощности электростанции в 2013 г. составил 14154 тыс. кВт. Мощность гидроэлектростанции за счет того, что произошло полное введение в эксплуатацию агрегатов на Памирской ГЭС-1, Сангтудинской ГЭС-1 и -2, и были построены многочисленные малые гидроэлектростанции, за указанный период увеличилась на 710,9 тыс. кВт или на 17,6%. Мощностьтеплоэлектро-станций, которые в основном работают на дизельном топливе, стала меньше на 132,1 тыс. кВт. Это связано с тем, что была демонтирована ДЭС, поскольку импорт энергоносителей (дизельное топливо, мазут, природный газ) в Республике сократился.
В 1990 году Республика импортировала более 2 млн. тонн нефтепродуктов и 2,1 млрд. м3 природного газа, а в данный момент эти показатели снизились, соответственно, на 30 и 70%.
Анализируя показатели таблицы 2, можно отметить, что производство и потребление электроэнергии в Республике Таджикистан
варьируется и определяется длительностью периодов маловодья и многоводья рек, поэтому электроэнергия производится с учетом величины притока рек в водохранилище, что позволяет обеспечить эффективный режим работы ГЭС.
В 1990 году теплоэлектростанции производили 1,261 млрд. кВтч. электроэнергии или 6,9% всей электроэнергии, которая вырабатывалась в Республике. В 2014 году эти показатели уменьшились в 30 раз и составили 0,042 млрд. кВтч. или 0,3% соответственно. В 2014 году показатели гидроэнергетических ресурсов страны по установленной мощности и по выработке электроэнергии по отношению к показателям потенциальных возможностей составили 7,3% и 4,0%, соответственно.
Хотя на гидроэлектростанциях и происходит ввод дополнительных мощностей, но при этом, если сравнивать с дореформенным периодом, наблюдается уменьшение выработки электроэнергии. В 1990 году производство электроэнергии на 1 кВт мощности ГЭС составляло 4175 кВтч, в 2014 году оно уменьшилось до 3406 кВтч, поскольку произошло снижение среднегодового количества часов использования установленных мощностей с 4053 часов в 1990 году до 3431часов в 2014 году. Причина в том, что в 90-е годы в холодное время года гидроэлектростанции работали в режиме умолчания, зимой электроэнергия импортировалось из стран СНГ и составляла 6,428 млрд. кВт часов. В настоящее время импорт электроэнергии зимой в страну не производится: гидроэлетростанциям приходится вырабатывать электроэнергию неэффективно, поскольку в это время года сток воды в реках и водохранилищах уменьшается, что влияет на время работы гидроэлектростанции.
В Таджикистане в 1990 году на душу населения производство электроэнергии составляло 3426 кВтч. По этому показателю Республика обладала очень высоким рейтингом среди развитых стран мира, занимала 27-е место, опережала Грецию, Венгрию, Южную Корею, Венесуэлу, Португалию, Малайзию и др. [2].
В Таджикистане в 2014 году на одного жителя Республики приходилось производство 2065 кВтч электроэнергии, что на 1361 кВтч или на 39,7% меньше, чем в 1990 году. В период межсезонья, который продолжается примерно 5 месяцев в году, везде можно
Таблица 2. Производство, потребление, импорт и экспорт электроэнергии в Республике Таджикистан в период 2010-2014 гг.
Источ ник генерации Единица измерения Годы
2010 2011 2012 2013 2014
ГЭС млрд. кВтч. 16,336 16,041 16,637 16,862 16,324
ТЭЦ млрд.кВтч. 0,98 0,197 0,336 0,252 0,147
Всего млрд. кВтч. 16,435 16,238 16,974 17,115 16,472
Импорт млрд. кВтч. 0,432 0,172 0,114 0,117 52
Экспорт млрд. кВтч. 0,286 0,297 0,775 1,061 1,364
Потребление электроэнергии млрд. кВт ч. 16,581 16,113 16,313 16,171 15,160
Источник. Агенство по статистике при Президенте РТ[1].
наблюдать нехватку электроэнергии в производственной и социальной сфере. Все это выступает сдерживающим фактором развития производительных сил общества. Зимой, кроме столицы Таджикистана - города Душанбе, другим городам и сельским поселениям приходится получать электроэнергию по установленному жесткому лимиту - по 2 часа утром и вечером.
С учетом труднодоступности многих регионов на территории Таджикистана нет объединенной единой энергетической сети. Это не способствует тому, чтобы районы обеспечивались электроэнергией более равномерно. Несмотря на то, что повсеместно имеются потенциальные гидроэнергоресурсы, размещение энергетических мощностей по территории Таджикистана происходит неравномерно. Поэтому в отдельных регионах (Кулябском, Зеравшанском, районах республиканского подчинения) электроэнергия не производится вовсе, и ее получают только со стороны.
Учитывая возросшие нужды электроэнергии, следует принимать во внимание, что сельское населения, которое составляет 73% от общего числа населения страны, потребляет всего лишь 9% от общего числа электроэнергии. По результатам исследования потребление электроэнергии на душу населения составило для жителя города 1000 кВт ч., для сельского жителя аналогичный показатель не превышает 250 кВт ч.
Если в среднем по стране положение с производством электроэнергии на душу населения сложилось довольно благоприятное, то в разрезе регионов ситуация противоположная. В 2014 году в Хат-лонской областина душу населения было произведено 5586 кВтч.,в Горно-Бадахшанской автономной области- 781 кВтч, в Согдийской области - 316 кВтч., в городе Душанбе — 141 кВтч, а в районах республиканского подчинения - всего 2 кВтч.[3].
В 2014 году в летнее время года Таджикистан занимался поставкой избыточной части дешевой по себестоимости энергии по договорным ценам в другие страны, в частности, в Кыргызистан и Афганистан. В скором будущем, после завершения строитель-ствадвух высоковольтных ЛЭП 500 кВт(«Рогун- Сангтуда-1- Пули-Хумри-Кабул-Пешавар» протяженностью 350 км в Пакистанеи «Рогун-Сангтуда-1-Герат» протяженностью 750 км в Афганистане с завяленной мощностью 500 кВт.),осуществляется экспорт элек-троэнегии в Пакистан и Иран. Как показано в таблице 2, в 2014 году Таджикистан экспортировал 1,364 млрд. кВт ч. электроэнергии,в том числе в Афганистан 0,904 млрд. кВт ч по цене 3,5 цента за кВт ч, в Кыргызистан - 0,460 млрд. кВт ч по цене 2,8 центов за кВт ч.
С 1 апреля 2013 года в Республике утвержденные тарифы составили 2,32 цент США за 1 кВтч. Социальный тариф определяется по среднему доходу домохозяйства на отчетный период. Тариф частично субсидируется путем повышения тарифов для других категорий населения. Тарифы для промышленного сектора экономики и коммерческих структур соответственно равны 5,61 и 13,87 цента США за 1 кВтч, что в 2,4 и 6 раз превышает тарифные показатели для населения (2,32 цента США/кВтч). Правительством ежегодно субсидируется потребление электроэнергии малообеспеченными семьями.
Необходимо отметить, что в энергетической системе в весенний и летний период существует потенциальная возможность для дополнительного производства электроэнергии. Правительство РТ применяет субсидирующие тарифы для предприятий, составляющих экспортную долю предприятия: алюминий, хлопок, насосные станции мелиорации. Тариф применяется с 1 апреля по 30 сентября каждого года.
Расставляя приоритеты в выборе геополитических приоритетов, ключевая роль принадлежит не только ближайшим соседям Республики Таджикистан, но и прочим политическим игрокам, которые рассматривают Центральную Азию в качестве важного региона.
В последные годы к числу таких стран, если обратить внимание на самые сильные из них, относятся, прежде всего, Россия и Китай, затем США, Индия, Иран, Пакистан, Япония, страны-участницы Европейского союза менее активны в освоении нашего региона. В Центральной Азии сформировался своеобразный внешнеполитический рынок, где идет большой торг: на этом рынке взаимодействуют «страны-покупатели» со своими интересами и «страны-продавцы» со своими потребностями.
Развитие энергетических проектов затрагивает интересы соседних стран, в первую очередь Узбекистана, вмешательство которого в энергетические проекты Таджикистана оказывает существенное влияние на взаимоотношение Республики со странами-партнерами.
Отслеживая динамику развития контрактов между РФ и Таджикистаном с 2008 года, необходимо принимать во внимание вышеописанное противоречие, что позволит охарактеризовать конфликты интересов, возникающие между тремя странами.
В 2008 году был подписан Меморандум между РФ и Таджикистаном о сотрудничестве в области энергетики, при этом одновременно были сделаны заявления о существовании водной проблемы, которая разделяет страны Центральной Азии.
Правительство Республики Таджикистан обладает значительным опытом в электроэнергетическом сотрудничестве с Российской Федерацией. После достижения соглашения в 2004 году была построена и запущена ГЭС «Сангтудинская-1», начавшая полноценное функционирование в 2009 году.
С начала 2008 года осуществляется независимая экспертная оценка проекта строительства Рогунской ГЭС, что позволит оценить изменение водопользования стран, расположенных ниже по течению реки Вахш.
Таджикская сторона предоставляет возможность экспертам Всемирного банка независимо оценить объективную оценку, которая будет придана широкой огласке после консультаций с Правительствами Афганистана, Казахстана, Кыргызстана и Туркменистана.
Экспертная оценка не согласована исключительно с Правительством Узбекистана, которое отказывается от взаимодействия с экспертами. Отсутствие коммуникаций с независимыми экспертами продиктовано желанием сохранить договоренности, достигнутые между странами региона Центральной Азии в 1992 году. При этом необходимо понимать, что Правительству Узбекистана придется определить свою позицию по строительству Рогунской ГЭС, что позволит Российской Федерации принять участие в обеспечении договоренности по вопросу строительства Рогунской ГЭС [4].
Возвраящаясь вновь к отношениям РФ со странами региона Центральной Азии, необходимо отметить, что политика многовек-торности позволяет Таджикистану отойти от сосредоточенности лишь на одном внешнеполитическом направлении и начать рассматривать Россию как партнера, имеющего такой же статус, как и прочие участники политических отношений в Центральной Азии. При таком подходе Таджикистану предстоит спокойно и сдержанно принимать любые изменения во взаимоотношениях со своими партнерами. Реализуя линию многовекторности, Таджикистан сможет выбирать те страны, которые действительно готовы более действенно участвовать в его проектах, касающихсяэнергетики.
Благодаря этому исключается необходимость строительства дорогостоящих плотин, тоннелей, уменьшаются сроки строительства ГЭС, сокращаются затраты средств на единицу вводимых мощностей и ускоряются сроки их отдачи. Такие ГЭС можно построить за 5-7 лет.
Также можно построить средние по мощности ГЭС на притоках рек Вахш, Кафирниган, Зеравшан, а также многих рек Памира, что будет способствовать более равномерному использованию гидроэнергоресурсов на территории Таджикистана.
В процессе строительства ГЭС средних мощностей могут принимать участиеи российские компании, осуществляя инвестирование проектов на взаимовыгодных условиях. Результат плодотворного сотрудничества между Таджикистаном и Россией в области энергетики - возведение под ключ Сангтудинской ГЭС-1, мощностью 670 тыс. кВт и среднегодовую выработку электроэнергии более 2 млрд. кВтч.
Национальная задача страны на ближайшую перспективу -это достижение энергетической независимости и безопасности. За период с 2001 по 2013 годы в развитие электроэнергетики было вложено 2492,2 млн. долларов США [5], что составляет 80,7% всех капиталовложений в промышленности Таджикистана.
Таджикистан, в отличие от гидроэнергоресурсов, не богат ресурсами нефти и газа. Их доля среди энергоресурсов Республики составляет примерно 3,0%. Однако в Таджикистане имеется много месторождений угля, которые можно использовать для того, чтобы вырабатывать электроэнергию. Количество балансовых (учтенных) запасов угля составляет более 714 млн. тонн, ачисло прогнозных запасов - 3703, 4 млн. тонн[6]. При среднестатистическом расчете на выработку 1 кВт ч электроэнергии расход угля достигает 1,5 кг[7]. Чтобы произвести 4,5 млрд. кВтч. электроэнергииво время нехватки электроэнергии в Республике, нужно будет использовать 6,750 млн. тонн угля. При таком расчете баланса учтенных запасов угля Таджикистана хватет на 105 лет. Но эти ресурсы пока не успользуют для того, чтобы вырабатывать электроэнергию, поскольку добывать
Таблица 3. Гидроэнергетические ресурсы Таджикистана по категориям в 2014 года.
Районы Промышленные запасы Потенциальные ресурсы
мВт мВт.ч Крупных рек Притоков Притоков
Вт Вт.ч Вт Вт.ч Вт Вт.ч
Согдийская группа районов 1590,0 3,93 544,0 3,52 303,0 1,41 288,0 1,28
Районы республиканского подчинения и Хатлонской области 17709 55,13 2744 99,24 974,0 4,81 6056 40,65
ГБАО 5884 1,54 990,0 1,23 555,0 2,38 713,0 2,53
Итого 25183 20,6 1278 74,0 832 8,61 1057 84,46
и транспортировать их очень дорого, и поэтому электроэнергия по себестоимости будет дорогой.
Таджикистан обладает уникальными ресурсами выработки электроэнергии на основе применения гидроэнергоресурсов. Определение потенциальных (теоретических, валовых возможных) гидроэнергетических ресурсов Республики проводил Академия наук Республики в 1955-1959 гг. детально изучить потенциальную энергию всех водотоков по 530 крупным ималым рекам, суммарная длина которых составляла 14,3 тыс. км. В результатеэтих проработок были определены потенциальные гидроэнергетические ресурсы Республики (при условии, что энергетические ресурсы р. Пяндж должны относиться полностью кТаджикистану) в 61,1 млн. кВт по мощности и в 535 млрд. кВтч[2] по выработке электроэнергии.
Таджикистан по потенциальным гидроэнергоресурсам среди стран СНГ занимает второе место после России. Здесь сосредоточено 54,2% потенциальных гидроресурсов Средней Азии, тогда как удельный вес территории составляет всего 11,2%.
В реках Вахш и Пяндж сосредоточена наибольшая часть потенциальных и технически возможных к эксплуатации гидроэнергоресурсов. В настоящее время каскад ГЭС на реке Вахш состоит из действующих — Нурекской, Байпазинской, Сангтудинской-1 и -2, Головной, Перепадной и Центральной, строящихсяРогунскойи проектируемой — Шуробской. Общую мощность Вахшского каскада оценивают в 9,0 млн. кВт с годовой выработкой электроэнергии примерно 35 млрд. кВтч.
На основном стволе реки Пяндж возможно построить 13 ступеней крупных ГЭС, суммарная мощность которых будет составлять 17 млн. кВт со среднегодовой выработкой электроэнергии примерно 80 млрд. кВтч. Согласно предварительным технико-экономическим расчетам, можно говорить о высокой эффективности строительства Даштиджумской ГЭС, мощностью более 4 млн. кВт, с выработкой электроэнергии в 15,6 млрд. кВтч в год.
Работа гидроэнергетического комплекса Республики Таджикистан осуществляется на возобновляемых энергоресурсах, что объясняет ее высокую эффективность при эксплуатации, но при этом имеет сроки окупаемости вложений от 25 до 30 лет в зависимости от условий реализации проекта.
Малые гидроэлектростанции наиболее эффективны на территориях с рассредоточенными потребителями энергии, удаленными от энергосистем. В плане сооружения малых ГЭС потенциал небольших и средних рек Республики превышает 30 млн. кВт с годовой выработкой порядка 100 млрд. кВт ч.[8]. Удельные затраты на возведение малых ГЭС составляют около 600—800 долл. на один кВт установленной мощности. С целью электроснабжения труднодоступных горных населенных пунктов в Республике идля освоения энергии небольших рек в стране разработано и принято правительством несколько стратегических программ:
■ долгосрочная программа строительства малых электростанций на 2007—2020 годы, предусматривающая сооружение 71 малой ГЭС общей мощностью в 79600кВт и выработкой в 0,481 млрд. кВтч. в год;
■ национальная стратегия развития энергетической отрасли Республики Таджикистан (2006-2015 гг.).
По прогнозируемым расчетам этих стратегийв 2010 году выработка электроэнергии должна была составить 26,4 млрд. кВтч,
в 2015-м — 35 млрд. кВтч., но результативность выше сказанных стратегий отражена втаблице 2. Причина неэффективной работы стратегии в том, что в них использованы не те организационно-экономические инструменты.
Вариантом применения организационно-экономических инструментов для коррекции стратегии развития Республики Таджикистан можно рассматривать создание благоприятных, стимулирующиъ условий для участия в программе состоятельных граждан страны и иностронных граждан в качестве местных и зарубежных инвесторов. Государство дожно гарантировать поддерживание интересов инвесторов. Инвесторы, которые построят более 3-х малых ГЭС, должны получить поддержку со стороны Правительства в виде:
■ содействия в подготовке документов и реализации вырабатываемой электроэнергии для отдаленных пунктов населения (в течение 15-20 лет в зависимости от мощности МГЭС);
■ присоединение каскада малых ГЭС к единой энергетической системе страны для продажи электроэнергии (когда экспортируется электроэнергия в других странах). Разрешить экспортировать электроэнергию инвесторамв летнее время по международным ценам;
■ освобождения от уплаты налогов в случае обеспечения электроэнергией бедных слоёв населения (согласно шкале, определенной ООН, где 1 человек зарабатывает менее 1 доллара в день) [9].
Литература:
1.Таджикистан в цифрах.2015:Статистический сборник / Ред. колл. А. Кулов, Е. Будникова, А Наджибулоев и др. - М.:Агенство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2015. -с.25.
2. Никитенко А.Ф. Перспективы развития электроэнергетики Таджикистана. Вкн. Народнохозяйственное значение Нурекской ГЭС.- Душанбе: Ирфон, 1964.- с.73.
3. Промышленность Республики Таджикистан.2012: Статистический сборник / Ред. колл. С. Иваникова, З. Ходжаев и др. - М.: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан,2012. -с.94.
4. О геополитических приоритетах современного Таджикистана Журнальный клуб Интелрос/ Неприкосновенный запас » №4, 2009 http://www.intelros.ru/readroom/nz/nz-66/4095-o-geopoliticheskikh-prioritetakh.html
5. Статистический ежегодник 2007-2013 годы. 2014: Статистический сборник / Ред. колл. З. Исмоилова, С. Минакова и др. - М.: Агенство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. 2014. - с.132.
6. Шерали Г. Угольная промышленность. - изд. - М.: Министерства энергетики ипромышленности Республики Таджикистан. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minenergoprom.tj/ugol.php (дата обращения: 05.10.2015).
7. Большая энциклопедия нефти газа. [Электронный ресурс]. URL:http://www.ngpedia.ru/id380315p1.html (дата обращения: 05.10.2015).
8. Валаматзаде Т. Энергетика Таджикистана: Настоящее и ближайшее будущее // Центральная Азия и Кавказ. Энергетика. -2008. - №1. - с.55.
9. Продовольственная безопастность и бедность №2. 2015:Статистический сборник / Ред. колл.Е. Будникова, А Наджи-