УДК 159.9+17 ББК 88.5
ю.ю. древко
Восточно-Сибирская государственная академия образования г. Иркутск vesna1.1990@mail.ru
коррекция детско-родительских отношений в семьях группы «риска»
U.U. Drevko
East Siberian State Academy of Education
Irkutsk
CORRECTION OF THE CHILD-PARENT RELATIONSHIPS IN FAMILIES AT RISK
Аннотация: В статье рассмотрены особенности функционирования семьи группы «риска», дан анализ факторов «риска» современной семьи, а также показано их влияние на формирование личности подростка. В статье предложена система мероприятий, направленных на коррекцию детско-родительских отношений в семьях группы «риска».
Ключевые слова: Семья группы «риска», фактор риска, детско-родительские отношения, коррекция.
Annotation: In the article they studied special features offunctioning of the family at risk. They gave an analysis of modern family factors of risk and showed their influence on the formation of teenager's personality. In the article they offered a system of measures aimed at the correction of child-parent relationships in families at risk.
Keywords: family at risk, risk factor, child-parent relationships, correction.
Переход к рыночной системе хозяйствования весьма болезненно отразился на состоянии семьи как социального института, что привело к обесцениванию ценностей, снижению уровня нравственности и морального воспитания в семье. Семья как социальный институт часто не выполняет своих функций. В связи с чем, социологи отмечают рост числа асоциальных семей и отмечают снижение жизненного уровня, падение нравственных устоев семейного воспитания.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируется нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья - это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Т.А. Куликова рассматривает семью как малую социально-психологическую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [4]. А.Г. Лидерс считает нормой семейных отношений, ког-
да в них присутствует: толерантность; уважение друг к другу со стороны каждого члена семьи; честность; сходство интересов и ценностных ориентаций. Однако современный темп жизни диктует родителям другие правила, воспитание уходит на последний план, на первый выходит материальное благополучие семьи. На этом фоне возникает ещё одна острая проблема: семьи группы «риска».
Семья группы «риска» по В.М. Целуйко - это категория семей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества [9, с.69].
К негативным воздействиям на семью или факторы социального риска, прежде всего, отрицательно сказываются на репродуктивных функциях семьи, то есть на способности семьи воспитывать здоровых в физическом и психосоциальном плане детей. С.А. Беличева к таким факторам относит:
- Социально-экономические факторы: низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия. Парадоксом времени
является то, что и сверхвысокие доходы «новых русских» также являются факторами риска в воспитании детей.
- Медико-социальные факторы: экологически неблагоприятные условия, инвалидность либо хронические заболевания родителей, других членов семьи, вредные условия работы родителей, и особенно матери, пренебрежение социально гигиеническим нормам.
- Социально - демографические факторы: неполная или многодетная семья, семьи с несовершеннолетними либо с престарелыми родителями, семьи с повторным браком и свободными детьми.
- Социально-психологические факторы: неполная или многодетная семья, семьи с несовершеннолетними либо с престарелыми родителями, семьи с повторным браком и свободными детьми.
- Психолого-педагогические факторы: семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями.
- Криминальные факторы: алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, семейный дебоши, проявление жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, разделяющие нормы и традиции преступной субкультуры [2, стр. 7-8].
Данные статистики свидетельствуют о том, что практически во всех случаях подростковой наркомании или алкоголизма подросток выходит из семей группы «риска».
Проблема детско-родительских отношений в семьях группы «риска», вызывает наибольший интерес педагогов и психологов, поскольку здесь речь идет о том, сколько сил, времени и внимания уделяется родителями ребенку; в какой мере их отношение нацелено на удовлетворение значимых для ребенка потребностей.
В подростковом возрасте детско-родительские отношения имеют большое влияние на личность подростка, так как возраст 12-16 лет многими авторами определяется как наиболее критический, связанный с прохождением нормативного подросткового кризиса и решением определенных задач «взросления» [1].
Воронин А.С. отмечет, что в социальной педагогике подростковый возраст рассматривается как этап от 10-11 до 15 лет, соответствующий началу перехода от детства к юности. Относится к числу критических периодов возрастного развития, связанных кардинальными изменениями в сфере сознания, деятельности и
системе взаимоотношений индивида. Характеризуется бурным ростом, формированием организма в процессе полового созревания, что сказывается на психофизиологических особенностях подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростка составляет общение в рамках различных видов деятельности. Для подростков характерны активное стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на его нормы и ценности, развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы и приводить к отклоняющемуся поведению.
По мнению исследователей не каждый подросток способен переживать негативизм и быть конфликтным, все зависит семьи и среды, которая его окружает.
По мнению Кле М. в сумме подросток изменяется в четырех сферах:
- Тело. Происходит бурный рост организма из-за полового созревания. Внешний вид подростка приобретает облик взрослого мужчины или женщины.
- Мышление. Развитие интеллекта, способность мыслить абстрактно.
- Социализация. Положение ребенка меняется, его социальная направленность выходит за пределы семьи и направляется на окружающий его мир. Подросток пытается, освободится от родительской опеки.
- Идентичность. Формирование представлений о себе и других, оценка.
Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к членам общества.
Для подросткового возраста очень важна самооценка, которая формируется в семье и входе общения подростка с другими людьми. Самооценка регулирует поведение подростка и может быть весьма противоречивой.
Подросток, сначала охваченный чувством взрослости пытается подражать семье, родителям. Если родители не поддерживают стремление ребенка, относятся к нему попустительски - он переключает своё внимание на сверстников. Приоритетным становится общение с друзьями, где он и осваивает не достающие ему в семье нормы и цели и средства социального поведения.
Отношение родителей к подростку оказывают влияние на его формирование. В. С. Мухина говорит
о том, что с каждым годом взросления ребенка необходимо считаться с его мнением. Семья с высокой ответственностью и рефлексией понимает это и начинает относиться к ребенку с учетом, появляющихся у него чувств взрослости.
Наиболее распространенная классификация типов родительского отношения представлена в работах А.Я. Варги. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Автор выделяет следующие типы родительского отношения: «отвержение», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация», «инфантилизация». Как благоприятный тип родительского отношения выделяется «кооперация»[6].
В семьях, члены которых испытывают по отношению друг к другу эмоциональное отвержение, непосредственное межличностное общение во многих случаях просто отсутствует. В основе таких отношений лежит неудовлетворенность в эмоциональных отношениях по отношению к данному члену семьи или ребенку, которая сопровождается обидой, а с другой стороны чувство вины по отношению к обиженным членам семьи, которое, очень часто, членами семьи либо совсем не осознается, либо осознается не до конца. Последние, пытаясь отделаться от чувства вины, но, не решаясь признать в себе это чувство, используют в семейных отношениях манипулятивные приемы давления на членов семьи, по отношению к которым испытывают данное чувство, стараясь таким образом вызвать ответное чувство по отношению к себе и, таким образом, переложить ответственность за отношения на другого человека. Наиболее уязвимым оказывается тот член семьи, который возьмет на себя роль посредника в таких отношениях, поскольку ни одна из противоборствующих сторон не соглашается взять на себя инициативу примирения и ответственность за отношения в надежде, что третья сторона сделает все за них. Таким образом, посредник оказывается в роли «козла отпущения» и вынужден выслушивать упреки с обеих сторон. Чаще в такой роли оказывается подросток.
Симбиоз переживается родителем как слияние с ребенком, как стремление удовлетворить все его потребности, оградить его от всех трудностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Симбиотиче-ские связи с ребенком характерны для матерей, любовь которых к ребенку заменяется аффективно заостренным беспокойством о нем.
Часто симбиозу сопутствует гиперопека, то есть максимальный контроль, ограничения, связанные с занижением реальных способностей и потенций ребенка. Гиперопека, основанная на тревожности выступает как комплекс навязчивых действий, удовлетворяющих потребность родителя в собственной безопасности.
В случае эмоционального симбиоза родительское отношение не отвечает насущным потребностям определенных кризисных этапов развития личностного развития ребенка, блокирует разрешение базового мо-тивационного конфликта принадлежности-автономии, интериоризуясь, приводит к расщеплению и дестабилизации образа Я.
Контроль за поведением ребенка является проявлением авторитарной гиперсоциализации. В ней четко просматривается авторитарность родителей, стремление получить от ребенка дисциплину и послушание. Родитель навязывает свое мнение. Такая семья не прочь применить физические наказания. Такой тип детско-родительских отношений имеет не благоприятные последствия для развития личности подростка. В кризисный период для подростка это может привести к замкнутости, раздражительности, непослушание агрессивность. Такие подростки не стремятся к независимости.
«Инфантилизация» («маленький неудачник») - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влиянии. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его не успешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Подросток остается не самостоятельным.
«Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, стирается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения и спорных вопросах.
Проведенное нами исследование подростков из семей группы «риска» Балаганской МОУ СОШ №1 с использованием методов: тест-опросник родительско-
го отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), методика Рене Жиля, тест «Подростки о родителях» (ПОР; Е. Шафер) позволило сформулировать следующие выводы.
Основными факторами «риска» современной семьи являются экономические и социальные.
Подросткам из семей группы «риска» присуща замкнутость в общении с другими людьми.
В детско-родительских отношениях семьи группы «риска» доминирует отвержение по отношению к детям.
Полученные результаты показали необходимость разработки системы мероприятий, направленных на коррекцию детско-родительских отношений в семьях группы «риска».
Социально-педагогическая коррекция - деятельность специалиста по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям, нормам поведения воспитанника.
Разработанная нами система мероприятий, направленных на коррекцию детско-родительских отношений, включала в себя:
1. Педагогическое информирование - широко применяется в социально-педагогическом консультировании, являясь одним из главных методов, так как применяется в целях повышения психолого-педагогической грамотности родителей в области обсуждаемой проблемы. Это «мини-лекции», где изучаемый материал доступен семье, а по содержанию, теоретический аспект сочетается с примерами жизненных ситуаций, из мифологии, из философской и художественной литературы [5].
2. Проведение бесед - обсуждение специальной литературы по проблеме семьи с родителями, что позволяет повысить уровень педагогической компетентности родителей, и помочь в самоанализе проблемы [8, стр. 18].
3. Социально-педагогическое консультирование семьи - может осуществляться на следующих концептуальных подходах: деятельность социального педагога можно обозначить как «помощь для самопомощи», а деятельность родителей - как процесс самоактуализации потенциальных возможностей семьи, каждого ее члена (Н. Пезешкиан, К. Роджерс).
4. Тренинг - метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат - это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике [3].
Апробация системы мероприятий, направленных на коррекцию детско-родительских отношений в семьях группы «риска», показала ее эффективность, а именно:
1. Детско-родительские отношения в семьях группы «риска» улучшились и в большинстве семей наметилась тенденция к кооперации.
2. Уменьшилось количество семей группы «риска», в которых было диагностировано отвержение ребенка родителями.
3. Подростки из семей группы «риска» стали более общительными, улучшилась их самооценка и общая оценка семьи.
4. Проведение социально-педагогического консультирования позволило многим родителям наметить план по улучшению экономической ситуации в ситуации и т.д.
В ходе проведенного исследования можно с уверенностью отметить, что ранее вмешательство в семью «риска» со стороны классного руководителя и социального педагога может помочь семье и подростку справиться с трудной жизненной ситуацией. Подключение к работе с семьей «риска» специалистов социальной защиты населения в рамках межведомственного взаимодействия может улучшить ситуацию и обеспечить более высокие результаты социально-педагогической деятельности с семьей группы «риска».
Библиографический список
1. Бубнова И.С. Особенности Я-образа у подростков и его формирование в условиях семейного воспитания: диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07/ И.С.Бубнова [Место защиты: Иркут. пед. инт]. - Иркутск, 2004. - 157 с.
2. Беличева С.А. Психосоциальная поддержка семей группы риска - как условие предупреждения семейного неблагополучия и семейного насилия/ С.А. Беличева, А.Н. Елизаров, Н.Д. Линде, В.Н. Рас-кин, Н.А. Цветкова. - М.: Социальное здоровье России, 2005. - 214 с.
3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга/ И.В. Вачков. - М: Издательство «Ось-89», 1999. - 176 с.
4. Возрастная психология (психология развития) / автор-составитель Л.Ц. Кагермазова: электронный учебник. - 275 с.
5. Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика. Курс лекций/ Ю.Н. Галагузова, М.А. Галагузова, Г.Н. Шти-нова, Е.Я. Тищенко, Б.П. Дьяконов. - М.: Владос, 2001. - 416 с.
Психология в экономике И УПРАВЛЕНИИ 2014, №1
6. Иванова Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие./ Н. В. Иванова. — Череповец: ЧГУ 2002. - 150 с.
7. Семья и формирование личности / под ред. А.А. Бодалев. - М. : Просвещение, 1989, 206 с.
8. Социальная работа с семьей: мир взрослых и детей: Учеб.-метод. пособие / Ж.И. Мицкевич, Л.Н. Мицкевич, Е.Э. Рымашевская, Е.С. Ящук. - Мн.: БГПУ, 2002. - 159с.
9. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей/ В.М. Целуйко.-М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 272 с.
10. Фонталова Н.В. Влияние социальной рекламы на отношение современной молодежи к социально-негативным явлениям // Известия Иркутской государственной экономической академии (Электронный журнал). 2013. №2.