Научная статья на тему 'Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением зрения в дошкольном отделении'

Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением зрения в дошкольном отделении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3028
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронина О. В., Лыкова А. А.

Целью статьи является психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения с раннего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением зрения в дошкольном отделении»

Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением зрения в дошкольном отделении

Воронина О.В.,

руководитель структурного подразделения ГБОУ «Гимназия № 1512» Москва, Россия

Лыкова А.А.

старший воспитатель ГБОУ «Гимназия № 1512» Москва, Россия

Аннотация. Целью статьи является психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения с раннего возраста.

Есть в нашем городе маленький оазис любви, тепла, добра, творчества и сотрудничества. Это наше дошкольное отделение для детей с нарушением зрения, Синдромом Дауна, ДЦП, задержкой психического развития, расположенный в зелёной зоне Восточного округа.

Концептуальными основами психолого-педагогического сопровождения, организации воспитательно-образовательного процесса, коррекционно-развивающей и лечебно-оздоровительной работы в дошкольном отделении является обеспечение оптимальных условий для системного, комплексного, непрерывного воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста.

Период пребывания ребёнка с нарушением зрения от раннего до младшего школьного возраста включительно в дошкольном отделении связан для него с несколькими кризисными периодами, как общепсихологического, так и специфического тифлопсихологического характера.

- На раннем этапе развития у ребёнка 2 лет начинается период осознания себя, своей личности, своего «Я», как особого, отличающегося от нормально видящих детей, пониманием того, что он не в состоянии осуществлять связи и контакты, выполнять ряд действий, основанных на зрительной перцепции. Отсюда в среднем и старшем дошкольном возрасте чувство неудовлетворённости собой, формирование отрицательного отношения к себе, своему «Я», уход от окружающей действительности.

- Именно в раннем возрасте, осуществляя коррекционно-развивающую деятельность, возможно, сформировать у ребёнка желание общаться с избранными детьми и взрослыми, создавать своё личное окружение, личностное пространство, понимание возможности попросить о помощи именно в то время, когда она ему требуется, отношение к необходимости носить очки, к виду своих глаз.

- У детей, имеющих зрительную патологию, существует и специфические проблемы социальной адаптации. Поэтому, 2-х летний малыш, находящийся в малой группе сверстников быстрее проходит процесс адаптации к новым социальным условиям, быстрее научается выполнять требования, предъявляемые взрослым, осваивается среди таких же, как он детей, носящих очки и окклюзию.

В отличие от нормально видящих сверстников, ребёнок с нарушением зрения не может овладеть многими навыками самостоятельно, без участия взрослого. Нормально развивающийся малыш, наблюдая за действиями взрослых, за играми старших детей, начинает подражать им, делать так же. Ребёнок с низкой остротой зрения, в силу искажённого зрительного восприятия окружающего, не имеет возможности увидеть всё чётко, в полном объёме со всеми деталями. Его возможности в подражании резко ограничены. Поэтому, чтобы научить ребёнка разнообразным действиям с предметами,

умению ориентироваться в окружающем мире и подготовить к школьной жизни, с ним с раннего возраста работают специалисты, владеющие специальными методами и приёмами воспитания и обучения детей с нарушением зрения.

В дошкольном отделении создан коллектив единомышленников, что обеспечивает ответственность каждого за решение поставленных задач. Педагоги работают в тесном контакте, стремясь к единому подходу в воспитании и обучении каждого ребенка. В своей работе все специалисты учитывают общие, специфические и индивидуальные особенности развития личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Единый стиль работы создает эмоционально положительный климат и благоприятные условия для усвоения программного материала каждым ребенком.

Задачи обучения и воспитания детей с нарушением зрения в нашем педагогическом коллективе решаются в процессе взаимодействия учителя-дефектолога с другими педагогами, однако ведущая роль в процессе коррекционно-развивающей деятельности принадлежит тифлопедагогу.

Тифлопедагоги осуществляют комплексный подход к диагностике и коррекционной помощи детям, модифицируют учебные планы и программы, применяют специальные формы и методы работы, создают оригинальные дидактические наглядные пособия, разрабатывают тематическое планирование, творчески подходят к проведению занятий с детьми с различной зрительной патологией, включая слабовидящих и слепых детей с остаточным зрением. Работа тифлопедагогов направлена на развитие зрительного и полисенсорного восприятия, ориентировки детей в макро- и микропространстве, что необходимо в их дальнейшей жизни в обществе. Огромное внимание уделяется развитию общей и мелкой моторики и социально - бытовой ориентировки, что является важнейшими компонентами при подготовке ребёнка к школьному обучению. Обучение математическим навыкам и умениям, начиная с младшей группы, помогает сформировать у детей чувственный опыт и зрительные представления о сенсорных эталонах формы, цвета, величины, помогает правильно ориентироваться детям в пространстве и во времени, а развитие графических навыков - подготовить ведущую руку ребёнка с пониженным или повышенным тонусом к письму.

Воспитатели создают в группах оптимальные комфортные условия для развития личности каждого воспитанника, используя современные личностно - ориентированные подходы. В своей работе педагоги уделяют огромное внимание формированию разносторонних знаний у детей, ориентируют их в различных жизненных ситуациях, воспитывая в детях стремление к знаниям и успехам в них, усидчивость, волю, целеустремлённость в овладении неизвестными фактами, интересными и необходимыми в жизни. Дети с огромным желанием рисуют, лепят, вышивают, изготавливают разнообразные поделки и создают картины из природного и бросового материала, тренируя руки и глаза, ведь все эти навыки пригодятся им на начальной ступени образования.

Музыкальный руководитель обращает внимание на то, что дети с нарушением зрения часто не могут качественно овладеть многими видами танцевальных движений, они очень скованны, не могут выразить свои чувства и эмоции в движении или танце. Поэтому основной целью музыкального воспитания маленьких детей является формирование творческих художественно-эстетических способностей, развитие фантазии и умения свободно выражать свои эмоции и чувства, так как это поможет им лучше и успешнее адаптироваться в современном мире.

Очень часто у детей с нарушением зрения страдает речь, не сформировано речевое общение, речевая культура. Специфика работы учителя-логопеда с нашими малышами заключается в том, что она требует знаний в области офтальмологии, тифлопедагогики и тифлопсихологии, владения специальными приёмами обучения. Наши педагоги уделяют большое внимание коррекции оптической дислексии у детей, что предупреждает дисграфию и дислексию на начальной ступени образования. Это особенно актуально для

детей со зрительной патологией, так как у них нарушено развитие зрительного восприятия вследствие чего дети испытывают трудности в усвоении зрительных образов букв.

Важной ролью в успешном преодолении дефекта, мы считаем, играет привлечении родителей к медико-психолого-педагогической коррекции. Наши педагоги помогают родителям понять и принять своего ребёнка, таким какой, он есть, оказывают необходимую помощь в преодолении собственных отрицательных эмоций, связанных с рождением особого ребёнка. Так как уже не раз убеждались, что без профессиональной помощи медиков и педагогов родители ограничиваются лишь уходом за своими детьми, ведь их не знакомят с особенностями развития, воспитания и обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. В дошкольном отделении организуются индивидуальные консультации, встречи родителей с тифлопедагогами, психологами, врачом-офтальмологом, специалистами из института коррекционной педагогики и других организаций, где проходят диспуты по различным проблемам, даются рекомендации по формированию коммуникативных, познавательных интересов у наших малышей. Это в свою очередь способствует созданию благоприятного психологического климата и в семье, и в педагогическом коллективе.

Ранняя коррекция психофизического развития наших детей имеет большое компенсаторно-коррекционное значение, позволяет избежать нам появления многих вторичных дефектов (нарушение координации пространства, боязнь больших пространств, вербализм), а также помогает малышу пользоваться остаточным зрением и сохранными анализаторами. А это в свою очередь обеспечит равные стартовые возможности детям с ОВЗ.

Литература

1. Дружинина Л.А. 2006. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. М.

2. Социализация дошкольников с нарушением зрения средствами игры. Под ред. Е.Н. Подколзиной. М.

3. Подколзина Е.Н. 2009. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. М.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.