Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР, III УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ)'

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР, III УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ОНР – общее недоразвитие речи / ГСР-грамматический строй речи

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Теплинская М. С., Папикян А. В.

В данной статье будет обсуждаться опыт коррекционной работы по устранению нарушений грамматического строя речи (ГСР) с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. А также, как с помощью различных игр достичь хороших результатов в логопедической работе с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Теплинская М. С., Папикян А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР, III УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ)»

прекращение проектной деятельности. В итоге, проект удалось завершить в срок, с хорошими результатами (на мероприятиях присутствовало от 76 до 100% участников, получено 86% положительных отзывов).

В результате проектной деятельности у студентов наблюдалась высокая мотивация к участию, так как они видели реальную социальную значимость проекта. Старались подготовиться как можно более тщательно, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, когда дефицит знаний не позволяет ответить на дополнительные вопросы от слушателей. Более того, данный проект имел для студентов и личностную значимость: у них была возможность изучить основы косметологии, получить первоначальный практический опыт и «попробовать» себя в данной профессии. Некоторые студенты четко определились, что не пойдут работать в косметологию, но при этом считают данный опыт очень полезным для повседневной жизни, будут использовать полученные знания и навыки для себя и членов своей семьи.

Таким образом, включение обучающихся в проектную деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

Список использованной литературы:

1. Проектная деятельность: учебно-метод. пособие / по ред. Г.В. Ахметжанова [и др.]. - Тольятти: изд-во ТГУ, 2019.

2. Федосеева Л.А., Жидков А.А., Гордеев К.С., Илюшина Е.С., Ермолаева Е.Л. Проектная деятельность обучающихся: понятие, сущность, виды проектов // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/01/36070 (дата обращения: 12.09.2023).

© Ивенская Т.А., 2023

УДК 1174

Теплинская М.С.

учитель-логопед

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 26 города Лабинска муниципального образования Лабинский район, учитель-логопед

г. Лабинск, Россия Научный руководитель: Папикян А.В. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 26 города Лабинска муниципального образования Лабинский район ст.воспитатель

г. Лабинск, Россия

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР, III УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ)

Аннотация

В данной статье будет обсуждаться опыт коррекционной работы по устранению нарушений грамматического строя речи (ГСР) с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. А также, как с помощью различных игр достичь хороших результатов в логопедической работе с детьми.

Ключевые слова

ОНР - общее недоразвитие речи, ГСР- грамматический строй речи.

Работая в детском коррекционном саду, за мой многолетний опыт я пришла к выводу, что проводить диагностику речевого развития ребенка нужно тщательно, особенно это касается грамматического строя речи (ГСР). Поэтому я остановилась на модифицированной системе коррекционной работы по методике Н.С. Жуковой Е.М. Масюковой, Т.Б. Филичевой.

Формирование ГСР с ОНР в коррекционном детском саду осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, так и на специальных коррекционных занятиях.

ГСР у детей старшего дошкольного возраста будет успешно формироваться при использовании игр,

если:

- игры будут подобраны в соответствии с системой грамматического строя языка;

- соответствовать интересам старших дошкольников;

- руководство играми грамматического содержания должно отвечать закономерностям усвоения детьми ГСР.

Сначала проводится работа по следующим направлениям:

1.Пополнение словарного запаса и понимание обращённой речи;

2.Упражнения и игры на словоизменение (число, род, падеж).

На первом этапе работы используются игрушки, конкретные предметы. При рассматривании обращать внимание детей не только на название предмета, но и название его частей. Вводить приемы, помогающие выделять признаки предметов, сравнивать их. Затем переходить к работе с разрезанными картинками, на которых изображены животные, мебель, посуда. При складывании какой-либо картинки, например, из серии "Одежда", дети называют ее составные части. Это помогает им лучше запомнить каждую деталь предмета, развивает внимание, память.

На этом этапе дети обучались понимать обращённую к ним речь. Здесь пополняется словарный запас детей с помощью игр. Особенно увеличивался словарный запас на логопедических занятиях, на занятиях с воспитателем, как индивидуально, так и фронтально. Также проводились игры на обогащение словаря и на понимание обращённой речи:

Например, проводилась игра на пополнение словарного запаса у детей. Игра «Что знаешь, расскажи».

- цель: обогащение словаря детей прилагательными, глаголами наречиями.

Дети с интересом играли в игру, поэтому они с легкостью справлялись со своими заданиями.

Например, при изучении темы «Животные» проводилась игра «Чей след?»

Целью этой игры являлось изучение и закрепление названий диких и домашних животных, птиц, на образование качественных, относительных и притяжательных прилагательных. Детям раздавались карточки, на которых нарисованы мордочки животных, а затем поочередно показывались нарисованные хвосты. Дети должны были назвать «своё» животное и подобрать для него подходящий хвост.

С помощью картинок дети научились легко понимать причинно-следственную связь в предложении.

На втором этапе, происходило обучение с помощью игр и упражнений, на словоизменение. Дети учились изменять существительные по падежам, прилагательные по родам, учились подбирать глагол к существительному, изменять существительные ж.р., м.р., ср.р. по числам, согласовывали существительные с числительными; учились изменять глаголы по временам.

Использовались такие игры, как: Игра «Доскажи словечко», Игра «Какого цвета предмет? Игра лото «Кто как передвигается» и т.д.

Динамические наблюдения показали положительные результаты проведенного обучения. В ходе

занятий, в виде игровых форм, дети обучались пониманию обращённой речи, а также пополняли словарный запас. В результате проведённых занятий было отмечено улучшение в сфере словоизменения (снижение аграмматизмов в речи).

Введение в процесс обучения детей с системным речевым недоразвитием новых задач, связанных с усвоением правил словоизменения, используя прием игры, существенно повышали качество грамматического строя речи детей.

Список использованной литературы:

1. Александрова Т.Б. Практические задания по формированию грамматического строя речи дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей - СПб-Детство -Пресс, 2003. - 48с.

2.Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями, Ростов на Дону, «ФЕНИКС» 2011. -49с.

3. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. Изд. Русский язык - М., 2002, с.720

4.Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Альбом дошкольника-М.: Гном и Д, 2003

5.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях. М: Альфа,1993. - 103

6.Фомичёва М.Ф. воспитание у детей правильного произношения. - М., 1989

7. Филичева Т. Б. и др. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников. -М., 2005.

© Теплинская М.С., 2023

УДК 37

Чарыева Г.Б.,

преподаватель, директор школы №50 г. Ашхабад, Туркменистан

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБУЧЕНИИ И ОЦЕНКЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация:

Современная образовательная парадигма ставит перед школой и педагогами новые задачи, связанные с развитием компетенций учащихся. В данной статье рассматриваются актуальные тенденции в обучении и оценке компетенций школьников, представляется методология и результаты исследований в этой области. В заключении делаются выводы о перспективах развития данной области образования.

Ключевые слова: компетенции, обучение, оценка, школьники, образование.

Введение

Современное образование находится в постоянном развитии, и одним из его ключевых аспектов является развитие компетенций учащихся. Обучение не ограничивается передачей фактических знаний, оно должно формировать у школьников навыки и способности, которые им пригодятся в будущей жизни и карьере. В связи с этим, образовательные системы по всему миру пересматривают свои методики и подходы к оценке компетенций учащихся.

Обзор литературы

Обучение и оценка компетенций стали активно исследоваться в последние десятилетия. Множество исследований посвящено разработке новых методологий и инструментов для оценки компетенций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.