Ростовский государственный экономический университет
344019, РФ, г. Ростов-на-Дону, 14-я линия, 35 Контактный телефон: (903) 43-56-223 е-таИ: [email protected]
ПОНОМАРЕВА Марина Анатолиевна
Кандидат экономических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой региональной экономики и природопользования
Корректировка стратегических приоритетов Ростовской области в контексте перехода к устойчивому развитию
Ключевые слова: устойчивое развитие; регион; региональные диспропорции; энергоэффективность; «зеленая» экономика.
Аннотация. Показано влияние мировых и национальных тенденций на изменение стратегических приоритетов устойчивого развития региона; проанализированы основные диспропорции в развитии Ростовской области, возникающие вследствие недостаточного учета принципов устойчивого развития в социально-экономической политике; предложены приоритетные направления стратегии развития региона в контексте его перехода к устойчивому развитию.
Регион как целостная система функционирует в условиях постоянно изменяющейся внешней среды, которая может быть представлена двумя основными составляющими: общемировыми и общенациональными тенденциями развития (мировая и национальная макросреды). В связи с этим стратегические приоритеты устойчивого развития региона будут во многом зависеть от тенденций развития этих макросред.
Что касается мировой макросреды и ее влияния на Ростовскую область, то в целом регион имеет предпосылки для успешной интеграции в систему мирохозяйственных связей (выгодное геополитическое положение, наличие основы для развития инфраструктуры, в том числе транспортной, развитый экспортоориентированный сектор). Однако вовлечение Ростовской области в систему международного разделения труда осложняется в силу следующих причин.
В современных условиях глобализации развитые страны стремятся к формированию модели «зеленой экономики», понимаемой не только как развитие альтернативных «зеленых» отраслей, но и как создание экономики, обеспечивающей стратегии снижения негативного антропогенного воздействия на окружающую среду благодаря масштабной модернизации на основе энергоэффективных, экологически чистых технологий (наилучших доступных технологий). В Ростовской области основные институты устойчивого развития практически не развиты, что снижает конкурентоспособность ее отраслей и продукции на зарубежных рынках. Кроме того, реализуемая в регионе социально-экономическая политика не учитывает общепринятых в развитых странах показателей устойчивого развития, в силу чего мероприятия по экологизации производственной сферы и энергоэффективности экономики региона осуществляются в условиях низкой заинтересованности бизнеса и населения.
Относительно национальной макросреды следует отметить, что в современных условиях регионы приобретают все большую самостоятельность в выборе приоритетных направлений своего развития, основная цель которого с точки зрения взаимодействия «центр - регионы» состоит в обеспечении самодостаточности региональной экономики и снижении дотационности региональных бюджетов за счет стимулирования ре-
© Пономарева М. А., 2011
гионального экономического роста, повышения собственных доходов и развития своей налогооблагаемой базы. Основной тенденцией, негативно воздействующей на показатели устойчивого развития Ростовской области, является сырьевая модель экономики страны, ограничивающая инвестиционные вливания в отрасли перерабатывающей промышленности, наукоемкие, инновационные отрасли. В Ростовской области нет крупных месторождений нефти и газа, но развивается ряд наукоемких отраслей (машиностроение, вертолетостроение, химическая промышленность). Область богата земельными ресурсами, пригодными для эффективного функционирования агропромышленного комплекса, поэтому поддержка сырьевой модели развития на национальном уровне становится одним из факторов, отрицательно сказывающихся на качестве жизни в регионе.
Несмотря на то, что в Ростовской области устойчиво растут промышленное производство, доходы населения и потребительский рынок, социально-экономическое неравенство усиливается. Бюджет области остается дотационным, 1/3 его доходов составляют безвозмездные перечисления из бюджета РФ. В общем зачете РФ по основным макроэкономическим показателям Ростовская область не входит даже в 30 лучших субъектов. По прогнозам специалистов [1], в ближайшие годы Ростовская область не сможет снизить уровень зависимости от средств федерального бюджета, что требует коренной трансформации принципов и приоритетов реализуемой в регионе социально-экономической политики.
В целом Ростовская область характеризуется выгодным геополитическим положением, богатым природно-ресурсным потенциалом, развитым промышленным и сельскохозяйственным производством. В 2006-2010 гг. в регионе наблюдалась положительная динамика основных показателей социально-экономического развития: темп роста ВРП в 2010 г. к уровню 2006 г. составил 142,4% (при 127,2% роста в среднем по России); отмечается рост индексов физического объема промышленной и сельскохозяйственной продукции, повышение доходов и уровня жизни населения. Успешно развиваются экспортоориентированные отрасли экономики.
В то же время в структуре региона сложились диспропорции, существенно ограничивающие эффективность использования природно-ресурсного, производственного, научно-технического и человеческого потенциала.
• Диспропорции между городским и сельским населением (городскими и сельскими территориями) - почти 1/4 населения проживает в городе миллионере, а более 65% в пределах Ростовской и Шахтинской городских агломераций, т. е. на сельские территории приходится около 1/3 населения [2]. При достаточно обширных площадях сельских территорий и наличии существенного природно-ресурсного потенциала для развития сельского хозяйства сложившаяся диспропорция является следствием недостаточной развитости сельских территорий, в первую очередь инфраструктурной. Так, обеспеченность водопроводом жилищного фонда в сельской местности почти в два раза ниже, чем в городской (43,9% против 88,4% соответственно), водоотведением (канализацией) - в 2,5 раза (34,4% против 86,3% соответственно), отоплением - в 1,7 раза (54,0% против 90,8% соответственно), горячим водоснабжением - в 3,6 раза (22,3% против 79,4% соответственно). Доля сельских населенных пунктов, имеющих водопроводы, с 1995 по 2006 г. увеличилась с 22,0 до 30,0%, что явно недостаточно. Критической является доля сельских населенных пунктов, имеющих канализацию (5%) [3].
Официальная зарплата в сельской местности составляет 700-800 р., общее число детских дошкольных учреждений уменьшилось в два раза, сеть общеобразовательных школ сократилась с 1995 г. на 13,5%. В результате более 25% сельского населения Ростовской области не имеют доступа ни к дошкольному, ни к общему образованию в месте проживания [2].
• Диспропорции между крупным, средним и малым бизнесом. Доля малого бизнеса в экономике Ростовской области чрезвычайно мала и за последние годы практически не изменилась (см. рисунок).
100 80 ■
60 ■
40 ■
20 0 ■
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
□ Доля малых предприятий □ Крупные и средние предприятия
Удельный вес малых предприятий
в общем числе предприятий и организаций Ростовской области в 2000-2008 гг., %
(составлено по: [4])
Как видно из рисунка, существенного изменения доли малых предприятий в общем числе предприятий и организаций региона не произошло, хотя и наблюдается положительная тенденция их роста (на 5,7%).
На предприятия малого бизнеса приходится тоже незначительная доля работников: 9,7% в 2000 г. и 13,9% в 2008 г., хотя оборот малых предприятий в общем обороте организаций Ростовской области увеличивается: в 2005 г. - 66; в 2006 г. - 71,0; в 2007 г. - 74,1; в 2008 г. - 71,2% [4], в 2009 г. произошло значительное снижение (до 48,6%), связанное с кризисом.
Сложившиеся диспропорции говорят о том, что развитие малого предпринимательства имеет существенный потенциал для увеличения самозанятости населения, а также вклада сектора малого предпринимательства в общий экономический потенциал региона.
• Диспропорции между инновационным и неинновационным секторами. Несмотря на достаточно развитый научно-технический потенциал, инновационный сектор в регионе развивается очень низкими темпами (табл. 1).
Таблица 1
Основные показатели инновационного развития Ростовской области [5]
Показатель 2006 2007 2008 2009
Валовой региональный продукт: в текущих основных ценах, млн р. % к предыдущему периоду 264 067,2 106,9 319 579,6 108,2 392 012,6 109,4 458 781,2 109,5
Совокупный объем отгруженных товаров, работ и услуг, выполненных собственными силами, по полному кругу предприятий (отгруженная промышленная продукция): в млн р. % к предыдущему периоду 205 863,4 116,1 243 607,2 115,8 302 101,2 110,0 373 113,4 114,1
Объем отгруженной инновационной продукции (по крупным и средним предприятиям), млн р. 6 089,5 6 551,2 9 500,0 14 100,0
Доля инновационной продукции в валовом региональном продукте, % 2,31 2,05 2,42 3,07
Доля инновационной продукции в отгруженной продукции (отгруженная промышленная продукция по полному кругу), % 2,96 2,69 3,14 3,78
Стоимость научных исследований и разработок, млн р. 6 031,4 6 899,8 9 290,0 13 950,0
Доля выполненных научных исследований и разработок в валовом региональном продукте, % 2,28 2,16 2,37 3,04
71,5 72,6 73,3 75,6 75,0 72,8 66,5 66,3 65,8
| 28,5 | | 27,4 | ! 26,7 ! 24,4 ! I 25,0 | 27,2 | | 33,5 | | 33,7 | | 34,2 |
Окончание табл. 1
Показатель 2006 2007 2008 2009
Затраты на технологические инновации (по крупным и средним предприятиям), млн р. в том числе на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями, млн р. 1 861,2 875,76 1 373,0 679,9 1 920,0 1 020,0 3 500,0 1 920,0
Доля затрат на технологические инновации в отгруженной продукции (отгруженная промышленная продукция по полному кругу), % 0,90 0,56 0,64 0,94
Количество малых инновационных предприятий, ед. 53 92 150 238
Доля инновационной продукции в ВРП Ростовской области чрезвычайно мала (2-3%) и практически не меняется, такая же тенденция характерна для инновационной продукции в отгруженной продукции.
• Диспропорции между использованием и воспроизводством природных ресурсов: рост экономики региона сопровождается увеличением загрязнения и деградации окружающей среды, исчерпанием природных ресурсов, нарушением баланса биосферы и климата. Это ведет к ухудшению здоровья населения и ограничивает возможности дальнейшего развития. Так, в Ростовской области сохраняется отрицательный естественный прирост населения, что связано с высокой смертностью, в том числе младенческой (табл. 2). В регионе увеличиваются показатели опухолевых заболеваний (в 1,5 раза за последние пять лет), общая заболеваемость также растет.
Таблица 2
Динамика некоторых показателей устойчивого развития Ростовской области в 2005-2009 гг. (составлено по [2; 6-8])
Индикатор 2005 2006 2007 2008 2009
Коэффициент естественного прироста населения, чел. на 1 000 жителей -6,70 -6,00 -4,80 -4,20 -3,80
Ожидаемая продолжительность жизни, лет: 66,91 67,61 68,38 68,88 69,54
мужчин 61,00 61,99 62,73 63,31 64,11
женщин 73,16 73,42 74,15 74,53 74,96
Младенческая смертность (число детей, умерших в возрасте до 1 года, на 1 000 родившихся живыми) 14,90 13,20 12,50 10,10 9,10
Уровень общей заболеваемости, чел. на 1 000 жителей 799,60 815,70 811,50 794,20 820,90
Уровень заболеваемости новообразованиями (доброкачественными и злокачественными), чел. на 1 000 жителей 10,60 10,90 10,80 12,40 15,30
Площадь особо охраняемых природных территорий, тыс. га 801,2 927,45 927,45 927,45 927,45
Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, млн р. 325,00 350,20 1 122,80 429,90
Выбросы в атмосферу, тыс. т 769,90 839,50 654,70 724,40 636,30
Сброс загрязненных сточных вод, млн м3 281,55 271,02 314,17 301,68 293,51
Общий объем загрязнений1 на единицу ВРП, тыс. т/млн р. 0,65 0,56 0,38 0,32 0,19
Количество непереработанных отходов производства и потребления2, тыс. т - -3 86 216,70 86 578,00 -
Примечания: 1 Рассчитывался как сумма объемов выбросов в атмосферу, сбросов в водные объекты и образовавшихся отходов производства и потребления. 2 Рассчитывалось как накопление отходов: наличие отходов на начало отчетного года + образование отходов за отчетный год - использование отходов в организациях - обезвреженные отходы. 3 До 2006 г. полные данные по области не отслеживались.
Незначительные колебания объемов выбросов/сбросов в атмосферу и водные объекты загрязняющих веществ связаны в большей степени с колебаниями объемов
производства, а не с его экологизацией. Продолжают накапливаться твердые отходы. В 2009 г. произошло существенное сокращение инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (почти в три раза по сравнению с 2008 г.).
Выявленные диспропорции представляют собой препятствия для обеспечения устойчивого развития региона и требуют выработки мер по их устранению.
Экономический рост Ростовской области должен происходить не на базе ресурсоемких и энергозатратных технологий, а за счет вовлечения предпринимательского сектора в процессы модернизации и внедрения энергоэффективных, экологически чистых технологий. Модернизация производства позволит получить двойной выигрыш, связанный как с обеспечением экономической эффективности, так и с сокращением вредных выбросов, развитием безотходного производства. Опыт такой модернизации в ведущих развитых странах Евросоюза показывает не только улучшение экономических показателей, но и существенное улучшение жизни населения [9].
Необходимо продолжить работы по инфраструктурному развитию региона. Однако в рамках вышеописанных диспропорций развитие это должно согласовываться с социально-экономическими приоритетами: развитием сельских территорий, увеличением доли малых и инновационных предприятий, модернизацией и повышением энергоэффективности экономики за счет внедрения экологически чистых (и энергоэффективных) технологий. Целесообразно разработать ряд мер, направленных на приоритетную поддержку малых и средних фермерских хозяйств с привлечением в данную сферу инновационных технологий рационального землепользования. Малые и средние предприятия, осуществляющие свою деятельность в сельском хозяйстве и развивающие инновационные сельскохозяйственные технологии (экологически чистые, энергоэффективные), должны получить максимальную поддержку от региональных органов власти. В частности, следует организовать специализированные центры при региональных и муниципальных органах власти, которые в реальном свободном режиме могут отвечать на вопросы предпринимателей, помогать им в оформлении документов и в поиске оптимальных для конкретного предприятия форм поддержки.
Для продвижения «зеленой экономики» в регионе нужно разработать систему показателей устойчивого развития (опыт разработки таких систем показателей в регионах РФ имеется), а также, что особенно важно, внедрить их в управленческий процесс. Данные показатели позволяют отразить эффективность мероприятий, реализованных в сфере экологизации экономики, а также формируют базу для принятия решений в этой области. Для разработки и учета данных показателей целесообразно привлекать научную общественность Ростовской области. Целесообразно осуществлять экспертную оценку принимаемых в регионе крупных инвестиционных проектов с точки зрения их влияния на показатели устойчивого развития. В регионе в настоящее время ведутся работы по формированию «Института устойчивого развития» - объединения экспертов из различных сфер и отраслей экономики Ростовской области, которые могут привлекаться для формирования экспертных материалов и отчетов в области устойчивого развития. Данный институт будет взаимодействовать с национальным «Институтом устойчивого развития», а в перспективе - с международными институтами и фондами, которые могут рассматриваться как потенциальный источник информации и средств для осуществления мероприятий по модернизации экономики региона на основе энергоэффективных, экологически чистых технологий.
Источники
1. Ефименко А. А. Реализация социально-экономической политики региона в условиях реформирования межбюджетных отношений : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Ростов н/Д, 2010.
2. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 20062007 гг. / под общ. ред. С. Н. Бобылева, А. Л. Александровой. М. : Изд-во «Весь мир», 2007.
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа : www.gks.ru.
4. Колычева Ж. Я. Инновационное развитие малого бизнеса как структурный элемент пропорциональности региональных воспроизводственных систем : дис. . канд. экон. наук. Ростов н/Д, 2010.
5. О деятельности малых предприятий (без микропредприятий) Ростовской области в январе-декабре 2009 г. // Официальный портал Администрации Ростовской области. Режим доступа : www.donland.ru.
6. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2010 г. / под общ. ред. С. Н. Бобылева. М., 2010.
7. Регионы России. Социально-экономические показатели : стат. сб. / Росстат. М., 2001-2010 гг.
8. Экологический вестник Дона : электрон. архив // Официальный сайт Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области. Режим доступа : www.doncomeco.ru/ecology/archive.
9. Экология и экономика: приоритеты развития : пресс-релиз Ин-та соврем. развития. Режим доступа : www.riocenter.ru/ru/news/5325.