УДК 629.735.017.083
КОРРЕКТИРОВКА ПЕРЕЧНЯ РЕГЛАМЕНТНЫХ РАБОТ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
С.С. ДАЛЕЦКИЙ
Статья представлена доктором технических наук, профессором Чинючиным Ю.М.
Рассмотрены методы корректировки состава регламентных работ по данным эксплуатации с применением MSG-анализа.
Ключевые слова: регламентные работы, MSG-анализ.
Регламент технического обслуживания (РО) является основным документом, определяющим объекты обслуживания (системы, подсистемы, изделия), объём и периодичность выполняемых на них работ в соответствии с принятой системой обслуживания основного заказчика.
Объекты технического обслуживания, объёмы работ и периодичность их выполнения должны определяться уровнем надёжности, при условии оптимальных сроков и расходов на техническое обслуживание на ВС в целом.
Эти определения и условия установлены ГОСТ 18675 и не определяют назначение РО.
РО должен обеспечивать использование ВС по назначению, поддержание лётной годности ВС и сохраняемость ВС при стоянке и перерывах в полётах при минимальных (или заданных) затратах труда, времени и средств.
Структура РО на ВС гражданской авиации РФ определена ОСТ 5430054 «Система ТОиР авиационной техники. Регламент технического обслуживания самолёта (вертолёта)».
Плановое техническое обслуживание (ТО) ВС с позиций назначения РО включает только следующие темы: оперативное ТО, периодическое ТО и ТО при хранении, а остальные темы из указанного ОСТа определяют внеплановое ТО ВС и условия применения РО.
Содержание работ ТО, согласно действующей классификации по ГОСТ 28056 «Построение, изложение и содержание программы технического обслуживания», включает:
- контроль технического состояния (код 100);
- технологическое обслуживание (код 200);.
- поддержание и восстановление надёжности (код 300), имеющие следующее назначение [1]:
1. Технологическое обслуживание обеспечивает подготовку ВС к использованию по назначению, стоянке или хранению и приведённого его в исходное состояние после этих процессов, не связанных с надёжностью.
2. Контроль состояния обеспечивает определение фактического технического состояния систем и изделий для принятия альтернативных решений об исправности или неисправности ВС в целом.
3. Работы по поддержанию и восстановлению надёжности обеспечивают свойство ВС сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров систем и изделий, характеризующих их способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях эксплуатации ВС.
Эти три вида работ являются целевыми при ТО ВС. Их выполнение сопровождается выполнением вспомогательных работ, которые не имеют самостоятельного назначения, а обеспечивают необходимые условия для выполнения целевых работ. Например, в РО включена целе-
вая работа по контролю состояния изделия в лаборатории, соответственно включены и вспомогательные работы по демонтажу-монтажу данного изделия на ВС.
Указанная классификация работ закодирована и введена нормативными документами. Виды работ разделены на группы по общности технологических признаков и приёмов выполнения работ, а группы разделены на подгруппы, конкретизированные для реально выполняемых работ ТО и Р в процессе жизненного цикла ВС.
Действующие РО на ВС отечественного производства сформированы по принципу синтеза работ: элемент - изделие - система - ВС в целом. Изделия дополнительно классифицируются на обслуживаемые - необслуживаемые; восстанавливаемые - невосстанавливаемые; заменяемые -незаменяемые. Такой подход обеспечивает формирование максимально возможного перечня регламентных работ, выполняемых в процессе эксплуатации ВС, что, в свою очередь, увеличивает затраты на ТО. Реализация методов технической эксплуатации по состоянию (ТЭС), которые включают эксплуатацию до предотказного состояния - ТЭП и до безопасного отказа -ТЭО, позволяет отказаться от проведения регламентных работ по восстановлению надёжности заменой их работами по контролю и оценке технического состояния изделий с восстановлением исправности ВС, при необходимости, только по результатам контроля.
Применение ТЭС обеспечивается применением типового минимального перечня оборудования (ТМПО), который введён в качестве дополнительного эксплуатационного документа и регламентирует правила и процедуры обеспечения вылета ВС с отдельными допустимыми отказами оборудования ВС.
ТМПО включает перечень оборудования, при временной неработоспособности которого, в определённых условиях эксплуатации, допускается вылет ВС данного типа без снижения уровня безопасности, установленного соответствующими нормами лётной годности. ТМПО определяет также дополнительные процедуры и ограничения в области лётной и технической эксплуатации данного типа ВС, связанные с условиями выполнения полётов с отказами, и допустимую продолжительность такой эксплуатации. Применение ТМПО позволяет исключить из РО контроль отказов, включённых в ТМПО с открытой для экипажа функцией проявления отказа при выполнении экипажем обычных действий в соответствии с Руководством по лётной эксплуатации (РЛЭ).
Методические основы формирования РО на основе изложенных принципов и синтеза снизу вверх от элемента к системе приведены в [1,2], однако корректировка состава работ РО в процессе эксплуатации ВС не имеет методологического обеспечения в отечественной практике сверху вниз, т.е. от системы к изделию.
Для целей корректировки состава работ ТО в процессе эксплуатации ВС, а также для адаптации РО к условиям эксплуатации конкретного эксплуатанта предлагается применение процедуры МЯВ и методологии MSG-3, применяемых в зарубежной практике [3].
При разработке нового типа ВС создаётся комитет по надзору за разработкой программы ТОиР (MRB-Maintenance Review Boad) из представителей авиационных властей (САА), авиа-компаний-заказчиков и изготовителя ВС, цель которого - подготовка отчёта MRB, который разрабатывает рабочий орган при MRB - координационный комитет по типу ВС (ISC - Industry Steering Committee). ISC создаёт рабочие группы по системам ВС, которые проводят анализ отказобезопасности систем ВС по методологии MSG-3 (Maintenance program development document - документ для разработки программы технического обслуживания самолёта) и определяют две группы работ:
- обязательные, режимы выполнения которых (объём и периодичность) не могут быть изменены эксплуатантом без согласования с органом по сертификации (АСО) данного типа ВС;
- работы, которые могут быть изменены, отменены или изменены интервалы их выполнения (по методикам, одобренным САА) в процессе эксплуатации ВС у данного эксплуатанта.
Эти две группы работ ТО, совместно с работами, рекомендуемыми к выполнению эксплуатантами в зависимости от их технических и организационных возможностей и условий эксплуатации ВС, и составляют полное содержание программы МРБ данного типа ВС. Заверша-
ются работы специалистами каждой авиакомпании, которые на основе рекомендуемых САА эксплуатационных планов AMS (Aircraft Maintenance Schedule) формируют программу ТО и Р или используют программу MPD.
Документ MSG-3 на основе анализа отказобезопасности систем (SSA) по логическим схемам влияния видов работ на безопасность и экономичность эксплуатации ВС обеспечивает формирование перечня регламентных работ, которые могут включать: смазку /обслуживание - (LU/SV); операционный/визуальный контроль - (IN/FC); восстановление - (RS); удаление - (DS).
Здесь же формируются и дополнительные работы (нерегламентные), которые включают: нерегламентные задания (доработки), отчёты о неисправностях (по замечаниям экипажа), анализ данных (контроль надёжности).
Соответствие работ ТО по MSG-3 и принятой классификации по ГОСТ 28056 следующее:
LU/SV - технологическое обслуживание (200);
OP/VC - контроль состояния изделия (100);
IN/FC - контроль состояния системы (100);
RC - ограничение ресурса, т.е. поддержание и восстановление надёжности (300).
Отказы систем по MSG-3 классифицируются по их влиянию на лётную годность ВС по 5 категориям, а именно:
а) очевидная безопасность; в) очевидная операционная; с) очевидная экономическая; d) скрытая безопасность; е) скрытая небезопасность.
Например, очевидная безопасность предполагает обязательное наличие работы ТО в РО, которая обеспечивает лётную годность ВС на полёт или на некоторый интервал эксплуатации. Если такой работы ТО не находится, то необходима доработка системы с целью обеспечения лётной годности ВС в целом.
Тогда логическая схема анализа очевидной безопасности по MSG-3 с учётом классификации работ по ГОСТ 28056 будет выглядеть следующим образом (рис. 1).
А
В
С
Включить в РО работы кода 300 4 да нет
Является ли ограничение ресурса і при ТО возможным и эффе г замена изделия ктивным
Ограничить ресурс изделия . ^ да нет
Существует ли новая работа ТО, возмс жная и эффективная
Включить новую работу в РО ^ да нет
Доработка системы обяза а н ь л е т
D
Е
Рис. 1. Логическая схема анализа очевидного отказа системы, непосредственно влияющего на лётную годность ВС
Другие схемы логического анализа по МБО-3 могут быть изменены по аналогии с рис. 1.
Таким образом корректировка состава работ РО в процессе эксплуатации типа ВС с применением МБО-3 может быть выполнена в следующем порядке:
1. Формируется исходная информация:
а) действующий регламент ТО на тип ВС;
в) результаты анализа безотказности функциональных систем ВС по ОСТ 100/32 (отчёт);
с) обобщение опыта эксплуатации типа (отчёт);
ё) результаты контроля надёжности изделий ВС в эксплуатации (отчёт);
е) типовой минимальный перечень оборудования (ТМПО).
2. Все выявленные и расчётные виды отказов функциональных систем (ФС) ранжируются по их влиянию на лётную годность и экономичность эксплуатации ВС по указанным в МБО-3 категориям.
3. Работы действующего РО подвергаются логическому анализу по адаптированным схемам МБО-3 с учётом категорий отказов ФС. Лишние работы изымаются, а недостающие добавляются в РО. При необходимости производится доработка ФС.
4. Производится эксплуатационная проверка нового состава работ РО на возможность их выполнения и эффективность применения ВС.
5. Новый состав работ внедряется в РО типа ВС.
Для стареющих типов ВС отдельно формируется перечень регламентных работ по контролю и профилактике коррозии (в МБО-3 программа предупреждения коррозии - СРСР).
В современных типах ВС конструктивное исполнение некоторых зон способствует возникновению и развитию коррозии. К таким зонам относятся [1]:
- подпольная часть гермофюзеляжа и элементы по стыку с ней (вследствие конденсации атмосферной влаги или её попадания во время осадков);
- зона несливаемого остатка топлива в кессонах крыла (вследствие скопления воды при отстое топлива);
- стыки панелей обшивки по нервюрам и лонжеронам крыла (вследствие конденсации атмосферной влаги или её попадания во время осадков);
- зона установки аккумуляторов (вследствие попадания электролита);
- зона санузлов (вследствие попадания спецжидкостей на элементы конструкции);
- негерметичные части крыла и фюзеляжа (вследствие попадания атмосферных осадков или технологические люки).
Эти зоны конструкции ВС контролируются на наличие коррозии двух уровней:
- коррозионные повреждения, которые не требуют усиления конструкции или её замены;
- коррозионные повреждения, которые превышают допустимый уровень, но являются местными и могут быть удалены или выполнены усиления конструкции.
Важнейшей частью борьбы с коррозией является противокоррозионная защита, т. е. нанесение защитных покрытий с целью предупреждения коррозии или предотвращение дальнейших поражений конструкции.
В отечественной практике программа СРСР реализуется в дополнительной части регламента ТО, а именно: «Контроль коррозионного состояния. Противокоррозионная защита».
Состав работ этой части РО корректируется на основе результатов обобщения опыта эксплуатации ВС данного типа.
Предложенная схема корректировки содержания регламентных работ апробирована при разработке нового регламента ТО самолёта Як-18Т и показала свою эффективность. Данная процедура может быть применена и для более поздних версий МБО-3.
ЛИТЕРАТУРА
1. Далецкий С.В. Формирование эксплуатационно-технических характеристик воздушных судов гражданских судов гражданской авиации. - М.: Воздушный транспорт, 2005.
2. Методика формирования регламента технического обслуживания самолётов гражданской авиации с применением прогрессивных методов эксплуатации. Утв. ГУЭРАТ МГА. ЦНТИ ГА, 1985.
3. MSG-3. Revision 2. Maintenance program development document. ATA, 1993.
CORRECTION OF SCHEDULED (PERIODIC) INSPECTION ITEMS DURING CIVIL AIRCRAFT OPERATION
Daletskiy S.S.
It is considered scheduled inspection items correction based on operation data using of MSG-3 analyses.
Key words: scheduled inspection, MSG-3 analyses.
Сведения об авторе
Далецкий Станислав Станиславович, 1970 г.р., окончил МГТУ ГА (2005), аспирант ГосНИИ ГА, автор 7 научных работ, научный сотрудник ГосНИИ ГА, область научных интересов - техническая эксплуатация воздушного транспорта и совершенствование эксплуатационной документации воздушных судов.