Научная статья на тему 'Корректировка методики расчета несущей способности земляного полотна в особой точке'

Корректировка методики расчета несущей способности земляного полотна в особой точке Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
151
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСУЩАЯ СПОСОБНОСТЬ / ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО / ОСОБАЯ ТОЧКА / МЕТОДИКА РАСЧЕТА / ПРЕДЕЛЬНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Козлов И. С.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с расчетом несущей способности земляного полотна в особой точке. Автор уточняет методику расчета. С помощью интегрирования выводится новая формула для определения предельных напряжений в грунте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Козлов И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корректировка методики расчета несущей способности земляного полотна в особой точке»

Для второй итерации запишем:

12 =11 +4”1 D-D0 1 ,

где: Х(2) - второе вычисленное значение координат пункта;

А1 - уточненное значение матрицы частных производных,

представленной в формуле (4); каждый коэффициент матрицы А і вычисляется дифференцированием псевдодальностей Dt по X(1), F(1), Z(1);

D0 1 - матрица вычисленных псевдодальностей.

Заключение

Рассмотренный алгоритм может быть использован в учебном процессе при изучении методов определения местоположения точек земной поверхности по результатам кодовых спутниковых измерений псевдодальностей.

Библиографический список

1. Геоинформатика транспорта / Б. А. Лёвин, В. М. Круглов, С. И. Матвеев, В. Я. Цветков, В. А. Коугия. - М. : ВИНИТИ РАН, 2006. - 336 с. - ISBN 5-902928-05-2.

2. Космическая геодезия: методы и перспективы развития /

В. В. Глушков, К. К. Насретдинов, А. А. Шаравин. - М. : Институт

политического и военного анализа, 2002. - 648 с. - ISBN 5-93349-019-9.

3. Глобальная спутниковая система определения местоположения GPS и её применение в геодезии / А. А. Генике, Г. Г. Побединский. - М. : Картгеоцентр, 2004. - 355 с. - ISBN 5-86066-063-4.

Статья поступила в редакцию 01.07.2009;

представлена к публикации членом редколлегии Вал. В. Сапожниковым.

УДК 625.12.033.38 И. С. Козлов

КОРРЕКТИРОВКА МЕТОДИКИ РАСЧЕТА НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА В ОСОБОЙ ТОЧКЕ

В статье рассматриваются вопросы, связанные с расчетом несущей способности земляного полотна в особой точке. Автор уточняет методику расчета. С помощью интегрирования выводится новая формула для определения предельных напряжений в грунте.

несущая способность, земляное полотно, особая точка, методика расчета, предельные напряжения.

Введение

В настоящее время проектирование конструкций земляного полотна железных и автомобильных дорог все чаще носит индивидуальный характер. Необходимость индивидуального проектирования связана с тем, что использование типовых конструкций при строительстве дорог в неблагоприятных инженерно-геологических условиях, а также при проектировании под повышенные осевые нагрузки невозможно. К неблагоприятным инженерно-геологическим условиям относятся слабые основания в местах расположения будущих насыпей (основания, сложенные торфами либо глинистыми грунтами с низкими прочностными характеристиками), местные грунты, использование которых для отсыпки земляного полотна разрешается только с обоснованием несущей способности и т. д. Поэтому все проектные решения должны быть проверены точными инженерными расчетами.

1 Ранее существовавшая методика расчета несущей способности земляного полотна

Наиболее совершенными на сегодняшний день являются инженерные расчеты по законам теории предельного равновесия, разработанные В. В. Соколовским [1]. Благодаря им удается избежать недостатков, присущих ранее созданным методам, а именно: координаты точек кривых

скольжения определяются аналитически, на основе предельного напряженного состояния грунтового массива; можно строго определить величину несущей способности сооружения, а также размер зоны выпора грунта.

Применительно к земляному полотну железных и автомобильных дорог с учетом действия вибродинамических нагрузок и снижения под их влиянием прочностных характеристик грунтов теория предельного равновесия была впервые применена в ЛИИЖТе профессором И. В. Прокудиным [2]. Основные расчетные формулы данной методики приведены ниже.

Основная система уравнений плоской задачи состоит из уравнений движения грунтовой среды и условия предельного равновесия Кулона и имеет следующий вид:

zy

д2и

dt2

д2У

dt2

■а2= <51+<з2+2-Сдн • ctgcpflH

Z + р

= 7 + р

■sincp

дн ’

где gz, g - составляющие нормальных напряжений, соответственно в вертикальной и горизонтальной плоскостях, т/м2;

т т - составляющие касательных напряжений, т/м2;

U, V- перемещения при колебаниях в направлении осей z и у;

Gj, g2 - максимальное и минимальное главное напряжения;

Сдн, Фдн - сцепление и угол внутреннего трения грунта, воспринимающего вибродинамическую нагрузку;

Z и Y - объемные силы, при направлении оси z вертикально вниз, Z= у, а 7= 0;

-5

у - объемный вес грунта, т/м .

Дальнейшее преобразование этой системы уравнений позволяет получить уравнения характеристик (линий скольжения) и соотношений вдоль них, которые в общем виде выглядят следующим образом:

dz = dy- tg

4 2

Интегрирование данных уравнений в замкнутом виде возможно только для узкого круга задач, поэтому основным способом их решения является численный метод характеристик (метод Массо), основанный на замене уравнений характеристик конечно-разностными соотношениями, и использование свойств линий скольжения. В связи с этим в ПГУПС разработано программное обеспечение для решения широкого круга задач, направленных на определение несущей способности земляного полотна и его основания.

Методика, разработанная профессором И. В. Прокудиным, прекрасно зарекомендовала себя, обнаруживая достаточно хорошую сходимость расчетных данных с фактическими.

Многолетний опыт применения методики показал, что фактическая несущая способность земляного полотна оказывается примерно на 20 % выше, чем полученная расчетным путем.

Комплексный анализ методики расчета позволил предположить, что причина расхождения результатов кроется в определении несущей способности земляного полотна в особой точке О.

Особая точка О - это центр расчетной схемы, в котором наблюдается смена знака нагрузок, скачок угла 5 от 0 до п/2 и напряжений z от Ою.о до о20.0, в этом и заключается особенность точки О.

Для того чтобы получить представление о методике расчета несущей способности, рассмотрим рис. 1 и 2.

Нахождение значений 5 и о в точке О во второй зоне должно производиться с учетом данных, приведенных на рис. 3. Характеристики первого семейства слева от точки О будут наклонены к образующей откоса под углом (а + ^). Справа от точки О угол наклона характеристик к горизонтали составит л/2-^ в силу того, что 5 = п/2. Эти результаты определяются из уравнения характеристик первого семейства.

о несущей способности полуплоскости

Рис. 3. Схема к построению сетки характеристик насыпи во второй зоне

В зоне особой точки О наблюдается скачок угла 5 от 0 до п/2, который равномерно распределяется по характеристикам первого семейства. Угол 5 определяется по формуле

7I-20C 2 п

• і + а,

где n - количество частей, на которое разбивается скачок угла; i - порядковый номер рассматриваемой части.

Ранее предлагалось определять напряжения в теле насыпи, используя следующую формулу:

а.

у• jMga-cosa + Сди -С08фдн -cos2(S-a) 1 - sin фдн • cos 2(8 - а)

exp 2-8г.^фдн

В особой точке О, при у = 0 и 5 = а, формула принимает вид

С •cos ф

®, =<Wexp 2• 8, • tgcp =-f—-----—-exp 2• 8, ■ tg<p .

2 Изменения в методике расчета несущей способности земляного полотна в особой точке

Попробуем найти выражение для определения напряжений в зоне особой точки О более точным способом, воспользовавшись интегрированием уравнения дифференциального соотношения вдоль линии скольжения второго семейства.

Рассмотрим точку О, воспользовавшись приемом, рекомендованным В. А. Флориным [3]. Вырежем точку О характеристикой второго семейства, проходящей от центра точки на расстоянии dz, как показано на рис. 4.

о

характеристика

2-го семейства

характеристика

1-го семейства

Рис. 4. Сетка характеристик в особой точке

Неограниченное уменьшение размера dz обусловливает преимущественное уменьшение объема области вокруг точки О в сравнении с ее поверхностью, и при минимальных размерах вырезанной области действующие на нее силы собственного веса грунта и силы инерции в процессе колебаний будут пренебрежимо малы по сравнению с действующими напряжениями. Кроме того, при минимальных размерах рассматриваемой области, явлением загасания колебаний по глубине можно пренебречь и считать грунт однородным по прочностным характеристикам.

Следовательно, бесконечно малую область вокруг точки О можно считать невесомой, с постоянными характеристиками грунта. При таких условиях построение сетки характеристик в особой точке будет совпадать с предложенным В. А. Флориным [3] и другими авторами.

Предельная величина о, в зоне точки О определяется

интегрированием дифференциального соотношения вдоль характеристики второго семейства в невесомой зоне при стремлении dz и dy к нулю и стягиванию вырезанной зоны в точку (рис. 4). Тогда линия скольжения Оі - О5 стремится к нулю, а интегрирование проводится в точке, где наблюдается скачок напряжений от о10.0 до о, и угла 5 от а до 5,:

аю.о

а

і і

J Лт - 2 J(g + Сдн • ctg(p№) • tgcp№ • db = 0,

a = a + C • ctgcp ,

ДН ДН от ДН 5

8,

a

ДН

ДН’

і і

\ do-2 J(a • tgcp№ + Cm • Ctg(p№ • tgcp№)• db = 0,

a10.0

'10.0

8,.

J do-2j(a-tg(pflH + Cm)-db = 0,

al 0.0

a

і і і

I da-2 Ja-tg(pflH -<і8-2|СДН -<і8 = 0,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10.0 a a

Ь 8,. 8,.

J da-2-tgcpflH |а-б/8-2-Сдн J<iS = 0,

оо « а

ГГ"” ехр(2 • 8 • tgcp ),

ехр(2 • а • tgcpflH)

VJ і KJj

J da-2-tgcpflH J-

exp(2 • a • tgcpflH)

ui

■ exp(2 • 8 • tgcpflH) • dS -2 ■ Cm j</8 = 0,

a

2■ tgcp ■ aiao exp(2-S-tgcp )

exp(2-a-tgcp№) 2-tgcp

4 /

-2-C„-8| =0,

ДН oc

10.0

10.0

a| -^io.o-exP(2-tg9«H(8-a))| -2-Сдн-8| =0

(<*,- ~ CTm.o) - (am.o • exP(2 • tg<P«H (8,- - a)) - a10 0 • exp(2 • tgcp№ (a - a))) -

-(2-Сдн-8г-2.Сдн.а) = 0,

(°i - ^10.0)-(^10.0 -exp(2-tgcp№(8f - a)) - a10 0) - (2 • Cm (8. -a)) = 0,

- aio.o - aio.o • exP(2 • *8Фдн (§/ - a)) + aio.o - 2 • сдн (§,- - a) = °>

<*/ - <*10.0 • ЄХР(2 • tg9«H (§г - °0) - 2 • Сдн (§г - а) = 0,

<*г = 2 • Сдн (8,. - а) + а10 0 • ехр(2 • tgcp№ (8. - а)).

В результате интегрирования получено выражение для определения предельных напряжений. При сравнении старой и новой формул оказывается, что появилось дополнительное слагаемое 2Сдн(8г- - а), которое увеличивает расчетную несущую способность.

Заключение

Указанные изменения были внесены в программу по расчету несущей способности земляного полотна, разработанную в ПГУПС.

Апробация изменений в методике расчета показала отличные результаты. Если раньше различие между расчетной и фактической несущей способностью составляло 15-20 %, то теперь расхождение не превышает 5 %. Такая сходимость теоретических и экспериментальных данных говорит об обоснованности применения предлагаемой методики к оценке прочности основной площадки земляного полотна.

Помимо практического совпадения расчетных величин с фактическими при модельных испытаниях, нами были получены аналогичные результаты при наблюдении за строительством насыпей, расположенных на слабых грунтах.

Библиографический список

1. Статика сыпучей среды / В. В. Соколовский. - М. : Гостехиздат, 1954. - 274 с.

2. Указания по расчету несущей способности земляного полотна, сложенного глинистыми грунтами, воспринимающими повышенную вибродинамическую нагрузку / И. В. Прокудин. - Л. : ЛИИЖТ, 1982. - 54 с.

3. Основы механики грунтов. Т. 2 / В. А. Флорин. - М. :

Госстройиздат, 1961. - 543 с.

Статья поступила в редакцию 30.04.2009;

представлена к публикации членом редколлегии Л. С. Блажко.

УДК 629.4.053.3

А. М. Костроминов, М. Ю. Королев, В. В. Гаврилов, Т. В. Крючкова

ПРИМЕНЕНИЕ RFID-ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ АВТОВЕДЕНИЯ ПОЕЗДОВ МЕТРОПОЛИТЕНА

Рассматриваются вопросы влияния помех при использовании RFID-технологии для решения задач автоматического управления движением поездов в метрополитене. Показано, что расчетные данные радиообмена информацией между бортовой аппаратурой и напольным оборудованием RFID-средств существенно отличаются от фактических характеристик вследствие различного рода помех. Даются практические рекомендации по обеспечению надежного радиообмена в условиях этих помех.

RFID-технология, радиометка, ридер, приемопередатчик, зона радиовидимости.

Введение

В системе автоматического управления движением поездов в метрополитене RFID-технологии (Radio Frequency Identification)

использованы с целью бесконтактной привязки к пути головных вагонов поездов. Для этого вдоль пути движения поездов на станциях и перегонах, в определенных фиксированных точках установлены пассивные радиометки с объемом памяти 512 бит, в которую занесена необходимая для автоведения поездов информация (о включении и выключении тяговых двигателей, о режимах торможения, об открытии дверей с нужной стороны и времени их открытого состояния и др.). Для получения информации из радиометок на борту головных вагонов поездов имеются приемопередатчики (ридеры), реализующие RFID-протокол. Работа метки осуществляется за счёт ее «накачивания» энергией от ридера и с помощью полученной энергии установления двухсторонней связи между ридером и меткой.

Для управления ридером, а также для обработки информации, полученной из радиометки, используется контроллер, формирующий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.