КОРПУСНАЯ ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ
ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
О.Т. Косаренко, доцент, к.ф.н., доцент, Воронежский государственный педагогический университет,
г. Воронеж
С.В. Косаренко, старший преподаватель, к.ф.н., доцент, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Совершенствование качества подготовки специалистов для системы МЧС предполагает разработку учебных материалов нового типа, выработку рекомендаций по изучению опыта преподавания дисциплины гуманитарного цикла «Русский язык и культура речи» с использованием лингвистических корпусов, например Национального корпуса русского языка (НКРЯ) в рамках корпусной лингвистики [1]. Данный раздел языкознания занимается разработкой общих принципов построения корпуса, созданием базы данных с использованием компьютерных технологий. В основе корпусной лингвистики лежат теоретические положения социолингвистики: язык рассматривается как социальный феномен, динамическое явление, проявляющее себя в текстах, как совокупность фиксируемых речевых актов, которые можно записать, описать и проанализировать. Социальные различия в историческом развитии языка и его современном функционировании характеризуются определенной частотностью употребления, исследовать которую можно с помощью методов математической статистики. Применяемые в корпусной лингвистике квантитативные методы позволяют обозначить процессы, скрытые от языковой рефлексии говорящих, и исследовать порождавшие их факторы. Так, корпусные статистические методы анализа лексики дают ценную информацию об употреблении слов и выражений, ключевых для определенного временного среза. Таким образом, НКРЯ предоставляет три типа данных, которые используются в ходе учебных занятий и лингвистических исследований: эмпирические материалы, информация по частотности, экстралингвистическая информация.
Влияние социальных факторов на языковую систему мы проанализируем на примере высокочастотной лексики словообразовательных гнезд зрительного восприятия, вершиной которых служат глаголы видеть, глядеть, зреть и смотреть. В этом отношении НКРЯ представляет собой уникальный ресурс изучения механизмов словообразования в прагматическом аспекте, то есть позволяет исследовать отношение знака к результату его использования говорящим/пишущим. В НКРЯ входят не только письменные тексты различной жанровой и стилистической отнесенности, имеются также записи устных текстов (публичной речи и частных бесед). С применением корпуса упрощается поиск примеров, необходимых для представления учебного материала, появляется возможность быстро сопоставлять языковые данные, относящиеся к разным временным периодам, «легко решается проблема выявления степени
значимости изучаемого феномена для носителей языка» [2, с. 21]. В частности, НКРЯ наглядно (в виде графика и таблиц данных) представляет частоту употребления слов или их сочетаний с распределением по годам с 1800 по 2012 год, объективно отражает активные процессы, происходящие в общественном языковом сознании на протяжении XIX-XXI вв.
Обращение к НКРЯ позволяет существенно дополнить словарную работу, которой в практике преподавания русского языка и культуры речи отводится важное место, дает возможность, прежде всего, самостоятельно анализировать контексты, извлекаемые из исчерпывающего материала корпуса, который обеспечен полноценной источниковедческой базой. Поэтому необходимо обучать курсантов и студентов работе с поисковой системой. Для определенных направлений научной и педагогической работы удобны определенные виды поиска. При работе в области слово- и формообразования или морфологии удобен вид поиска слов с определенной грамматической характеристикой. Например, поиск приставочных образований (d:pref) глагола (V) *видеть независимо от его вида (совершенного или несовершенного -pf/ipf) во всех трех временных формах (praet, praes, fut), включая устаревшие, просторечные или искаженные (anom, distort) формы, может быть сужен выбором определенной семантической характеристики - зрительное восприятие (t:perc), что существенно необходимо для «снятия» омонимии (ср. I. зреть - «1. Становится зрелым. 2. Развиваясь, крепнуть; складываться» и II. зреть - Книжн. 1. «Видеть. 2. Смотреть, глядеть»). Поиск глагольных форм можно расширить, указав в поиске причастия (partcp) и/или деепричастия (ger). Сопоставим результаты поиска в основном корпусе.
Глагольная часть словообразовательного гнезда (СлГ) представлена так называемыми «вхождениями»: для СлГ * видеть собрано примеров употребления более 384 тыс., извлеченных из 28 тыс. документов. Второе место по распространенности за СлГ * смотреть - более 261 тыс. вхождений из 26 тыс. документов. Заметно отстают по популярности СлГ * глядеть - более 99 тыс. вхождений из 13 тыс. документов и СлГ * зреть - более 13 тыс. вхождений из 4 тыс. документов. Полученные таким способом данные следует анализировать, исходя из понимания того, что задачей частотного словаря является не просто ранжирование слов по их частоте в отдельном корпусе, но и определение лексического ядра языка. Та или иная позиция частотного списка для какой-либо словесной единицы не может быть случайной. Эта позиция в то же время означает местоположение лингвистического объекта среди других объектов. Гнезда разделили семантическое поле «зрительное восприятие» на полосы, участки, но разных очертаний. Пересечение различных признаков, линий, по которым идет сближение и отталкивание представителей разных гнезд, образует само семантическое поле. В его центре - слова, которые, с одной стороны, отражают основные значения, а с другой стороны, наиболее часто употребляются. Таким критериям удовлетворяют, кроме глагола зреть, вершины трех СлГ - видеть, глядеть, смотреть. Слова разных гнезд существуют не изолированно и могут выступать в роли словообразовательных
синонимов. Одноструктурные единицы гнезд могут сближаться и взаимозаменяться в определенных контекстах. Сопоставим эти высокочастотные глаголы.
Глагол глядеть наиболее близок по смыслу к глаголу смотреть. Толковый словарь отмечает полное тождество значений независимо от функционально-стилистической оценки: глядеть (разг.) = смотреть. При этом глядеть занимает среди синонимов последнее место, как по общей частоте, которая характеризует число употреблений на миллион слов корпуса, или ipm (instances per million words), так по частотному рангу слова (то есть порядковому номеру в общем частотном списке), но в художественно-эстетической сфере авторы предпочитают именно его (найдено словоформ глядеть 40 % > 28 % видеть и 30 % смотреть), особенно в жанре романа (84 % > 56 % видеть и 61 % смотреть). По временным срезам можно заключить, что современная востребованность глядеть (в 2012 г. частота была 128 на миллион словоформ) немногим выше, чем в первой четверти XIX в., но в целом значительно ниже, чем в предшествующие периоды (в 1887, 1898, 1302, 1958 годы частота словоформ превышала 400). НКРЯ фиксирует 59 тыс. вхождений форм глагола глядеть в корпус, объем которого насчитывает сейчас более 229 млн. слов.
К стилеметрической информации относятся подсчеты частотности употребления словесных единиц в произведениях тех или иных авторов. М. Горький использовал реже словоформы глядеть (найдено словоформ 1816 < 4375 видеть и 3019 смотреть), однако по сравнению с другими писателями, когда-либо прибегавшими к фонетическим, семантическим, грамматическим ресурсам глагола глядеть, это предельно много (у М. Горького - 3,11 %). Концентрация данного глагола в произведениях А.П. Чехова также высока -1197 (2,05 %). Вообще, показатели частоты больше 1 % весьма показательны в качестве характеристики стиля и свидетельствуют о явных предпочтениях писателя. Сравните: глаголы видеть и смотреть часто использовали Л.Н. Толстой (найдено словоформ 3609 (1,37 %) - видеть и 1657 (1,05 %) -смотреть) и Ф.М. Достоевский (3178 (1,21 %) - видеть и 2164 (1,37 %) -смотреть). Эти факты подтверждают наличие в авторской манере писателей схожих предпочтений в выборе глаголов, наиболее значимых для репрезентации ситуации зрительного восприятия, видения как действия.
Глагол видеть (262 тыс. вхождений) входит в первую десятку частотных глаголов; его частота в XXI в. колеблется от 866 до 1012 (ср. максимум частоты 1794 отмечен в 1834 г.). Толковый словарь дает такую дефиницию: видеть - 1. Иметь зрение. 2. Воспринимать зрением. 3. Иметь встречу с кем-либо. 4. Воспринимать зрительно и интеллектуально, эмоционально; смотреть (3 значение). Благодаря способу косвенного толкования через отнесение к другим
Лемма
Частота (ipm)
Ранг 113 554 136
видеть
глядеть
смотреть
818 199 667
словам можно определить, насколько слова соотносительны по смыслу. Так, согласно Толковому словарю смотреть - 1. Направлять взгляд куда-либо, чтобы увидеть. 2. Осматривать, обозревать с целью ознакомления, проверки, выяснения чего-либо. 3. Воспринимать зрительно и интеллектуально. 4. Производить обследование и другие значения. В толкующей части словаря видеть сопоставляется с глаголом смотреть, конкуренция между которыми должна иметь адекватное числовой выражение.
Глагол смотреть (157 тыс. вхождений) имеет показатель частоты 602807 в начале XXI в., а максимум (1112) был достигнут в 1959 г. Частотность видеть, начиная с 1824 г. (1794), постепенно снижается к началу XXI в. до уровня 1012. Напротив, глагол смотреть, имея низкие показатели в начале XIX в., испытывает подъем к 1827 г. (до частоты 762), позже частотность не опускается ниже 550 и сейчас она несколько выше - на уровне 807. Итак, более частотный на протяжении 200-летнего периода глагол видеть, тем не менее, уступает позиции по степени распространенности в языке художественной литературы (56,45 %) сравнительно с глаголом смотреть (61,44 %), хотя в публицистическом стиле видеть по-прежнему доминирует над конкурентом (29,02 % > 22,78 %).
Помимо собственно НКРЯ целесообразно также обращаться и к словарям, созданным на его основе. Так, Частотный словарь современного русского языка (2009 г.) приводит частотный список ста наиболее употребительных слов разных частей речи [3]. Согласно этому словарю СлГ с корнем -вид- представлено 6 глаголами (видать, видеть, видеться, ненавидеть, свидетельстовать, увидеть) и 2 именами существительными (вид, свидетель); СлГ с корнем -гляд- представлено 8 глаголами, из которых 4 глагола образуют видовую пару (взглянуть, выглядеть, глядеть, глянуть, заглянуть/заглядывать, оглянуться/оглядываться, поглядеть/поглядывать, разглядеть/разглядывать) и только одним существительным (взгляд); СлГ с корнем -зр-/-зер- представлено лишь глаголом (подозревать) и 3 именами существительными (зеркало, зрение, зритель); СлГ с корнем -смотр-представлено 4 глаголами (по смотреть, предусмотреть, рас смотреть, смотреть) и лишь одним существительным (рассмотрение).
Определить степень активности (регулярности употребления) и продуктивности аффиксов в современном русском языке помогает соответствующий поиск. Например, частотность префикса у- в формах глагола (в первой позиции от корня) подтверждается 489 тыс. вхождений, а график распределения по годам указывает на самое начало XIX в. как на период наибольшей активности. В 1800-1826 гг. частота на миллион словоформ была более 2500 и даже 3000, а в начале XXI в. эти показатели заметно ниже: 2044 (в 2000 г.) и 2320 (в 2012 г.). Префикс по- более востребован (719 тыс.вхождений), причем в 2012 г. отмечен исторический максимум активности (4024 - частота на миллион словоформ). Префикс раз-/рас- (299 тыс.вхождений) уступает по употребительности. Если сравнивать временные срезы, то можно заметить, что по сравнению с первой четвертью XIX в. в современном дискурсе префикс раз-
/рас- находится на своем пике активности 1513.
При составлении упражнений по словообразованию и морфологии изложенные выше факты можно дополнить описанием особенностей функционирования продуктивных морфем в составе одноструктурных глаголов: разглядеть - рассмотреть, поглядеть - посмотреть.
В целом, возможности корпусов еще недостаточно освоены. Обращение к корпусным данным должно стать обязательным при проверке тех или иных утверждений относительно фактов языка. Использование Интернет-ресурсов, в частности НКРЯ, является необходимым и ценным решением в практике преподавания русского языка и культуры речи и позволяет наметить новые языковые образовательные траектории подготовки специалистов для системы МЧС.
Список использованной литературы
1. Национального корпуса русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://ruscorpora.ru.
2. Добрушина Н.Р. Как использовать Национальный корпус русского языка в образовании? / Н.Р. Добрушина // Национальный корпус русского языка: 2003-2005. Результаты и перспективы. - М., 2005. - С. 301-329.
3. Частотный словарь национального корпуса русского языка: концепция и технология создания [Электронный ресурс]. URL: http://www.dialog-21.ru /digests/dialog2008/materials/html/53.htm
ВОСПРИЯТИЕ ОБЩЕГО УРОВНЯ СТРЕССА РАБОТНИКАМИ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СЛУЖБ ДВУХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП
А.Н. Крутолевич, научный сотрудник, Гомельский инженерный институт МЧС Республики Беларусь,
г. Гомель
Постоянная конфронтация работников экстремальных служб со стрессовыми ситуациями, которые зачастую сопряжены с риском для собственной жизни, человеческими жертвами, реакцией родных погибших, а также работа в условиях постоянной «боевой готовности», - все это приводит к ухудшению физического и психического здоровья.
Высокий уровень ответственности и социальное давление, большой объем физических нагрузок, ношение тяжелого снаряжения, как в учебных, так и в служебных мероприятиях, а также, вдыхание токсичных веществ, служат источниками сильного стресса и приводят к развитию стресс - зависимых заболеваний.
Исследователи отмечают также большое число жалоб у пожарных-спасателей на боли в спине, головы, нарушений сна, памяти и концентрации