ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ
УДК 658.14/.17
КОРПОРАЦИЯ, КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
ТЮТЮКИНА ЕЛЕНА БОРИСОВНА
доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой «Инвестиции и инновации» Финансового университета, Москва, Россия E-mail: [email protected]
РУКШИНА ЕЛЕНА ИГОРЕВНА
аспирантка кафедры «Инвестиции и инновации» Финансового университета, Москва, Россия E-mail: [email protected]
На основе зарубежной практики и с учетом позиций российских авторов в статье определены ключевые признаки корпорации и соответствующие ей организационно-правовые формы бизнеса в России. Основными признаками корпорации являются наличие статуса юридического лица; извлечение прибыли в качестве главной цели деятельности; коллективная собственность с разделенным на доли учредителей (участников) уставным капиталом; ограниченная ответственность индивидуальных инвесторов; отделение прав собственности от функций непосредственного управления. Если исходить из сущностных признаков корпорации и норм действующего российского законодательства, по мнению авторов, корпорацией может быть признано хозяйственное общество.
Рассмотрены особенности корпоративного управления и корпоративных финансов, в том числе недостатки корпоративной формы организации бизнеса в России. В частности, грань между акционерами и менеджментом в российских компаниях сильно размыта, а качество управленческих решений приносится в жертву ради личных интересов контролирующих акционеров. В последнее время наблюдается тенденция расширения сферы обязанностей финансовых руководителей, в компетенцию которых вошла функция отбора долгосрочных инвестиционных проектов компаний, ответственность за разработку корпоративной стратегии и др.
В связи с повышенным вниманием в последние годы к проблемам корпоративного управления и корпоративных финансов научные результаты, изложенные в данной статье, могут быть использованы в качестве теоретико-методологических подходов к их дальнейшему исследованию, а также развитию новых методических приемов обоснования управленческих решений, финансовых технологий и инструментов их реализации.
Ключевые слова: корпорация; корпоративное управление; корпоративные финансы; корпоративная социальная ответственность; стейкхолдеры.
АННОТАЦИЯ
CORPORATION, CORPORATE GOVERNANCE AND CORPORATE FINANCE IN RUSSIAN ECONOMY
ELENA B. TIUTIUKINA
doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Investment and Innovation, Financial University under the Government of Russian Federation, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
ELENA I. RUKSHINA
Post-graduate student of the Department of Investment and Innovation, Financial University under the Government of Russian Federation, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
ABSTRACT
Based on foreign practice and the views of Russian economists, the authors define the basic characteristics of corporation and its appropriate legal forms of business organization in Russia. The major features of corporation are: legal entity status; profit as the main objective of activity; collective property with authorized capital divided into shares owned by founders (participants); limited liability of individual investors; separation between ownership and direct management. In compliance with both essential features of corporations and the norms of Russian legislation, corporation is considered by the authors as a business entity.
The paper focuses on distinguishing characteristics of corporate governance and corporate finance including the shortcomings of the corporate form of business organization in Russia. In particular, the distinction between shareholders and managers in Russian companies is heavily blurred, and the quality of management decisions is being sacrificed for the sake of personal interests of controlling shareholders. Recently there has been a trend to expand the scope of responsibilities of financial managers whose responsibilities included the selection of company's long-term investment projects, corporate strategy development, etc.
Due to the increased attention in recent years to the problems of corporate governance and corporate finance, research results presented in this article can be used as theoretical and methodological approaches to further research and development of techniques and tools to support and implement management decisions and financial technology.
Keywords: corporation; corporate governance; corporate finance; corporate social responsibility; stakeholders.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
29 мая 2013 года в рамках своего визита в Москву Финансовый университет посетил Лорд-Мэр Сити Лондона г-н Майкл Роджер Гиффорд. Г-н Гиффорд принял участие в конференции «Создание Международного финансового центра в Москве: результаты и перспективы развития».
В условиях глобализации, роста конкурентной борьбы и нарастания кризисных явлений трансформируются и усложняются проблемы управления бизнесом. В конце XX и начале XXI вв. корпоративная форма организации бизнеса получила широкое распространение как наиболее эффективная и прогрессивная. Корпорации составляют экономическую основу индустриально развитых стран и определяют их конкурентоспособность на мировом рынке. Поэтому современную экономику сегодня предпочитают называть корпоративной [18, с. 4]. В России корпоративное строительство, которое объективно будет продолжаться в условиях ВТО, имеет устойчивую тенденцию роста.
В большинстве зарубежных стран выделяют три основные формы организации частного бизнеса: 1) единоличное владение; 2) партнерство или товарищество; 3) корпорация, а также несколько гибридных форм (ограниченное товарищество, компании с ограниченной ответственностью, профессиональные корпорации или ассоциации).
Корпорацией является соответствующим образом юридически оформленная и зарегистрированная экономическая единица, чьи активы отделены от личной собственности владельцев и менеджеров [4, с. 30].
Исходя из вышеизложенного, корпорацией можно считать организацию (компанию), отвечающую одновременно следующим признакам [3, с. 4]:
• юридическая самостоятельность компании по отношению к ее владельцам, элементом которой является ограниченная ответственность;
• коллективная собственность, предполагающая наличие долей собственности;
• отделение собственников от управления.
Всем этим признакам в зарубежном законодательстве отвечают акционерные компании (закрытого и открытого типа), преимуществами которых как корпоративной формы организации бизнеса являются:
• снижение рисков инвестирования в корпорацию в результате ограниченной ответственности акционеров, что обус-
ловливает более высокую стоимость компании для владельцев;
• наличие возможности роста компании за счет большей способности привлекать капитал;
• большая ликвидность акций компании по сравнению с долями (паями) товарищества и единоличной собственностью [4, с. 32];
• обеспечение эффективного использования капитала, учет интересов широкого круга стейкхолдеров в результате соответствующей организации корпоративного управления, что помогает поддерживать доверие как иностранных, так и отечественных инвесторов и привлекать более «терпеливый», долгосрочный капитал. В итоге корпорации более устойчивы с финансовой точки зрения, обеспечивая создание большей стоимости для акционеров, работников и общества в целом.
В российском законодательстве термин «корпорация» применяется для обозначения одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций — государственной корпорации (госкорпорации)1.
Несмотря на отсутствие понятия «корпорация» в российском законодательстве применительно к коммерческим организациям, оно широко используется в экономической литературе.
Так, одни авторы (В. Р. Ковалев [9, с. 5; 10, с. 2], С. Г. Вагин [5; с. 6] и др.) придерживаются узкой трактовки этого понятия и выражают мнение, что корпорациями в России могут признаваться только акционерные общества. Другие авторы (В. Г. Антонов [12, с. 46], С. Д. Могилевский, И. А. Самойлов [14] и др.) считают, что корпорацию следует определять не только по организационно-правовому признаку, а по целой совокупности признаков.
Исследование различных точек зрения отечественных и зарубежных авторов на понятие «корпорация» позволило нам выделить следующие ее признаки:
1 Ст. 7.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/popular/nekomerz/ (дата обращения: 17.06.12013).
1) наличие статуса юридического лица, в соответствии с которым имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное им в процессе деятельности, принадлежит ему на праве собственности;
2) извлечение прибыли как главная цель деятельности (что соответствует статусу коммерческой организации);
3) коллективная собственность с разделенным на доли учредителей (участников) уставным капиталом, что обусловливает:
• возможность принимать риски, которые не может себе позволить индивидуальный инвестор;
• наличие корпоративной социальной ответственности;
4) ограниченная ответственность индивидуальных инвесторов, в том числе учредителей (участников), что обусловливает:
• возможность индивидуальным инвесторам не отвечать по обязательствам организации, а нести риск убытков, связанных с ее деятельностью, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (акций);
• возможность свободной передачи другим лицам долей (акций), принадлежащих индивидуальным инвесторам;
• наличие у инвесторов возможности диверсифицировать риски инвестирования;
• возникновение потенциального конфликта интересов «собственник — кредитор»;
5) отделение прав собственности от функций непосредственного управления, что обусловливает:
• возникновение потенциального конфликта интересов «собственник (принципал) — менеджер (агент)»;
• централизованное управление, четкую организационную структуру, включающую структуру органов управления компанией, высшим органом которой является общее собрание ее участников (членов).
Таким образом, если исходить из сущностных признаков корпорации и норм действующего российского законодательства, на
наш взгляд, корпорацией может быть признано хозяйственное общество. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации организационно-правовыми формами хозяйственных обществ являются акционерные общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью. При этом последние две организационно-правовые формы могут признаваться корпорацией только при условии единовременного соответствия всем ее признакам.
Следует отметить, что корпорация как форма организации бизнеса обусловливает особенности корпоративного управления и корпоративных финансов.
Основными особенностями корпоративного управления являются:
1) преимущественно стратегический характер, нацеленность на успешное функционирование компании во внешней среде и обеспечение положительного восприятия компании со стороны инвесторов, контрагентов, органов власти, населения;
2) реализация корпоративной социальной ответственности, под которой понимается добровольный вклад бизнеса в развитие общества, выходящий за рамки определенного законом минимума (в виде уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей). Поскольку деятельность компании осуществляется в рамках общества, стремление к максимизации прибыли и экономической рентабельности не может быть самоцелью бизнеса, а должно одновременно способствовать гармоничному и эффективному развитию общества в целом. В этом и заключается «принцип высшей рентабельности», когда акцент делается на ответственность корпорации перед различными заинтересованными сторонами [11, с. 31] — стейкхол-дерами.
Несмотря на многокомпонентность социальной ответственности (экономическая, правовая, экологическая, филантропическая, этическая), из логики ведения бизнеса, следует, что базу корпоративной социальной ответственности составляет экономическая ответственность. «Нельзя говорить о социальных инвестициях, благотворительных акциях, если компания убыточна» [11, с. 31];
3) направленность на поиск баланса интересов корпорации и различных групп стейк-холдеров2 путем «реализации определенных принципов, стандартов поведения (правовых, экономических, этических)» [1, с. 288], поскольку их интересы «могут не только не совпадать, но даже противоречить друг другу» [6, с. 17] в стремлении максимизации своей выгоды.
Стандарты этичного поведения корпорации представляют собой нормы и правила честного отношения:
а) с нефинансовыми стейкхолдерами:
• контрагентами путем корректного ведения маркетинга и рекламной деятельности, неиспользования конфиденциальной информации;
• обществом в целом путем участия в общественных (в том числе благотворительных) мероприятиях, отказа от коррупционных сделок и неиспользования иных противозаконных методов ведения бизнеса;
• сотрудниками путем осуществления в компании социальных программ;
б) с финансовыми стейкхолдерами:
• собственниками путем предоставления достоверной и объективной информации о состоянии бизнеса, стоимости компании, принятия обоснованных решений в области финансового и стратегического управления, а также защиты прав миноритарных акционеров;
• кредиторами (займодавцами) путем предоставления объективной информации относительно уровня рисков принимаемых в компании решений.
Следует отметить, что существуют эмпирические доказательства наличия положительной зависимости между этикой бизнеса и его долгосрочной рентабельностью, поскольку следование этике помогает избегать штрафов и юридических расходов, устанавливать доверительные отношения с кредиторами и клиентами и находить новых, а также привлекать и сохранять сотрудников самой высокой квалификации [4, с. 45].
2 Стейкхолдеры: финансовые (формируют финансовый капитал) и нефинансовые (являются носителями интеллектуального и социального капитала).
В настоящее время крупные российские компании начинают формировать собственные кодексы этики бизнеса, а также реализуют программы обучения сотрудников требованиям деловой этики. Однако при этом важно, чтобы высшее руководство компании было действительно предано стандартам этичного поведения и реализовывало их через политику компании, систему наказаний и поощрений [4, с. 45];
4) многоуровневая структура управления корпорацией: общее собрание акционеров (участников), совет директоров (наблюдательный совет), высшее исполнительное руководство компании (топ-менеджмент), что должно исключать принятие решений в ин-
Существует положительная зависимость между этикой бизнеса и его долгосрочной рентабельностью. Следование этике помогает избегать юридических расходов, устанавливать доверительные отношения с кредиторами и клиентами, а также привлекать и сохранять сотрудников самой высокой квалификации
тересах отдельных заинтересованных лиц;
5) отделение прав собственности от функций непосредственного управления (акционеры владеют корпорацией, но не должны управлять ею). Именно эта особенность корпорации является важнейшим условием ее жизнеспособности. Однако, по мнению зарубежных аналитиков, в России довольно много компаний, где акционеры непосредственно осуществляют управление текущей деятельностью. В результате грань между акционерами и менеджментом сильно размыта, а качество управленческих решений приносится в жертву личным интересам контролирующих акционеров [15, с. 20];
6) обеспечение прозрачности ведения бизнеса. Однако российский корпоративный сектор отличает как значительная запутанность структуры владения, так и отсутствие «чистоты» финансовой отчетности.
Следует отметить, что, по мнению
аналитиков, за счет улучшения корпоративного управления российские корпорации могут рассчитывать на увеличение своей рыночной стоимости в размере от 20 % до 30 % (а по некоторым оценкам — и до 50 %) [8, с. 41].
Корпоративные финансы следует рассматривать как систему управления финансами корпорации3 (рис. 1). При этом все управленческие решения можно объединить, по сути, в две группы: инвестиционные (связаны с реальными и финансовыми инвестициями) и финансовые (поиск источников финансирования деятельности).
Объектами корпоративных финансов являются:
• инвестированный капитал, представляющий собой консолидированный капитал совокупности инвесторов (собственников и займодавцев). Его структура, показателями которой являются соотношение собственного и заемного капитала, соотношение краткосрочного и долгосрочного капитала в составе заемного, структура собственников (распыленная или концентрированная), оказывает непосредственное влияние на финансовые риски и стоимость компании. С точки зрения стейкхолдерского подхода в управлении существует позиция о формировании нового типа структуры капитала корпорации, называемой архитектурой капитала, которая представляет собой соотношение всех форм капитала, участвующего в деятельности корпорации: финансового, интеллектуального, социального [7, с. 22];
• следующие виды денежных потоков (кроме традиционно используемых): денежный поток на весь инвестированный капитал (БСББ) и денежный поток на собственный капитал (БСБЕ).
Целью корпоративных финансов является максимизация стоимости компании не
3 Финансы корпорации — совокупность экономических (финансовых) отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов, капитала, денежных средств, их оборотом с целью обеспечения максимизации стоимости корпорации.
только для собственников, но также в интересах всех стейкхолдеров — финансовых и нефинансовых, поскольку последние создают дополнительный механизм накопления интеллектуального и социального капитала и должны рассматриваться как фактор создания стоимости компании [7, с. 23], соответственно, имеют право на часть прироста ее стоимости.
В современных условиях развития корпоративной формы организации и управления бизнесом особенностями корпоративных финансов, на наш взгляд, являются следующие:
1. Корпоративные финансы в значительной степени определяют более агрессивный характер корпоративной стратегии по сравнению с некорпоративной формой организации бизнеса, располагая более широким набором инструментов инвестирования и финансирования.
2. Корпоративные финансы призваны решать противоречия, возникающие в процессе деятельности компании между ее долгосрочными и краткосрочными целями и финансовыми возможностями [2].
3. Возможность использования значительного набора финансовых инструментов (эмиссия ценных бумаг, опционы и др.), финансовых рычагов (трансфертное ценообразование, дивиденды и др.), финансовых методов (дисконтирования, наращения, хеджирования, диверсификации, компаундинга и др.), системы внешней поддержки деятельности (государственная экспертиза инвестиционных проектов, государственные формы финансирования и др.) позволяет корпорации адаптироваться к любым рыночным условиям.
4. Наряду с бухгалтерским (финансовым) и управленческим учетом корпоративные финансы формируют информационную базу [17, с. 15], отражающую все происходящие в компании процессы в стоимостной оценке, что обеспечивает возможность:
• принятия обоснованных экономических решений, в том числе посредством системы сбалансированных показателей, ключевых показателей эффективности (КР1), которые вместе
Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов
Выбор наиболее эффективных направлений инвестирования финансовых ресурсов Оптимизация денежных потоков Обеспечение максимизации прибыли Обеспечение заданного уровня финансового риска Обеспечение финансового состояния компании, необходимого для развития Обеспечение возможности реинвестирования капитала при изменении внешних и внутренних условий осуществления хозяйственной деятельности
Соблюдение стандартов этического поведения и социальной ответственности
ПРИНЦИПЫ
Интегрированность
Ориентированность
Вариантность
Адаптивность
Динамичность
Комплексность
ЦЕЛЬ
Обеспечение максимизации стоимости компании
ФУНКЦИИ
Контрольная
Распределительная
Обеспечивающая
ОБЪЕКТЫ
Финансы корпорации: финансовые ресурсы, капитал, кругооборот капитала, инвестиции, активы, денежные потоки
СУБЪЕКТЫ
Финансовый менеджер Финансовый директор Финансовые службы и дирекции
Концепция идеальных рынков капитала
Концепция дисконтированных денежных потоков Теории структуры капитала Теории дивидендов Теория ценообразования опционов Теория компромисса риска и доходности
Теория агентских отношений Теория асимметричной информации Теория инвестиционного портфеля Теория информационной эффективности
*
ЗАДАЧИ
КОРПОРАТИВНЫЕ
ФИНАНСЫ
1
БАЗОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ТЕОРИИ
ЭЛЕМЕНТЫ
Организационная структура
Бухгалтерский (финансовый) учет и отчетность, управленческий учет и отчетность, бюджетирование, налоговый учет и отчетность, система внутренних нормативов, система сбалансированных показателей и др.
Информационное обеспечение
Инструментарий
Платежные инструменты Кредитные инструменты Депозитные инструменты Инструменты инвестирования Инструменты страхования и др. Инструменты (технологии) управления: Управленческий учет Бюджетирование Контроллинг УВМ, ССП и КР1 и др.
Методы
Технические средства
Методы технико-экономических расчетов, балансовый, экономико-статистические, экономико-математические, экспертные, дисконтирования стоимости, наращения стоимости, диверсификации, амортизации активов, хеджирования и др.
Рис. 1. Корпоративные финансы как система управления
с финансовой отчетностью и заключением внешнего аудитора выступают в качестве средства обратной связи, подтверждающего надлежащее выполнение агентских обязательств менеджеров и оценку эффективности системы корпоративного управления;
• организации системы контроля на всех стадиях кругооборота капитала.
5. Корпоративные финансы как система управления должны выявлять факторы роста эффективности деятельности компании:
• экономической, отражаемой показателями кругооборота капитала и рентабельности инвестиций (ROI, ROE, ROA, ROIC и др.);
• финансовой, определяемой соотношением между наиболее полным достижением целей финансирования и экономией финансовых ресурсов [16, с. 37] и отражаемой показателями оптимизации денежных потоков, структуры капитала, стоимости компании, финансовой устойчивости и др.
6. Корпоративные финансы играют определяющую роль в удовлетворении финансовых интересов всех стейкхолдеров. Грамотное целенаправленное управление финансами корпорации позволяет сбалансировать интересы участников корпоративных отношений и одновременно добиться общей совместной выгоды — роста стоимости компании.
7. Корпоративные финансы обеспечивают достижение нефинансовых целей посредством направления части финансовых ресурсов на социальное развитие и стимулирование работников, выполнение социальных и экологических программ, участие в благотворительных мероприятиях и др., тем самым реализуя корпоративную социальную ответственность перед различными группами стейкхолдеров.
При этом относительно расходов корпорации на финансирование социально значимых проектов и на благотворительные цели необходимо отметить следующее:
• во-первых, они должны становиться скорее обязательными, чем добровольными с целью их равномерного распределения между разными компаниями;
• во-вторых, государство должно оценивать и учитывать это при выработке государственной политики регулирования бизнеса;
• в-третьих, расходы могут де-факто оказаться даже прибыльными, если потребители будут предпочитать совершать покупки у социально ответственных компаний, а не у компаний, избегающих участия в социально значимых программах.
В то же время определение порядка отражения данных расходов (на благотворительность, общественные мероприятия, материальную помощь сотрудникам в разных
Наблюдается тенденция расширения сферы обязанностей финансовых руководителей, в компетенцию которых вошла функция отбора долгосрочных инвестиционных проектов компаний, ответственность за разработку корпоративной стратегии и др.
формах и пр.) должно быть согласовано с собственниками путем принятия решения на общем собрании акционеров (участников). В соответствии с МСФО эти расходы отвечают критериям расходов и могут учитываться в составе прочих расходов. Однако в этом случае они уменьшают чистую прибыль компании за год, что обусловливает, во-первых, сокращение базы для начисления дивидендов, устанавливаемых в процентах к величине чистой прибыли (а это может снизить доходы миноритарных акционеров), во-вторых, снижение показателей рентабельности по чистой прибыли, что может повлиять на конкурентоспособность компании и оценку ее инвесторами.
8. Наблюдается тенденция расширения сферы обязанностей финансовых руководителей, в компетенцию которых вошли функция отбора долгосрочных инвестиционных проектов компаний [13, с. 149], ответственность за разработку корпоративной стратегии и др.
Таким образом, исследование роли и особенностей корпоративных финансов в системе корпоративного управления
свидетельствует о необходимости в условиях нестабильной рыночной экономики, быстрых изменений внешней и внутренней финансовой среды, постоянного совершенствования и поиска новых методических приемов обоснования управленческих
решений, использования новых финансовых технологий и инструментов их реализации. При этом корпоративные финансы должны быть взаимосвязаны с остальными элементами корпоративного управления и быть встроенными в его общую систему.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агеев А. Б. Создание современной системы корпоративного управления в акционерных обществах: вопросы теории и практики. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 288 с.
2. Афоничкин А. И. Управление финансами корпораций //Финансы и кредит. - 2005. -№ 36. - C. 15-19.
3. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. Пер. с англ. Н. Барышниковой. - М.: Олимп-Бизнес, 2008. - 1008 с.
4. Бригхэм Ю. Ф., Эрхардт М. С. Финансовый менеджмент. 10-е изд. Пер. с англ. под ред. Е. А. Дорофеева. - СПб.: Питер, 2007. - 960 с.
5. Вагин С. Г. Сущность и принципы корпоративного управления: Препринт. - СПб.: СПб-ГУЭФ, 2005. - 16 с.
6. Гончарова Э. А., Лыков Е. Н., Сисина Н. Н. Основные аспекты эффективного корпоративного управления. - СПб.: СПбГУЭФ, 2004. - 242 с.
7. Ивашковская И. В. Система интегрированного управления стоимостью компании: Авто-реф. дис. ... д-ра экон. наук. - М.: Высшая школа экономики, 2010. - 48 с.
8. Клочай В. В. Особенности построения систем корпоративного управления в России: Монография. - М.: Анкил, 2007. - 240 с.
9. Ковалев В. Р. Теория, структура, стратегия развития корпоративного управления в России. - СПб.: СПбГУЭФ, 2005. - 180 с.
10. Ковалев В. Р. Основы теории корпоративного управления. - СПб., Гатчина: ИПРЭ РАН, ЛОИЭФ, 2004. - 39 с.
11. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект / Под общ. ред. И. Ю. Беляевой, М. А. Эскиндарова. - М.: КНОРУС, 2008. - 504 с.
12. Корпоративное управление: Учебное пособие / Под общ. ред. В. Г. Антонова. - М.: ГУУ,
2010. - 287 с.
13. Кукура С. П. Теория корпоративного управления. - М.: Экономика, 2004. - 479 с.
14. Могилевский С. Д., Самойлов И. А. Корпорации в России: правовой статус и основы деятельности. URL: http://base.garant.ru/5693537/ (дата обращения: 15.11.2012).
15. Сигал Е. Обещание климатических реформ // Деньги. - 2012. - № 9 (866).
16. Тютюкина Е. Б. Финансы организаций (предприятий): Учебник. - М.: Дашков и Ко,
2011. - 544 с.
17. Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. Е. И. Шохина. - М.: КНОРУС, 2008. - 480 с.
18. Черезов А. В. Корпорации. Корпоративное управление. - М.: Экономика, 2006. - 478 с.
REFERENCES
1. Ageev A. B. Creation of Modern System of Corporate Governance in joint-stock companies: issues of theory and practice. Moscow, 2010, 288 p. (in Russian).
2. Afonichkin A. I. Financial Management in Corporations. Finansy i kredit - Finance and Credit, 2005, no. 36, pp. 15-19 (in Russian).
3. Brealey R. A., Myers S. C. Principies of Corporate Finance. Moscow, 2008, 1008 p. (in Russian).
4. Brigham E., Erhardt M. Financial Management. Saint Petersburg, 2007, 960 p. (in Russian).
5. Vagin S. G. Essence and Principles of Corporate Governance. Saint Petersburg, 2005, 16 p. (in Russian).
6. Goncharova E. A., Lykov E. N., Sisina N. N. The Essentials of Effective Corporate Governance. Saint Petersburg, 2004, 242 p. (in Russian).
7. Ivashkovskaia I. V. Integrated value-based management system. Doctoral dissertation abstract in economic sciences. National research university «Higher school of economics», 2010, 48 p. (in Russian).
8. Klochai V. V. Special Features of Creation of Corporate Governance Systems in Russia. Moscow, 2007, 240 p. (in Russian).
9. Kovalev V. R. Theory, Structure, Strategy of Development of Corporate Governance in Russia. Saint Petersburg, 2005, 180 p. (in Russian).
10. Kovalev V. R. The Basis of Corporate Governance Theory. Saint Petersburg-Gatchina, 2004, 39 p. (in Russian).
11. Corporate Social Responsibility: Aspect of Management. Ed. by Beliaeva I. Iu., Eskindarov M. A. Moscow, 2008, 504 p. (in Russian).
12. Corporate Governance. Ed. by Antonov V. G. Moscow, 2010, 287 p. (in Russian).
13. Kukura S. P. The Theory of Corporate Governance. Moscow, 2004, 479 p. (in Russian).
14. Mogilevskii S. D., Samoilov I. A. Corporations in Russia: Legal Status and Principles of Activities. URL: http://base.garant.ru/5693537/ (date of direction: 15.11.2012).
15. Sigal E. Promise of Climatic Reforms. Den'gi - Money, 2012, no. 9 (866) (in Russian).
16. Tiutiukina E. B. Finance of Companies. Moscow, 2011, 544 p. (in Russian).
17. Financial Management. Ed. by Shokhin E. I. Moscow, 2008, 480 p. (in Russian).
18. Cherezov A. V. Corporations. Corporate Governance. Moscow, 2006, 478 p. (in Russian).
НОВИНКИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФИНУНИВЕРСИТЕТА
Хайлова Н. Б. Центристская модель модернизации российской экономики в начале ХХ века: Монография. М.: Финансовый университет, 2013.
В монографии впервые дан системный анализ центристской модели модернизации российской экономики в начале ХХ в. На базе обширного исторического материала исследованы теоретико-методологические основы центристской концепции, а также основные положения социально-экономической программы либералов-центристов. Особое внимание уделено анализу их представлений об оптимальных формах организации производства и налогообложения в связи с проблемой собственности. Еще один ключевой вопрос, рассмотренный в монографии, - социальное партнерство как механизм взаимодействия власти, бизнеса и общества.
В работе показан вклад в развитие экономической науки и общественной мысли крупных ученых и общественных деятелей - И. И. Иванюкова, М. М. Ковалевского, А. С. Посникова, А. М. Рыкачева, В. Ю. Скалона, А. И. Чупрова, В. Г. Яроцкого. Подчеркивается актуальность исторического опыта русских либералов-центристов начала ХХ в. Издание рассчитано на историков, экономистов, политологов, философов, а также всех интересующихся проблемами отечественной истории.