интересным представляется прием, в условиях свободного детского экспериментирования, «по выбору», обеспечивающий свободу выбора объектов экспериментирования, партнеров, схем, вариативных решений, способствующий активизации всех групп исследовательских умений.
Выводы. Таким образом, взгляд на проблему развития исследовательской активности дошкольников в экспериментировании «по-новому» позволил еще раз обозначить проблему учета особенностей развития современного дошкольника. Новые подходы, интерпретация уже забытых приемов в новых образовательных условиях будут способствовать успешному развитию основных структурных компонентов исследовательской активности, с учетом направленности современных интересов дошкольников 21 века.
Литература:
1. Бурнышева М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 3. - С. 24-26.
2. Копина А. В. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №4. - С. 22-25. - URL https://moluch.ru/th/1/archive/69/2687/
3. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий // Учитель - 2012 г. -14 с.
4. Мясникова Н.А. Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста // http://festival.1september.ru/articles/562355.
5. Познавательно - исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. - СПб: Детство-Пресс, 2015. - 240 с.
6. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования /Рыжова Л. В. - СПб: Детство-Пресс, 2015. - 208 с.
7. Худякова А.С. Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/
Педагогика
УДК 377.4
кандидат филологических наук, доцент Дёрина Наталья Владимировна
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); доктор педагогических наук, профессор Савва Любовь Ивановна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); доктор педагогических наук, профессор Павлов Сергей Николаевич Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)
КОРПОРАЦИЯ КАК ПРИРОДА ГЕНЕЗИСА КОРПОРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются факторы зарождения корпоративного образования, историография понятия «корпорация». Приведены подробные историографические периоды, примеры и характеристики корпоративных союзов и организаций, проанализированы отличия в развитии корпораций и предшествовавших формах общественных объединений, описаны главные предпосылки становления и развития корпоративного образования. В статье представлены основные этапы эволюции корпоративного образования, его природу, законов взаимодействия с внутренним миром корпорации. Определяется влияние корпорации на процесс создания корпоративной образовательной среды.
Ключевые слова: корпорация, корпоративная образовательная среда, профессиональные знания.
Annotation. The article considers the origins of corporate education, the historiography of the concept of "corporation". Detailed historiographic periods, examples and characteristics of corporate unions and organizations are given, the differences in the development of corporations and the preceding forms of public associations are analysed, the main prerequisites for the formation and development of corporate education are described. The article presents the main stages of the evolution of corporate education, its nature, the laws of interaction with the inner world of the corporation. The influence of the corporation on the process of creating a corporate educational environment is determined.
Keywords: corporation, corporate educational environment, professional knowledge.
Введение. Система непрерывного образования, занимающая лидирующие позиции в образовательной структуре России, выступает несомненным приоритетом в развитии общества.
Корпоративное образование как один из основных пластов дополнительного образования взрослых, непосредственно зависящий от экономических реформ и изменений в производственной сфере. Развитие экономики на современном этапе неизбежно влияет на раскол в тандеме: рынок труда - рынок образовательных услуг. Имеющиеся противоречия объясняются существенными изменениями и несовпадениями в профессиональных и образовательных стандартах. И именно корпоративное образование способно объединить и единообразить данные стандарты.
Корпоративное обучение по сценарию дополнительного профессионального образования является совокупностью процессов формального и неформального профессионального обучения, которые инициируются, систематизируются, управляются и контролируются представителями образовательной организации.
Корпоративное обучение представляет собой динамический процесс передачи знаний и информации, необходимых для принятия производственных решений. В рамках корпоративного обучения работники компании получают и применяют в практической деятельности полученные знания и навыки, которые способствуют их успешной и эффективной адаптации к изменениям внешней среды.
В современном мире любая образовательная организация развивается благодаря людскому ресурсу, который и позволяет конкурировать с партнерами и выстраивать стратегию развития. Таким образом, для достижения всех намеченных целей и реализации определенных задач огромное значение имеет обучение всех членов коллектива. В реалии российского общества прочно вошло понятие «корпорация», которое широко используется не только в юриспруденции, но и в политологии, социологии, экономике и образовании.
Целью научного исследования является анализ природы происхождения корпоративного образования и определение роли корпорации в процессе его формирования.
Изложение основного материала статьи. Корпоративное обучение призвано помочь сотрудникам стать более гибкими и адаптированными к разного рода «турбулентности» на предприятии, вместо банального повышения уровня их квалификации. Разнообразие программ корпоративного обучения для персонала и сотрудников широкого спектра предприятий и компаний повышает уровень компетенций работников, с целью поддержки конкурентоспособности образовательной организации на рынке товаров и услуг, и обучать на будущее, гибко реагируя и подстраиваясь под изменения во внешней среде.
В условиях настоящей эпохи корпоративной «турбулентности», всемирного распространения глобальных корпораций и все большего тяготения производителей к стандартизации продуктов самые влиятельные и конкурентоспособные компании вновь вспомнили о своем штате. Поскольку именно люди являются основным капиталом компании, корпоративное образование выступает в роли самого важного инструмента развития компании.
Чтобы рассмотреть явление «корпоративное обучение», необходимо проследить эволюцию понятия «корпорации». Слово «корпорация» произошло от латинского «corporati» [14], это понятие обозначает общество, союз или группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов. Понятие «корпорация» сложное и многогранное [4], поэтому в первую очередь необходимо обратиться к истокам становления данного явления «корпорация», ее историографии. К настоящему времени в области изучения понятия «корпорация» накоплен большой теоретический и практический материал, который нуждается в научном изучении. Корпорация как социально-культурное понятие возникло раньше, чем появилась его научная дефиниция [2], что можно проследить по анализу вопроса возникновения и становления данного понятия в научной сфере [13].
Проанализируем основные вехи исторического развития понятия «корпорация».
Начальный этап становления понятия «корпорация» отсылает нас в самую глубокую древность. Так, уже история Древнего Египта не представляется без объединённых групп жрецов, которые играли достаточно важную роль в эволюции древнеегипетского общества. Аналогичные объединения-корпорации мы находим и в литературных источниках о Древней Греции - сообщества орфиков, пифагорейцев. Общеизвестно, что в Греции хорошо развивались пути морского сообщения, а это лишь подтверждает тот факт, что греки в рамках своей совместной деятельности пользовались именно этим форматом коллективного взаимодействия. Хотя исторические источники не дают точных подтверждений данного факта, но дальнейшее зарождение и развитие корпораций в средневековой Европе несомненно, где также хорошо развивалось морское дело, а первые корпорации появлялись именно на почве колониальных кампаний и экспедиций по морю, бесспорно, доказывает справедливость данной информации.
Из Греции совместные формы ведения дел перекочевали в хозяйственную жизнь древнего Рима. Применение термина "corporati", который используется, как правило, для обозначения отдельных элементов в коллективном объединении, встречается с конца IV века. Именно заслугой римских юристов является облик особой юридической личности, которая функционирует обособленно от отдельных индивидов. Для конкретизации прав, которыми обладала такая юридическая личность, в римском праве был введен термин "corpus habere". Сам термин "corpus" имел несколько трактовок. Данный термин использовался для обозначения тела как материального объекта, физического действия, вещества или материи, совокупности различных предметов как единого целого [11].
Римское частное право делает первые шаги к созданию и эволюции первых терминов для обозначения корпоративного союза, а, следовательно, и к зарождению понятия «корпорация».
Сформированные в древнем Риме первые корпорации утратили свое значение во времена падения Римского государства, но накопленные знания и опыт, традиции делового взаимодействия сохранились и были приняты народами, которые образовались в результате распада великой империи [16].
Следующий этап развития понятия «корпорация» начинается в средние века. У истоков формирования корпораций после падения великой римской империи стояли коллективные формы, называемы торговыми гильдиями. Как и в древнем Риме, они были необходимы в основном для общего использования средств отдельных членов с целью организации более крупных форм хозяйственной деятельности без рисков для их участников [1]. Гильдии представляли собой специализированные коллективные объединения купцов и различались в соответствии с их сферами деятельности.
Для данного рода союзов была характерна общая ответственность членов гильдии, основанная на единых для всех условиях совместной деятельности, что доказывает их неспособность стать целостными хозяйственными единицами [2].
Прототипом современных хозяйственных сообществ являются также товарищества в горной отрасли, сформированные в Германии XII века. В этом объединении уже намечается развитие задатков корпоративной организации. В то время мониторингом организации занималось общее собрание, на котором большинством голосов регулировались все вопросы [8].
Историографический анализ проблемы показал, что усложненные виды корпоративных организаций зародились в Голландии. Конец XVI века ознаменован в стране расцветом промышленной и торговой отраслей. Именно в это время корпоративный формат взаимоотношений в подобного рода общественных группах используется как самый эффективный.
Необходимо отметить, что не осталась в стороне в процессе развития понятия «корпорации» и Англия, которая, несомненно, сыграла значимую роль в становлении корпоративного строя [7].
То, что Великобритания выступала родоначальницей современной трактовки понятия «корпорация» является историческим фактом.
Различные религиозные объединения и муниципальные организации являются прототипами корпораций некоммерческого типа. В период средневековья главными английскими корпорациями считались торговые
гильдии. Параллельно с гильдиями наблюдалось и формирование корпоративных организаций, называемых «компаниями», образованных как результат эволюции внешней торговли Англии, главным образом, по морю.
Третьим периодом в развитии понятия «корпорация» считается этап-возникновение акционерных сообществ, то есть, компаний, деятельность которых основывается на использовании объединенных средств членов данного сообщества. Изначально общий капитал компании складывался из доходов представителей купеческого сословия, занимающихся торговлей, и функционировал, как правило, временно - имеющееся имущество и полученный доход распределялись равномерно между акционерами. Законы и устои, по которым живет и регулирует свои внутренние отношения корпорация, закладываются и формулируются постепенно[9]. Одними из самых первых зародились правила организации и регламент проведения общих собраний, согласно которых было установлено, что они должны проводиться в заранее известном всем месте, один из участников имеет только один голос, посещение собраний является обязательством для каждого члена, в случае пренебрежения данным правилом к нарушителю применялись штрафные санкции. По срочности собрания подразделялись на плановые и экстренные.
Именно на заре XVIII века компании играют все более важную роль в развитии экономического потенциала Англии [4].
Совсем другую траекторию институт корпораций преодолевает в Германии [3]. Главным образом это связано с тем, что их развитие было определено внешней политикой государства и внутренними разорительными для экономики войнами.
Самые первые корпорации в Германии зарождаются только в XVIII веке. Процесс создания корпораций проходил довольно медленно, так в 1843 году в Германии зарегистрировались 29 корпораций, в тот же период в Англии были учреждены 994 акционерных объединения, а с 1844 по 1856 год уже было зарегистрировано 4409.
Германское гражданское уложение регламентировало правовые положения, действовавшие в корпорациях. Несмотря на более позднее появление акционерных организаций [15] в сравнении с другими странами, им удалось завоевать достаточно устойчивые горизонты в экономике немецкого общества.
Четвертый период знаменован становлением понятия «корпорация» в США и России в разные исторические эпохи. Так в ХУШ веке встречается первое упоминание понятия «корпорации» в США [17]. Однако, организация производства в виде корпоративного формата взаимоотношений американцы позаимствовали у англичан, и у них же они переняли правило о возможности организовывать данного рода объединение, которое работало вплоть до середины XIX века [6]. На территории Соединенных Штатов Америки корпорации выступают доминирующим форматом деловых отношений в рыночной экономике Запада. Американские авторы считает корпорацию одним из основных институтов реальности того времени [10].
В России зачатки акционерной реформы относят к XVП-XVIП вв. Однако, что касается развития законодательной базы, сопровождающей данное явление, один из первых нормативных документов, регулирующих процесс создания, существования и упразднения обществ акционерного типа, обществ торговой сферы, корпораций, был разработан в 1807 г. С целью анализа исторического аспекта возникновения понятия «корпорация» необходимо уточнить, что впервые Российское акционерное движение вызвало интерес у граждан еще во времена правления Алексея Михайловича, на суд которого и представили проект создания крупной компании [15]. Следует заметить, что первые шаги в применении акционерной формы организации деловых отношений предпринимались еще при Петре I.
Государство постепенно заменяет автономию и имущественную самостоятельность юридических лиц, в том числе акционерных компаний, жестким мониторингом и контролем [15]. На рубеже 20-х - 30-х гг. все компании акционерного типа становятся государственными объединениями. Позже эта форма отношений забылась, и к ней не возвращались долгое время. Лишь к концу 80-х акционерные организации начинают возрождать корпоративную форму ведения бизнеса [15].
Поэтому значимую роль в нашем историографическом анализе играет последнее двадцатилетие XX в. Это время, когда понятие «корпорация» начинает употребляться в разных сферах жизнедеятельности общества: в юридических науках, в политологии, социологии, педагогике. В педагогической науке зарождается новая отрасль - корпоративная педагогика, корпоративное образование, корпоративный институт и корпоративная культура.
В рамках корпоративного обучения происходит совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников корпорации и интегрирование индивидуального знания отдельных специалистов в коллективное знание, что, без сомнения, позволяет усилить стратегический потенциал организации. Р. М. Грант считает, что потенциал предприятия способен раскрыться в случае, если в корпорации выстроена четкая организационная архитектура, которая свидетельствует о структурной иерархии возможностей компании [5].
Благодаря развитию обучения сотрудников корпорации, компания, как правило, ориентирована на получение большей прибыли от использования новых знаний обученного персонала. В качестве основных преимуществ начинают выступать эффективность труда, соблюдение установленных норм и стандартов, осознание выбранной стратегии организации и стремление к реализации основных целей и задач, позиционирование себя как части единого целого. Наивысшей ступенью развития корпоративного обучения выступает корпоративный университет.
Мировая экономика отличается стремительными темпами развития и несомненно оказывает огромное влияние на институт подготовки кадровых сотрудников, результатом чего являются противоречия квалификации и компетенций. Для Российской системы образования характерен основной упор на знания и информацию, применяемых в конкретной области. Западные страны, наоборот, держат курс на формирование компетенций, на развитие способности гибко отвечать на современные требования экономических запросов общества. В свою очередь, невозможно говорить о качественной подготовке кадров без развития корпоративных институтов.
Пробелы в виде несоответствий и отсутствия разумных перекличек профессиональных и образовательных стандартов необходимо заполнять путем их мониторинга и выстраивания многоуровневой структуры образования. Организации и предприятия должны выстраивать более активное взаимодействие с вузами в плане конкретики формулировок своих потребностей и требований. Образовательные учреждения, в свою очередь, способны освещать в компаниях все передовые технологии и новейшие разработки науки и
техники, повышая конкурентоспособность перед соперниками. На наш взгляд, организациям и вузам очень важно двигаться в одном направлении, обозначив точки соприкосновения и конечные результаты.
Выводы. Таким образом, только путем поиска инновационных форм в рамках научной и образовательной деятельности предоставляется возможным создание корпоративных университетов благодаря отлаженной схеме взаимовыгодной передачи знаний и опыта, а также благодаря созданию необходимых условий для освоения передовых технологий.
На основании этапов развития понятия корпорации и одноименного явления, описанных в данной статье, можно резюмировать огромное значение исторических событий в данном процессе. А сами корпорации и внутренние взаимоотношения их участников неизбежно ведут к формированию корпоративной культуры, корпоративных институтов, корпоративной образовательной среды.
Итак, зарождение в России крупных финансово-промышленных корпораций - объединений акционеров, основные цели которых заключаются в получении максимальной прибыли, является главным фактором создания корпоративной образовательной среды. Главные цели данного вида образовательной среды заключается в реализации основных задач любого образовательного учреждения: обучать, воспитывать и, главное, развивать персонал компании - рабочих, специалистов, руководителей, резерв кадров, высший руководящий состав.
Следовательно, в качестве главных предпосылок зарождения и развития корпоративного обучения выступают особенности внутреннего развития корпорации, ее законы, стандарты и требования к уровню специалистов, формирующих штат компании. Организация, стремящаяся к прогрессивному развитию, не может обойтись без качественных изменений законов и правил, по которым она функционирует. Лидеры компаний осознают необходимость переподготовки и повышения квалификации сотрудников, развития потенциала главного капитала компании - кадров.
Этапы развития, функционирование, значение и значимость корпоративного образования - это тема наших последующих исследований.
Литература:
1. Акофф, Л. Планирование будущего корпорации / Л. Акофф. - М.: Сирин. - 2012, - 256 с.
2. Белых В. С. О корпорации, корпоративных отношениях и корпоративном праве [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://secandsafe.ru/pravovaya_baza/blogi/yuridicheskaya_bezopasnost/o_korporacii_korporativnyh_otnosheniyah_i _korporativnom_prave
3. Гапликова Д. С. Понятие «корпорация» в зарубежной и российской теории и практике // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 286-288.
4. Голикова, Ю. А. Организация и управление корпорациями в мировой экономике: учебное пособие / Ю. А. Голикова. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2005. - 96 с.
5. Грант, Р. Современный стратегический анализ 5-е издание / Р. Грант — СПб.: Питер. -2008, — 560 с.
6. Кочетков, Г. Б. Корпорация: Американская модель / Г. Б. Кочетков, В. Б. Супян. — ПИТЕР. -2005, - 320 с.
7. Ла Порта Р., Лопес-де-Силанес Ф., Шлейфер А. Корпоративная собственность в различных странах мира // Российский журнал менеджмента. - 2012. - Т.3. - №3 - С. 97-148.
8. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии / К. Маркс. - М.: Политиздат. - 1973, - 907 с.
9. Мингазов X. Становление новых организационно-хозяйственных структур в российской индустрии // Российский экономический журнал. - 1993. - №9 - С. 25-34.
10. Мозолин, В.П. Корпорации, монополии и право США / В.П. Мозолин. - М.: Изд-во Мос. гос. ун-тета. - 1961, - 394 с.
11. Покровский, И.А. История римского права / И.А. Покровский. - СПб.: Летний Сад. - 1998, - 312 с.
12. Радыгин А., Сидоров И. Российская корпоративная экономика: сто лет одиночества? // Вопросы экономики. - 2000. - №5 - С. 45-61.
13. Рукавишников С. М. Корпорация как правовой и социальный институт: Дис. канд. юр. наук. М., 2005. - 165 с.
14. Словарь иностранных слов. М., 1980. - С. 261.
15. Тарасов, И. Учение об акционерных компаниях / И. Тарасов. - Ярославль: тип. Г. Фальк. -1879, 296 с.
16. Forbes Global 2000. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.forbes.com/lists/2010/18/global-2000-10_The-Global-2000_Rank.html.
17. Gompers P. A., Ishii J., Metrick A. Extreme Governance: An Analysis of Dual-Class Firms in the United States [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstractjd=562511
Педагогика
УДК 159.913
старший преподаватель Дигуева Ольга Геннадьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» (г. Чебоксары); старший преподаватель Яковлева Лариса Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» (г. Чебоксары); старший преподаватель Агеева Ульяна Павловна
Чебоксарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» (г. Чебоксары)
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНОГО
ОТНОШЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Аннотация. В авторской статье на основе анализа и обобщения современной научно-методической и психолого-педагогической литературы представлено теоретическое исследование проблемы поиска, определения и раскрытия наиболее эффективных методов воспитания ценностного отношения учащейся молодежи к здоровью и здоровому образу жизни.
Авторами статьи установлено, что воспитание ценностных отношений учащейся молодежи осуществляется на основе применения трех групп методов воспитания: 1) повседневного систематического, целенаправленного и свободного общения, доверительного взаимодействия в обыденных и экстремальных ситуациях (педагогическое требование, уважение к личности ребенка, убеждение); 2) педагогического и психологического прикосновения педагога к личности ребенка в целях коррекции его сознания и поведения, стимулирования или торможения деятельности, обращения к личности в жизненных ситуациях (обращение и самообращение к сознанию, чувству и воле); 3) детской самодеятельности (самоорганизации, саморегуляции, самообразования, самодисциплины, само-совершенствования).
Ключевые слова: методы воспитания, ценностное отношение, здоровье, здоровый образ жизни, учащаяся молодежь.
Annotation. The theoretical research of a problem of substantial characteristic of methods of education of the valuable attitude of the studying youth towards health and a healthy lifestyle is presented in author's article on the basis of the analysis and generalization of modern scientific and methodical and psychology and pedagogical literature.
By authors of article it is established that education of the valuable relations of the studying youth is carried out on the basis of use of three groups of methods of education: 1) daily systematic, purposeful and free communication, confidential interaction in ordinary and extreme situations (the pedagogical requirement, respect for the identity of the child, belief); 2) pedagogical and psychological touch of the teacher to the identity of the child for correction of his consciousness and behavior, stimulation or slowing down of activity, the address to the personality in life situations (the address and the self-appeal to consciousness, feeling and will); 3) children's amateur performance (self-organization, self-control, self-education, self-discipline, self-improvement).
Keywords: education methods, the valuable relation, health, a healthy lifestyle, the studying youth.
Введение. Статистические данные ежегодных государственных докладов «О положении детей в Российской Федерации» [2015, 2016, 2017] материалы о выполнении Федеральной программы развития образования, отчет межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по охране здоровья населения [2015], а также результаты научных исследований [1, 7] свидетельствуют о крайне низком уровне состояния здоровья детей и подростков.
В настоящее время у учащейся молодежи наблюдается тенденция снижения уровня здоровья. Объективную причину роста количества заболеваний, ухудшения состояния здоровья учащейся молодежи усматривают в условиях организации учебно-воспитательного процесса, а именно в недостаточной разработанности вопросов формирования положительного ценностного отношения учащихся к своему здоровью, это приводит к тому, что они постепенно, по мере взросления отходят от норм здорового образа жизни. В целом ряде научных исследований рассматривались вопросы создания базовых педагогических условий, способствующих решению оздоровительных задач [1, 2, 4, 7, 10, 18, 27].
В них можно выделить два подхода, первый из которых сосредоточен на поиске путей оптимизации объективных условий, способствующих реализации здорового образа жизни в различных сферах жизнедеятельности учащейся молодежи.
Второй подход сосредоточен на создании субъективных условий, обеспечивающих ценностное отношение учащейся молодежи к собственному здоровью и здоровому образу жизни [1, 7, 9, 20, 29, 30]. Это возможно через реализацию личностно ориентированного подхода к организации учебно-воспитательной деятельности учащихся. Наряду с этим вопросы использования учебно-воспитательной деятельности в качестве основного инструмента воспитания ценностного отношения учащейся молодежи к здоровью и здоровому образу жизни недостаточно исследованы [1, 7].
Таким образом, в настоящее время существует объективное противоречие между практической и социальной необходимостью воспитания ценностного отношения учащейся молодежи к здоровью как субъективной личностной предпосылке здорового образа жизни и недостаточной научно-методической и психолого-педагогической разработанностью вопросов педагогического управления его развитием в условиях учебно-воспитательного процесса в рамках деятельности общеобразовательной школы [1, 7].
Изложение основного материала статьи. Предметом педагогической науки принято считать воспитание как педагогический процесс, направленный на формирование положительных качеств личности.
Рассуждая о смыслах воспитания, В.В. Краевский [28] выделил такие: 1) широкий социальный смысл, подразумевающий воздействие на человека всей окружающей действительности; 2) широкий педагогический смысл, подразумевающий целенаправленную деятельность, охватывающую весь учебно-воспитательный процесс; 3) узкий педагогический смысл, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная