Научная статья на тему 'Корпорация «Гуанчжоу жибао» - первая газетная корпорация в период углубления рыночных реформ в Китае'

Корпорация «Гуанчжоу жибао» - первая газетная корпорация в период углубления рыночных реформ в Китае Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
356
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗЕТНЫЕ КОРПОРАЦИИ КИТАЯ / РЫНОЧНАЯ РЕФОРМА СМИ КИТАЯ / MARKET REFORMS OF CHINESE MEDIA / КИТАЙСКАЯ ПРЕССА / CHINESE PRESS / СТРУКТУРА И УПРАВЛЕНИЕ ГАЗЕТНОЙ КОРПОРАЦИИ / THE STRUCTURE AND MANAGEMENT OF NEWSPAPER GROUPS / CHINESE NEWSPAPER GROUPS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Го Линь

Статья посвящена истории развития и современному состоянию первой китайской газетной корпорации «Гуанчжоу жибао». Автор подробно исследует структуру и особенности корпоративного управления, основные тенденции и перспективы развития газетных корпораций в период углубленных рыночных реформ в Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Guangzhou Daily News Corp. during Market Reforms Intensi- fication in China

The article is devoted to the history of the development and present situation of the first Chinese Newspaper group Guangzhou Daily News. The author analyses the details of the structure and characteristics of corporate management, the main trends and prospects of Newspaper group's development during deepen market reformations in China.

Текст научной работы на тему «Корпорация «Гуанчжоу жибао» - первая газетная корпорация в период углубления рыночных реформ в Китае»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2009. № 2

Го Линь, стажер кафедры зарубежной журналистики и литературы

факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

КОРПОРАЦИЯ «ГУАНЧЖОУ ЖИБАО» - ПЕРВАЯ

ГАЗЕТНАЯ КОРПОРАЦИЯ В ПЕРИОД УГЛУБЛЕНИЯ

РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ В КИТАЕ

Статья посвящена истории развития и современному состоянию первой китайской газетной корпорации «Гуанчжоу жибао». Автор подробно исследует структуру и особенности корпоративного управления, основные тенденции и перспективы развития газетных корпораций в период углубленных рыночных реформ в Китае.

Ключевые слова: газетные корпорации Китая, рыночная реформа СМИ Китая, китайская пресса, структура и управление газетной корпорации.

The article is devoted to the history of the development and present situation of the first Chinese Newspaper group Guangzhou Daily News. The author analyses the details of the structure and characteristics of corporate management, the main trends and prospects of Newspaper group's development during deepen market reformations in China.

Key words: Chinese Newspaper groups, market reforms of Chinese Media, Chinese press, the structure and management of Newspaper groups.

Главным архитектором реформ в КНР выступил Дэн Сяопин, появившийся на политической арене страны после долгого отстранения в середине 1977 г. Под руководством Дэн Сяопина в Китае начались реформы, направленные на восстановление экономики. Третий пленум ЦК КПК 11-го созыва в декабре 1978 г. принял стратегическое решение о «переносе центра тяжести на четыре модернизации» — промышленную, сельскохозяйственную, научно-техническую и военную.

Современная китайская пресса несет на себе отпечаток изменений, связанных с происходящей в течение последних трех десятилетий переориентацией китайской экономики с плановой на рыночную систему. Если раньше все газеты считались «голосом партии», учреждались правительственными органами и жили за их счет без рекламы, то с начала проведения реформ правительство стало ориентировать газеты на получение прибыли (было разрешено публиковать рекламу) и на постепенный переход к полной самоокупаемости. Это привело к значительным изменениям на рынке китайской прессы. В начале 1980-х гг. были внесены коррективы в структуру печати Китая. Начала ослабевать монополия

коммунистической партийной прессы, ранее лидировавшей в стране. Появлялись новые газеты других партий, отраслевые газеты, газеты предприятий, вечерние газеты, дайджесты, общественно-популярные, рекламные, армейские. Так, за два десятилетия ХХ в. почти в 11 раз увеличилось количество наименований газет. К 2003 г во всей стране насчитывалось более 400 наименований ежедневных газет, общий тираж которых достиг 80 млн экз., тем самым превратив Китай в крупнейшую газетную державу мира1.

В 2006 г. в докладе о состоянии китайской медиаиндустрии, опубликованном Академией социальных наук КНР в так называемой серии Голубая книга, было отмечено 12 категорий медиа-индустрии, среди которых общее количество газет (ежедневных и неежедневных) составило 1926, журнальной периодики — 9074 наименований, радиостанций — 301, радиочастот — 1935, телестанций — 357, телеканалов — 2194, веб-сайтов Интернета — 668 900, доходы от рекламы достигли порядка 141,63 млрд юаней, а пользователей Интернета — 120 млн человек, 399 млн сотовых телефонов2.

Важной особенностью современного состояния печати КНР стало то, что по ряду причин региональные издания оказались лучше приспособлены к новым экономическим условиям, нежели центральные газеты. Большинство утренних изданий до сих пор полностью контролируются правительственными или партийными органами, в то время как многие вечерние газеты, выпуски выходного дня и ежедневные экономические издания становятся все более интересными по содержанию и приобретают все большую популярность. Среди почти полутора сотни вечерних газет, издающихся на территории КНР, три региональных издания, распространяющиеся на юге Китая, имеют тираж более одного миллиона экземпляров: «Синьмин ваньбао» («Вечерние новости Синьмин») — 1 млн 300 тыс. экз., «Янчен ваньбао» («Вечерние новости Янчен») — 1 млн 300 тыс. экз. и «Наньфан чжоумо» («Южное еженедельное издание») — около млн экз. Газета «Жэньминь жибао» («Народная газета») — официальный орган КПК имеет тираж порядка 4 млн экз., но он практически полностью расходится в основном среди правительственных и партийных чиновников3.

Одной из тенденций развития китайской печати последнего времени является концентрация и формирование корпораций, базой создания которых выступили так называемые системообразующие

1 http://Russian.people.com.cn/31857/37880/38924/2804414.html.

2 См.: Цуй Баого. Развитие медиаиндустрии Китая // СМИ России и Китая в XXI веке: традиции и модернизация: Мат-лы российско-китайской конф. 3-го созыва. М., 2007. С. 85.

3 См.: ЧжаоЛи. Китайская пресса. Пекин, 2002.

газеты. Так, например, «Жэньминь жибао» («Народная газета») для обслуживания рынка в 1980 г. первой учредила газету «Шичан-бао» («Газета рынка»), что явилось прологом отделения дочерней газеты от материнской. С конца 80-х до начала 90-х гг. XX в. шло изменение структуры печати, когда системообразующие и дочерние газеты в свою очередь получили дальнейшее развитие. В 1993— 1995 гг. для развития прессы характерно слияние изданий. Зачастую это происходило путем одностороннего поглощения, когда мощные издания КПК присоединяли к себе неприбыльные партийные газеты.

За прошедшие годы структура национальной печати Китая сильно изменилась: сформировалась достаточно развитая газетная индустрия, представленная 41 ведущей газетной корпорацией, являющими собой акционерные общества со смешанным капиталом, современной системой управления и огромными миллионными тиражами. За короткое время газетные корпорации страны достигли значительных оборотов, увеличили объемы получаемой прибыли.

Однако после вступления Китая в 2001 г. в ВТО ситуация на рынке газетной индустрии определенным образом изменилась. Сюда пришли иностранные информационные корпорации с большим капиталом, живущие по принципам рынка на протяжении многих десятков лет и соответственно более приспособленные к его запросам. В таких условиях перед газетными национальными корпорациями встают первоочередные задачи по модернизации не только своей материально-технической базы, широкого использования новейших технологий, возможностей Интернета, совершенствования управленческой структуры, но также и более сбалансированного развития и повышения адаптации в условиях рыночной экономики.

Последние годы отмечены тем, что резко усилилась конкуренция между изданиями, что в свою очередь привело к модернизации и слиянию многих из них. Так, в 2002 г. в Шэньчжэне произошло слияние двух крупнейших газет — основной ежедневной газеты и местной экономической газеты — в одну из ведущих китайских медиагрупп, обладающую правами на издание в своем холдинге восьми газет и четырех журналов. В провинции Гуандун две утренние ежедневные газеты — «Гуанчжоу жибао», «Наньфан жибао» и вечерняя «Янчен жибао» — заложили основу конкурентоспособных национальных СМИ4.

Все это напрямую связано с тем, что в настоящее время большинство стран мира находится в глобализированной среде. В процесс

4 http://www.polpred.com/country/cn/free.html?book=620&countгy=77&id=5958 &act=text

глобализации национальные медиасистемы выступают, с одной стороны, как ее основная движущая сила, а с другой стороны — глобализация вносит фундаментальные перемены в практику, структуру и содержание как общенациональных, так и местных, региональных СМИ5.

В настоящее время, как отмечалось выше, в стране функционирует 41 крупный газетно-издательский концерн, среди них «Бэйц-зин жибао» («Пекинская газета»), «Гуанчжоу жибао» и др.6

Посмотрим, каким образом справляется с запросами времени газетная корпорация «Гуанчжоу жибао» — первая газетная корпорация, которая была создана 15 января 1996 г. по решению Отдела пропаганды ЦК КПК и Бюро по издательскому делу и печати, тем самым способствуя переходу прессы Китая с уровня так называемого «объема и количества» на уровень «качества и высокой эффективности»7. Она является по праву лидером газетной индустрии современного Китая. Это — огромный холдинг, в состав которого входят ряд газет, журналов, издательств и управленческих отделов.

Основной целью корпорации «Гуанчжоу жибао» является издание информационных материалов, в особенности новостей, касающихся социальной сферы. Структура холдинга представлена ведущей газетой «Гуанчжоу жибао», которая издается в столице провинции Гуандун, а также распространяется на территории провинции и в других регионах Китая. В корпорацию входит еще 14 печатных изданий, в том числе газеты «Синь шибао» («Информационная газета»), «Чжуцюбао» («Футбольная газета»), «Гуанчжоу энвэнь цзаобао» («Утренняя газета на английском языке Гуанчжоу»), «Линнань сиа няньбао» («Газета для детей»), «Синьдай юэбао» («Современная газета для воспитания детей»), «Лаожень бао» («Газета для пожилых людей»), «Удайюй иньму» («Эстрада и фильм»), «Шанлу даобао» («Торговля и туризм»), «Мэйши даобао» («Гастрономия»), «Кэсюэ сянь цюйбао» («Наука и техника»), а также четыре иллюстрированных журнала, среди которых журнал на международные темы «Дадун Фан» («Большой Восток»). Корпорация организовала интернет-издание «Даян». Кроме того, газетная корпорация включает в себя также книгоиздательскую компанию, сетевой магазин при корпорации, риелторское агентство, а также различные торговые филиалы холдинга.

«Гуанчжоу жибао» занимает первое место в КНР по общему тиражу своих изданий, уровню подписки, розничной продажи и выпуску

5 См.: Цзя Лежун. Китайские массмедиа в условиях глобализации // СМИ России и Китая в XXI веке: традиции и модернизация. С. 55.

6 Шр:/Кш81ап.реор1е.сошхп/31857/37880/38924/2804414.Мш1.

7 http://www.шebe1chinaros.ruДibrary/28/46/

рекламной продукции. Корпорация также раньше всех других газетных корпораций Китая перешла на цветную печать, обладает мощным современным высокотехнологичным полиграфическим оборудованием. В 2007 г. тираж утренних газет корпорации увеличился на 150 тыс. экз. по сравнению с тем же периодом прошлого года8.

«Гуанчжоу жибао», по существу, занимает первое место среди всех газетных корпораций по доходам от рекламы — к концу 2007 г. ее объемы превысили 2 млрд юаней, увеличившись на 20% по сравнению с 2006 г., а объем всех доходов корпорации соответственно достиг 3,9 млрд юаней, увеличившись на 23% по сравнению с тем же периодом прошлого года9.

Можно отметить успешное разделение бизнеса в рамках всей деятельности этой газетной корпорации. В частности, ведущая газета «Гуанчжоу жибао» первой в стране организовала собственную широкую разветвленную сеть газетных киосков (сетевых магазинов). Их общее количество составило 103 киоска, а в деловой части города Гуанчжоу — порядка 50. Корпорация «Гуанчжоу жибао» получает доходы также от своей внешней предпринимательской деятельности и участия в учреждении ряда новых газет других провинций Китая10.

Управленческая модель корпорации «Гуанчжоу жибао» имеет определенные особенности. Она подчиняется инструкциям городского комитета КПК и правительства г. Гуанчжоу, тем самым продолжая исполнять свою прежнюю функцию партийного печатного органа. Но одновременно в состав корпорации входит ряд крупных государственных промышленных предприятий города. Тем самым наряду с идеологическими задачами перед корпорацией стоят и чисто экономические задачи. Неслучайно поэтому главный редактор ведущей газеты «Гуанчжоу жибао» Дай Юйцин, по совместительству генеральный директор корпорации, среди основных задач отметил следующие: «Газетная корпорация должна основываться на коммерческой организации газетной отрасли, совмещая одновременно свою деятельность и в других отраслях производства и народного хозяйства страны»11.

В соответствии с поставленными целями осуществляются и основные стратегические принципы в деятельности газетной корпорации12:

8 См.: Мин Дахун. Китайская газетная корпорация — десять лет лидерского развития после периода кризиса // Китайская пресса. 2006. № 4.

9 Там же.

10 См.: Лю Янхуа. Современное состояние газетной корпорации «Гуанчжоу жибао» и перспективы развития // Журналистика. 2007. № 10.

11 Там же.

12 Там же.

1. Газетная корпорация должна основываться на влиятельной ведущей газете. В отличие от других предприятий газетная корпорация должна преимущественно развивать именно газету, так как качество ее публикаций напрямую влияет на репутацию и авторитет всей корпорации. Это — главный зонтичный бренд корпорации, внутри которого сосредоточены другие направления. Именно поэтому интересы ведущего издания определяют дальнейшую стратегию всей деятельности холдинга.

2. Газетная корпорация должна включать другие хозяйствующие субъекты в виде издательских домов и печатной прессы. Для успешного существования всей корпорации в целом одной лидирующей газеты недостаточно. Неслучайно поэтому 14 других газет, 4 журнала и интернет-издание исследуемой нами корпорации охватывают самый широкий спектр различных тематических направлений, ориентируясь на конкретные целевые аудитории и успешно используя рекламу на своих страницах. В частности, еженедельная «Чжуцюбао» («Футбольная газета») занимает второе место в корпорации по прибыли от рекламной продукции, имея самые высокие тиражи в Китае в сфере спортивной прессы (тираж достиг 7,2 млн экз.). Так, если в 1995 г. общий доход этой газеты достигал 80 млн юаней, а прибыль составляла 12 млн юаней, то в 2006 г. общий доход газеты составлял уже 500 млн юаней, при этом прибыль превысила 100 млн юаней13.

3. Газетная корпорация должна обладать мощным экономическим потенциалом, т.е. достаточно развитой материально-технической базой для издания газет, серьезными имущественными ресурсами и достаточными денежными средствами.

Система управления газетной корпорацией «Гуанчжоу жибао» представлена в виде совета директоров, куда входят руководители 12 отделов (новостей, финансов, менеджмента, рекламы, технического и технологического оборудования, недвижимости, сетевых магазинов продажи и распространения и др.). Некоторые подчиненные компании предприятия (типографии, рекламные агентства, гостиницы и др.) преобразованы в самостоятельные хозяйственные субъекты. Газетная корпорация «Гуанчжоу жибао» вложила 10 млн юаней, чтобы стать мажоритарным акционером и принять участие в образовании в г. Гуанчжоу компании со смешанным капиталом на рынке недвижимости14.

Что касается сетевых газетных киосков или магазинов, то корпорация при их создании и развитии успешно заимствовала опыт

13 См.: Мин Дахун. Указ. соч.

14 См.: ЛюЯнхуа. Указ. соч.

зарубежных специализированных предприятий в этой области и обновила их форму. Основная цель создания сетевых магазинов — формирование пунктов подписки и розничной продажи газеты.

Несмотря на значительные достижения, в развитии корпорации в то же самое время существует ряд отдельных проблем, затрудняющих деятельность корпорации «Гуанчжоу жибао».

Следует отметить, что газетная корпорация «Гуанчжоу жибао» работает в условиях очень жесткой конкурентной борьбы. Наиболее острую конкуренцию «Гуанчжоу жибао» испытывает со стороны корпорации «Янчен жибао», выпускающей вечернюю газету «Янчен ваньбао». Все газеты корпораций широко представлены на местном рынке печатной индустрии провинции Гуандун и постоянно конкурируют между собой. Кроме того, серьезную конкуренцию газетному рынку составляет также телевидение провинции, отнимающее у газет дорогостоящую рекламу. В таких условиях особое значение приобретает поиск новых форм деятельности по продвижению и развитию самих печатных изданий.

Что касается системы управления газетной корпорации15, то оно продолжает быть смешанным: с одной стороны, имеет место эффективный газетный менеджмент в соответствии с запросами рынка, но, с другой стороны — корпорация по-прежнему находится под контролем партийных структур и государства, и все ее издания продолжают выполнять идеологическую функцию. Такое двойное подчинение (запросам рынка и идеологическим требованиям) негативно влияет на общую корпоративную систему управления. Смешанный пакет акций в определенной степени затрудняет развитие корпорации, поскольку государство в лице партийных комитетов или городских властей, как правило, обладает контрольным пакетом акций, и существуют определенные ограничения в плане свободного выхода акций газет на фондовый рынок.

Несмотря на то что качество управления корпорацией отличается высоким уровнем благодаря современной структуре управления, тем не менее существует ряд проблем, обусловленных недостаточной прозрачностью и тем, что финансовый менеджмент до сих пор слабо стандартизирован, а также механизмы контроля далеко не совершенны. Все это обусловлено тем, что до сих пор не урегулированы и до конца не определены основные механизмы разделения полномочий в управлении между государственными структурами и бизнес-менеджментом самой газетной корпорации, что в конечном итоге не способствует формированию глубокого и эффективного механизма управления в целом.

15 См.: Ин Ченг Чанг. Модели управления газетной корпорацией // Китайская пресса. 2007. № 9.

Как уже отмечалось выше, доходы «Гуанчжоу жибао» отличаются стабильным ростом, что в значительной степени обусловлено большими капитальными вложениями руководства корпорации в полиграфическое оборудование, совершенствование печатной технологии, использование инноваций, подбором высокопрофессиональных кадров, а также благодаря реструктуризации внутри самих газетных редакций, что свидетельствует о приверженности корпорации в своем развитии именно законам рынка.

Но вопреки тому, что серьезные капиталовложения в материально-техническую базу и повышение профессионального уровня сотрудников корпорации способствовали поступательному развитию «Гуанчжоу жибао» в выбранном стратегическом направлении с одобрения партийных и государственных структур провинции, тем не менее в настоящее время ощущается недостаток в реальной поддержке, стимулирующей рыночные механизмы, в деятельности корпорации со стороны этих структур. В результате всего этого оперативное управление корпорацией еще далеко от совершенства.

После вступления Китая в ВТО газетной корпорации «Гуанчжоу жибао» пришлось столкнуться с новыми реалиями рынка. Чтобы оптимизировать развитие своей структуры, особое внимание было уделено расширению рекламной деятельности. Одновременно шло регулирование внутри самой корпорации с целью слияния одних изданий и перераспределения функций в других.

В условиях сильного давления внешних конкурентов в лице иностранных информационных корпораций, выпускающих китайские версии своих печатных изданий, увеличения их доли на рынке, еще более ожесточилась конкурентная борьба на информационном рынке провинции. С учетом сложившихся обстоятельств корпорации «Гуанчжоу жибао» необходимо дальше идти по пути оптимизации своей внутренней структуры с целью уменьшения внутрипроизводственных затрат и повышения доходности в активах своих СМИ. По мнению ряда исследователей газетного рынка КНР16, в стране в целом и провинции Гуандун в частности еще имеется большой потенциал развития и свободные ниши на рынке печатной индустрии. Неслучайно поэтому в 2003 г. новым явлением в деятельности газетных корпораций стало межрегиональное сотрудничество. Так, газета «Синьцзин нианбао» («Современная молодежная газета») выпускается совместно газетными корпорациями «Гуанчжоу жибао» и «Наньфан жибао» и является первой в Китае межрегиональной газетой, официально утвержденной пра-вительством17.

16 См.: Чен Шильянг. Развитие китайских газетных корпораций: проблемы и решения // Китайская пресса. 2007. № 10; Ли Байо. К вопросу о вхождении печатной индустрии страны в ВТО // Китайская пресса. 2003. № 10; и др.

17 http://Russian.peop1e.com.cn/31857/37880/38924/2804414.htm1.

Важным является для корпорации и активное расширение источников финансирования за счет расширения сферы деятельности не только в области печатной индустрии, но и в других отраслях промышленности. Гибкая финансовая политика руководства корпорации, поиск новых источников финансирования могут способствовать увеличению темпов развития корпорации «Гуанчжоу жибао», тем самым давая ей серьезное конкурентоспособное преимущество.

Таким образом, первая газетная корпорация Китая «Гуанчжоу жибао» может по праву считаться одним из лидеров рынка газетно-журнальной индустрии страны. Несмотря на ужесточение конкуренции после вступления КНР в ВТО и появление на рынке иностранных информационных корпораций, у «Гуанчжоу жибао» есть хорошие перспективы для дальнейшего развития и успешной конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.