РАЗДЕЛ I. ЭКОНОМИКА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авилова С. С.
студент Липецкий филиал Воронежского экономико-правового института,
г. Липецк, Россия Гурьева И. О. студент Липецкий филиал Воронежского экономико-правового института,
г. Липецк, Россия Колесников В. В. кандидат экономических наук Липецкий филиал Воронежского экономико-правового института,
г. Липецк, Россия Мазунова А. И. студент Липецкий филиал Воронежского экономико-правового института,
г. Липецк, Россия
КОРПОРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
Аннотация. Статья посвящена развитию корпораций в современной российской экономике, в частности корпоративному и государственному секторам.
Ключевые слова: корпорация, государственный сектор, корпоративный сектор, экономика, границы.
Avilova S. S.
student of the Lipetsk branch of Voronezh Economic and Legal University Lipetsk, Russia
Gur'eva I. O.
student of the Lipetsk branch of Voronezh Economic and Legal University Lipetsk, Russia Kolesnikov V. V.
Phd in economics
Lipetsk branch of Voronezh Economilc and Legal University,
Lipetsk, Russia
Mazunova A. I.
student of the Lipetsk branch of Voronezh Economic and Legal University Lipetsk, Russia
CORPORATIONS IN THE RUSSIAN ECONOMY
Abstract. Article is devoted to development of corporations in the modern Russian economy, in particular to corporate and state sectors.
Keywords: corporation, public sector, corporate sector, economy, borders.
В современной экономике большинства стран, наряду с государственным сектором, возрастает роль и значение корпоративного сектора экономики. Как отмечают многие международные эксперты, корпорации уже давно стали огромной силой, которая способна принести пользу или навредить множеству людей, повлиять на целые регионы, сдвинуть торговые потоки. Однако, отметим, что корпоративный сектор был сформирован не как результат эволюционного развития экономических отношений, а в большей степени является результатом трансформации государственных института и институтов рынка.
В отечественной литературе данный вопрос широко рассмотрен, поэтому выделим некоторых авторов: Л. И. Якобсон, А. В. Пикулькин, А. Ю. Лившица, Г. В Атаманчук и др. Многие зарубежные авторы так же рассматривали данный вопрос: Дж. Стиглица, С. Фишера, Э. Аткинсона и многие другие.
Рассмотрим данные сектора экономики и попробуем определить их границы.
Государственный сектор является неотъемлемым элементом экономики развитых стран в современном мире. Возрастающая роль государства в социально-экономической сфере, наличие общественных потребностей, которые не могут быть удовлетворены
частным предпринимательством, обусловливают место и необходимость наличия государственного сектора экономики [1, с. 528].
Термин «государственный сектор экономики» впервые был введен в Федеральном законе от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (пункт 3 статьи 5), которым установлено, что Правительство Российской Федерации одновременно с представлением проекта федерального бюджета (на очередной финансовый год) представляет Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проектировки (прогноз) развития государственного сектора экономики Российской Федерации. Разработка среднесрочных и долгосрочных прогнозов развития госсектора законодательно не предусмотрена.
Предприятия и организации государственного сектора выполняют важные социально-экономические задачи по сглаживанию последствий циклических колебаний, структурной перестройке производства, поддержанию уровня занятости, стимулированию научно-технического прогресса и другое [2, с. 265].
Государственный сектор экономики включает в себя все предприятия и организации, находящиеся в государственной собственности, финансирование которых производится из бюджета государства.
Он играет важную роль в развитии страны, осуществляя регулирование экономики и участвуя в деятельности предприятий. К числу крупных российских компаний, акции которых полностью или частично принадлежат государству, относят ПАО «Газпром», банк ВТБ (ПАО), ПАО «Сбербанк России», ПАО «Нефтяная компания «Роснефть», ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», АО «Объединенная судостроительная корпорация», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «АК «Транснефть».
При этом степень государственного участия в разных секторах экономики неодинакова. В ряде отраслей степень огосударствления довольно высокая, в то же время существуют отрасли, в которых государство почти не представлено.
Рассматривая государственный сектор, следует отметить, что в его состав входят государственные корпорации, деятельность которых способствует консолидации капитала, интеграции специфических активов на приоритетных направлениях развития промышленности в
современных условиях, повышению конкурентоспособности национальной экономики в целом.
Наличие особого правового статуса позволяет государственным корпорациям осуществлять свою деятельность на определенных условиях. Так, на госкорпорации не распространяются положения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», а специальные требования к раскрытию информации и меньший контроль со стороны государственных органов власти позволяют избежать лишней бюрократической волокиты. Государственные корпорации имеют возможность представлять интересы и реализовывать политику государства, кроме того, они могут являться учредителями различных государственно-частных предприятий.
Корпорация является наиболее эффективной и часто используемой формой хозяйственной деятельности, составляющей основу государственного сектора российской экономики. Иначе говоря, государственный сектор строится на основе «корпоративной модели», предполагающей включение в его состав относительно небольшого количества сверхкрупных предприятий, деятельность которых имеет решающее значение для экономики государства [3, а 46].
Крупнейшие корпорации аккумулируют огромные финансовые средства, сопоставимые со средствами некоторых государств. Огромные корпорации на настоящий момент являются основой инновационного развития многих экономик лидирующих стран, которые оказывают стабилизационное воздействие на ценовую политику и производство.
Регулирующее влияние на экономику государственный сектор проявляет путем влияния на политику гибридных фирм, в которых стране принадлежит контрольный пакет акций. Распоряжаясь пакетами акций в согласовании с национальными проектами, страна имеет возможность координировать финансовые вложения.
В сложившихся условиях и в рамках реализации корпоративной модели государственного сектора необходимо дальнейшее развитие крупных транснациональных компаний с государственным участием и государственных корпораций.
Однако, не все корпорации являются государственными. Трансформация и развитие современной экономики России, а также системы, регулирующей корпоративный сектор, привело к развитию рыночно ориентированного корпоративного сектора, появлению десятков тысяч акционерных обществ, становлению института наёмных управляющих. Высокую степень свободы в реализации
корпоративных объединений получили акционерные компании. Так же происходит объединение связанных экономическими интересами фирм и предприятий, которые включают крупные промышленные и промышленно-торговые акционерные компании, финансово-промышленные группы, холдинговые и международные компании [4, с. 167].
В постсоветский период в 1996 году появилась первая публичная компания в нашей стране. Это произошло после размещения АДР ОАО «Вымпелком» на Нью-Йоркской фондовой бирже. Размещения на российских фондовых биржах РТС и ММВБ начались с 2002 года.
Главный источник формирования корпоративного сектора в российской переходной экономике - массовая (ваучерная) приватизация, проведенная в 1992-1994 гг. Она создала предпосылки для становления корпоративного сектора, определила на долгие годы особенности перераспределения собственности и корпоративного контроля на российских предприятиях, соответственно - и пути развития национальной модели корпоративного управления.
Наиболее успешной и актуальной организационной формой корпорации, в современной России, являются финансово-промышленные группы (ФПГ), создающиеся на основе, как промышленной корпорации, так и банковской структуры. Актуальным является создание ФПГ в тех отраслях и под те проекты, где имеется экспортная привлекательность либо наличие
высокомонополизированных секторов экономики.
В последние годы отмечается активное формирование транснациональных финансово-промышленных групп (ТФПГ). Для справки, в России из официально зарегистрированных ФПГ 15 являются транснациональными, в том числе 10 - межгосударственными. Корпорации, наряду с другим, играют одну из ключевых ролей в интеграции научного и производственного потенциалов России. Так в общем объеме затрат на НИОКР по состоянию на конец 2017 года их доля составляет 35 %.
Формирование и развитие корпоративного сектора в экономике является подспорьем как для концентрации капитала, усилий, опыта и интеллекта, так и для решения сложных экономических, научно-технических, социальных и ряда других проблем общества. Так же развитие данного сектора обеспечивает макроэкономическую стабильность государства.
Мировой опыт показывает, что распространение корпоративной формы предпринимательства зависит от благоприятности
институциональных условий. Это можно обусловить тем, что спецификация широты и полноты корпоративных прав собственности является залогом эффективного использования этой формы деловой активности.
Первоначально, на заре развития, корпоративный сектор российской экономики выполнял функцию перераспределения и аккумулирования промышленных и капитальных активов государства. Затем, в процессе своего становления и развития, функции корпоративного сектора трансформировались в основной «локомотив» развития экономики. Это было обусловлено двумя обстоятельствами:
- в структуре экономики большую часть национального продукта производят крупные промышленные предприятия;
- экономическими задачами, стоящими перед собой крупными корпорациями.
Активное развитие и глобализация мировой экономики ставит перед корпоративным сектором новые и сложные задачи: он трансформируется из «локомотива» в необходимое условие интеграции Российской Федерации в мировую экономическую систему [5, а 126].
Отметим, что изменения так же коснулись и роли государства в функционировании корпоративного сектора: оно стало занимать активную позицию в отношениях с крупными корпорациями. Из этого должно было бы следовать, что государство в первую очередь начнет с построения более устойчивой системы взаимодействия с корпоративным сектором и более эффективной системы формальных и неформальных ограничений. Однако свою активную позицию государство проявило лишь в активной имущественной экспансии.
Анализ имущественной экспансии государства, показывает, что ведущее значение имеет не сам факт имущественной экспансии, а то, в каких формах протекают эти процессы. Такая экспансия направлена на искусственную интеграцию государственных активов в холдинговые компании, при этом поддерживая продолжение деятельности уже существующих холдингов с участием государства по расширению масштабов своего бизнеса (его диверсификации путем поглощений и слияний, вертикальной и горизонтальной интеграции).
Оценивая такую обстановку с позиции институциональной теории, можно сказать, что государство в праве на достаточно законных основаниях, в любой момент может отстранить частного собственника от процесса присвоения капитала, которое принадлежит
ему. Такая ситуация, в свою очередь, развивает новую волну нестабильности «институционального окружения».
Итак, можно сказать, что имеется фундаментальное неравенство в отношениях между государством и частными корпорациями, основной причиной которого является невысокий уровень легитимности статуса собственников, что с другой стороны это было предопределено глубоким расхождением между формальными правами собственности и реальными возможностями контроля.
Не менее важным аспектом в системе отношений государственного сектора и корпоративного является проблема согласования интересов. Одним из механизмов согласования является наличие Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), формально являющегося представителем интересов корпоративного сектора в диалоге с властью. Однако вопрос эффективности того, насколько полно и продуктивно данная организация реализует интересы корпоративного сектора, остается открытым. Примером является не прекращающаяся агрессивная имущественная экспансия государства, в том числе форма, в которой она происходит. Все это говорит о том, что государство не всегда готово учитывать интересы частных собственников.
Подводя итог изложенному выше, можно сделать следующий вывод: сложившаяся система отношений между государственным и корпоративным секторами не способствует устойчивому развитию последнего. Так в условиях, где основной элемент экономических отношений - это фактор доверия, некая несбалансированность может негативно сказаться на развитии отечественных корпораций, а как следствие свести на нет все преимущества корпоративной формы организации бизнеса как механизма интеграции в мировое экономическое пространство. В условиях реформирования системы управления проблема разграничения сфер деятельности между государственным и корпоративным секторами экономики приобретает особую важность. С течением времени, отношения государственного и корпоративного сектора усложняются и меняются. Сектора ведет к наибольшей размытости, и это проявляется в следующем:
- государственные учреждения начинают взимать плату за некоторые услуги;
- деятельность корпоративного сектора ограничивается законодательными актами;
- корпоративный сектор тоже заинтересован в решениях, принимаемых политиками, особенно это проявляется, когда некоторые фирмы сталкиваются снижением продаж и повышение затрат;
- все чаще имеет место быть партнерство корпоративного сектора и государственной сферы на местном уровне;
В скором будущем будет сложно определить границы корпоративного сектора, его поглотит государство. Формы отношений у них всегда разные, тем самым нельзя установить границы.
Список литературы
1. Балацкий Е. В., Конышев В. [Текст]: Роль государственного сектора в национальной экономике: общемировые тенденции // Общество и экономика. -2015. - № 7-8. - С. 5-28.
2. Балацкий, Е. В. [Текст]: Российская модель государственного сектора экономики / Е. В. Балацкий, В. А. Конышев. - М.: Экономика, 2015. - 390 c.
3. Бочаров В. П. [Текст]: Государственный капитал: сущность, функции, современные тенденции развития / В. П. Бочаров, И. Е. Рисин, Ю. И. Трещевский. - М.: ТЕЙС, 2014. - 159 с.
4. Голикова Ю. А. [Текст]: Корпорации России: состояние и перспективы развития / Ю. А. Голикова // Российское предпринимательство, 2015. - № 5-1 (183). - С. 46-51.
5. Дайнега В. Г. [Текст]: Специфика российской модели государственного сектора экономики / В. Г. Дайнега // Terra Economicus, 2009. - № 1-2. -С. 20-25.
6. Кушнер К. В. [Текст]: Корпоративный сектор в экономике РФ / К. В. Кушнер // Актуальные проблемы экономического развития России и регионов: материалы региональной научно-практической конференции. -Оренбург: ОГАУ, 2015. - С. 167-171.
7. Модернизация российской экономики и государственное управление. -М.: КомКнига, 2016. - 376 с.
Баев В. В.
генеральный директор ООО «Тамбовский завод «Пенопласт»
г. Тамбов, Россия Баева Е. А.
кандидат экономических наук, доцент Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина
г. Тамбов, Россия
РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
В РОССИИ
Аннотация: данная статья характеризует основные тенденции развития системы внутреннего финансового контроля в государственном секторе страны. Рассмотрены методические основы системы внутреннего финансового контроля. Определены существующие проблемы и перспективы построения эффективной системы внутреннего финансового контроля.