УДК 378.01
В.В. Баранов,
Оренбургский государственный университет
Корпоративный стиль здорового образа жизни в развитии конкурентоспособности личности
Оренбургский государственный университет
Современные представления об успешной личности однозначно связаны с такими понятиями, как карьера, здоровье, доход, семья, что подтверждают как многочисленные социологические исследования в России и за рубежом, так и системные комплексные исследования, проведенные в Оренбург-
© Баранов В.В., 2013
ском государственном университете с 2000 по 2013 год [3].
В связи с этим особую значимость приобретают предложения Президента Российской Федерации В.В. Путина, высказанные 24 января 2013 года на встрече с представителями студенческих спортклубов, что «главная
причина, которая заставляет всех нас, людей думающих, заниматься спортом, - это поддержание своего здоровья, что чрезвычайно важно для каждого конкретного человека и для общества в целом. Особенно это важно для молодых людей, потому что впереди у них еще большой жизненный путь:
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ БАРАНОВ
кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физического воспитания Оренбургского государственного университета. Сфера научных интересов: общая педагогика, профессиональная педагогика. Автор более 80 публикаций, в том числе двух монографий по проблемам общей педагогики
Рассматриваются педагогические средства формирования у студентов стиля здорового образа жизни и компетенций корпоративного взаимодействия. Актуальность исследования обусловлена позицией работодателей, которые предпочитают принимать и продвигать сотрудников, в которых сочетаются профессиональные компетенции, ответственность, физическое здоровье и корпоративность. Освещается программа «Спорт и профессия», ориентированная на развитие физической культуры, принятие ценности саморазвития и здоровья как конкурентного преимущества, реализация которой способствовала повышению качества образования, интенсификации развития конкурентных качеств студентов.
Ключевые слова: конкурентоспособность, программы саморазвития и самоконтроля, стиль здорового образа жизни, корпоративное взаимодействие.
In article from pedagogical positions pedagogical means of formation at students of style of a healthy lifestyle and competences of corporate in-teraction are considered. Relevance of research is caused by a position of employers who prefer to accept and advance employees in whom are combined professional competences, responsibility, physical health and corporationism. For development of competitiveness of the personality the Sports and Profession program focused on development of physical culture, acceptance of value of self-development and health as competi-tive advantage was developed, the realization of which promoted improvement of quality of education, an intensification of development of competitive qualities of students.
Key words: competitiveness, self-development and self-checking programs, style of a healthy lifestyle, corporate interaction.
создание семей, рождение детей, производственные успехи».
Современные социологические и философские исследования О.В. Летуновой, Ф.Р. Тутка-рова, А.В. Щербины, Тома Верхо-еффа и других показали, что конкурентные качества личности, ее конкурентный ресурс связаны с агональной деятельностью, возможностью активно проявить личностные качества в соревновательных и состязательных ситуациях. В этой связи мы, обращаясь к условиям образовательной деятельности в вузах, считаем необходимым отметить разнообразные возможности и виды такого соревнования, например, за лидерство в группе, научноисследовательской работе студента. В то же время наибольшие возможности соревновательной деятельности создают занятия физической культурой и спортом в учебной и внеучебной деятельно-
сти. Эти же условия в наилучшей степени обеспечивают формирование умений командной деятельности и корпоративного взаимодействия.
Цель данного исследования состоит в установлении роли физической культуры и спорта как стиля здорового образа жизни и корпоративного взаимодействия в формировании конкурентного ресурса студента в условиях университетского комплекса. В этом направлении были апробированы различные технологии формирования конкурентного ресурса, интегрирующие учебную, соревновательную, коммуникативную, научно-исследовательскую, ква-зипрофессиональную и досуговую деятельность студентов.
На основании факторного анализа массы анкет студентов, представленных нами в работе [3], в университетском комплексе на базе Оренбургского
государственного университета была апробирована авторская программа «Спорт и профессия», ориентированная на формирование конкурентных качеств человека на основе формирования физической культуры личности в учебной,внеучебной и досуговой деятельности. Реализация программы «Спорт и профессия» в Оренбургском государственном университете носила массовый системный характер. В ней с 2007 по 2013 год принимали участие студенты всех специальностей и направлений подготовки первых трех курсов очной формы обучения, в среднем от 5681 до 5327 человек. В этой связи в качестве контрольных групп экспериментальной реализации программы были выбраны группы обучающихся в филиалах Оренбургского государственного университета (Акбулакский и Кумертауский филиалы, Орский и Бузулукский гуманитарно-технологические институты (филиалы)), а также в университетских колледжах, где внедрение программы носило локальный характер, а кафедра физического воспитания головного вуза выполняла только координирующие функции.
Программа «Спорт и профессия» включает информационнотеоретический блок, реализация которого позволила существенно расширить знания, умения и навыки студентов в области стиля здорового образа жизни, наиболее полно удовлетворить познавательные, общекультурные потребности в этой сфере, сформировать когнитивные компоненты общекультурных и социальных компетенций, пополнить конкурентный ресурс студентов и преподавателей действенными методиками поддержания жизне-устойчивости личности. Реализацией блока стали спецкурсы, представленные такими разносторонними темами, как «Имидж здоровой конкуренции», «Пози-
6з
тивные стратегии конкуренции в современном мире», «Феномен лидера в профессии», «Здоровье как конкурентное преимущество», «Социально-биологические основы физической культуры», «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов», «Исторические основы физической культуры», «Основы семейного физического воспитания» и др. Материалы были обобщены в авторском учебном пособии [1].
Коммуникационно-корпоративный блок программы был разработан с учетом требований корпоративных кодексов крупных работодателей региона (предприятия машиностроения, газодобычи и нефте- и газопеработки), а также предпочтений кадровых агентств. Нами был также подготовлен комплекс мероприятий по ориентации студентов на ценности корпоративного взаимодействия. Развитая спортивная база университета определила воз-
можность создания корпоративных групп здоровья, в которых совместно занимались студенты и преподаватели. Наиболее популярными видами корпоративных занятий спортом стали игровые виды (баскетбол, мини-футбол, волейбол и др.). Для Оренбургского государственного университета традиционными стали флэш-мобы по фитнес-аэробике, в которых активно участвуют и студенты, и преподаватели, и представители городских органов управления, а также работодатели.
Развитие университетских кампусов в Оренбурге позволило вовлекать в корпоративные группы здоровья и аспирантов. Соревновательная спортивная деятельность, занятия физической культурой и совместная профессионально ориентированная деятельность по направлению профессиональной подготовки, по мнению студентов, создали атмосферу корпоративного успеха. Так, в рамках факультетов сложи-
лись группы корпоративной поддержки участников соревнований, объединившие студентов -участников вузовской спартакиады «Университет», а также преподавателей - участников спартакиады «Бодрость и здоровье» и их болельщиков [4]. Особенно тесное взаимодействие между студентами и преподавателями как в спортивных состязаниях, так и в контексте будущей профессии отмечалось в филиалах вуза. В рамках университетского комплекса такие игры проводились в Акбулакском и Кумер-тауском филиалах, Бузулукском гуманитарно-технологическом институте и Бузулукском колледже промышленности и транспорта (филиалы Оренбургского государственного университета). Полноправными участниками игр стали преподаватели, кураторы, классные руководители. В Кумертау-ском филиале в играх участвуют и члены студенческого научного общества, там разработаны методики инженерных игр (А.Я. Мельникова). Важнейшим результатом таких действий мы считаем пополнение конкурентного ресурса студента перспективными деловыми и партнерскими связями, которые могут существовать на долговременной основе дружеских спортивных встреч.
Блок саморазвития был нацелен на мотивацию достижений и строился на принципах ак-меологии и аксиологии. В первую очередь учитывались профессионально личностные интересы студентов, обеспечивающие мотивационно-ценностный компонент его конкурентного ресурса. Теоретическая часть блока определялась исходной позицией: «организм человека есть единая саморазвивающаяся и само-регулируемая биологическая система». В этой связи со студентами обсуждались вопросы валео-логии, теории активизации интеллектуальной и физической дея-
тельности, идеи вечной жизни, ви-тагенные теории, а также состоялось знакомство с теориями ноосферы. Обсуждались методы традиционной и нетрадиционной медицины, медицины критических ситуаций, нетрадиционные виды спорта и другие темы, обеспечивающие самостоятельную ориентацию личности в информационном пространстве современного представления о стиле и поддержании здорового образа жизни.
Научно-исследовательская часть блока была представлена теориями саморазвития человека и аксиологическими концепциями. Особый интерес вызвали встречи с руководителем школы саморазвития профессором К.М. Вазиной, проведенные в Ку-мертауском филиале Оренбургского государственного университета. Авторское освещение идеи резонансного взаимодействия как универсального механизма, обеспечивающего единство духовноприродной жизни Вселенной и человека, синергетических эффектов в жизнедеятельности человека и личностных феноменов саморазвития (И. Ньютон, М.В. Ломоносов, А. Энштейн, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский), было убедительным доказательством результативности работы над собой [5]. Новую для студентов отрасль знаний о человеке представила аксиология (авторская школа аксиологии профессора А.В. Кирья-ковой) [6]. Акцент в представлении идей аксиологии был сделан на проблеме ценностного выбора, определяющего стратегии конкурентной борьбы: накопление ресурса, адаптацию, уничтожение соперника, превосходство над соперником, сотрудничество.
Практическая часть блока саморазвития включала освоение методик самостоятельных занятий физической культурой, диагностику объективных показателей самоконтроля, регулирование работоспособности, профилакти-
ку утомления, снижение профессиональных рисков, рисков травматизма в быту и профессии. Для студентов специальной медицинской группы дополнительно приводились приемы дыхательной гимнастики по различным авторским методикам. В целях снижения профессионально-психологических рисков были рассмотрены риски профессионального выгорания [7], проведены циклы тестирования, изучались методики и стратегии управления такими рисками, стратегии преодоления профессиональных кризисов [8].
Контекстно-игровой блок программы «Спорт и профессия» составил комплекс спортивно-конктекстных игр. Игры включает этапы, ориентированные на создание ситуаций успеха на основе работы «команды победителей». Они проводятся в рамках вне-учебного времени (работа в кружках, секциях, кураторских часах). Первые этапы игры включают кратковременные спортивные состязания, объединяющие участников в команду, затем уже реализуются ситуации взаимодействия в контексте будущей профессии. Следующим ша-
гом в сработанной команде являются элементы деловых профессионально ориентированных игр, заключительным компонентом - элементы профессионально ориентированных стратегических игр. Каждая из ступеней затрагивает различные аспекты,которые шаг за шагом ведут к личному успеху каждого. В то же время накапливается и достаточный опыт эмоциональных переживаний, связанных с поражением и неудачами. Несмотря на игровой характер такого негативного опыта, следует отметить его необходимость в социальном и эмоциональном плане как «прививки» устойчивости в конкурентной борьбе профессионалов.
Блок социальных практик студентов включал освоение идей волонтерского, олимпиадного и параолимпийского движений как форм накопления универсального внепрофессионального конкурентного преимущества. Осваивались элементы тренерского дела и основы педагогики как возможной альтернативной профессии. Спорт и занятия физической культурой были представлены не только как способ поддержания
достойной физической формы, но и как вариант профессии. Идеи волонтерского движения были реализованы в рамках XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в Казани.
Досугово-личностный блок включал методические и практические рекомендации «Физическая культура в сфере досуга студентов», которые способствовали привлечению к занятиям физической культурой студенческую молодежь в свободное от учебы время. Рекомендации не только были ориентированы на наиболее полное удовлетворение познавательных, обще культурных потребностей, но и на приобретение разнообразного самостоятельного опыта здорового образа жизни. Студентам и преподавателям были представлены типовая схема построения самостоятельных тренировочных занятий, средства и методы воспитания физических качеств, методика самостоятельных тренировочных занятий, методика выбора средств и форм занятий физическими упражнениями с учетом индивидуальных особенностей личности. Разнообразие современных средств, форм и видов спортивной деятельности было представлено циклическими видами спорта, различными видами туризма, треккинга, тенниса, настольного тенниса (пинг-понга), бадминтона, мини-футбола, аэробики, шейпинга, культуризма, баскетбола, волейбола, пляжного волейбола, гиревого спорта.
Практическую часть этого блока составили разнообразные мероприятия как традиционной работы секций и лабораторий кафедры физического воспитания, так и многочисленные инновационные формы работы. В первую очередь следует выделить массовые спортивные праздники с элементами шоу, которые проводились и проводятся на крупнейших стадионах и развлекательных площадках города. Такие меропри-
ятия обеспечивают совершенно новые возможности самореализации и самопрезентации как в составе команды, так и индивидуально. Интенсивное развитие в Оренбургском государственном университете такого направления подготовки бакалавров, как «Сервис и туризм», создало основу для изучения таких популярных видов туризма, как экскурсионный, рекреационный и этнический. Выбор этих видов туризма обусловлен наличием крупных рекреационных и курортных зон в Оренбуржье (Соль-Илецкие озера, Бузу-лукский бор, горы Кувандыка, приграничные районы рекреационных зон Республик Башкортостан). В многонациональном Оренбуржье интерес у студентов вызывают национальные и фольклорные виды состязаний и игр. Привлечение студентов к таким мероприятиям, с нашей точки зрения, способствует развитию толерантности, остро необходимой в современном поликультурном профессиональном пространстве.
Блок повышения квалификации преподавателей. В целях подготовки преподавателей к взаимодействию со студентами в формировании их конкурентного ресурса были разработаны спецкурсы для системы повышения квалификации преподавателей вуза, кураторов групп и магистров педагогики [2]. Ведущая идея этих занятий состояла не столько в представлении подходов и методик, сколько в актуализации ценностных ориентиров педагогов. Апробация курсов успешно прошла и для головного вуза, и для филиалов и колледжей университетского комплекса. Содержание дисциплин предполагало ознакомление преподавателей с базовыми принципами здоровьесберегающих технологий, разработку успешных профессионально личностностных стратегий саморазвития, освоение методик командных работ и креативных групп.
По результатам реализованных блоков программы были проведены выборочные повторные анкетирования [3]. Они показали факт интенсификации развития конкурентных качеств у студентов, активно участвовавших в спортивно-контекстных играх и корпоративных группах.
Литература
1. Баранов В.В. Физическая культура: учеб. пособие. Оренбург: Изд.-производ. комплекс Оренбург. гос. унта, 2009. 289 с.
2. Баранов В.В. Ценностные ориентиры в воспитании будущих педагогов физической культуры // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009. Т. 15. С. 127-130.
3. Баранов В.В., Белоновская И.Д., Чепасов В.И. Факторный анализ как инструментарий педагогического знания о саморазвитии студента университетского комплекса // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 2. С. 21-27.
4. Баранов В.В., Козлов А.В. Модернизация системы физического воспитания в высшей школе на основе совершенствования физкультурноспортивного движения студенчества // Теория и практика физической культуры. 2012. № 2. С. 50-54.
5. Вазина К.Я. Саморазвитие человека как духовно-природный феномен. М.: ВЛАДОС, 2006. 295 с.
6. Кирьякова А.В. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике. М.: Дом педагогики, 2008. 578 с.
7. Лебедев Ю.А., Большев А.С., Джаруллаев Р.З. Влияние качества жизни на смысложизненные ориентации студентов // Известия Российской академии образования. 2011. № 4. С. 94-100.
8. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 256 с.