Научная статья на тему 'КОРПОРАТИВНЫЙ ФОРСАЙТ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В АГРОИНДУСТРИИ 4.0'

КОРПОРАТИВНЫЙ ФОРСАЙТ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В АГРОИНДУСТРИИ 4.0 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
форсайт / прогнозирование / планирование / цифровая экономика / агроиндустриия 4.0 / стратегическое управление. / foresight / forecasting / planning / digital economy / agro industry 4.0 / strategic management.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Р Б. Шестаков, А И. Филиппова-глебова, Н А. Яковлев

В статье рассмотрены роль и возможности использования методов форсайта для для улучшения прогнозов в цифровой трансформации корпоративного сектора, а частности агропромышленного комплекса. Цель исследования – выявление перспектив совершенствования корпоративного планирования и прогнозирования на основе методологии форсайта для адаптации к неопределенности и нестабильности в цифровой экономике. Поскольку форсайт способен обеспечивать определение долгосрочных трендов развития отраслевых секторов исследованы положительное влияние корпоративного форсайта на удовлетворенность прогнозирования и планирования в периоды кризисов, на совершенствование внутренней политики, на эффективность управления по ключевым направлениям. В целом исследование направлено на понимание аспектов корпоративного форсайта, важности цифровой трансформации, совершенствования управления, прогнозирования и планирования и принятия решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE FORESIGHT AS A STRATEGIC FORECASTING TOOL IN THE AGRICULTURAL INDUSTRY 4.0

The article discusses the role and possibilities of using foresight methods to improve forecasts in the digital transformation of the corporate sector, and in particular the agro-industrial complex. The purpose of the study is to identify prospects for improving corporate planning and forecasting based on foresight methodology to adapt to uncertainty and instability in the digital economy. Since foresight is capable of identifying long-term trends in the development of industry sectors, the positive impact of corporate foresight on the satisfaction of forecasting and planning during periods of crises, on improving internal policies, and on the effectiveness of management in key areas has been studied. Overall, the study aims to understand aspects of corporate foresight, the importance of digital transformation, improving management, forecasting and planning, and decision-making.

Текст научной работы на тему «КОРПОРАТИВНЫЙ ФОРСАЙТ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В АГРОИНДУСТРИИ 4.0»

УДК 338.28: 330.34.01

КОРПОРАТИВНЫЙ ФОРСАЙТ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

В АГРОИНДУСТРИИ 4.0

Р.Б. Шестаков, кандидат экономических наук, доцент А.И. Филиппова-Глебова, кандидат экономических наук Н.А. Яковлев, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент E-mail: [email protected] Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина

Аннотация: В статье рассмотрены роль и возможности использования методов форсайта для для улучшения прогнозов в цифровой трансформации корпоративного сектора, а частности агропромышленного комплекса. Цель исследования - выявление перспектив совершенствования корпоративного планирования и прогнозирования на основе методологии форсайта для адаптации к неопределенности и нестабильности в цифровой экономике. Поскольку форсайт способен обеспечивать определение долгосрочных трендов развития отраслевых секторов исследованы положительное влияние корпоративного форсайта на удовлетворенность прогнозирования и планирования в периоды кризисов, на совершенствование внутренней политики, на эффективность управления по ключевым направлениям. В целом исследование направлено на понимание аспектов корпоративного форсайта, важности цифровой трансформации, совершенствования управления, прогнозирования и планирования и принятия решений.

Ключевые слова: форсайт, прогнозирование, планирование, цифровая экономика, агроиндустриия 4.0, стратегическое управление.

CORPORATE FORESIGHT AS A STRATEGIC FORECASTING TOOL IN THE AGRICULTURAL

INDUSTRY 4.0

R.B. Shestakov, Candidate of Economy Science, Associate Professor A.I. Filippova-Glebova, Candidate of Economy Science N.A. Yakovlev, Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin

Abstract: The article discusses the role and possibilities of using foresight methods to improve forecasts in the digital transformation of the corporate sector, and in particular the agro-industrial complex. The purpose of the study is to identify prospects for improving corporate planning and forecasting based on foresight methodology to adapt to uncertainty and instability in the digital economy. Since foresight is capable of identifying long-term trends in the development of industry sectors, the positive impact of corporate foresight on the satisfaction of forecasting and planning during periods of crises, on improving internal policies, and on the effectiveness of management in key areas has been studied. Overall, the study aims to understand aspects of corporate foresight, the importance of digital transformation, improving management, forecasting and planning, and decision-making.

Keywords: foresight, forecasting, planning, digital economy, agro industry 4.0, strategic management.

Информационная и цифровая трансформация, вызванная Индустрией 4.0, растущая сложность и непредсказуемость окружающей среды, подразумевают изменения в производственных и бизнес-процессах организаций в различных отраслях. Следовательно, для смягчения негативных факторов повышается интерес к формированию приоритетов, поиск возможных альтернатив, выбор предпочтительных вариантов. Инструментом для этого является форсайт-сессии отраслевого корпоративного секторов, которые широко признаны для планирования и прогнозирования.

Корпоративное отраслевое форсайт прогнозирование предполагает систематический анализ противоположных сигналов изменений как особенность бизнес-среды, которые делают окружающую среду нестабильной, и последствий для организаций. Корпоративное отраслевое прогнозирование может быть организована в три последовательных этапа или компонента: сканирование, будущее и реконфигурация. В результате вырабатываются правдоподобные варианты будущего, которые, с одной стороны, можно предвидеть и к которым можно подготовиться, с другой стороны, могут быть использованы для разработки стратегической политики организаций.

В научной и публицистической литературе [5, 8, 11] ведутся дискуссии относительно концептуальных рамок и методологии, определяющих успешное прогнозирование. Полагаем, что цифровые инструменты играют решающую роль в прогнозировании как инструменте успешного управления в условиях нестабильности и непредсказуемости.

В литературе [1, 2, 6] методы форсайт концепции используются для различных целей и оснований:

количественные методы как методы интерпретации в большей степени доказательны (сканирование, библиометрия, анализ патентов, экстраполяция, регрессионный анализ, индикаторы/ индексы, сегментация, бенчмаркетинг, анализ эффекта, системная динамика/ моделирование, прогнозирование по правилам);

полуколичественные методы как консультативные методы в большей степени для экспертизы (анализ перекрестных связей/ структурный анализ, глубинный анализ (текстовых) данных, анализ стейкхолдеров, анализ критических технологий, многокритериальный анализ, моделирование рынков, дорожные карты, метод Дельфи);

качественные методы как поисковые методы в большей степени повышающие креативность (научная фантастика, черные лебеди/ джокеры, сценарии, прогнозы экспертов, ретрополяция, анализ TEEPSE -факторов, SWOT анализ, мозговой штурм, сценарные семинары, интернет-краудсорсинг, деревья целей, мультиперспективный анализ, обследования, экспертные панели, морфологический анализ, опрос/ голосование, логические схемы, интервью, анализ литературы, анализ социальных сетей).

Например, проведенный обзор [4, 9, 10] выявил такие тенденции - качественные исследования были проведены чаще, за ними следовали смешанные подходы и количественные исследования. Большинство качественных исследований основывалось на тематических исследованиях (единичных, множественных, продольных или разведочных), тогда как полевое исследование, исследование действий и исследование Дельфи проводились редко. Качественные исследования подкреплялись интервью с экспертами, из которых часть были полуструктурированными. Кроме того, использовались внутренние и внешние документы организаций и проводились отраслевые семинары. Смешанные случаи состояли из качественных подходов, дополненных количественными исследованиями. Чаще всего применялись тематические исследования в сочетании с опросами. Остальные включали качественный анализ интервью и количественный анализ опросов, где чаще всего применялась описательная статистика. Количественные исследования в основном проводились с помощью опросов. Статистические методы были в основном описательными в сочетании с различными регрессиями.

В целом, доминирующим подходом в корпоративном отраслевом форсайте является качественный, что согласуется с развитием форсайта и его отделением от количественного термина прогнозирование.

Традиционные аспекты (степень детализации, время цикла, частоту обновления, длину горизонта прогнозирования и уровень точности) дополняемые большими данными, машинным обучением, элементами искусственного интеллекта влияют на успешное формирование прогнозов и их применение во время кризисов, в тоже время могут изменить способ формирования и интерпретации прогнозов. К традиционным проблемам относятся, в частности, высокая сложность самой методологии и большое количество времени, требуемое для ее применения.

Однако цифровизация также создает совершенно новые проблемы для корпоративных отраслевых форсайт сессий, называемые в литературе 5 V's of Big Data: volume (объем), velocity (скорость), variety (разнообразие), veracity (достоверность) and value (ценность).

Поскольку корпоративное отраслевое прогнозирование принимает во внимание широкий спектр интересов заинтересованных сторон, чтобы сформулировать варианты правдоподобного будущего, инновации и систематические реконфигурации на уровне организаций, возникающие в результате прогнозирования, часто соответствуют скрытым потребностям улучшения общества в целом.

Однако, хотя за последние несколько лет появилось больше исследований, которые рассматривают литературу по корпоративному отраслевому форсайту, при исследовании роли форсайта в отраслевом прогнозировании и выявлении возможностей и перспектив использования были выявлены некоторые проблемы. Исследования по форсайт концепции и предложенные сценарии будущего имеют фрагментарный характер, теоретические аспекты не имеют всеобъемлющей структуры, которая интегрирует эмпирические идеи, разработанные в этой критической области. Это подчеркивает необходимость более комплексного подхода к интеграции эмпирических научных усилий, поскольку основные виды производственных отраслей и факторы влияния вытекают из различных исследовательских направлений, и охватывают множество различных областей. Отметим, также что роль технологий в контексте корпоративного отраслевого форсайта не до конца понята и не связана с различными элементами и методами форсайта в целом и для отдельных отраслей как аграрная отрасль. Сложный характер взаимосвязи информационно-цифровых технологий и корпоративного отраслевого форсайта допускает потребность тщательного изучения перспектив использования результатов корпоративного отраслевого форсайта как фактор стратегического преимущества, как инструмент политики управления, как последствие к которому можно подготовиться.

Представляется целесообразным для преодоления проблемных мест корпоративного отраслевого форсайта использование в цифровом интеллектуальном анализе данных при сканировании среды следующих важных факторов и трендов, которые согласуются с кривой Гартнера:

- управление доверием, рисками и безопасностью искуственного интеллекта, непрерывное управление рисками, устойчивые технологии, разработка платформ, разработка с использованием искусственного интеллекта, отраслевые облачные платформы, интеллектуальные приложения, демократизация генеративного искусственного интеллекта, расширенная подключенная рабочая сила и клиенты-машины [3];

- появление и конвергенция новых технологий, развитие сотрудничества, рост исследований и разработок, сокращение жизненного цикла продуктов и услуг, улучшение процессов производства, сокращение бюрократии, рост конкуренции на внутреннем рынке, дерегулирование, сокращение времени поставок и доставки, увеличение рентабельности/ снижение затрат.

Рисунок 1. Кривая Гартнера в 2023 г. [7]

Таким образом, структурирование корпоративного отраслевого форсайта с элементами цифровых информационных технологий и систем выражаются в стратегической и финансовой гибкости благодаря раннему пониманию будущего, что позволяет выделить возможности применения для агроиндустрии 4.0. Во-первых, операционная оценка в сборе, обработке и интерпретации данных способствует развитию обновленных методов мониторинга, что оказывает непосредственное влияние на условия работы организаций. Во-вторых, отраслевая специфика форсайта требует оптимизации переменных и параметров, что выражается в стратегической корректировке и гибкости принятия решений для определения макроперспектив поведения тенденций и явлений.

На основе корпоративного отраслевого форсайта для стратегических целей агроиндустрии 4.0 ключевыми выводами стали пять: а) принятие новых форм оценки деятельности путем внедрения обновленных методов прогнозирования массивов знаний на основе цифровых инструментов искусственного интеллекта, изучающих поведение тенденций и явлений, г) выявление новых ключевых факторов, которые усиливают стратегический характер прогнозирования.

Литература

1. Лапидус Л.В., Драганюк А.О., Мзоков А.Р. Форсайт как стратегический инструмент технологического прогнозирования при цифровой трансформации // Экономика и управление. 2023. Т. 29. N° 6. С. 630-644. [Электронныйресурс] URL: http://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-6-630-644

2. Солодовник А.И., Шестаков Р.Б. Гибридный форсайт в стратегическом управлении как ответ на глобальные вызовы// Современные проблемы и пути повышения конкурентоспособности бизнеса : материалы международной научно-практической конференции, Москва, 17 апреля 2020 года / АНО ВО «Институт

бизнеса и дизайна». - Москва: Автономная некоммерческая организация высшего образования "Институт бизнеса и дизайна", 2020. - С. 45-52.

3. Топ-10 главных стратегических IT-тенденций 2024 года по версии Gartner. /РБК: [Электронныйресурс] URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/654b42909a7947dbf52e6632?from=copy

4. Шестаков Р.Б., Яковлев Н.А. Экспериментальный процесс в воспроизводственом цикле агробизнеса //Вестник аграрной науки. - 2022. - № 4(97). - С. 153-157

5. Шестаков Р.Б., Филиппова-Глебова А.И., Паршутина И.Г. Аспекты влияния цифровой трансформации на устойчивость социо-экономико-кибер-физической системы индустрии 4.0. // Вестник техносферной безопасности и сельского развития. 2023. №2. С. 11-15.

6. Шестаков, Р. Б. Имитационное моделирование бизнес-процессов в АПК / Р. Б. Шестаков, Н. А. Яковлев // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2023. - № 2. - С. 200-204.

7. GitOps и постквантовая криптография: кривая хайпа Gartner в 2023 году. /РБК: [Электронный ресурс]: URL: https://trends.rbc.ru/trends/industrv/64f833c29a794712449b13b2?from=copv

8. Fergnani, A., Hines, A., Lanteri, A., & Esposito, M. (2020). Corporate foresight in an ever-turbulent era. European business review, 25, 26-33.

9. Marinkovic, Milan, et al. "Corporate foresight: A systematic literature review and future research trajectories." Journal of Business Research 144 (2022): 289-311.

10. Salamzadeh, A.; Hadizadeh, M.; Rastgoo, N.; Rahman, M.M.; Radfard, S. Sustainability-Oriented Innovation Foresight in International New Technology Based Firms. Sustainability 2022, 14, 13501. [Электронныйресурс] URL: https://doi.org/10.3390/su142013501

11. Solodovnik A.I., Savkin V.I., Amelina A.V. The role of the internet of things as direction for the development of agriculture 4.0 for rural areas. / V international scientific conference on agribusiness, environmental engineering and biotechnologies. Krasnoyarsk: IOP Publishing Ltd, 2021. P. 32040.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.