№ б (25), 2007
' 'Кул ътурная жизн ь Юга России " ^
ров социокультурной сферы следует учитывать, что компетентность не гарантируется обучением, хотя и является его итогом, так как она становится результатом личностного саморазвития, основана на целеустремленности, постижении основ профессионального мастерства.
При формировании профессиональной компетентности будущего менеджера социокультурной сферы особое внимание следует уделять развитию ключевых или базовых компетентностей, которые включают универсальные знания, умения и навыки. К числу важнейших в документе «Стратегии модернизации содержания общего образования» (2001) отнесены: компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, компетентность в сфере гражданско-обще-ственной деятельности, компетентность в сфере социально-трудовой деятельности, компетентность в бытовой сфере, компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности.
К числу ключевых компетентностей И. А. Зимняя относит ряд характеристик, а именно: 1) готовность к проявлению компетентности (мотиваци-онный аспект); 2) владение знаниями компетентности (когнитивный аспект); 3) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект); 4) отношение к содержанию компетентности в объеме ее приложения (ценностно-смысловой аспект); 5) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности (1). Приведенные характеристики рассматриваются автором в качестве общих ориентировочных критериев, позволяющих оценить содержание компе-
тентности менеджеров социокультурной сферы в процессе обучения в вузе. Сами же ключевые компетентности в контексте данной проблемы являются одним из компонентов содержания образования, ибо имеют процессуальную и целевую характеристики, а также отражают результат образования в его целостности и взаимосвязи.
Для оценки степени достижения профессиональной компетентности менеджера социокультурной деятельности важны личностные компетенции, или компетенции межличностного общения. Назовем те из них, которые способны обеспечить совокупность качеств, свойств, умений, необходимых для успешного выполнения трудовых функций и их постоянного совершенствования. Это - творческое отношение к труду, креативность, стремление к совершенствованию в профессиональной деятельности, поиск путей нестандартного решения задач, высокие результаты деятельности, ее продуктивность.
Таким образом, значение формирования перечисленных компетентностей у будущих менеджеров социокультурной сферы на основе государственных образовательных стандартов нового поколения позволят существенно продвинуться вперед в реализации одной из стратегических задач, вытекающих из Национального проекта «Образование», т. е. приблизиться к потребностям общества в специалистах высокого профессионального уровня.
Литература
1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 37-39.
А. В. СКРИПКИНА
КОРПОРАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА ВУЗА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Рыночные отношения, сложившиеся в России в 90-х годах прошлого столетия, оказывают значительное влияние на все сферы жизни, в том числе и на образовательную деятельность вузов.
Высшие учебные заведения, являясь элементом социальной системы, претерпевают все характерные для этого этапа коллизии: обострение конкуренции за распределение бюджетных средств, недостаток финансирования для обновления материально-технической базы, нехватка квалифицированных кадров, обострение противоречия между целями, стоящими перед современной высшей школой, и предоставленными ей возможностями. Поиск путей преодоления сложившихся трудностей поставил вузы перед необходимостью освоения маркетинговых технологий управления и разработки механизмов формирования положительного имиджа учебного заведения
Существенными в данном контексте являются целенаправленные действия вуза по формированию своего имиджа как в регионе, так и в России в целом. Сегодня вузы культуры и искусств вынуждены заниматься созданием собственного уникального имиджа, который в значительной мере определяет их привлекательность для поступающих, вызывает доверие со стороны работодателей и заказчиков образовательных, научных, творческих услуг, т. е. делает их конкурентоспособными.
Прежде чем рассмотреть механизм формирования имиджа любого учреждения, уточним дефиниции «индивидуальность» и «идентичность». Индивидуальность как личности, так и
"Культурная жизнь Юга России "
24 —
№ 6 (25), 2007
организации есть «неповторимое своеобразие». В качестве примера приведем Краснодарский государственный университет культуры и искусств (КГУКИ), который, как и любая организация, имеет свою индивидуальность. Она определяется своеобразием организационной культуры, набором специальностей и специализаций, ценностями, сложившимися за прошедший сорокалетний период существования вуза, нормами поведения, выражающими его сущность. Корпоративная индивидуальность представляет собой неповторимое своеобразие отраслевого регионального учебного заведения, т. е. то, что отличает идентичные организации по структуре, форме, содержанию и т. д. Следовательно, «корпоративная идентичность» (лат. ¿с!епйкш - тождественный, одинаковый) есть то, что организация сообщает о себе, о своей индивидуальности в контексте подобных корпораций. Все, что организация декларирует и создает, формирует ее идентичность. Это могут быть образовательные услуги, формальные и неформальные коммуникации, наличие или отсутствие стратегических партнеров, политика организации, поступки ее руководства, персонала и др.
О значимости неповторимого имиджа вуза в условиях жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг и рынке труда говорилось и писалось достаточно много (Н. Литвинова, В. Шеремегова, А. Панкрухин, Е. Перелыгина, Л. Вольдман, Л. Даниленко, М. Пискунов, М. Спиллейн, В. Шепель и др.). Однако важнейшей остается проблема формирования имиджа. Можно, например, рассказать об истории и деятельности вуза, его выпускниках или образовательных услугах, которые он оказывает, и тем самым составить об учебном заведении определенное впечатление. Или надеяться на то, что сами выпускники, качество их подготовки определят восприятие вуза потребителями. Разумеется, всего этого недостаточно: корпорация должна выделяться своим «эго» (лицом).
Специалисты рассматривают концепцию имиджа корпорации с точки зрения того, как последняя воспринимается людьми в социальном смысле, в качестве влиятельного субъекта общества, а не только как учебное заведение с определенным набором специальностей. Имидж необходим корпорации для того, чтобы люди могли осознать и оценить роль вуза в экономической, политической и социальной жизни конкретного региона. Корпорации с помощью имиджа нужно произвести благоприятное впечатление о себе не только среди своих коллег, но и среди тех, кто не имеет прямого отношения к данной структуре. Следовательно, отсюда вытекает важнейшее качество имиджа корпорации, а именно: идеологическая окраска его концепции, воплощенная в социальной ответственности вуза. С помощью имиджа корпорации все структурные подразделения учебного заведения стремятся укоренить идею социальной ответственности, важности качественного образования в массовом сознании.
Итак, мы исходим из того, что имидж высшего учебного заведения нужен для того, чтобы воздействовать на чувства людей. Причем воздействовать на такие чувства и механизмы психики, чтобы человек откликался даже на простое упоминание о данном вузе, с которым в повседневных делах он мало сталкивается. Безусловно, можно сыграть и на чувствах патриотизма, идентичности, самосохранения, любви, пристрастиях людей, их увлечениях и предпочтениях.
Вместе с тем существуют и другие подходы к вопросам формирования имиджа, в частности управленческий. Здесь важнейшим является триединство: личностный подход в вопросе имиджа корпорации, репутация вуза и его сущностная характеристика.
Мы уже отмечали, что корпоративная индивидуальность и идентичность университета основываются на неповторимом имидже. В этом случае особенно важны внешние признаки учебного заведения, а именно: современный набор специальностей, интерьер помещений, оборудование концертных площадок, качественные музыкальные инструменты, наличие признанных научных школ, возможность послевузовского образования (аспирантура, докторантура, институт повышения квалификации), деятельность диссертационных советов, стиль общения внутри вуза и т. д.
В формировании положительного имиджа важно создать свою репутацию, т. е. показать, чем учебное заведение уже известно. Необходимо постоянно распространять новую информацию о вузе и, безусловно, учитывать то, что люди уже кое-что знают о нем, а потому неизбежно будут задавать вопросы. В этой связи важны механизмы коммуникативной деятельности вуза, которая может быть определена как передача значения и смысла информации с помощью символов. Коммуникация является средством, с помощью которого модифицируется поведение, осуществляются изменения, реализуются цели учебного заведения, информация приобретает эффективность, и важнейшими условиями здесь являются социальный статус вуза и его отраслевая специализация. И, наконец, нужно показать сущность вуза, его социальный статус, четко сформулировать миссию учебного заведения как центра образования, культуры и науки региона.
Планируя и претворяя в жизнь программу создания имиджа вуза, следует постоянно помнить, что рекламирование всех вышеперечисленных элементов должно осуществляться одновременно с максимальным учетом самых разных обстоятельств. Принято считать, что, взятые в отдельности, все эти усилия создают фрагментарные (частичные, закрытые) имиджи учебного заведения. И если их строить поодиночке, без соответствующей координации, в итоге они могут не совпадать по своему качеству, что небезопасно для имиджа вуза. Поэтому важно следить за тем, чтобы весь каркас имиджа возводился в строгом взаимодействии всех его составляющих. Если же говорить о сущности имиджа, то
№ 6 (25), 2007
"Культурная жизнь Юга России " ^
имеет смысл подчеркнуть, что люди склонны оценивать подобных себе по манерам и одежде, книгу - по обложке, магазин - по витрине. Точно так же и об учебном заведении судят преимущественно на основе своего впечатления о концертных и научных мероприятиях, проводимых вузом, о персоналиях, осуществляющих обучение, о рекламе.
Имидж КГУКИ соответствует тому, что университет на современном этапе занимает ведущее положение в системе подготовки кадров для сферы культуры Юга России, обладает развитой структурой учебных специальностей и специализаций, отражающей многообразные потребности отрасли в кадрах различного профиля (специалисты в области народного художественного творчества, культурологии, социально-культурной деятельности, информационной культуры, музееведения, управления и экономики культуры, библиотековедения, библиографоведения, информатики, документоведения, книговедения). Вуз также готовит музыкантов-исполни-телей и преподавателей игры на фортепиано, народных и оркестровых инструментах, певцов, дирижеров, композиторов, музыковедов, актеров драматических и кукольных театров, хореографов, специалистов в области монументально-де-коративного, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, дизайна, рекламы и т. д. Работа вуза формируется с учетом конкретных потребностей региона и мировых образовательных стандартов. Тем самым вуз ориентирован на углубленную профессиональную подготовку специалистов для различных сфер искусства, культуры и образования.
Массовое сознание имеет устойчивую привычку сопоставлять различные объекты с определенными человеческими качествами. Именно эти качества и должен иметь имидж организации. Он свидетельствует о том, что организация является «дружественной», «заботливой», «порядочной», «производящей впечатление» и т. д. Однако сложность заключается в том, как достичь желаемого результата, сделать так, чтобы создаваемому имиджу поверили различные группы общественности.
Таким образом, для формирования положительного имиджа вуза культуры и искусств сле-
дует иметь в виду, что это явление системное и предусматривает:
- комплексное планирование с целью произвести целостное впечатление по всем составляющим деятельность вуза направлениям;
- достоверность и правдоподобность информации Никому не нужен имидж, если он не пользуется доверием у людей. Имидж должен идентифицироваться с конкретным учебным заведением. Чтобы заслужить большую популярность, коммуникативная деятельность в имидже должна отвечать требованиям здравого смысла. Наилучший путь к правдоподобности - сдержанные высказывания;
- пассивность. Поскольку имидж в определенной мере отвечает действительности, то создающий его стремится, скорее, уподобиться имиджу, нежели делать имидж своим подобием. Эти соотношения, по своей сути, являются пассивными. Основные усилия в деле создания имиджа прилагаются не вузом как таковым, а студентами, преподавателями и сотрудниками, в обязанности которых входит его сохранение. Следует учитывать, что поначалу имидж является подобием корпорации, а потом корпорация становится подобием имиджа;
- яркость и конкретность. Имидж лучше срабатывает, если апеллирует к чувствам, быстро воспринимается, когда сосредоточивается на определенных чертах и ярко высвечивает один или несколько характерных признаков вуза, особенно имеющего отраслевую направленность;
- доступность. Образ вуза должен соответствовать восприятию окружающей среды. Чтобы избежать нежелательных эффектов, он должен быть проще, чем объект, который он репрезенту-ет. Наиболее эффективен имидж простой и быстро запоминающийся;
- неопределенность. Восприятие образа должно находиться между чувствами и рассудком, между ожиданиями и реальностью. Имидж должен учитывать непредвиденное развитие событий, изменения во вкусах, соответствовать желаниям самых разных людей.
Итак, через комплекс мероприятий системного характера, выстраивание различных информационных потоков можно добиться устойчивого эмоционально окрашенного мнения о вузе, т. е. сформировать его положительный имидж.