Научная статья на тему 'Корпоративная социальная ответственность в условиях экономической турбулентности'

Корпоративная социальная ответственность в условиях экономической турбулентности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
537
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ БИЗНЕСА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТУРБУЛЕНТНОСТЬ / КОРПОРАТИВНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Валишина М. Е.

В статье рассматриваются актуальные проблемы корпоративной социальной ответственности бизнеса применительно к современным российским условиям. Подробно излагаются принципы и уровни социальной ответственности бизнеса. Особенно подчеркивается роль корпоративного пенсионного обеспечения как эффективного инструмента диалога бизнеса с обществом и государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корпоративная социальная ответственность в условиях экономической турбулентности»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070

будет не выше 7%, а к концу и вовсе опустится до 4%.

Глава Минэкономразвития Максим Орешкин также считает, что 2017 год будет лучше 2016-го, в котором продуктивного развития экономики не предвидится: «уже можно будет ожидать небольшого роста объема инвестиций в основной капитал» - уверен министр.

Таким образом, прогноз экономического развития России на весь 2017 год в целом нейтральный. Точно не стоит бояться существенного ухудшения и прогнозируемого некоторыми аналитиками масштабного обвала экономики и дефолта. Основной пик кризиса уже миновал, и в дальнейшем экономика будет медленно, но уверенно восстанавливаться и приходить в норму.

Это небыстрый процесс и, безусловно, нельзя говорить о том, что уже через год нас ждет всеобщее благосостояние и возвращение покупательской способности населения на докризисный уровень. Однако и глобального ухудшения тоже не предвидится. По оценкам экспертов, все основные экономические показатели, в том числе, уровень инфляции, темпы роста ВВП и даже нефтяные котировки будут постепенно выправляться, что будет означать успешную адаптацию российской экономики к новым реалиям.

Список использованной литературы:

1. Голуб А. Н. Проблемы экономического роста в России в современных условиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 3746-3750. - URL: http://e-koncept.ru/2016/86787.htm.

2. Литературная информационно-поисковая система http://www.ekniga.com.ua/

© Валеева А.С., 2017

УДК 331.1

М.Е. Валишина,

Специалист Департамента стратегического маркетинга и планирования,

НО «НПФ БЛАГОСОСТОЯНИЕ», магистрантка

Института открытого и заочного образования Финансовый университет при Правительстве РФ

г. Москва, Российская Федерация

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные проблемы корпоративной социальной ответственности бизнеса применительно к современным российским условиям. Подробно излагаются принципы и уровни социальной ответственности бизнеса. Особенно подчеркивается роль корпоративного пенсионного обеспечения как эффективного инструмента диалога бизнеса с обществом и государством.

Ключевые слова

Социальная ответственность, корпоративное управление, социальная ориентированность бизнеса, экономическая турбулентность, корпоративные объединения, пенсионное обеспечение.

Социальная ориентированность бизнеса в современной реальности выступает одним из важнейших признаков развития общества. При рассмотрении понятия социальная ответственность, целесообразным представляется обратится к дефиниции «социальная ориентированность». Современные трактовки «социальной ориентированности» достаточно разнообразны и многогранны и охватывают широкий спектр функций. Для примера целесообразным кажется рассмотреть одну из трактовок, так, социальная

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070_

ориентированность определяется как - проявляемое в предпринимательской деятельности постоянное стремления приносить пользу не одному себе, но и наемным работникам, способствовать решению текущих и перспективных задач, которые стоят перед российским обществом, иначе говоря, обеспечивать гармоничное сочетание собственных интересов с общественной полезностью.

Социальная ответственность бизнеса — ответственность субъектов бизнеса за соблюдение норм и правил, неявно определенных или не определенных законодательством (в области этики, экологии, милосердия, человеколюбия, сострадания и т. д.), влияющих на качество жизни отдельных социальных групп и общества в целом. Существуют организации, которые стимулируют бизнес к социальной ответственности, так, например, проект "Знак социальной ответственности" (ЗСО) сам находит людей, которым предприятия могут помочь, и взамен на их помощь предоставляют право на использование своей торговой марки "Social Responsibility Mark", которая демонстрирует клиентам и партнерам компании принадлежность компании к кругу социально ответственных [2, с. 55].

При рассмотрении опыта зарубежных стран встает вопрос о том, целесообразно ли рассматривать понятия социальной ответственность и социальной ориентированности бизнеса как два абсолютно дифференцированных понятия.

Так, например, в Канаде к понятию социальной ответственности относят следующие действия, предпринимаемые бизнесом, например, содействие принятию корпоративных кодексов поведения, таких как руководящие принципы ОЭСР или стратегия в области социальной ответственности канадских компаний; оказание поддержки НПО (негосударственное пенсионное обеспечение).

Следует отметить, что все чаще стали появляться упоминания в прессе о том, что было выявлено значительное повышение уровня социальной и экологической ответственности предпринимательских структур, а также распространение документов и инициатив, касающихся поощрения корпоративной социальной ответственности и привлечения предпринимательских кругов к деятельности по сокращению числа малообеспеченных граждан.

Рассмотрим такую дифиницию как «индекс корпоративной социальной ответственности» (CSRI). Данный показатель был выведен Reputation Institute совместно с Boston College Center for Corporate Citizenship (BCCCC). Его целью стало оказание реальной помощи специалистам в социальной ответственности, корпоративном гражданстве и устойчивом развитии. CSRI отражает общественное восприятие в трех направлениях: корпоративном гражданстве, корпоративном управлении и корпоративной культуре [1, с. 97].

К основным направления социальной ответственности можно отнести:

1. Отношения к владельцам и инвесторам - доверительные отношения, свободный доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции;

2. Социальная ответственность перед потребителями включает: культурное и этическое обслуживание, честное информирование покупателей, безопасность и долговременность товара, реакцию на претензии, честную рекламу и т.д.; [3,с. 34]

3. Социальная ответственность бизнеса перед наемными работниками(персоналом): предоставление возможности трудится; справедливое вознаграждение за труд, социальная поддержка, обеспечение достойных условий труда, соблюдение трудового законодательства, создание в корпоративной культуры и развитие негосударственного пенсионного обеспечения, пенсионных программ;

4. Создание здорового психологического климата в коллективе и на рынке в целом. Такой вклад высоко ценим потому, что он в большой степени не регламентирован законами, но достигается проявлением цивилизованности, культуры, духовности и интеллектуальности личности предпринимателя и менеджера, вызывающих уважение у людей и желание ответить тем же;

5. Интеграция с международной практикой предпринимательства требует строгого соблюдения правил международной торговли и поведения предпринимателей, проявления внимания к запросам международных потребителей и торговых партнеров, соблюдения договоров, недопущение обмана. В частности, об этом ранее в статье приводился пример Канады, где развитие НПО и экологическая безопасность является

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070_

краеугольным камнем социальной ориентированности бизнеса. В частности, одним из инструментов может быть принятие норм и правил, принятых ОЭСР, в части «социальной ответственности»;

Корпоративная социальная ответственность организации заключается в реализации ее интересов посредством обеспечения социального развития коллектива организации и ее активного участия в развитии общества. Деятельность организации - это адекватная реакция на быстрые перемены, непрерывно меняющиеся технологии и неопределенность среды. Поэтому технологии современного управления должны включать сбалансированное сочетание человеческих ценностей, организационных изменений и непрерывных адаптаций к изменениям внешней среды. Все это требует существенных изменений в принципах, методах и формах работы организации, и подходах к формированию системы корпоративного управления, которая, в свою очередь, должна базироваться на принципах корпоративной социальной ответственности.

Внутренняя социальная ответственность - это, прежде всего, деловая практика по отношению к собственному персоналу, которая включает такие направления деятельности.

На внешней социальной ответственности хотелось бы остановиться немного подробнее, так в частности принято выделять факторы:

• спонсорство и корпоративная благотворительность (ОАО РЖД регулярно проводит благотворительные акции, в том числе с перечислением средств за покупку билетов на железнодорожный транспорт);

• участие в экологических программах государства, региона, муниципального образования;

• взаимодействие с местным сообществом (Так, в конце 2016 года Филиалы НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» проводили совместные акции с муниципальными образованиями для сбора средств в региональные детские дома для подарков детям;

• готовность корпорации участвовать в кризисных ситуациях (в 2013 году после наводнения в городе КРЫМСКЕ ОАО «РЖД» организовало сбор средств для помощи пострадавшим. А также бесплатно перевозило родственников, пострадавших от наводнения);

• выпуск качественной продукции (Высокий уровень оказываемых услуг в наибольшей степени создает благоприятную репутацию для компании). [5, c.78]

Основными причинами, побуждающими компании уделять особое внимание вопросам социальной ответственности, являются:

• глобализация и связанное с ней обострение конкуренции;

• растущие размеры и влияние компаний;

• усиление механизмов государственного регулирования;

• «война за талант» - конкуренция компаний за персонал;

• рост гражданской активности;

• возрастающая роль нематериальных активов (репутации и брендов).

Корпоративная социальная ответственность играет важнейшую роль на всех этапах подготовки и принятия управленческих решений и является важным фактором динамичного развития бизнеса. Сегодня ни одно ключевое решение в структуре крупных корпораций не принимается без учета интересов государства, клиентов, инвесторов, персонала.

Список использованной литературы:

1. Зарецкий А.Д., Иванова Т.Е. Корпоративная социальная ответственность: мировая и отечественная практика: Учебное пособие. — Краснодар: Просвещение-Юг, 2013.

2. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография. / Под общ. ред. И.Ю. Беляевой, М.А. Эскиндарова. — М.: КНОРУС, 2011.

3. Бурчакова М.А. Становление системы социальной корпоративной отчетности: международный опыт и Россия // Экономический анализ: теория и практика. — 2009. — № 8(137). — С. 36-43.

4. Воеводкин Н. Ю. Социальная ответственность в системе корпоративного управления // ARS ADMINISTRANDI. 2011. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-otvetstvennost-v-sisteme-

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070

korporativnogo-upravleniya (дата обращения: 05.04.2017).

5. Business for Social Responsibility / Overview of Corporate Social Responsibility. Geneva, 2003.

© Валишина М.Е., 2017

УДК 338.46, 659

А.К. Вафина

магистр 2 курса экономического факультета Набережночелнинский институт ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет

Научный руководитель: Р.Р. Аетдинова к.п.н., доцент кафедры «Производственный менеджмент»

Набережночелнинский институт ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет

г. Набережные Челны, Республика Татарстан

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПЕЧАТНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

НА ПРИМЕРЕ ООО «ГАЗЕТА «ВЕЧЕРНИЕ ЧЕЛНЫ»

Аннотация

В статье рассмотрены основные этапы оценки конкурентоспособности печатных средств массовой информации. Дана характеристика параметров оценки конкурентоспособности ООО «Газета «Вечерние Челны». Представлен SWOT-анализ компании.

Ключевые слова

Печатные массмедиа, рекламные печатные издания, конкурентоспособность

средств массовой информации.

Важным фактором коммерческого успеха печатных средств массовой информации является конкурентоспособность, иными словами, быть способным выдержать конкуренцию с аналогичными товарами/услугами других производителей на рынке.

Рассмотрим способ балльной оценки конкурентоспособности газеты. Необходимо выполнить следующие условия:

1) Выбрать основные параметры, по которым будет оцениваться конкурентоспособность исследуемого объекта.

2) Каждый параметр оценивается по пятибалльной шкале.

3) Рассчитывается общий индекс качества как среднее арифметическое суммы показателей качества. Выбраны наиболее существенные параметры: название газеты, слоган; заголовки статей; содержание

журналистских статей; дизайн газеты; привлекательность рекламы; качество полиграфии.

Индекс качества Ко оценивает конкурентоспобность товара в соответствии с интервалами: 5- 4 - крайне высокая конкурентоспособность; 4 - 3 - высокая конкурентоспособность; 3 -2 - средняя конкурентоспособность; 2 -1 - низкая конкурентоспособность; 1 -0 - отсутствии конкуренции [1, с. 59].

В качестве объекта для оценки конкурентоспособности выбрана ООО «Газета «Вечерние Челны». Газета издается с 7 ноября 1996 года, в конце декабря 2016 г. газета перешла на бесплатное распространение. Тираж газеты составляет 50 000 экземпляров [2].

Индекс качества Ко составил: Ко=(4+3+4+5+3+4)/6=3,83. Издание имеет высокую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.