УДК 338
Л.С. Титова
ассистент, кафедра менеджмента, Набережночелнинский филиал ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права» (г. Казань)
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, АУДИТ И ОТЧЕТНОСТЬ
Аннотация. В статье рассмотрены направления деятельности корпоративной социальной ответственности как политики. Особое внимание уделено документам и организациям, занимающимся вопросами аудита и корпоративной социальной отчетности.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, предпринимательство, социальный аудит, социальная отчетность.
L.S. Titova, Naberezhnye Chelny Branch of Institute of Economies, Management and Law
CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY IN ENTREPRENEURSHIP, AUDITING AND
REPORTING
Abstract. The article is concerned with the activities of the corporate social responsibility policy. Spécial attention is attached to documents and organizations involved in the audit and corporate social responsibility.
Keywords: corporate social responsibility, entrepreneurship, social audit, social reporting.
Корпоративная социальная ответственность - это способность фирмы выполнять свою социальную функцию - улучшать благосостояние общества и строить социально ориентированную экономику [3].
Корпоративная социальная ответственность все больше ассоциируется с корпоративным гражданством, которое по своей сути является ее формой. Согласно концепции корпоративного гражданства любая фирма подобно гражданину несет ответственность за свои действия перед обществом. Ключевым элементом концепции является акцент на преимуществах социально ответственного поведения для самого предпринимательства. Корпоративное гражданство предполагает осуществление ежедневной деловой практики фирмой таким образом, чтобы организации привносили дополнительные «ценности» в общество [2].
Корпоративная социальная ответственность как политика и концепция стратегического развития фирмы включает в себя следующие направления деятельности:
- формирование положительного имиджа и деловой репутации на рынке;
- взаимодействие с государственными органами и различными общественными организациями с целью реализации социальных программ;
- развитие бизнеса с целью повышения его эффективности, и создания новых рабочих мест;
- своевременная уплата налогов;
- соблюдение экологических и социальных стандартов;
- охрана здоровья и безопасности сотрудников, соблюдение прав человека;
- развитие персонала и социальное обеспечение сотрудников;
- ответственность перед потребителями товаров и услуг;
- спонсорство и корпоративная благотворительность [1].
Любая организация, принимая ответственность за воздействие на общество, должна вести учет своих действий, а также отчитываться за них.
В различное время разными странами и организациями был разработан ряд стандартов и руководств отчетности, которые служат в качестве основных принципов социального учета, отчетности и аудита:
- Стандарт ответственности института AccountAbility (Институт Социальной и Этической отчетности) АА1000, основанный на принципе отчетности с тройным итогом (3BL) Джона Элкингтона. Задача данного стандарта помочь предприятиям разработать и внедрить эффективную систему управления, которая направлена на повышение уровня условий труда и жизненного уровня сотрудников компании.
- Руководство по отчетности по устойчивому развитию Глобальной инициативы по отчетности (руководство GRI) Руководство GRI - это документ, который предлагает детально проработанный план отчетности, отражающей не только экологическую и экономическую, но и социальную результативность организации. Особо стоит отметить, что выделение именно этих трех аспектов является условным - при непосредственной подготовке отчетов все аспекты должны рассматриваться во взаимосвязи.
- Международный стандарт социальной ответственности SA8000 привносит в систему управления направления, связанные с обеспечением прав человека в процессе выполнения им работы.
- Стандарт экологического управления ISO 14000 определяет элементы эффективной системы управления окружающей средой, которые в итоге могут быть объединены с элементами административного управления для достижения экологических и экономических целей.
- Глобальный договор ООН позволяет компаниям отчитываться о своей деятельности в формате «Информации о ходе выполнения». В ходе написания отчета организация должна описать реализацию десяти универсальных принципов договора.
- Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности ООН занимается обеспечением добровольного технического руководства по показателям отчетности по корпоративной ответственности, экономической эффективности и раскрытии информации о корпоративном управлении.
Газета Financial Times вместе с Лондонской фондовой биржей с постоянной периодичностью публикует индекс FTSE4Good, который предоставляет оценку эффективности организаций в области корпоративной социальной ответственности. Индекс был разработан, чтобы объективно оценивать эффективность работы организаций, и соответствует всемирно признанным стандартам корпоративной ответственности. При расчете данного индекса предлагается делить страны на две категории:
- страны с повышенным уровнем риска. К ним относятся страны с уровнем детской смертности более 10 детей в возрасте до 5 лет на 1000 человек и более чем 2% острого недоедания среди детей в возрасте до 5 лет;
- страны с пониженным уровнем риска.
Российская Федерация относится к странам с повышенным уровнем риска, поэтому ни одна российская организация не подлежит расчету индекса FTSE4Good.
Основные критерии для включения организации в список подлежащих расчету индекса FTSE4Good:
1) организации должны четко формировать цели своей деятельности и иметь публично открытые данные о своей деятельности;
2) торговые ассоциации и союзы, в которых состоят эти организации, должны действовать также в соответствии с высокими международными стандартами;
3) компании должны продемонстрировать наличие следующих систем управления:
- четкая отчетность и ответственность внутри компании для внедрение систем на соответствие требованиям политики на всех уровнях;
- систематический внутренний контроль за соблюдением политики организации;
- системы для реагирования и расследования несоблюдения политики организации;
- регулярные проверки на соблюдения политики организации, проведенные квалифицированным специалистом.
В различных странах существуют и законодательные требования к аудиту, учету и отчетности в области социальной ответственности (например, Bilan Social во Франции), однако четко измерить социальную и экологическую эффективность сложно. Многие организации в настоящее время готовят годовые отчеты, которые охватывают вопросы корпоративной социальной ответственности («Отчеты по методу тройного итога»). Эти отчеты проверяются внешними аудиторами, что позволяет им быть максимально объективными. Отчеты существенно различаются по стилю, формату и методике оценки (даже в одной отрасли). Ученые, настроенные скептически, называют эти отчеты «пустыми словами», приводя в пример социальные отчеты табачных корпораций.
Таким образом, можно говорить о том, что в России практически отсутствуют какие-либо документы, официально закрепляющие требования к социально ответственным организациям, что приводит к противоречивому толкованию понятия корпоративная социальная ответственность.
Список литературы:
1. Дементьева, А. Корпоративная социальная ответственность / А. Дементьева // Маркетинг. - 2009. - №4(107). - С. 3-12.
2. Лахина, А.П. Корпоративная социальная ответственность в условиях современной России / А.П. Лахина // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление. - 2009. - №1. - С.85-99.
3. Титова С.В., Титова Л.С. Патернализм в предпринимательстве и корпоративная социальная ответственность / С.В. Титова, Л.С. Титова // Европейский исследователь. - 2012. - №6-1 (23). - С. 859-863.
List of references:
1. Dementieva, A. Corporate Social Responsibility / A. Dementieva // Marketing. - 2009. -№4(107). - P. 3-12.
2. Lahina, A.P. Corporate Social Responsibility in modern Russia / A.P. Lahina // Bulletin of Moscow University. Series 21. Management. - 2009. - №1. - P. 85-99.
3. Titova S.V., Titova L.S. Paternalism in Entrepreneurship and Corporate Social Responsibility / S.V. Titova, L.S. Titova // European Researcher. - 2012. - №6-1 (23). - P. 859-863.