Научная статья на тему 'Корпоративная культура как элемент стратегического потенциала бизнес-системы'

Корпоративная культура как элемент стратегического потенциала бизнес-системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
742
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедева Любовь Александровна

В статье предлагается комплексный подход к понятию корпоративной культуры как к базовой функции управления, и раскрывается ее роль в реализации стратегического потенциала бизнес-системы, описывается взаимосвязь корпоративной культуры, социально-трудовых отношений на предприятии и организационного поведения. Такой подход позволяет повысить целевую, социальную и экономическую эффективности управления трудовыми конфликтами на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE CULTURE AS AN ELEMENT OF ORGANIZATION’S STRATEGICAL POTENTIAL

The article proposes a complex approach to the notion of corporate culture as a basic function of management and discloses its role in realization of business-system’s strategical potential, describes interconnection of corporate culture with socio-labour relations and behaviour in organization. This approach makes it possible to raise target, social and economic effectiveness of labour disputes in company management.

Текст научной работы на тему «Корпоративная культура как элемент стратегического потенциала бизнес-системы»

УДК 656.7:658

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БИЗНЕС-СИСТЕМЫ

Л.А. ЛЕБЕДЕВА

В статье предлагается комплексный подход к понятию корпоративной культуры как к базовой функции управления, и раскрывается ее роль в реализации стратегического потенциала бизнес-системы, описывается взаимосвязь корпоративной культуры, социально-трудовых отношений на предприятии и организационного поведения. Такой подход позволяет повысить целевую, социальную и экономическую эффективности управления трудовыми конфликтами на предприятии.

Ключевые слова: конфликт, корпоративная культура, менеджмент.

Современная концепция управления рассматривает предприятие как открытую производственную систему, то есть как находящуюся во взаимодействии с внешней средой. Создание этой системы обусловлено возникновением или формированием на рынке спроса на продукцию со стороны потребителей. Главные предпосылки успеха бизнес-системы - ее устойчивость и способность к адаптации в условиях изменения внешней среды. Организационные механизмы должны уметь спрогнозировать и оценивать возможные ситуации, приспосабливаться к вновь возникающим проблемам и вырабатывать необходимые управленческие решения, обеспечивая маневренность в распределении ресурсов для выживаемости и развития.

Внешняя среда предстает перед руководителем предприятия как окружающая хозяйствующий субъект действительность, которая оказывает самое существенное влияние на деятельность всего предприятия, его стратегию и внутренние процессы, но также принимает на себя воздействие со стороны бизнес-системы. Микросреда включает те элементы, которые могут оказать на предприятие прямое воздействие: потребители, конкуренты, посредники, поставщики, целевая аудитория и другие организации, способные влиять на его деятельность. Макросреда - это совокупность политических, экономических, правовых, технико-технологических, социально-культурных, природно-географических и международных факторов, которые влияют опосредовано на всю ее микросреду.

Задача менеджмента организации - найти компромисс с элементами внешней среды при безусловном соблюдении этических и моральных норм в сфере бизнеса и с учетом ограничений, накладываемых системой регулирования на международном и государственном уровне. Функционирование любой бизнес-системы происходит в условиях столкновения интересов различных групп в процессе социально-трудовых отношений как вне, так и внутри предприятия, и это столкновение нельзя игнорировать.

Предприятие должно быть приспособлено к длительному удовлетворению потребительского спроса и обладать возможностью быстрой адаптации к тем изменениям, которые могут произойти в прогнозируемый период не только во внешней среде, но и во внутренней. Внутренняя среда бизнес-системы в отличие от внешней среды является подконтрольной руководству.

На вход бизнес-системы подаются ресурсы, а на выходе после соответствующего преобразования создается необходимая обществу продукция: товары или услуги (рис. 1) [1].

Предприятие как бизнес-система должно найти свою собственную модель управления, которая зависит от его размеров, территориально-географического положения, характера производственной деятельности, состояния экономики, общехозяйственной конъюнктуры и особенностей той среды, в которой оно действует, а также кадрового потенциала организации.

Эффективное функционирование бизнес-системы напрямую зависит от ее стратегического потенциала. Человеческий фактор играет в нем главенствующую роль. Без грамотного планирования, организации, мотивации и контроля труда персонала и управления социально-трудовыми отношениями на предприятии, а также установления благоприятного психологического климата в коллек-

тиве невозможно полное и своевременное достижение организацией поставленных целей. Решению вышеизложенных задач способствует элемент адаптационного потенциала, а именно сильная конструктивная корпоративная культура, то есть культура, несущая в себе ценности, позитивные по отношению к персоналу предприятия, организации в целом и внешней среде, ценности, определяющие эффективную работу предприятия.

Рис. 1. Взаимодействие предприятия с внешней средой

На практике можно наблюдать, что предприятие может существовать, не имея корпоративной культуры, так как ее разработкой и внедрением никто не занимался, при этом свои производственные функции организация выполняет и не становится банкротом. На первый взгляд может сложиться впечатление, что не стоит затрачивать ресурсы на подобные нововведения, не связанные с прямым увеличением прибыли. Однако необходимо помнить о том, что предприятие является бизнес-системой, где все элементы взаимозависимы, то есть от слаженности их работы зависит общий результат. Также важно думать о будущем, мыслить стратегически, иначе предприятие не сможет достигнуть цели. Внешняя среда в свою очередь требует от организации адаптивности, но гибкость не должна переходить грань, за которой бизнес-система потеряет свою устойчивость. В рыночных условиях конкуренты тоже будут искать способы опережения и могут преуспеть. Победы в борьбе можно добиться, опираясь на персонал, так как

именно от человеческих ресурсов во многом зависит эффективность производства. Именно люди осуществляют работу с остальными ресурсами: финансовыми, материальными, информационными, а личные интересы и цели сотрудников могут сталкиваться и приводить к серьезным конфликтам. Не следует забывать, что время в бизнесе тоже можно рассматривать как ограниченный ресурс, и его нерациональное использование вследствие неграмотного руководства может привести к невыполнению договора, падению деловой репутации, потере клиентов и партнеров. В итоге становится очевидным факт, что корпоративная культура является неотъемлемым компонентом в формировании стратегического потенциала бизнес-системы.

Сущность корпоративной культуры отображена на рис. 2.

Бизнес-система ______

+

Миссия +

Цель - +

Стратегия

+ _

Ценности - ядро корпоративной культуры

I

Нравственные Экономические Эстетические Политические Исторические Традиционные

Трактовка этических норм, отношение к закону Отношение к материальной выгоде Отношение к внешней атрибутике, к красоте в целом Отношение к власти во внутренней и внешней средах Ценности, сложившиеся в государстве или регионе Традиции самой организации, если она долго существует

I

Построение иерархии ценностей для организации и определение доминирующих

+

Элементы корпоративной культуры

Рис. 2. Сущность корпоративной культуры организации

Она должна соответствовать миссии, цели и стратегии организации, в ее основе лежат иерархически выстроенные ценности, они определяют характеристики остальных составляющих. При анализе имеющейся корпоративной культуры нужно выявить не только доминирующую ценность, но и ранги последующих, так как в кризисной ситуации они могут себя ярко проявить. Поскольку бизнес-система представляет собой коммерческую организацию и не может существовать длительное время без прибыли, то следует обратить внимание на экономические ценности, но при этом не игнорируя другие. В погоне за деньгами предприятие не имеет право нарушать закон, так как это приведет к наложению соответствующих санкций и может принести ущерб окружающим. Нравственные нормы также не рекомендуется преступать, ведь цивилизованные рыночные отношения стимулируют участников к соблюдению этики делового общения и поддержанию благообразного имиджа. Под политическими ценностями в рамках корпоративной культуры следует понимать не только стремление представителей компании участвовать в лоб-

бировании ее интересов в законодательных органах власти, но и наличие неформального лидерства внутри бизнес-системы, характер вертикальных коммуникаций, главенствующий стиль руководства. Исторические ценности, сложившиеся на протяжении веков в масштабах государства, соответствуют не только конкретной организации, но и культуре в широком понимании этого слова. Их можно использовать как для укрепления корпоративного духа в компании, опираясь на понятные и общие принципы для сотрудников, являющихся гражданами одной страны или людьми, живущими на территории со сформировавшимся менталитетом. При выходе на международные рынки данные ценности можно преподнести в качестве национального колорита и превратить их в уникальное конкурентное преимущество. Традиции самой бизнес-системы, если она существует давно, следует сохранять только в том случае, если они положительно влияют на брендинг, служат фундаментом истории-легенды компании и не тормозят процесс адаптации организации к новым условиям. Эстетические ценности затрагивают не только визуальные признаки, но выражают отношение сотрудников к своим профессиям, к организации в целом.

Все ценности взаимосвязаны и находят свое отражение в элементах корпоративной культуры, охватывающих все процессы в организации. Представляется целесообразным сгруппировать их следующим образом:

- иерархические составляющие включают в себя формализованное взаимодействие по горизонтали и вертикали в рамках действующей оргструктуры, которая должна обеспечивать предприятию успех на рынке; сюда же следует отнести применяемый управленцами стиль руководства: авторитарный, либеральный, демократический или их сочетание, и обозначить ситуации, когда их использование эффективно; из двух вышеназванных параметров будет проистекать степень свободы делегирования полномочий, здесь следует учесть нормативные требования, а также стратегические трудовые потенциалы работников, которые эти полномочия будут осуществлять, причем весь персонал должен понимать меру своей ответственности;

- производственные аспекты касаются отношения руководителей и подчиненных непосредственно к своим обязанностям и нюансов технической организации производства, например, использование отечественного оборудования может провозглашаться в рамках маркетинговой деятельности как политика протекционизма и положительно влиять на частно-государственное партнерство, а небрежное обращение с техникой может привести к поломке и дорогостоящему ремонту, производственным травмам, снизить качество продукции;

- кадровые компоненты затрагивают все функции, связанные с работой с персоналом, начиная с общих принципов набора, отбора и создания кадрового резерва, мотивации, аттестации, обучения и повышения квалификации и заканчивая индивидуальным подходом к каждому работнику, включая период его адаптации, динамики его карьеры и ухода, то есть на протяжении всего его жизненного цикла как сотрудника данной компании;

- психологические элементы позволяют посмотреть на персонал не только как на трудовые ресурсы, а как на совокупность личностей со своими неповторимыми стратегическими потенциалами, придающими уникальность всей организации, эти элементы, как правило, являются наиболее динамичными, требуют непрерывного внимания во избежание конфликтов, способных ухудшить психологический климат и снизить удовлетворенность работников от труда; здесь нужно внедрять этические основы не только формального взаимодействия на основе социальных ролей, но стараться контролировать неформальное взаимодействие, так как базовые ценности должны быть приняты работником не только внешне, но и разделяемы внутренне, иначе в критической ситуации его поведение невозможно будет спрогнозировать даже с минимальной вероятностью; при этом индивидуальность следует тоже уважать, принимать во внимание мнения сотрудников при разработке основ корпоративной культуры;

- имиджевые черты позволяют установить взаимосвязь между организацией и целевыми и ключевыми аудиториями, так как невозможно разъединить образ бизнес-системы в глазах общественности и ее корпоративную культуру, даже если на первых этапах разлада внутри пред-

приятия внешне это незаметно, то со временем негативные тенденции вырвутся во вне, и имиджу будет нанесен урон; соотнося корпоративную культуру и имидж, необходимо продумать не только комплексную ПР-программу, но и учесть, что на имидж оказывает воздействие абсолютно все: от личной жизни руководителей, отраженной в СМИ, до непосредственных характеристик выпускаемой продукции; также важно помнить, что все сотрудники компании, взаимодействуя с внешней средой в деловой или свободной обстановке, являются представителями бизнес-системы и носителями ее корпоративной культуры.

Взаимосвязь корпоративной культуры, социально-трудовых отношений в компании и организационного поведения показана на рис. 3.

Корпоративная культура как система иерархически выстроенных ценностей организации

Функции корпоративной культуры Влияние корпоративной культуры на социально-трудовые отношения на предприятии Влияние корпоративной культуры и социально-трудовых отношений на организационное поведение

Ценностнообразующая «-«-«--> 4-* 44- -*■ 4- Формирование системы ценностей субъектов по отношению к труду, к коллективу и предприятию в целом 4- Усвоенные ценности выражаются субъектами в действиях или бездействии, если ценности отторгаются, то возникает конфликт

Когнитивная Освоение субъектами многовариантных способов взаимодействия для эффективного труда и социализации -* «- Создание условий для максимального раскрытия и использования стратегических трудовых потенциалов субъектов

Нормативно-контрольная Регламентирование соблюдения субъектами правовых аспектов, экономической целесообразности и делового этикета 4- Предупреждение и конструктивное разрешение конфликтов, поддержание благоприятного психологического климата

Мотивационная Побуждение субъектов к эффективному взаимодействию в процессе труда посредством материальных и нематериальных стимулов 4- Формирование приверженности организации и сплоченности у субъектов для достижения общей цели с упором на моральные стимулы

Коммуникационная Определение технических, организационных и социально-психологических аспектов передачи информации 4- Помощь в достижении взаимопонимания и правильного восприятия субъектами друг друга при деловом общении

Адаптивная Разъяснение субъекту его функций, позиции в организации по отношению к другим субъектам и его роли в достижении генеральной цели -*■ 4- Интеграция новых наемных работников в коллектив, приспособление персонала к изменениям в организации

Инновационная Разработка и внедрение новшеств в социальное и трудовое взаимодействие субъектов для повышения эффективности производства 4- Повышение экономической эффективности за счет повышения социальной эффективности путем применения новых психологических методов

Рис. 3. Взаимосвязь корпоративной культуры, социально-трудовых отношений на предприятии

и организационного поведения

Причем необходимо отметить, что данная взаимосвязь является двусторонней. Так изменения в организационном поведении, например, непринятие ценностей или правил, диктуемых корпоративной культурой, может привести к изменениям в сфере социально-трудовых отношений и послужить сигналом не только к применению санкций и насаждению принятых норм, но и к пересмотру первоначальных установок организации и совершенствованию корпоративной культуры. Данный процесс нередко сопровождается конфликтами и требует от менеджера своевременного вмешательства.

Автор статьи рекомендует использовать при решении конфликтов в зависимости от ситуации методы, представленные на рис. 4.

Рис. 4. Методы разрешения конфликтов на предприятии

Корпоративная культура является опорой для руководства бизнес-системой при управлении коллективом, что должно обеспечить направление вектора интересов работников и использование их стратегических потенциалов на достижение генеральной цели организации. Она затрагивает не только процессы общения в бизнес-системе, но и производственные, и организационные аспекты. В современном научном подходе ее можно назвать одной из базовых функций управления, наряду с организацией, планированием, мотивацией и контролем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артамонов Б.В. Стратегическое управление авиатранспортным производством. М.: ЛАРС, 2013. С. 10-29.

CORPORATE CULTURE AS AN ELEMENT OF ORGANIZATION'S STRATEGICAL POTENTIAL

Lebedeva L.A.

The article proposes a complex approach to the notion of corporate culture as a basic function of management and discloses its role in realization of business-system's strategical potential, describes interconnection of corporate culture with socio-labour relations and behaviour in organization. This approach makes it possible to raise target, social and economic effectiveness of labour disputes in company management.

Keywords: conflict, corporate culture, management.

REFERENCES

1. Artamonov B.V. Strategicheskoe upravlenie aviatransportnimproizvodstvom. M.: LARS. 2013. Pp. 10-29. (In Russian).

Сведения об авторе

Лебедева Любовь Александровна, окончила МГТУ ГА (2009), кандидат экономических наук, ведущий экономист контрактной службы МГТУ ГА, автор 23 научных работ, область научных интересов - маркетинг, стратегический менеджмент, управление персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.